Храм Солнца Мира. (И переход на главную)   "Роза Мира": ... Внутреннее делание вообще, а келья и затвор в особенности, раскрывают в человеке то, благодаря чему становится служение человечеству и помогание ему из уединения ...   Даниил Андреев, автор ''Розы Мира''

 Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье? Женя, 2 кл "Дети пишут Богу"

| Главная  | О сайте  | Д. Андреев  | Роза Мира  | Статьи  | Форум  | Библиотека  | Контакт  |

 

Метаистория (5)


Иоанн Чудотворцев

Иоанн Чудотворцев

Новая волна

Скачать HTML-вариант статьи: 168 кб Rar   Скачать DOC-вариант статьи: 196 кб Rar

Рождение Звенты-Свентаны в одном из затомисов совершенно предрешено.
Предрешено, следовательно, и рождение Розы Мира в человечестве.
Но когда именно, как именно и с какой степенью полноты
совершится это историческое событие, предвидеть в точности — свыше наших сил.

Даниил Андреев

 

Новая волна – не только молодежные движения конца шестидесятых, с их пацифистскими настроениями, увлечениями новой музыкой, бусами, колокольчиками и лозунгом «занимайтесь любовью – а не войной!». Не только фотографии Биттлз, манера разговаривать на сленге и полное неприятие каких-либо авторитетов. Знаменитые джинсы и кроссовки, в которые одевались юноши и девушки.

Это был взгляд на мир под определенным углом. Для Новой волны была характерна новая система ценностей, в которой очень большое значение имели интернационализм, пацифизм, любовь к природе, полный отказ от милитаризма и расовой дискриминации, а заодно и таких традиционно капиталистических догм, как обогащение, карьера.

Автор статьи [ 1 ] пишет:

« Была предпринята попытка опрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры - Эpы Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было расчета; она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть ».

Заметим, что позже светлая эта идея подверглась многочисленным искажениям и замутнениям, а где-то была и дискредитирована. В среду молодежи проникли наркотики, были сняты почти все ограничения в области секса. Молодежные движения в конце 60-х, расплескавшись, утратили свою силу и первую чистоту.

Но за несколько лет Новая волна успела зажечь много чрезвычайно ярких огней, повлиявших на всю последующую историю. Это и Биттлз, с их неповторимыми мелодиями, изменившими все восприятие музыки. Это и революция в кинематографе, связанная с такими именами, как Фредерико Феллини, Годар, Шаброль 1.

Однако новая волна не исчерпывается явлениями культуры. Сюда можно отнести и экологическое движение, и новые течения в религии. С ней были тесно связаны борьба за освобождение колоний, всплеск национального самосознания в странах Африки, Азии, Карибского бассейна.

Последствия всех этих событий для мира переоценить невозможно, хотя сама Новая волна схлынула так же неожиданно, как началась.

Что же произошло во второй половине шестидесятых? Что это была за цепь явлений, перевернувшая многие представления о мире, традиционный уклад и многие ценности, казавшиеся почти незыблемыми, и в то же время не сумевшая поддержать саму себя?!

Попытаемся разобраться со всеми этими непростыми вопросами, насколько это вообще возможно. Здесь я ни в коем случае не хочу раз и навсегда разложить все по полочкам, расставить точки над « i », или создать новые догмы. Эта статья – приглашение к диалогу, поскольку из всего, что касается метаистории последних сорока лет, данный узел представляется лично мне наиболее сложным и интересным.

 

Низлияние женственности

В условиях жесткого противостояния не только государств, но и цивилизаций, сохранявшегося в мире до конца 20 века, остро стояла потребность создания новых типов культуры, которые были бы понятны одинаково американцу и русскому, англичанину и китайцу, японцу и итальянцу.

Требовалось через смягчение личности сделать человека более свободным от влияния общественных стереотипов, более независимым, более зрелым. С метаисторической точки зрения это представляло огромную важность, так как ослабило бы влияние на человечество демонов великодержавия, а именно они определяли уклад «холодной войны».

Требовалось поставить вопрос так, чтобы ценность человеческой личности стала главной в мире и, наконец, изменить общественный климат так, чтобы сделать неприемлемой саму идею войны .

Смягчение климата во все эпохи осуществлялось с помощью сил женственности .

Вряд ли можно сомневаться и в том, что в 60-е годы 20 столетия произошло еще одно низлияние женственности. Вопрос лишь в том, могло ли это низлияние быть личным.

Согласно предсказаниям Андреева, именно в эти годы должна была воплотиться в одном из затомисов Звента-Свентана. Однако произошло ли это в действительности? Едва ли.

Навна, Соборная душа России по-прежнему оставалась в плену, возможности освободить ее в ближайшее время не было.

Может быть, для воплощения Звенты была избрана другая небесная страна?

Задумаемся на миг над этой возможностью. Могло ли произойти воплощение Звенты-Свентаны в затомисе Северо-западной метакультуры? Едва ли – хотя бы потому, что шрастр ее находился под демоническим черным благословением Гагтунгра.

Да и потенциальные возможности этой метакультуры не соответствовали задачам такого масштаба 2.

Пожалуй, наиболее удобной для воплощения Звенты-Свентаны была метакультура Романо-католическая. Однако, во-первых, приведенные цитаты Андреева и Тойнби относятся и к ней. А во-вторых, Романо-католическая культура, в отличие от метакультуры Российской, не подготавливалась специально для миссии подобного рода.

Тогда, пожалуй, остается задать последний вопрос – не могла ли это быть метакультура Индийская?

Действительно, затомис Индийский, самый яркий и мощный из всех существующих представлялся одной из реальных альтернатив. Соборная душа Индии была (и, думаю, остается) свободна, уицраор Индии Авардал, несмотря на ряд своих тиранических проявлений, в целом находился под контролем света.

Однако индуизм, традиционная индийская религия, не был способным ко всемирной экспансии своих идей. Это так же оговорено самим Андреевым, причем в весьма категоричной форме 3.

Более того, там же, в конце Главы «христианский миф и прароссианство» (Роза мира, книга 7, гл.2) Даниил Андреев четко выражает мысль о том, что метакультурой, обладающей всемирной миссией такого масштаба, должна быть метакультура христианская .

Таким образом, в 60-е годы в энрофе не было ни одной метакультуры , в затомис которой могла бы воплотиться Звента-Свентана.

И поэтому можно сделать вывод, что произошедшее низлияние сил женственности носило лишь подготовительный характер.

И именно этим – что Звента-Свентана не воплотилась, – можно объяснить неполноту проявлений новой волны, ее незаконченность, оборванность. Большой разрыв между ожиданиями людей и реальными событиями, остро наметившийся к концу шестидесятых, и ставший главной причиной неудачи Новой волны, так же связан именно с этим.

Остановимся теперь на изменениях, вызванных Новой волной, более подробно и проследим, как в различных сферах они повлияли на жизнь человечества.

 

Освобождение колоний

Одним из главных событий, связанных с Новой волной, стало освобождение колоний во всем мире, распространение демократических идей на страны Африки, Юго-восточной Азии и Латинской Америки.

Колониальная система была жестоким пережитком тех эпох, когда человеческая жизнь покупалась и продавалась за деньги, и когда на огромных территориях процветало жесточайшее рабство.

То, что перемены были значительны по масштабу, можно легко ощутить, сравнив политическую карту Африки начала 1950-х и современную.

Слева на месте знакомого нам сегодня многообразия красок монотонные территории, выкрашенные в фиолетовый цвет – Французская Сахара, бледно-зеленые колонии Британии, коричневые – Португалии, желтые – Бельгии и Испании. На всем континенте в начале 1950-х было только четыре независимых государства – Египет, Эфиопия, Либерия и ЮАР.

Примерно также обстояли дела в Латинской Америке, Юго-восточной Азии, Океании…

Конечно, почва для освобождения колоний возникла еще в 40-е годы, сразу после второй мировой войны, когда отвращение людей к войне и насилию вызвало желание покончить с колониальной системой. И первой серьезной победой было освобождение Индии.

Но настоящий размах это движение обрело в начале 60-х. Начиная с Севера Африки, лавинообразный процесс освобождения колоний охватил весь континент. 1960-й год вошел в историю как “год Африки”. Стали независимыми сразу 17 государств 4. Чуть позже этот процесс распространился на колонии Англии, Бельгии, Португалии и других стран. К середине 1960-х цвета политической карты Африки изменились до неузнаваемости, став почти такими, какими они известны нам сегодня (карта справа) 5.

Конечно, без внутреннего национально-освободительного движения в этих странах освобождение колоний было немыслимо. Но следует сказать, что не во всех случаях это движение стало определяющим фактором.

Для того, чтобы сделать этот процесс возможным, требовался переворот в сознании граждан колонизирующих государств. Колонии давали метрополиям легко доступные ресурсы, территории для освоения, постройки заводов, создания новых рабочих мест. Давали колоссальные ресурсы на рынке труда. И хотя в ряде случаев экономики колоний, возможно, были убыточны, вряд ли можно согласиться с высказываемой порой идеей, что освобождение колоний было экономически выгодно.

Если же посмотреть на ситуацию под углом метаистории, необходимо обратить внимание и на то, уицраоры вообще не склонны ничего отдавать, особенно когда речь идет о территориях. То, что распад колониальной системы стал возможен, говорит о том, что влияние уицраоров на колонизирующие государства серьезно уменьшилось 6.

Поэтому мне кажется, что освобождение стало возможным лишь благодаря низлиянию женственности в 60-е годы.

Изменение взгляда на колонии связано с общим смягчением нравов, с процессами взросления европейских наций, с таким углом зрения на вещи, когда ценность человеческой жизни становилось все большей. Сама ситуация, когда одни народы живут за счет других, начинала казаться немыслимой.

Процесс деколонизации активно шел по всему миру. Почти такие же мощные процессы, как в Африке, начинались в те годы в Океании, в Юго-восточной Азии, в Карибском регионе. И хотя на пути становления новых государств предстояло еще множество нелегких этапов 7, возникала надежда, что мир больше никогда не будет больше разделен на сферы влияния пяти-шести главенствующих империй.

 

Новая волна в культуре

Рок-музыка была и до шестидесятых, и после. Но особенностью этого десятилетия явился необычный подъем рок-музыки, некое огненное прикосновение, сделавшее возможным особенный взлет.

И самое непосредственное отношение к этому взлету имели, конечно же, «Биттлз». Джереми Паскаль в своей «энциклопедии Рок-музыки» пишет о «Биттлз»:

Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру…Они превратили пустую развлекательную музыку, исполнявшуюся слащавыми марионетками, в целую субкультуру… Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому [4].

Обратим внимание на две важные особенности. Стремительный взлет Биттлз начинается в 1963 году, меньше чем через полгода после Карибского кризиса. Случайность? Едва ли.

Первое радиоинтервью с Биттлз было сделано 28 октября 1962 года – в тот самый день, когда после нескольких дней острого политического кризиса Кремль и Белый дом сумели достичь мирной договоренности. Почти мистическое совпадение, не так ли?

«Love Me Do» вошла в «горячую тридцатку» в декабре 1962 под №21, а в январе поднялась до №17. Хит не особенно крупный, но достаточный для того, чтобы новую группу заметили [4].

В начале популярность Биттлз была во многом связана с их протестным настроем. Они одевались не так, как было принято, носили стрижки, которые были не приняты, играли не так, как было принято.

Леннон постоянно бросал вызов традиционному укладу общества. Та мысль об отрыве общества от государства, который стал намечаться в шестидесятые, была однажды озвучена им самим:

Думаю, всем нашим обществом правят безумцы, преследующие безумные цели. Вот что я понимал и в шестнадцать, и в двенадцать, но в разные периоды жизни я выражал свое понимание по-разному. Все это время чувство оставалось тем же, просто теперь я могу облечь его в слова. Нами, похоже, правят маньяки, и цели у них маниакальные.

(Дж. Леннон)

В школе Леннон был задирой и драчуном, но при этом оставался интеллектуалом, с глубокой, чувствительной и ранимой душой. Он рос без родителей, и выработал в себе достаточно жесткости с самого раннего возраста. Вот как рассказывал Леннон о своем детстве:

Однажды в меня стреляли за кражу яблок. Я часто подворовывал вместе с другом. А еще мы катались на задних буферах трамваев, ходивших по Пенни-Лейн, и проезжали целые мили, ничего не заплатив.

Именно в таких условиях сформировался человек, который был по натуре глубоким мыслителем и поэтом. Неудивительно, что первые альбомы Биттлз содержали незамысловатые тексты о любви, страсти, юности. Акцент делался при этом не на содержание, а на музыкальное звучание и на то, как они себя преподносили публике.

Однако к 1965 году подход меняется.

К концу 1965 года был готов альбом "Rubber Soul", ныне классика фолк-рока. В своих текстах Леннон, Маккартни и Харрисон, написавший для диска две песни, переходят от незамысловатых историй о мальчиках-девочках к более сложным темам, к проблемам личности на более высоком уровне. [6]

Позволю себе цитату:

Скажи одно слово и станешь свободной, скажи слово и станешь похожей на меня.
Скажи слово, о котором я думаю, ты слышала? Это слово - Любовь.
Оно так прекрасно, оно как солнечный луч. Это слово - Любовь.
Раньше я не понимал, но сейчас до меня дошло, насколько хорошо это слово.
Произнеси это слово и станешь свободной.

(Дж. Леннон, П. Маккартни, «Слово»)

Выпущенный альбом "Rubber Soul" стал классикой рок-музыки. Стиль, который они использовали, назвали «фолк». Биттлз применили новые музыкальные приемы, но это не было главным.

Фолк-исполнитель - это не певец с акустической гитарой, поющий о шахтах и железных дорогах. Ничего подобного мы больше не поем. Теперь мы поем о карме, мире, о чем угодно… - говорил Леннон.

Неудивительно, что следующим шагом было проявление интереса к религии. Исчерпав себя на путях отрицания, они были вынуждены начать поиск среди глубоких идей, выработанных человечеством на пути духа.

В 1966 году в текстах Биттлз проявляется отчетливое влияние Востока. В аранжировках используются национальные индийские музыкальные инструменты.

 

Новая волна в религии

Интерес к религии в 1960-е годы был необычно высок. Это был один из тех достаточно редких периодов в истории, когда религия на какое-то время стала модной .

В первую очередь, это коснулось восточных учений – буддизма, индуизма, даосизма. Новое поколение, выросшее после войны, искало собственного осмысления мира. В те годы происходила глубочайшая переоценка ценностей, и ценности старого мира воспринимались с недоверием. Христианство ощущалось молодежью, как часть существующего взгляда на мир, а доверие к этому взгляду было подорвано.

Поэтому основное направление исканий и оказалось направлено на Восток.

Можно дискутировать на тему, «плохо это – или хорошо». Отметим, что для многих это не означало отхода от христианства, скорее речь шла о его осмыслении под новым углом…

Вот как пишет об этом Авилова в своей статье, посвященной Нью-эйджу:

Среди множества молодежных субкультур 60-ых годов хиппи самая известная. Хиппи начали с того, что отказались во что-либо верить. В их жаргоне центральное место заняло слово"опыт", в значении - "эксперимент". Личный "опыт-эксперимент" стал критерием и мерой качества жизни, он стал определять отношение к традиционным жизненным установкам, выбор собственного пути в жизни, образ жизни.

Такой жизненный эмпиризм привел многих хиппи к эмпиризму религиозному, и на Востоке они получили для приобретения желанного опыта больше возможностей, чем дома. Рейсы в индийские ашрамы стали массовыми. Гуру в отличие от священника не требовал бояться Бога, он учил не смиряться перед Ним, а подниматься до Него. Он тоже говорил, что Бог - это любовь, что природа человека - божественная, что душа не умирает, но делал это по-другому: дружелюбнее, естественнее, остроумнее, теплее. Он не служил в церкви в отведенные часы - он жил в ашраме, открытом для всех в любое время, и там, вместе с ним, могли жить ученики [6].

В 1968 году Биттлз становятся учениками Индийского духовного учителя Махариши, основателя движения трансцендентальной медитации. Оставляя в стороне анализ этого конкретного вероучения, отметим знаковый интерес к востоку, наиболее ярко проявившийся у Дж. Харрисона. А Биттлз были кумирами миллионов, и в эти годы находились на пике своей славы.

Это, безусловно, способствовало распространению интереса к восточным религиям у представителей неформальных молодежных движений, которые и составляли самую яркую, колоритную часть Новой волны.

Так в Западных странах стали распространяться восточные учения, в первую очередь йога, дзен-будизм, суфизм, даосизм. Восточное мироощущение захлестнуло западный мир с особой силой, и это создавало хорошую почву для взаимопроникновения религий и культур.

 

Распространение экологических движений

Проявления Новой волны в разных сферах были весьма многогранными. Общее смягчение нравов и критическое отношение к политике, к государству сопровождалось изменением взгляда на технический образ жизни, традиционные городские ценности.

Люди стали задумываться о том, как далеко оторвались они от природы и какой вред наносят ей, чтобы обеспечивать себе комфортное существование жизни в городах.

Конечно, одной из причин стало ухудшение экологии. Однако и само слово «экология» возникло как раз тогда, поскольку до этого проблемы окружающей среды вообще волновали человека мало.

Бурное развитие техники на протяжении 19 века и первой половины 20 начало серьезно сказываться на развитых странах. Резкий рост автомобильного транспорта в послевоенные годы привел к загрязнению воздуха городов и близлежащих территорий, причем ощущалось это отнюдь не только приборами. Напомним, что тогда не существовало жестких запретов на вредные выбросы, которые были введены гораздо позже. В 60-е годы жители европейских городов впервые познакомились с таким явлением как смог. Стало резко ухудшаться качество городской воды, сокращалась площадь лесов.

Наверное, не случайно, именно в эти годы стали появляться серьезные работы, посвященные проблемам спасения природы. Но их хронологическое совпадение с обозначенными выше событиями вновь удивляет.

В 1962 году в США вышла книга Рейчел Карсон «Безмолвная Весна». В ней рассказывалось о гибели птиц и млекопитающих вследствие применения пестицидов в одном из Штатов США. Книга произвела весьма сильный эффект. На конкретном примере было показано, как может быть губительно воздействие человека на природу и к чему это приведет в масштабах всей планеты.

За полгода до "Безмолвной весны" вышла в свет «Наша синтетическая окружающая среда» Мюррея Букчина. Букчин считается основателем радикального экологического движения на Западе. Ряд его книг, написанных на протяжении 60-х, повлиял на молодежные движения, формирование которых происходило как раз в те годы:

Радикальное экологическое движение 8 в Западной Европе и Северной Америке вышло из массовых социальных протестов шестидесятых годов. Молодежные бунты против убогости капиталистического общества, прокатившиеся по Европе и Соединенным Штатам, дали начало новым социальным движениям, в том числе экологическому.

(Сергей Фомичев) [3]

Благодаря распространению этих движений к концу 60-х правительства были вынуждены принять ряд законов в защиту окружающей среды. В странах западной Европы стали жестко контролировать выбросы вредных веществ в атмосферу и воду.

Так началось распространение экологических движений по всему миру. Позже, в семидесятые годы экологические движения примут более устоявшуюся форму, появятся экологические институты и факультеты. Тогда же, в шестидесятые все это распространялось спонтанно, удивительно живо и естественно.

Однако пора прикоснуться к центральным событиям Новой волны, без которых она была бы совершенно немыслима, и во всяком случае была бы иной.

 

Хиппи - не сбывшиеся надежды

Все танцевали и пели новую поп-pок-музыку. Из Калифорнии приплыли первые хиппи, нечесаные, лохматые, в бубенчиках, бусах, браслетах. Тогда о них говорили на всех углах и во всех домах. В Лондоне был той осенью особый, какой-то предреволюционный аромат. Кажется, Стендаль писал, - несчастен тот, кто не жил перед революцией.

Василий Аксенов [3]

Движение Хиппи зародилось в Америке, тогда как Новая волна в тех или иных проявлениях охватила весь мир. Отождествлять Новую волну только с хиппи неправильно, хотя они и были неотъемлемой ее частью, возможно, самой яркой.

В Америке происходило нечто, подобное нашей хрущевской оттепели: у нее был самый молодой в истории президент, издававший революционные законы и водивший амуры с голливудским секс-символом Мерилин Монро, мир казался полностью открытым для всяческих инициатив, в том числе и для инициатив молодежных…

(Артем Рондарев)

После убийства президента Кеннеди по стране прокатилась волна протеста. А поскольку курс правительства США стал после этого более жестким, а демократическую партию у власти сменила республиканская, молодежные движения приобрели выраженную политическую окраску, которую они до этого не имели.

Немалую роль сыграло и то, что Америка вела войну во Вьетнаме, которая по мнению молодежи была несправедливой. Напомним, что в те годы в США еще действовал обязательный призыв в армию, и молодежь была в данном случае непосредственно заинтересована в прекращении войны 9.

Наряду с этим в шестидесятые годы в Америке прокатилась волна в защиту цветного населения, реальные права которого в те годы еще серьезно ущемлялись. После освобождения колоний в Африке ограничение в правах по расовому признаку в развитых странах выглядело жестоким анахронизмом.

В такой среде зарождалось движение хиппи. Название «хиппи» возникло из сленга битников – молодежного движения середины 50-х.

  Слово "хиппи" - битнического происхождения: у джазменов, а после у битников слово "hip" имело массу значений, от "клево" до "правильно". То есть хиппи изначально, одним своим именем позиционировали себя как "то, что надо" [7].

Примерно в это же время в Америку приехали с выступлениями Биттлз. Их успех был ошеломительным, причем такое происходило впервые у английской рок-группы, до этого чаще американцы пользовались успехом в Британии.

Взяв на вооружение в качестве идеологии Биттлз, битников и некоторых радикальных писателей 60-х, и закалившись в политическом противостоянии с властями, хиппи показали себя как мощное, масштабное движение.

Их влияние на общественную и политическую жизнь США в 60-е годы было бесспорным. Отчасти под их влиянием в мае 1968 года американское правительство начало мирные переговоры во Вьетнаме, а к середине 1969 начался вывод американских войск из этой страны.

И хотя для принятия этих шагов существовали и внешнеполитические причины, нельзя списывать со счетов гражданский и общественный климат в США. А он, в свою очередь, определялся молодежными движениями.

 

Дети Цветов в Европе

Вспыхнув, подобно огню, движение Детей Цветов перекинулось из Нового света в Старый.

"Бабушка Лондон" становился Меккой мировой молодежи... Там было весело тогда, в ноябре 1967-го! На маленькой Каpнаби-стpит в каждой лавчонке танцевали и пели под гитару. На Поpтобелло-pоад вдоль бесконечных рядов толкучки бродили парни и девочки со всего мира и в пабах и на обочине пили темное пиво "Guinnes" и говорили, бесконечно говорили о своей новой новизне...[1]

Чтобы понять лучше идеологию хиппи, приведем речь, примерное содержание которой можно было услышать в те годы на улицах Лондона:

Мы уходим из общества не для того, чтобы в стороне пpезиpать его, а для того, чтобы его улучшить! Мы хотим изменить общество еще при жизни нашего поколения! Как изменить? Ну хотя бы сделать его более терпимым к незнакомым лицам, предметам, явлениям. Мы хотим сказать обществу - вы не свиньи, но цветы. Flower power! Ксенофобия - вот извечный враг человечества. Hетеpпимость к чужакам, к непpинятому сочетанию цветов, к непpинятым словам, манерам, идеям. "Дети цветов", появляясь на улицах ваших городов, уже одним своим видом будут говорить вам: будьте терпимы к нам, как и мы терпимы к вам. Не чурайтесь чужого цвета кожи или рубахи, чужого пения или "измов". Слушайте то, что вам говорят, говорите сами - вас выслушают!

Make Love not War! Любовь - это свобода! Все люди - цветы!

 Ветвь апельсина смотрит в небо без грусти, горечи и гнева. Учитесь мужеству и любви у апельсиновой ветви, опыляйте друг друга! Летайте!

Естественно, эта огненная идеология требовала немедленного выхода, действия.

Но в политической жизни Европы не было таких явных, острых проблем, как в США. Здесь требовались, скорее, тонкие перемены в мироотношении, в образе жизни.

Молодежь, между тем, ощущала желание перемен, хотя и не могла, не умела прочувствовать, какого рода перемены могли бы здесь помочь.

Имела большое значение неудовлетворенность духовных исканий, поскольку в мировых религиях не произошло каких-либо серьезных изменений. Роза мира не воплотилось, традиционные конфессии оставались прежними. Чувство духовного голода не могло быть удовлетворено одними выступлениями на улицах. А та восточная мистика, которая понемногу распространилась, оставалась уделом сравнительно небольшого числа искателей…

Отсюда и возникло два вида протеста, которые не замедлили вылиться. Первый был направлен в политическую сферу.

По всей Западной Европе прокатилась мощная волна демонстраций, бунтов против существующей политической власти. Молодежь требовала отставки правительств, и была готова подкрепить свои требования протестами на улицах, массовыми беспорядками.

Ткань разорвалась там, где сопротивление было минимальным. В результате молодежных бунтов 1967 года ушел от власти во Франции президент Де Голль – тот самый де Голль, благодаря которому была освобождена в течение нескольких лет вся Северная Африка.

Напротив, те правительства, которые вели себя более консервативно, жестко и может быть, на деле требовали смещения, как раз остались у власти. Подобные коллизии часто случаются в истории.

Но с изменением политического режима ожидаемой духовной свободы не стало больше. Молодежь не обрела того, что искала, напротив, отношения между поколениями стали более напряженными. Старшее поколение относилось теперь к молодежным движениям с большей настороженностью.

Поэтому второй вид протеста оказался направлен уже против общепринятой в обществе морали, норм поведения, традиций.

Закат

      Кабинетные социологи, разводя холеными ладонями, объясняли бунт молодежи повышением солнечной активности. В гуще хиппи, в котле, уже кто-то, но только уж не Аполлон, сбивал мутовкой масло, и раскаленные шарики выскакивали на поверхность, - воинственные хиппи, "ангелы ада", "гоpодские геpильеpы", а потом и слуги "сатаны" Менсона. Диалектика давала предметный урок любителям ботаники…

В. Аксенов

Трудно возлагать на кого-либо ответственность за случившееся тогда. Старшее поколение, думается, сделало недостаточно для того, чтобы понять молодежь и ее искания. Все списывалось, как часто бывает, на возраст, неопытность и прочее.

Так или иначе, основным бичом, который поразил молодежные движения, стали наркотики.

К концу десятилетия в общину хиппи стали проникать тяжелые наркотики, и участь движения была предрешена: дети цветов превратились в обыкновенных наркоманов, занимавшихся всеми самыми неприглядными вещами - от проституции до банального сотрудничества со спецслужбами.

(Артем Рондарев)

Жесткие оценки А. Рондарева во многом справедливы, но акценты, на мой взгляд, расставлены неправильно. Можно предположить, что автор не прочувствовал причины, по которым с молодежью произошли эти трагические изменения.

В состоянии наркотического транса хиппи искали того, чего не могли обрести в реальной жизни. Думаю, что они вызывают не осуждение, а жалость.

В 1967 году от передозировки умер продюсер Биттлз. Сами Биттлз тоже какое-то время употребляли наркотики, однако их дух был достаточно силен, чтобы сопротивляться, и к тому же в их жизни была четко поставленная цель, которой они следовали всегда. А их главное увлечение – рок-н-ролл, которому они всегда оставались верны, не позволяло им увлечься сколько-нибудь серьезно чем-то иным. Поэтому Биттлз справились с ситуацией, хотя в те годы в группе произошел надлом, который им так и не удалось преодолеть.

Тогда же, в конце 60-х произошло и то, к чему я могу едва прикоснуться в этой статье – сексуальная революция. По-прежнему буду избегать простых и однозначных оценок.

Молодежь пыталась обрести в физической любви того, чего не смогла обрести в духовной. В их глазах это был протест против лживой викторианской морали, когда даже разговоры о сексе считались неприличными, а общество погрязало в насилии и лжи.

Но так или иначе, все эти события предопределили закат новой волны.

И вскоре произошли знаковые события, этот закат знаменовавшие. В начале семидесятых ушли из жизни многие яркие поп-звезды, с которыми связывали расцвет и пик новой волны. В сентябре 1970 умер Джими Хендрикс. Через месяц, в октябре, умерла Janis Joplin . «Оба были жертвами наркотиков, оба спешили жить, предчувствуя близкий конец» [4].

В том же 70-м году распались «Биттлз».

Ушел Пол Маккартни. Его бранили, но этот шаг был неизбежен. … Биттлз уже не являлись четырьмя гранями одной личности, теперь это были четыре очень разных человека, каждый с собственной жизнью, собственными интересами и собственной музыкой. Маккартни сделал решительный шаг. Если бы не он, это сделал бы Леннон.

(Джереми Паскаль)

В музыке происходит заметное утяжеление стилей. Выходят на сцену тяжелый рок, хеви-металл.

Масс-культура становится более грубой, идеи мира, пацифизма, вегетарианства улетучиваются из нее в другие сферы, остается лишь одна идея – протестная, которая и проявляется наиболее ярко в новом молодежном движении, панк .

К началу семидесятых хиппи незаметно исчезают с улиц и площадей…

Но можно ли говорить о том, что на этом Новая волна прекратилась?

 

Отблески

Нет, хиппи не умерли, не кончились. По-прежнему бродят они по городам и весям, проповедуя любовь и доброту, раздражая обывателей своим внешним видом и упорным нежеланием работать. По-прежнему звон их колокольчиков напоминает о том, что романтики, неисправимые дети-цветы пытаются достучаться до сердец людских, наглухо закрытых броней банкнот и цинизма, именуемой житейской "мудростью", хотят растопить лед человеческой отчужденности....

Достучатся ли ?? Удастся ли ??

В. Аксенов

Что происходило в действительности?

Брызги Новой волны рассыпались по миру. В 70-е годы не угас интерес к восточным религиям – он стал лишь глубже, основательнее. Ширилось экологическое движение. К концу 70-х годы, как реакция на засилие рока и металла, выдвинулись новые музыкальные стили, в первую очередь, музыка диско. Пацифисты и экологи протестовали против холодной войны в разных частях мира.

Что характерно, именно тогда, в застойные 70-е годы Новая волна проникла в Россию.

Дух свободы, искательства, неформальности, который она несла с собой, с самого начала вступил в конфликт с жесткой партийной линией КПСС. Идеологическая борьба с Новой волной не принесла успеха. Хиппарей подвергали принудительной стрижке, заставляли носить короткие прически, насильно переодевали. Все это было комично, но более подробно мы рассмотрим то, что тогда происходило, уже в следующей статье, посвященной эпохе застоя.

Для русских же людей "Beatles" имели совершенно особенное значение. Услышав прекрасную музыку, которую советская пропаганда всячески поливала грязью, люди начинали понимать, что их вообще бессовестно обманывают. И в этом смысле для нас "Beatles" сделали больше, чем для своих соотечественников и всего западного мира, для которого они всегда были доступны. Так же, как в крылатой фразе "поэт в России - больше, чем поэт", можно сказать, что рок-музыка в России - больше, чем просто направление музыки, и "Beatles" - больше, чем одна из групп.

(иеромонах Сергий, Рыбко)

Эти слова произнес православный священник в статье, направленной против несправедливых нападок многих христиан в адрес рок-музыки и молодежной культуры.

Надо сказать, что в отношении людей к неформальным движениям по-прежнему сильна инерция, и в этом смысле данная цитата является приятным исключением из общего правила. Настороженность, конечно, отчасти оправдана теми искажениями, которые принесла с собою Новая волна, но иногда в отношении к неформалам слышишь такое категорическое неприятие, что даже можно удивиться. В советское время многие люди старшего поколения любили «почитать» им мораль, объяснить, как их характер пошел бы на поправку от работы на заводе или службы в армии…

Поэтому особенно приятно встречать среди старшего поколения людей, глубоко чувствующих и понимающих молодежь. Был таким чувствующим и понимающим человеком и отец Александр Мень…

Смягчение душевного климата поколения шестидесятников сыграло немалую роль в мирных реформах, которые произошли в 80-е годы. Шестидесятники, бывшие тогда молодыми людьми, выросли; многими из них стали политиками. В душе их отвращение к войне сохранилось на уровне подсознания; стремление к миру, к пониманию, а с другой стороны, к ненасилию стало для них естественным и органичным.

см. продолжение темы в статьях «К метаистории эпохи застоя»,
«Светлые миссии эпохи застоя», «к метаистории перестройки»

2006

Источники

1. "HIPPIES". МОЛОДЕЖHОЕ ДВИЖЕHИЕ 60-х.   http://www.newtech.ru/~gradient/glc/hippy.html

2. Освобождение Африканских колоний http://sitim.sitc.ru/E-books/metod/Geograph/politmap/afrik1.HTM

3. Сергей Фомичев. ЭКОАНАРХИЗМ МЮРРЕЯ БУКЧИНА http://slavya.ru/eco/reconstr/rec01.htm

4. Джереми Паскаль. Иллюстрированная история Рок-музыки http://www.altmusic.ru/genre/PascallRockMusicHistory_2.html

5. THE BEATLES - краткая биография http://beatles-online.narod.ru/Lennon/lennon_bio.htm

6. Авилова. О «Нью-эйдже»- "НОВОМ ВЕКЕ" http://www.avilova.org/consciousness_about_the_new_age .

7. "Битники","Хиппи". Артем Рондарев, Play №9-10 2002 год, редакция T WAIN http://www.altmusic.ru/genre/BeatnikiAndHippie.html

8. Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура - сатанизм или богоискательство? (глава Антиподы ли Православие и рок-культура?) http :// lazarevskoe . orthodoxy . ru / rock

 

Примечания

1 - Кстати, само словосочетание «Новая волна» первоначально обозначало направление во французском кинематографе (La nouvelle vague) и до сих пор употребляется в узком смысле именно в этом значении. В те годы французский кинематограф обретал новое рождение, появилось множество ярких женских образов. Именно тогда обрели знаменитость такие актрисы как Бриджит Бордо, Софии Лорен.

2 - всемирной задачей двух западных сверхнародов является создание такого уровня цивилизации, на котором объединение земного шара станет реально возможным, и осуществление в большинстве стран некоторой суммы морально-правовых норм, ещё не очень высоких, но дающих возможность возникнуть и возобладать идее, уже не от западных демиургов исходящей и не ими руководимой : идее преобразования государств в братства параллельно с процессом их объединения сперва во всемирную федерацию, а впоследствии — в монолитное человечество… однако этот этап находится уже за пределами долженствования западных культур как таковых. («Роза мира»).

В этом смысле интересны так же слова известного историка А. Тойнби:

«Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять… человечество не может достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время соверешенно очевидна насущная необходимость объединения…»
(А. Тойнби. «Контакты между цивилизациями»).

3 - Что же касается индуизма, то та же самая причина [чувство безнадежности в отношении просветления материального мира – И.Ч.] выразилась в судьбах этой религии ещё и той исторической особенностью, что индуизму остался почти совершенно чужд какой бы то ни было прозелитизм. («Роза мира»)

4 - не последнюю роль сыграла тут активная позиция Шарля де Голля, бывшего в то время президентом Франции.

5 - подробную хронологию освобождения колоний Вы можете посмотреть в Приложении I .

6 - тут нельзя исключать из виду, что с самими уицраорами колонизирующих держав могла быть проведена определенная «работа» со стороны сил света, однако о характере этой работы мы можем лишь догадываться в настоящее время.

7 - к сожалению, после освобождения многие африканские государства вошли в длительную полосу политической нестабильности, гражданских войн и военных переворотов.

8 - "Надо отметить, что до 1968 года любая книга по экологической тематике считалась радикальной, так как бросала вызов основам существовавшей системы" – пишет Сергей Фомичев.

9 - Одной из высших точек движения хиппи принято считать выступления против войны во Вьетнаме, которые прошли в конце 60-х и не обошлись без жертв - после одной из демонстраций, собравшей полмиллиона участников, которым даже удалось со всех сторон окружить Пентагон, на земле остались трупы манифестантов, застреленных Национальной гвардией. Многие молодые люди сжигали свои повестки и бежали в Канаду, чтобы не быть забранными в армию. [7]


© Иоанн Чудотворцев Опубликовано: 01.07.2005

Обсудить на форуме     Раздел "Метаистория"


| Главная  | О сайте  | Д. Андреев  | Роза Мира  | Статьи  | Форум  | Библиотека  | Контакт  |


© 2004-2011 RozaMira.Org
при цитировании просим ссылаться

  Яндекс цитирования