Роза Мира. Рисунок Даниила Андреева   Мы дошли до метаистории современности. Но современность тем и отличается от прошлого, что мы никогда не располагаем в своем знании о ней той суммой фактов, какой располагаем относительно даже самых темных эпох прошлого... .   Даниил Андреев

RozaMira.Org


Иоанн Чудотворцев

Иоанн Чудотворцев

К метаистории Новой России

Сравнение и несравнимость
Последствия распада СССР
О положении Соборной Души
Четвертый уицраор
Двоевластие
Сомнения
О целостности государства
Экономика и агрессивные эгрегоры с Запада
Политика и метаистория
О Чечне
Генерал Лебедь
Вторая половина 90-х
Еще о Чечне
Укрепление центральной власти
Перспективы
Соборная душа сегодня


Эта работа продолжает «К метаистории перестройки».

Настоящая редакция статьи – вторая, в ней многое изменено, написано более осторожно, а в некоторых местах добавлены необходимые пояснения. Хочется сказать спасибо друзьям за все обсуждения на форумах и в переписке, которые состоялись за прошедшие несколько лет.

Метаистория 90-х – непростая тема. Речь идет о недавнем времени, граничащем с нашим настоящим. События еще не успели «остыть», стать историей как таковой. Иногда возникает желание воздерживаться от обсуждения метаистории этого отрезка вообще. Но все же, на мой взгляд, какие-то ключевые моменты обозначить необходимо, так как метаистория помогает понять, где мы находимся сейчас, куда движемся, что предстоит сделать в ближайшее время.

Данная статья – лишь шаг в поиске истины, а не попытка заявить, что истина найдена. По мере того, как наш духовный опыт будет становиться глубже, полнота картины станет увеличиваться, начнут проясняться детали, которые мы не в состоянии различить сейчас.

 

Сравнения и несравнимость

И после смутного времени, и после революции Россия оказывалась в состоянии, когда ей приходилось восстанавливаться – не только в смысле государства, но и в смысле сверхнарода.

Смутное время принесло русскому народу много горя и тревог, но в то же время принесло и осмысление, новый, необходимый для становления опыт. Даниил Андреев писал:

Итак, Великая Смута вывела народ из состояния детства. Она дала ему метаисторический опыт, который обогатил его. Но усвоение этого опыта потребовало длительного времени; вполне он не усвоен, как видно, и до сих пор.

Именно под таким углом зрения, мне кажется, правильнее всего рассматривать события 90-х годов.

Это было сложное время, но оно многое дало. За новыми трудностями, испытаниями, пришло более глубокое осмысление своего пути. Впрочем, подобное осмысление не может происходить быстро. Если в середине 20-го века Андреев писал, что опыт Смуты до конца еще не усвоен, то как можно ожидать этого для событий 1990-х, если с тех пор прошел всего какой-то десяток лет! Именно сейчас мы пытаемся разобраться, что произошло тогда – с исторической и метаисторической точки зрения.

Спокойному осмыслению еще могут мешать эмоции, воспоминания, переживания... Кто-то потерял деньги из-за инфляции, кто-то был вынужден уехать в другой город, другую республику бывшего СССР, кто-то остался без любимой работы. Прежде всего хочется призвать и себя самого, и читателей по возможности отслоить личную окраску воспоминаний от объективно произошедшего.

У многих людей было чувство, что в 1991 году они потеряли что-то хорошее. Попытаемся понять, действительно ли что-то важное и хорошее было потеряно, и если да, то что именно, а о чем, быть может, жалеть не следует…

 

Последствия распада СССР

Можно говорить о последствиях для государства, для других государств, для истории, для культуры, для науки, для каждого конкретного человека. Но здесь имеет смысл говорить лишь о последствиях такого масштаба, которые ощутимы с точки зрения метаистории . Поэтому, опуская из вида тысячи менее значительных связей, я остановлюсь лишь на тех, которые имеют значение для высшей миссии России, о которой говорится у Даниила Андреева.

Среди негативных последствий метаисторического масштаба можно отметить главные два.

1. Ослабление Российской метакультуры. Единое государство, независимо от отношения к нему, все же выполняло роль «сосуда народоустройства», той внешней формы, которая требуется для благоприятного развития сверхнарода в энрофе 1. Раздробленность стала причиной гибели не одной метакультуры, и эта опасность вновь замаячила на горизонте России в 1990-е годы.

Особенно печальным было отделение братских народов Украины и Белоруссии, участвовавших в жизни метакультуры на протяжении всей ее истории, с самого начала.

Отпадение республик Средней Азии тоже воспринимается с огорчением – в первую очередь, из-за разрыва культурных и человеческих связей. Однако с точки зрения метаистории едва ли можно видеть в этом трагедию – ведь эти народы не относились к Российской метакультуре 2. Правда, можно предполагать, что они начали входить в орбиту влияния Российской метакультуры за время жизни в СССР – и этот процесс с распадом Союза был прерван, – однако все же это куда меньшая беда, чем отделение Украины и Белоруссии.

Оговорюсь еще раз, что эмоционально отделение всех республик воспринималось и воспринимается очень тяжело, поскольку при этом произошел болезненный разрыв тысяч межчеловеческих связей. Многие миллионы русских оказались за рубежом, где попали в тяжелые и неблагоприятные условия. То же произошло и с людьми других национальностей, привыкшими считать себя в «братских» республиках дома, и оказавшимися после распада СССР изгоями и нежеланными гостями. Однако даже эти эмоциональные, человеческие трагедии меркнут по сравнению с метаисторической опасностью гибели метакультуры или срыва ее миссии…

2. Нарушение геополитического баланса. В результате крушения сверхдержавы, которой являлся Советский союз, наступил конец тому, что политики называют «двухполюсный мир». Соединенные Штаты Америки получили возможность претендовать на мировое господство.

Это последствие является однозначно отрицательным, если иметь в виду все, что писал Андреев об опасности американской космополитической доктрины для будущей Розы мира и о наличии «темной санкции» у американской государственности. Планы высших сил тьмы, о которых говорил в свое время Даниил Андреев, были в этой части достигнуты 3

Теперь космополитическая концепция США смогла проникнуть в те страны, где она раньше встречала жесткие идейные препятствия со стороны своей конкурентки.

Таким образом, еще до возникновения Розы мира возникли менее благоприятные условия для ее прихода.

Но… каковы бы ни были последствия распада СССР, мы должны четко понимать, что с метаисторической точки зрения они были следствием гибели третьего уицраора. А третий уицраор оказался непреодолимым препятствием на пути выполнения главной метаисторической миссии России. Да, Силы Света пытались – несмотря на колоссальную трудность этой задачи – воздействовать на третьего уицраора в том направлении, чтобы перенаправить его на демократический путь развития. Но эта попытка при яростном сопротивлении высших сил тьмы планетарного космоса потерпела крах. Силы света не смогли инвольтировать третьего жругра таким образом, чтобы он допустил демократические изменения, достаточно полные для освобождения Соборной души Навны и возникновения Розы мира в России.

Поэтому не оставалась никакой другой возможности для созидательного развития метакультуры, кроме устранения этого демона с арены мировой истории. В историческом плане это проявилось в неспособности тоталитарной командно-административной советской системы перестроиться к демократическим условиям и последующей полной гибели этой системы.

С гибелью же этой системы было устранено препятствие на пути полномасштабных демократических реформ, а в метаисторическом плане – на пути освобождения из плены Навны, Соборной души России.

 

О положении соборной души

Произошло ли освобождение Соборной Души с гибелью третьего уицраора?

Вопрос немаловажный, так как это освобождение – необходимое условие выполнение Россией своей главной миссии. Если освобождения не произошло, то никакой особой пользы от гибели третьего уицраора для сил света не было.

К ответу на этот вопрос подойдем издалека.

В седьмой книги «Розы мира» Андреев перечисляет девять основных типов народоустройства и связанные с ним положение великих иерарх и й. Мы процитируем те три, которые могут иметь отношение к рассматриваемой ситуации, исключив остальные шесть, явно не соответствующие сегодняшним реалиям России и мира.

3. Крайне твёрдое состояние государственности. Деспотическая держава-колосс. Тирания демона великодержавия. Сохранность эфирного воплощения Соборной Души, но крайнее сужение её свободы действий, то есть её плен в глыбах государственности. В конце этой стадии, а иногда и раньше демиург снимает свою санкцию с демона государственности.

Примеры: великие империи-тирании, Ассирия, Карфаген, Рим, Багдад, империи Чингиз-хана, Тамерлана, Испания XVI века, Британия XVIII-XIX веков, империя Наполеона, государство Гитлера и т. п.

5. Раздробленность единого устройства сверхнарода на множество твердых государственных единиц. Развитие локальных сил, вырвавшихся из-под контроля иерархий. Ослаблений активной творческой силы последних. Состояние Соборной Души, схожее с состоянием глубокого недуга .

7. Государственное устройство смягчённого типа, созданное при условии социально-этической зрелости сверхнарода и отсутствия внешней угрозы. Подчинение государственного начала непосредственно силам демиурга. Начало отмирания принципа насилия. Открывающаяся перед иерархиями возможность подготовки идеального народоустройства. Положение Соборной Души как супруги демиурга.

Можно отметить, что в точности ни один из этих типов не соответствует нынешнему состоянию России, хотя пятый весьма близко описывает ситуацию в 90-е годы, когда влияние демона великодержавия почти не ощущалось, и разгул стихийных локальных сил был наиболее полным.

Где же тогда Соборная душа?

Попытаемся представить все это на схеме в виде треугольника с вершинами, каждая из которых отвечает одному из трех названных типов народоустройства. Цифрой три отмечена идеальная тирания, а цифрой семь – почти идеальная демократия. Положение нынешней России на этой диаграмме будет где-то вблизи его центра.

Итак, даже простая попытка анализа привела нас к необходимости математических аналогий. Что же метаистория?

Сказанное наводит на мысли, что между « пленом » и « свободой » нет столь четкой границы, как можно было ожидать. Андреев писал, что существует множество переходных форм народоустройства, но как далека нынешняя Россия от идеальной демократии (когда плена нет), так же далека она и от идеальной тирании!

Когда я вдумывался, вчувствывался, пытаясь проникнуть в разгадку этого вопроса, возникало ощущение, что она покинула шрастр, но пока не добралась до затомиса… Странное ощущение, но оно оставалось устойчивым.

Если повернуть эту мысль немного иначе и обратится к отдельным – хоть и немногочисленным! – отрывкам из «Розы мира» и «Русских богов», можно прийти к выводу, что плен Соборной души – это не местонахождение, а состояние ее ! Читая о вторжении монгольского уицраора в затомис России , невольно понимаешь, что граница между шрастрами и затомисами вообще весьма тонкая вещь, и она не соответствует нашим земным понятиям «вверху», «внизу».

Задумаемся внимательно над следующей цитатой:

Сам Яросвет был побеждён в бою с монгольским гигантом на границах Святой России; юному, ещё не окрепшему и малочисленному синклиту едва удалось спасти от разрушения лишь сокровеннейшие святилища своей небесной страны.

Спасаемая демиургом, Навна была удалена из опустошаемой южной области Святой России в недоступные девственные земли, соответствующие дремучим северным лесам в Энрофе. Туманные сгущения израненного, полуразорванного эгрегора облекали нищенским рубищем её новое средоточие. Напор врага не ослабевал: насытившаяся Велга уползла в свою Гашшарву, но монгольский уицраор то и дело проносился, подобно урагану, по небесной стране, гася огни, иссушая метаэфирные источники…

Здесь подробно описывается вторжения демона монголов именно в затомис России, где тогда находилась Навна.

Однако в сущности такие размышления переворачивают простые представления, возникающие как о затомисах и шрастрах как о значительно удаленных друг о друга местах.

Скорее представляется, что создавая цитадель, уицраор огораживает «забором» участок затомиса, в котором находится Соборная Душа (да простится мне антропоморфность этой аналогии), и все дело не в местоположении, а в прочности этого забора. По мере того, как этот «забор» упрочняется, фрагмент затомиса вместе с Соборной душой перемещается, отдаляется в шрастр. Но это не следует рассматривать буквально, как путь «сверху вниз», а как нечто иное.

В пользу этих рассуждений говорит и следующая цитата:

Неистовствам Велги не представлялось конца. Дингра изнемогала в борьбе с инфрафизическими хищниками. Сосуд народоустройства был разбит. Навна сияющим туманом поднималась вверх, а снизу вздымались, преграждая ей спуск в народ, волны инфрафизической стихии…

Хочется отметить кажущееся вопиющим логическое противоречие, так как в одной фразе Андреев одновременно описывает путь Навны и как подъем, и как спуск . При первом чтении это не замечается, при втором выглядит случайной ошибкой или опиской Андреева. При третьем начинаешь понимать, что тут умышленно заложен некий емкий образ.

Точно так же, несмотря на то, что Навна, вроде бы, находится в шрастре, который где-то там, далеко внизу, в другом месте «Розы мира» Андреев пишет, что светлые чувства людей «поднимаются к ней».

Все это подтверждает впечатление, что цитадель как место пленения Навны – не просто место в шрастре, а своего рода ограждение вокруг элемента затомиса, как бы перемещаемого вместе с Соборной душой. Этот фрагмент находится одновременно вверху и внизу относительно нашего мира, в этом и парадокс. И чем сильнее прочность этой цитадели, тем в большей степени соборная душа оказывается в шрастре.

Таким образом мы приходим к тому, что освобождение Соборной души – не одноразовое событие, а длительный процесс. Причем мешать этому освобождению может не только уицраор, но и велга (что показано в предыдущей цитате), и другие инфернальные силы. В периоды междуцарствий, смут, потрясений, когда демоны великодержавия слабы, именно эти силы представляют для Соборной души большую опасность. И пожалуй, даже трудно сказать, кто опасней для Навны – они или уицраор…

В последние годы перестройки, с распадом Союза и началом дезинтеграции велга оказалась на свободе. Стихийные силы хаоса вышли из под контроля. На диаграмме это время соответствует участку I - II. К середине 90-х Россия достигла положения II , это наиболее близко к типу народоустройства 5 (Состояние соборной души, близкое к состоянию недуга). Позже, ближе к концу 90-х, наметился путь от хаоса к порядку, и сегодняшнее положение нашей страны можно отметить цифрой III. Это соответствовало некоторому восстановлению сил Соборной души, что стало проявляться в возобновлении творческих процессов – возрождении кинематографа, литературы, спорта.

Беснование инфрафизики под Россией стало утихать. Но все это было достигнуто непростой ценой – усиления новой великодержавной государственности. При этом степень свободы Соборной души была ограничена. А Навна, хотя и получила возможность «отдохнуть», вновь оказалась в несколько стесененных обстоятельствах. Конечно, это уже не был столь жесткий плен, как раньше, но не была и свобода.

Пожалуй, с учетом антропоморфных аналогий, это было сродни «домашнему аресту», или даже лучше сказать ограничениям, которые накладывает суровый телохранитель на передвижения того, кого он охраняет. Впрочем, достаточно аналогий. Все они условны, хотя и помогают почувствовать, о чем речь.

Нынешнее положение России я бы обозначил центром треугольника.

Очень важно, куда будет двигаться Россия дальше. Будет ли это движение в сторону демократического народоустройства или произойдет скатывание к народоустройству тираническому – и если да, в какой степени, сказать сейчас сложно. Собственно, этому и посвящена наша статья. Непростой момент проходит Россия сегодня, и многие из этих процессов еще не закончены.

 

Четвертый уицраор

Те, кто был в Москве в августе 1991 года, помнят, какой энтузиазм вызывала каждая речь Ельцина. Как люди сами шли на защиту белого дома, понимая, что они рискуют своей карьерой, здоровьем, а может быть, даже и жизнью.

Как объединилась российская общественность перед угрозой путча, и какое светлое чувство было у всех, когда переворота удалось избежать!

Однако ощущение это было недолгим.

Что же произошло дальше? В середине 90-х ситуация, кажется, изменилась до неузнаваемости. В стране глубокий экономический кризис, политическая неразбериха, волны преступности. Общество находится в состоянии упадка…

Как все это можно объяснить, если новый жругр обладал благословением?

Пожалуй, объяснение может быть только одно – в 90-е годы в шрастре продолжала оставаться велга, и многое в жизни земной России определялось разгулом этой черной стихии. Жругру же на тот момент просто не хватало сил, чтобы взять ситуацию под контроль и «навести порядок».

Нелишне будет вспомнить аналогии исторические. После смутного времени на восстановление России ушло где-то около 40 лет. Не надо думать, что этот период был идеальным – на протяжении всего этого времени (1615 - 1655) Россия испытывала множество тяжелых экономических кризисов, вызванных в том числе и неумелым руководством. В 1648-49 годах недовольство народа вылилось в соляной и другие знаменитые бунты. Если бы жителям Москвы того времени кто-нибудь рискнул сказать, что ими правит государь, обладающим благословением свыше, они пожалуй могли закидать такого человека камнями…

Будем же учитывать то, что макроисторические тенденции становятся видны лишь на большом отрезке времени. Между воцарением второго жругра и первыми серьезными успехами России во времена Алексея Михайловича прошло полстолетия. Между началом 90-х и нынешнем временем – существенно меньше.

Однако тенденции к созидательной деятельности государства – пусть еще не очень сильные и сопровождающиеся рядом «перегибов» – видны уже сегодня. Для того же, чтобы оценить текущий период времени объективно, нужно, чтобы прошло еще по крайней мере лет 20. 4

Естественно, мы не хотим создать радужную картину, с новой российской государственностью тоже не все ладно. У России сейчас и в историческом, и в метаисторическом отношении довольно проблем. Однако автор этой статьи не считает, что шансы создать Розу мира в России упущены. Такие шансы, по-моему, есть, несмотря на драматическое изменение сроков, а то, насколько удастся воплотить эти шансы в реальность, во многом зависит от жизни гражданского общества, в том числе от нас с вами…

 

Двоевластие

Прежде чем единоличная власть четвертого уицраора была установлена, в шрастре произошло еще несколько потрясений, связанных с тем, что претендовавший на власть жругрит оказался не один…

В историческом слое это сопровождалось известным противостоянием президента Ельцина и Верховного Совета РФ (1992 – 1993). Примерно к середине 1992 года в стране сложилось фактическое двоевластие, когда законы и указы, принимавшиеся президентом и Верховным Советом, противоречили друг другу. Ввиду системного характера этого конфликта и того, насколько полно он охватил разные стороны российской жизни, напрашивается вывод, что это был конфликт двух жругритов.

Но когда могло появиться последнее отпочкование старого жругра?

В августе 1991 года представители обоих лагерей были еще вместе, следовательно метаисторическая инстанция, которая выступила позже за Верховным Советом, еще не существовала. По-видимому, второй детеныш отпочковался от старого демона незадолго до его смерти в конце 1991 года.

Итак, в 1992 году два жругрита вновь столкнулись в Друккарге, и эхом политическая напряженность стала все больше проявляться в России земной. К лету 93 года ситуация грозила стать неуправляемой.

Хотелось бы по возможности избежать разговоров на тему, какой из двух жругритов был лучше, а какой хуже – в виду их неизбежной политизации. Однако полностью идейную сторону этого противостояния игнорировать нельзя.

Каждый жругрит опирался на собственную идеологию. Депутаты Верховного Совета использовали выгодные для них лозунги, играя на непопулярности реформ Гайдара, и пытались этим обеспечить себе поддержку населения. Возможно, некоторые требования Верховного Совета и были справедливы. Во всяком случае, они искренно верили, что государственное регулирование во многих отраслях, возврат к регулированию цен, госсобственность на ряд отраслей на тот момент могли помочь России. С этим, конечно, можно спорить, но не наша задача здесь – доказывать нереалистичность политической платформы Руцкого и Хасбулатова…

Для нас важно, что за противостоянием Верховного Совета и президента стояла не забота о народе, а борьба за власть, на изнанке которой сошлись в поединке два демонических существа.

Решающее столкновение в Друккарге произошло в сентябре – октябре 1993 года. Впрочем, подробно писать о метаисторической стороне этого события затруднительно в виду недостаточности прямого опыта.

Что касается исторической стороны, то наиболее общепринятые моменты ее приведены в Приложении I. Что касается деталей, то здесь, когда заходит речь о событиях, у большинства участников различаются не только мнения, но и факты! Мы не будем ввязываться в тонкие споры, начала ли оппозиция силовые действия первой или имели место провокации со стороны власти. Как бы там ни было, жругриты не могли «помириться» по определению, именно поэтому наивны предположения тех, кто считает, что Ельцин мог найти с Верховный Советом какой-то общий язык.

Жругрит, стоявший за Ельциным, быстро и жестко расправился со своим противником. В историческом плане – выстрелы из танков по белому дому, где всего два года назад по иронии судьбы Ельцин с теми же Хасбулатовым и Руцким собирал своих сторонников против ГКЧП…

Есть ощущение, что именно тогда, в октябре 1993 года новый жругрит пожрал сердце своего предшественника… Во всяком случае, начиная с этого момента почерк его действий стал немного иным. В нем появились черты жесткости и безапелляционности, которых не было до этого.

Уничтожив своего главного конкурента, молодой жругрит стал новым демоном российского великодержавия – четвертым уицраором. Свобода его действий значительно расширилась.

 

Сомнения

Поступая таким образом, новый жругр следовал своей природе – едва ли можно осуждать его за это или ожидать от него чего-то другого. Но жесткость, с которой он действовал, в данной ситуации не была оправдана.

Разрубив узел в столь жесткой форме, Ельцин как человекоорудие уицраора, отступил от принципов провозглашенной им же демократии и посеял сомнения в людях.

Неудивительно, что после всеобщего вдохновения 1991 года, всплеска стихийной активности народа, октябрь 1993 года словно надломил что-то в стране. Происходил неприятный процесс – народ начал разувериваться в демократии. Вряд ли случайно, что в результате декабрьских выборов большинство голосов было отдано главным противникам действующей власти – коммунистам и либеральным демократам. На таком фоне голосование за новую всероссийскую конституцию вряд ли можно считать большой победой.

И хотя новая конституция была принята во время референдума несомненным большинством голосов, в этом была какая-то неприятная игра, словно народ оказался загнан в тупик. Не проголосовать «за» означало продолжить анархию в стране, расшатать правовую ситуацию, усугубить экономический кризис. Проголосовать – одобрить все действия власти, в том числе и те, которые не казались правильными. Помню, что это были первые выборы, в которых я принимал участие. Я унес домой бюллетень с вопросом о конституции, так как не смог в данном случае принять никакого решения…

 

О целостности государства

Уничтожив конкурента, Жругр должен был выполнить следующую по важности задачу – обеспечить территориальную целостность государства. Как мы уже отмечали, согласно Д. Андрееву для развития метакультуры благоприятно и желательно, чтобы она находилась в рамках единого государственного образования. В той или иной мере эта задача возлагалась на всех уицраоров в истории.

Однако в реалиях конца 20-го века выполнение этой задачи сохраняло (и сохраняет!) свой смысл, если при этом не нарушается некоторый минимум прав и свобод людей. Присоединение какой-либо территории грубой силой не может быть оправдано, даже ради восстановления метакультурного единства.

Таким образом, уицраор может действовать в некоторых разумных рамках, границы которых определяют как силы света метакультуры, так (разумеется) и другие уицраоры.

На мой взгляд, в первой Чеченской кампании эти рамки были нарушены, и уицраор вышел несколько за пределы отводимых ему силами света полномочий. Отсюда общее ощущение безблагодатности первой Чеченской войны, ее тяжелое течение для обеих сторон и ее неутешительный итог.

К концу 90-х эта ситуация поменяется, однако не будем забегать вперед.

Отчасти неудачи первой чеченской войны объяснялись и тем, что жругр был на тот момент недостаточно силен. После не слишком удачных действий уицраора осенью 1993 года поддержка государства населением была минимальна (вспомним проигрышные для власти выборы в гос. Думу 1993 г ). Следовательно, была минимальна и инфрафизическая подпитка демона великодержавия эманациями государственного комплекса.

Таким образом, неудачи первой войны объясняются в основном двумя причинами:

1) Тем, что демон великодержавия превысил допустимые для него на тот момент полномочия, начав действовать грубой силой;

2) Тем, что ему не хватило сил для того чтобы выполнить поставленные задачи.

Говоря о втором, естественно следует иметь в виду, что он сражался не только с эгрегором чеченского народа, но и с иными силами различной метаисторической природы, поддерживавшими этот эгрегор извне.

Однако на этом данную тему хочется пока оставить и обратиться к другому вопросу, который нельзя обойти вниманием, говоря о середине 90-х – внутренней жизни России.

 

Экономика и агрессивные эгрегоры с Запада

Те, кто помнят 90-е годы, наверное согласятся, что жругр контролировал ситуацию не вполне. Это можно отнести как к политике, так и к экономике.

Правда, в экономической сфере руководители государства сначала осознанно ставили цель невмешательства государства в экономическую сферу. В 91-92 годах так казалось правильным. В каком-то смысле это было полезным, так как либерализация экономики оживила рынок, наполнила его товарами.

Однако вскоре выяснилось, что полное невмешательство государства в экономические сферы имеет и минусы.

Напомним, что середина 90-х была очень тяжелой для российских производителей. Российская экономика переходила от планового регулирования к рыночному, высокая инфляция затрудняла долгосрочные действия с производством, царил правовой вакуум. В то же время на Западе множество преуспевающих компаний, освоивших свои рынки сбыта, получили возможность расширить сферу влияния сразу на 1/6 часть суши! Неудивительно, что их влияние на российский рынок оказалось колоссальным, а местные производители почти не могли составить им конкуренции. Агрессивная реклама, к которой у российского потребителя еще не было выработано иммунитета, действовала безотказно, как тяжелая артиллерия 5.

За этими компаниями стояли весьма агрессивные эгрегоры, нередко находящиеся под влиянием уицраоров Запада. К российскому культурному пространству эти эгрегоры в лучшем случае относились небрежно-потребительски. Их вторжение на рынок России стало одной из причин сокращения производства в 90-е годы. Лишь с внесением в эту «игру» некоторых правил в начале 2000-х, ситуация начала постепенно налаживаться, однако многие плоды тех ошибок мы пожинаем до сих пор.

Другая группа эгрегоров была, возможна, не столь значима в масштабе экономики, но ощутимее воспринималась с психологической точки зрения.

Финансовые, селенговые, трастовые компании, большинство из которых работало по принципу пирамид, использовали традиционное доверие русских людей и их плохую ориентацию в рыночной экономике… Наиболее громким было дело МММ. С хладнокровной западной расчетливостью здесь сочеталась российская смекалка…

Государство, какое-то время наблюдавшее за этим процессом, в определенный момент решило вмешаться. Пожалуй, его не столько беспокоила судьба отдельных вкладчиков, сколько начинающееся влияние этих компаний на политику. Эгрегоры финансовых компаний первыми всерьез столкнулись с Жругром. Их столкновение в ряде случаев породило политические последствия, когда например искавший депутатской неприкосновенности Мавроди был избран в государственную думу.

Почти такое же значение для ломки сознания в 90-е имела и маркетинговые сети (самая известная из которых – «Гербалайф»). Они также работали по принципу пирамид, но к финансовой зависимости своих участников добавляли еще психологическую. Новые члены должны были не только распространять продукцию, но и применять ее на себе, рекламировать своим образом жизни. Таким образом, простой бизнес обрастал целой идеологией, в центре которой стояло зарабатывание денег.

Вообще, множество новых форм, понятий, непривычных после советского времени, хлынуло в те годы в Россию.

Кажется, именно об этом периоде Даниил Андреева писал в «Железной мистерии»:

Товарищи! Из Европы
Торопятся филантропы.
- Сто пять пароходов в порте!...
- Но… нужно ли столько партий?

- А сект-то кругом, а сект-то…
Сто вывесок вдоль проспекта!
- Их больше, чем всех машин-то…
- Буддисты! Паписты! Шинто!

В этом отрывке сливаются воедино в шумном гаме гуманитарная помощь, разнообразие партийных и религиозных организаций. По духу он очень напоминает начало 90-х, и поэтому является талантливым предвидением, поскольку написан в середине 1950-х лет.

Но в том варианте событий, который описан в ЖМ, российский уицраор погибает одновременно с американским. И поэтому нотки юмора у Андреева звучат по-доброму, американская помощь выглядит мирной и не содержит никакого подтекста... В реальности же реализовался иной вариант, и та ирония, которая присутствует в этом фрагменте, воспринимается скорее с грустным сарказмом. Для России это оказалось весьма непростое время, которое многим принесло боль, хотя и дало полезный урок.

 

Политика и метаистория

1996 год был одним из мрачных в истории постсоветской России. Сложно говорить о личной судьбе Ельцина, да наверное и нет у меня такого права. Но его болезнь, так или иначе, оказалась связана с судьбой страны и с судьбою этого года… По обстоятельствам до конца мне пока не известным серьезно больной и уже не слишком популярный Ельцин по-прежнему оставался оптимальным человекоорудием для уицраора.

Почему демон великожержавия сделал именно такой выбор, стояли ли какие-то другие силы за этим, я не могу ответить. Но факт, что уицраор приложил значительные усилия, чтобы вернуть своему человекоорудию популярность, а в стране вызвать приток национальных чувств.

Все видели, что лучшие врачи России потратили тогда множество сил, чтобы президент выглядел бодрым и здоровым. Но мало кто ощущал, что их усилия были бы напрасными, если прямую поддержку не оказывал Ельцину сам уицраор. Только это дало возможность президенту за короткие месяцы предвыборной кампании совершить более тридцати поездок по регионам России с многочасовыми выступлениями и встречами с людьми.

Надо отдать должное Ельцину – он ощущал свой долг победить как нравственный. Те идеалы, которые он отстаивал, значили немало для него лично, но они значили немало и для страны в целом. Правда, необходимо сделать оговорку, что серьезной опасности с метаисторической точки зрения не было. Можно сказать почти наверняка, что за коммунистической партией не стояло никакого жругрита, который инвольтировал бы ее. На всем протяжении 90-х эта партия боролась за власть слишком вяло, не использовала удобные для себя моменты, а в ряде случаев и просто упускала их. Этот почерк характерен совсем не для уицраора, но для эгрегоров, с их аморфностью и размытыми очертаниями. Поэтому победа коммунистов на выборах 1996 была крайне маловероятна.

И тем не менее эта крайне маловероятная победа могла настолько негативно сказаться на ситуации в стране, что ее следовало предотвратить любым путем. Ельцин, не имевший понятия ни о какой метаистории, чувствовал эту опасность, а потому выкладывался из последних сил. Во время одного из выступлений он на ходу перенес инфаркт. Мы можем по-разному относится к Ельцину, осуждать его за образ жизни, некоторые поступки, но мужество, с которым он это перенес, вызывает уважение.

Ельцин победил тогда во втором туре, усилив свои позиции союзом с генералом Лебедем и отставкой скандальной команды.

Победа на выборах далась Ельцину весьма дорого – он окончательно подорвал здоровье и вскоре был вынужден лечь в больницу. Врачи предложили ему на выбор операцию на сердце или уход на пенсию. Ельцин выбрал первое…

 

О Чечне

Вскоре после президентских выборов 1996 года произошла атака чеченских боевиков на Грозный, закончившаяся тем, что федеральные силы фактически утратили контроль над городом.

Объяснить это метаисторически можно лишь тем, что жругр сконцентрировал все свое внимание в центре цитадели, добиваясь избрания своего человекоорудия. Все свои небольшие на тот момент силы он тратил на накачку Ельцина и его предвыборную компанию. Таким образом, южная граница осталась без внимания, и жругр «прозевал» атаку. Его беспечность (а скорее, беспечность исполнителей его воли на земле) объяснялась еще тем, что за несколько месяцев до этого удалось устранить ракетным ударом лидера сепаратистов – Джохара Дудаева.

Во всяком случае, уже через месяц после удачных выборов Жругр (и Ельцин в энрофе) пошли на подписание мира с Чечней…

Чем это было вызвано?

1. Определенными успехами самих чеченцев, начиная с захвата заложников в Буденовске.

2. Тем, что война с Чечней была непопулярна (непопулярная война, между прочим, лишала жругра эманаций государственного комплекса). Ельцин использовал высказывания о мире в своей предвыборной риторике, а свои обещания так или иначе надо было выполнять.

3. На тот момент была некоторая надежда, что через мирный процесс удастся со временем интегрировать Ичкерию внутрь России как автономию.

В любом случае атака боевиков на Грозный подтолкнула переговоры, ибо в противном случае потеря города, с таким трудом захваченного в 1994, выглядела просто как поражение…

Генерал Лебедь (а демон великодержавия всячески выделял его в 1996 году) лично участвовал в переговорах с Масхадовым. Лозунг, который он использовал, был таким – «одну войну я уже остановил». Речь шла о конфликте в Приднестровье, когда Лебедь командовал 14-й армией. На этот раз миротворческие соглашения славы Лебедю не принесли. Заключение мира с Чечней довольно смахивало на поражение.

Впрочем, на тот момент этот мир принес многим людям облегчение. Мы же пока снова отложим чеченскую тему, чтобы вернуться к ней еще раз.

 

Генерал Лебедь

Остановимся чуть подробнее на фигуре генерала Лебедя.

Фигура генерала в 1996 году вообще выглядит довольно загадочно. Чрезвычайно популярный в народе Александр Лебедь набрал 14% голосов избирателей, уверенно заняв третье место в предвыборной гонке.

Но перед вторым туром пошел на неожиданный компромисс с властью, обеспечив Ельцину уверенную победу. Видимо, Лебедь рассчитывал, что Ельцин объявит его как своего преемника, а сам уйдет в отставку по состоянию здоровья. (В принципе, такой вариант в 96-м представлялся вероятным, так как здоровье российского президента оставляло желать лучшего). Но по непонятным причинам государственная структура отторгла Лебедя. Уже через месяц после Хасавюртовских соглашений советник президента и бывший генерал был отстранен. Все эти события произошли с драматичной быстротой.

Какая метаисторическая коллизия могла стоять за этим? Из того, что мы знаем, кажется, что Лебедь представлялся для Жругра более удачным человекоорудием, чем Ельцин. Последний был серьезно болен и не обладал волевыми качествами в той степени, которыми ими обладал генерал. А кроме того, Лебедь пользовался популярностью в народе и при необходимости мог легко выиграть выборы. Почему же все-таки этого не произошло?

Вопрос для меня остается открытым (начиная с 96-года, когда я впервые ощутил государство как структуру, действующую в связи со своими интересами. И уже тогда задавал этой структуре вопрос и не получал на него ответа…)

Несколько версий, которые у меня есть относительно ухода Лебедя, я могу обсудить с заинтересованными лицами в частном порядке. Но ни в одной из них я не уверен настолько, чтобы писать в статье.

Однако не вызывает сомнений, что кратковременный союз властью оставил в судьбе Лебедя драматический, тяжелый отпечаток.

Дальнейшая судьба генерала несла на себе какой-то надлом. Его работа на посту губернатора Красноярского края, и сама его трагическая гибель создают ощущение незаконченности, недосказанности, неблагодатности, оборванного, скомканного пути. Вполне вероятно, судьба этого человека могла сложиться иначе, если бы он не пошел в политику и не заключил столь опасный компромисс с государственной машиной. Выбери он другой путь, – и мог найти мирную, спокойную работу, жить еще долгие годы...

Однако карма государственной власти всегда была тяжела, в «Розе мира» есть тому много примеров, и трудно сказать, от какого посмертия избавила Александра Лебедя его трагическая гибель в 98-м...

 

Вторая половина 90-х

Чем ближе к современным событиям – тем труднее писать. Настоящее видится нам крупным планом, и из-за этого какие-то отдельные детали могут заслонить от нас общую картину происходящего, которая начинает хорошо быть видима только издали.

Вторая половина 90-х была в целом более спокойной, чем первая, с ее многочисленными потрясениями и катаклизмами.

1997 год был вообще достаточно ровным после шумных и тревожных 1995, 1996-го, после думских и президентских выборов и всего прочего.

На этом спокойном фоне и произошел дефолт 1998 года, когда курс рубля к доллару за месяц упал почти в три раза. Кризис коснулся многих средних и мелких предпринимателей, основные средства которых в момент кризиса находились в рублях. Потрясение, произошедшее тогда, задело многих (и хотя меня лично оно не коснулось, среди моих знакомых было немало пострадавших от дефолта).

Но правильно ли искать в каждом земном событии какие-либо метаисторические корни? Ведь иногда чисто земные причины и определяют все. И не был ли этот дефолт как раз одной из частных деталей, которые постепенно блекнут со временем и теряются в масштабе метаистории?

Тем не менее, события эти задели за живое многих, и наверное даже у кого-то возникал вопрос - почему светлые силы не попытались смягчить кризис?

Не знаю, правильно ли ставить вопрос именно таким образом, так как данный кризис мог вполне быть меньшим из двух зол, второе из которых осталось незамечено нами…

Но если все же ставить, можно сказать следующее.

Людям России было в очередной раз показано, что материальные ценности преходящи, что не на них стоит делать главную ставку в жизни. Что не следует слишком серьезно относиться к материальному успеху, к карьере. Все это было можно расценивать как последний, завершающий урок 1990-х, этого непростого времени перемен… Многие усвоили этот урок и стали мудрее… иные же в очередной раз поругали правительство и успокоили себя тем, что сами они уж точно в случившемся не виноваты.

 

Еще о Чечне

Тем временем передышка между первой и второй чеченской компаниями позволила чеченскому эгрегору пополнить силы.

Заключение мира с Чечней в 1996 году завязало опасный узел, которому предстояло быть рано или поздно развязанным. Дело в том, что основным мотивом к прекращению боевых действий был налет на Буденновск в июне 1995 года. Откровенно террористические действия принесли в тот раз победу, и у стоящей за Чечней метаисторической силы появился соблазн «закрепить» этот опыт.

Конечно, трудно сопоставить захват заложников, низкий сам по себе, но все же имевший целью прекращение войны, и уничтожение мирных домов, не имевшее никакой цели, кроме увеличения страданий и жертв. Это лишний раз подтверждает, что за экстремистами стоял уже не столько эгрегор Чечни, сколько существо откровенно демонической природы, заинтересованное в приумножении гавваха. И существо это стремилось закрепить успех, расширив сферу своего влияния…

Мы сейчас не будем вдаваться в природу этого хищника, так как это потребует отдельного обсуждения. По-видимому, именно это существо занималось инспирацией наиболее громких террористических актов в разных частях земного шара. Теперь оно проникло на территорию влияния Жругра и стремилось расширить сферу своей деятельности 6. Это стало ясно после событий 1998 года, когда в нескольких местах России прозвучали взрывы домов.

Но уицраор, помня свой прошлый неудачный опыт, не спешил дать агрессору отпор. Недавно закончившаяся война с Чечней стоила ему дорого, а кроме того, из-за того, что она была непопулярна, демон терял эманации государственного комплекса. Он решил подождать какое-то время, предоставив обществу справиться с этой ситуацией своими силами.

Ночные дежурства у подъездов домов, тревога, постоянные разговоры бабулек о незнакомцах в подъезде, - все это было в России в 1999 году. Вся страна живо переживала за происходящее.

Жругр использовал сложившуюся ситуацию, чтобы укрепить государство. Эмоции государственного комплекса вновь стали возникать у людей, и демон великодержавия в этот раз сумел провести войну более успешно.

Будем понимать: война – это всегда зло. Не стоит считать ее хорошим, успешным выходом из положения. Но на данный момент она, насколько можно представить, была злом наименьшим. Альтернативой представлялась долгосрочная дестабилизация не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе, в южной части России. А этот вариант был, без сомнения, опасен для развития страны, для сил света, надстоящих над Россией, для ее Соборной души…

 

Укрепление центральной власти

Так в 1999 году начался процесс укрепления центральной власти в России. Кажется, именно тогда велга, влияние которой ощущалось на протяжении 90-х, была окончательно изгнана из шрастра… Жргур набирался сил, и это проявлялось как в политике, так и в экономической сфере. Главным событием, стимулировавшим этот процесс, была, как это часто происходит, внешняя угроза. Однако дальнейшее касалось не только внешней, но и внутренней жизни России.

Летом 1999 года у власти оказался человек, который мог быть почти идеальным человекоорудием для уицраора. В то же время он оставался не закрыт для инвольтаций демиурга и Синклита России. В начале он занимал должность премьер-министра и согласовывал свои действия с Ельциным.

Но Ельцин, старый и серьезно больной, понимая, что оставаясь у власти он только мешает, правильно оценил ситуацию и принял верное решение.

Добровольный уход Ельцина 31 декабря 1999 года с поста президента был хорошей точкой в долгой истории. Ельцин ушел от власти, повинуясь логике государства, так как был найден более подходящий для уицраора человек, но то, как это было сделано, было не лишено некоторого шарма. В самом этом уходе проявилась его склонность к неординарным решениям, так характерная для раннего Ельцина начала 90-х и почти отсутствовавшая в его поступках в 1996-1998 годах.

Ельцин своим уходом начал новую традицию в Российской политике – добровольной передачи власти преемнику. До этого правители уходили от власти либо в связи со смертью, либо в результате переворотов и других драматических событий 7.

Так мы подходим вплотную к современному отрезку истории. Но для метаисторика – тем более начинающего – метаистория современности – это крайне опасная и неблагодарная тема. Если и правильно расставишь акценты, вряд ли будешь понят всеми.

Поэтому на рубеже между 1999 и 2000 годом хочется поставить точку.

Впрочем, необходимо – не вдаваясь в подробности – сказать несколько слов о тенденциях настоящего и ближайшего будущего.

 

Перспективы

К настоящему времени можно выделить две тенденции, характерные для последних лет. Можно предсказать, с учетом метаисторических особенностей момента и параллелей в истории России, что обе эти тенденции сохранятся в будущем.

Первая, положительная – в укреплении страны. Даже крайние скептики едва ли станут утверждать, что за прошедшие 8 лет ситуация не улучшилась по сравнению с концом 90-х. Россия стала значительно сильнее как экономически, так и политически. Страна, воспринимавшаяся как задворки Европы, вновь сумела стать самостоятельным игроком на международной арене.

Вторая, отрицательная тенденция тоже связана с этим укреплением и является обратной стороной этой медали. В ряде случаев за эти годы произошел отход от демократических традиций начала 90-х. Сюда можно отнести отмену выборности глав регионов, формирование парламента с преобладанием одной партии, идеологическое давление власти на прессу.

Обе тенденции будут продолжаться и дальше. Важно – перевесят ли положительные результаты первой отрицательные результаты второй. Иначе говоря, в какую сторону отклонится путь России на представленной выше треугольной диаграмме – в сторону 3 (тирания) или в сторону 7 (брак демиурга и соборной души)

Конечно, развиваясь как миф, метаистория оставляет место для спонтанности и неожиданных ходов. Но для нас важно, чтобы тираническая тенденция в жругре была если не преодолена полностью, то хотя бы сведена к минимуму. При благоприятном развитии событий, на которое хочется надеяться, эту тенденцию со временем удастся преодолеть, а государство подчинить светлой диаде – демиургу и Соборной душе 8.

Земным отражением этого будет, согласно Андрееву –

Государственное устройство смягчённого типа, созданное при условии социально-этической зрелости сверхнарода и отсутствия внешней угрозы.

К сожалению, отсутствие внешней угрозы зависит не от нас с вами, а от общей метаисторической ситуации в мире (мы рассмотрим ее отдельно, в очерке «от первой дилеммы до второй»), но зато от нас – и от других людей в России – зависит социально-этическая зрелость сверхнарода. И чем более этически и социально зрелым будет российский народ, тем больше вероятность отмирания принципа насилия и подчинения государственного начала силам света…

Мы можем делать лишь то, что в наших силах, брать на себя ответственность за происходящее в настоящий момент. И поэтому вновь, как и раньше, актуальна молитва: «Дай мне, Господи, силу изменить то, что я могу изменить; не пытаться изменить то, что я изменить не в состоянии, и дай мне, Господи мудрость, чтобы отличить одно от другого…»

 

Соборная душа сегодня

Где находится сейчас Соборная душа? Где ты, вдохновляющая нас?

Между пленом твоим и полной свободой твоей путь оказался дольше, чем мы ждали. Уж была разрушена цитадель, и черные камни падали в черную воду. Но черные стаи преследовали тебя, не давая подняться в Синклит, и в бесприютности своей ты не обрела покоя.

В твой маленький садик дули холодные ветры сиротливых лет. И черное крыло вечной твоей соперницы затмевало солнце.

Мы не могли помочь, рассеянные и потерявшие веру. Прости нас, что мы не помогли, что оказались слишком слабыми. Спускавшиеся к тебе вниз сами искали у тебя совета и поддержки, вместо того, чтобы помочь тебе взойти в Небесную Россию. Искавшие у тебя успокоения не приносили тебе покоя, Старшая Сестра!

Когда в нас достанет силы! Когда вместе с братьями синклитов, спускающимися к тебе в часы покоя, мы наполним радостью твой сад и покажем тебе дорогу домой. Мы, потому что все зависит от нас!

А пока лишь стихиали светлых миров, входящие сюда, да редкие вестники из выси бывают твоими гостями. И чаще они приходят, чтобы отогнать от сада внешних врагов…

Где проходит граница между шрастрами и затомисами? Граница это проходит внутри нас, в нашем сознании, и для того, чтобы попасть оттуда сюда не требуется долгий полет в пространстве, нужна лишь вера, да крылья, а попутный ветер придет в нужный час!

см. продолжение темы в статье
«От первой дилеммы до второй»…

2004 – 2008

Приложение 1. Хронология двоевластия в 1992-1993 годах

1992.12.09

Съезд депутатов РФ отклонил кандидатуру Егора Гайдара на должность председателя правительства и принял ряд поправок к конституции, ограничивающих деятельность президента

1992.12.14

Премьером российского правительства утвержден Виктор Степанович Черномырдин.

1993.03.20

 

Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором сообщил о введении особого порядка управления страной до преодоления конституционного кризиса

1993.03.21

Телевизионное выступление вице-президента Руцкого, председателя Конституционного Суда Валерия Зорькина и Генерального прокурора Валентина Степанкова, в котором они осудили решения Президента РФ, назвав их неконституционными.

1993.03.25

Временный компромисс между Ельциным и верховным советом РФ. Назначение референдума о доверии президенту на 25 апреля

1993.04.25

Состоялся референдум о доверии президенту. Более 50% голосовавших высказались за доверие Ельцину.

1993.09.21

Президент РФ Ельцин издал указ “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” – роспуск ВС РФ. ВС назначает Руцкого новым президентом.

1993.09.27

Белый дом, здание ВС РФ окружен войсками (связь, электроснабжение и пр. отключены).

1993.09.

Вице-президент А.В. Руцкой отстранен президентом от исполнения своих обязанностей

1993.10.03

Сторонники оппозиции громят мэрию Москвы и пытаются взять штурмом Останкино

1993.10.04

Правительство отдает приказ о штурме Белого дома

1993.12.12

Выборы в Государственную Думу РФ. Принятие новой российской конституции на референдуме

 

Примечания:

1 - Даниил Андреев во многих местах «Розы мира» пишет, что для развития сверхнарода желательно, чтобы он находился в рамках одного государства. Например:

сколь пустыми ни кажутся нашему взгляду войны Анны, Елизаветы и Екатерины, но некоторыми из них преследовалась цель, неясная самим исполнителям, но имеющая метаисторическое оправдание. Благодаря им к XIX столетию государство приобрело те географические контуры, которые совпали в общих чертах с границами сверхнарода . Этим была устранена опасность, так грозно осуществившаяся в истории большинства других культур: опасность дробления на несколько устойчивых государственных единиц, веками раздиравших тело и душу своего сверхнарода кровопролитной борьбой и духовным соперничеством… (кн.9, гл.1, курсив Даниила Андреева)

2 - здесь интересна мысль Д. Андреева о том, что захват Средней Азии в 19 веке был мало оправдан:

« Но в той же мере, в какой согласно с естественными законами было растекание сверхнарода по просторам пустых земель, в такой же мере несогласны с этими законами, а согласны с ложно понятыми государственными интересами были многие завоевательные устремления империи Второго уицраора. Это целиком относится и к идее проливов, и к кровопролитным Балканским войнам, и к завоеванию стран Средней Азии, в которых Россия нисколько не нуждалась и о присоединении которых не подумал бы, вероятно, никто, если бы не трусость государственных деятелей….» (кн. 9, гл.1.)

Не менее интересно, что описывая Небесную Россию Андреев упоминает Синклиты Грузии, Армении, но ни слова не говорит о Синклитах народов Средней Азии:

«Меньшие средоточия рассеяны по всему затомису ; среди них — и метакультурные вершины других наций, составляющих вместе с русской единый сверхнарод. Здесь пребывают синклиты Украины, Грузии, Армении; теперь к этому затомису начинает примыкать и синклит народа болгарского вместе со своими небесными городами.» (кн. 3, гл.2, Затомисы).

3 -Урпарп же добивался такого хода вещей, при котором, доведя мощь военных коалиций до последней грани войны, он заставил бы перепуганные народы Восточного союза - и, конечно, население Друккарга - сделать отчаянное усилие для того, чтобы уступить, отступить, отказаться от военной схватки; чтобы Стэбингу удалось развить такую силу в своих необозримо-длинных щупальцах, которая позволила бы ему разворотить всё укрепления в Друккарге, не прибегая к вторжению западных игв и раруггов в этот шрастр, а в Энрофе - развалить без всякой третьей войны социалистическую коалицию. Тогда можно было бы ставить вопрос о всемирном господстве космополитической концепции и о долгожданном объединении земли под эгидой Стэбинга. («Роза мира», кн.11, гл.4) Одно из сбывшихся – к сожалению – предвидений Даниила Андреева. Правда, как мы отмечали в предыдущей статье, действия урпарпа, были далеко не единственной – а возможно, и не главной – причиной распада СССР и социалистического лагеря…

4 - Л.Н. Гумилев в своей книге от «Руси до России» закончил исследования на… 1800 году! Он считал, что более поздние события произошли еще недостаточно давно по меркам истории, чтобы анализировать их.

5 - Для читателей младшего поколения следует пояснить, что в Советском Союзе рекламы практически не было. А доверие ко всему, что говорят и показывают по телевидению, было традиционно высоким. Поэтому в начале 90-х происходил процесс, который можно сравнить с выработкой иммунитета к рекламе – процесс болезненный и связанный с некоторой психологической ломкой.

6 - Третьей силой, вовлеченной в этот узел, являются уицраоры Запада. Я скептически отношусь к таким взглядам, когда американский след начинают видеть во всем и винят США во всех бедах России. Однако человек, который всерьез считает, что США не были заинтересованы в отделении Чечни и дестабилизации на северном Кавказе, представляется довольно наивным…

7 - В этом смысле сложно считать добровольным уход от власти Горбачева в декабре 1991 года, совершенный после августовских событий 1991, когда фактически изменилась страна, или отречение от престола Николая II , совершенное под давлением общественности.

8 - Автору этих строк видится наиболее приемлемым не революционный, а эволюционный путь развития, который подразумевает не гибель уицраора, а его постепенное просветление и подчинение силам света.

* * *

© Иоанн Чудотворцев Опубликовано: 22.09.2008

RozaMira.Org