Храм Солнца Мира. (И переход на главную)   "Роза Мира": ... Потому что, входя в природу с ружьём и сея вокруг себя смерть ради собственного развлечения, становишься жалким игралищем того, кто изобрёл смерть, изобрёл закон взаимопожирания и кто жиреет и разбухает на страданиях живых существ ...   Даниил Андреев, автор ''Розы Мира''

 Зачем я нужен на планете Земля? Олег, 2 кл. "Дети пишут Богу"

| Главная  | О сайте  | Д. Андреев  | Роза Мира  | Статьи  | Форум  | Библиотека  | Контакт  |

 

Метаистория (5)


Иоанн Чудотворцев

Иоанн Чудотворцев

Намбата

Скачать HTML-вариант статьи: 69 кб Rar

Намбата — затомис Древнесуданской метакультуры, в очень неблагоприятных условиях крайне медленно развивавшейся, лучше сказать, теплившейся в долине Нигера, в районе озера Чад и в Кордофане с девятого по пятое тысячелетие до Р.Х. Погибла от центробежных сил, истощавших её нескончаемыми междоусобными войнами. Первая в истории человечества попытка сцементировать антагонистические и притом этнографически пестрые народности общей международной религией (конечно, политеистической) не удалась вследствие усиленного демонического воздействия через весьма двойственный пантеон той же религии. Археологические остатки этой культуры ещё могут быть обнаружены.

Даниил Андреев

Современная археология действительно открыла довольно многое. Следы земледелия в тех местах, где сейчас от горизонта до горизонта расстилается выжженный песок. Русла рек на территории современной пустыни. Наскальные изображения львов, слонов, буйволов и других животных, которые в Сахаре не водятся и которые могут жить только в условиях более влажного климата.

Пользуясь «Розой мира» как картой, мы отправляемся в прошлое. Загадочными огнями манят нас далекие – как во времени, так и в пространстве – метакультуры. В истории, которую проходят в школах, они не оставили своего следа. Но в душе каждого ищущего человека они обязательно рождают отклик, так как все мы связаны – одно Человечество.

Мне было особенно интересно узнать, что знаменитая экспедиция Анри Лота, открывшая фрески Тассили, проходила в 1956 и 1957 годах, то есть именно тогда, когда создавалась книга Даниила Андреева.

Мы установили, что Центральная Сахара была в период неолита одним из самых населенных центров; мало того, мы обнаружили, что в этой некогда покрытой необозримыми пастбищами пустыне существовали многочисленные и отнюдь не легендарные культуры.
(Анри Лот)

Благодаря исследованиям Анри Лота и других археологов постепенно сложилась та картина доисторической Сахары, которая известна сегодня ученым:

В отличие от обширной пустыни, которой является Сахара в наши дни, 10000 лет тому назад она была значительно меньше по площади и представляла собой район сухих лугов, окружавший более засушливую песчаную равнину. Районы, прилегающие к южным границам Сахары, и центральные гористые районы, например Тассили, содержали большие и маленькие озера, реки и болота, а также леса на возвышенностях. Озеро Чад в те времена было в пять раз больше.

В озерах водилась разнообразная рыба, а в лесах и на лугах - звери. Дикие злаки, такие как сорго и просо, росли повсеместно. В этих районах люди жили охотой, рыболовством и собирательством. Здесь много следов поселений, когда-то располагавшихся по берегам озер.

Поначалу эти стоянки были временными, поскольку в зависимости от времени года люди перекочевывали в места, где можно было добыть пищу. Позднее люди стали жить здесь оседло на протяжении долгого времени.

«Атлас древнего мира»

Посмотрим теперь на карту, составленную на основании многочисленных исследований археологов и геологов.

Зеленым цветом выделены границы пустыни, которая занимала в то время гораздо меньшую площадь, чем теперь.

Видно, что большие территории заняты озерами и болотами.

Эта часть Африки была в то время гораздо более пригодна для жизни, чем в наши дни. Многочисленные дикорастущие злаки способствовали возникновению земледелия. Теплый климат и обилие пищи способствовали тому, что у людей, живших здесь, оставалось свободное время, которое они могли уделять искусству. Об этом говорит и большое количество фресок 1.

Тот факт, что фрески эти найдены в основном в Тассили объясняется, скорее всего, тем, что этот район был в последующие тысячелетия наименее обитаем. К тому же сухой климат пустынного горного плато способствовал сохранению изображений.

Предметы домашнего обихода, такие как зернодробилки, зернотерки, осколки глиняной посуды найдены и в остальных поселениях, указанных на карте. Одно из них как раз находится вблизи нынешней столицы Судана. Археологи так и называют его – Хартумская культура.

А теперь попробуем разрешить вопрос, возникающий неизбежно – насколько правомерно считать Древнесахарскую цивилизацию древнесуданской?

 

К вопросу о правомерности названия

Лишь два очага культуры, приведенные на карте, соответствуют территории современного Судана.
Какие есть основания считать, что именно это легендарная метакультура, описанная у Андреева?

Во-первых, слово «Судан» имеет два значения. Одно из них хорошо знакомо каждому человеку, который хотя бы поверхностно имел дело с географией. Это название крупной страны на северо-востоке Африки.
Однако есть и второе значение:

Судан (от араб. Билад ас-судан — страна чёрных) – природная область в Африке, простирающаяся от южных границ Сахары до 4—8° северной широты и от Атлантического океана до Эфиопского нагорья. Площадь около 5 млн. км 2 .
(Большая Советская энциклопедия)

Этот географический термин Андрееву был, скорее всего, известен. Таким образом, речь изначально не идет только о территории в границах современного государства Судан. Андреев использовал слово «Судан» в расширительном, физико-географическом контексте.

Во-вторых, сам Андреев указывает основные места локализации этой культуры в энрофе:

в долине Нигера, в районе озера Чад и в Кордофане

(для удобства цитаты из «Розы мира» приведены везде синим цветом, цитаты из книги А. Лота – жирным шрифтом, а из «Атласа древнего мира» - курсивом.)

Взглянем на карту, приведенную выше.

Именно в районе Нигера находятся три древних поселения, еще два – поблизости. Еще два – в районе озера Чад.
Кордофан – это плато в Судане, к западу от реки белый Нил. Там на нашей карте можно видеть еще одно поселение – Эш Шахейнаб.
По-видимому, кроме этих трех центров локализации культуры был и четвертый – та территория, которая сейчас находится почти в самом центре Сахары…

На карте можно заметить название – Тассили-Нажжер (Тассили-Анджер). Так называется горное плато, исследуя которое экспедиция Лота обнаружила тысячи знаменитых наскальных изображений.

Что же такое Тассили? На языке туарегов это название означает «речное плато». Это действительно плато; что же касается рек, то сейчас там вместо них только высохшие долины…
(Анри Лот)

В глубине эрга, в Тенере, я обнаружил следы стоянок древних рыбаков: большие груды рыбьих костей (они заняли несколько двухколесных тележек), скелеты гиппопотамов и слонов…

Явно господствующий водный характер фауны свидетельствует о большой влажности в прошлом этих мест и наличии полноводных рек. Эти реки, бравшие свое начало в горных массивах Ахаггара, Тассили, Адрар-Ифораса, образовывали большую гидрографическую сеть, соединявшуюся с Нигером, озером Чад и другими большими озерами…

И сейчас еще довольно ясно различимы русла этих исчезнувших рек. Летя самолетом из Ахаггара, я отчетливо видел одно из них.

 

Нить, переброшенная из Атлантиды?

С чего начиналась жизнь этой легендарной культуры?

От какой расы произошли жители Сахары, остается неизвестным, но есть свидетельства того, что их предшественники пришли в основном из северных прибрежных районов Африки. Археологи заметили сходство в технике создания каменных лезвий у жителей севера Африки и жителей Сахары

«Атлас древнего мира»

Это может косвенно указывать на связь новых жителей Африки с Атлантидой.
В 12-10 тысячелетиях до н.э. на Земле происходили резкие, возможно, даже катастрофические изменения климата. Ледник, охватывавший в ту пору Европу и большую часть Северной Америки, таял. Климат становился более влажным, повышался уровень мирового океана.
Именно с последним обстоятельством многие связывают гибель Атлантиды.
Мы не будем останавливаться на этой теме слишком подробно, так как ее окружают множество домыслов и легенд, а предрассудки уживаются рядом с научными фактами.

Однако обратим внимание на ряд обстоятельств. Заселен был именно Северо-запад Африки, к югу от гор, которые до сих пор называются Атлас.
Большая часть Европы в то время оставалась еще безлюдной, в первые тысячелетия после ухода ледника она плохо подходила для жизни. Планомерное заселение Европы началось лишь в 7 тыс. до н.э., с Малой Азии и Балкан. Очагами цивилизованной жизни до этого были именно Сахара и Ближний восток, где жители начали заниматься земледелием на землях Плодородного Полумесяца 2.

Было ли случайно, что оба очага культуры расположились вблизи Средиземноморья?

Скорее всего, нет. Но исчерпывающий ответ современная наука дать здесь не может. Насчет Атлантиды и до сегодняшнего дня существует множество версий, в большинстве случаев исключающих одна другую.

Пока есть только совпадение – северо-Запад Африки – горы Атлас и территории к югу от них – едва ли не первый цивилизованный островок на земле после катастрофических изменений климата в 12-10 тыс. до н.э.

 

Одинокий странник в ночи

Это было среди негритянского племени в области озера Чад, когда Суданской культуры ещё не существовало, а уже тускнеющий огонь Атлантической мудрости и духовности теплился в душе этого единственного человека. Нить, переданная в Америку, оборвалась, и он оставался единственной свечой духа в энрофе земного шара.

Даниил Андреев

Озеро Чад в те времена было в пять раз больше.
В озерах водилась разнообразная рыба, а в лесах и на лугах - звери.
Дикие злаки, такие как сорго и просо, росли повсеместно.

  «Атлас древнего мира»

Перед глазами встают тростниковые хижины, неспешная жизнь маленького поселка на побережье. Рыбацкие лодки. Позже, здесь начнут возделывать злаки, выпекать хлеб. Но тогда еще, в первые века и тысячелетия после расселения в Сахаре, делать этого пока не умели.

Религиозные обряды тоже были в основном, примитивные, носили магический, заклинательный характер. Древний обрядовый магизм был обычно связан с плодородием.
Анри Лот пишет о фигуре, в которой

Большие, похожие на тюльпаны цветы как бы вырастают из ее рук и бедер.

  И сам комментирует этот образ :

Мне помнится, что при виде цветов, как бы растущих из тела нарисованной фигуры, я подумал о примитивном божестве, боге земли, повелителе или творце растительности, которое нередко встречается в фольклоре и верованиях населения суданской сельвы.
… этот орнамент свидетельствует о влиянии негритянского искусства.

Повелитель или творец растительности, рождающий цветы… Жители тогдашней Сахары, скорее всего, имели представления о стихиалях растительного мира.

Но все-таки религия, господствовавшая тогда, скорее всего, оставалась в плену прагматизма и потребительского отношения к природе. Можно представить себе, как было трудно в таких условиях будущему Будде создать религиозный культ, выходящий за эти рамки. Возможно, именно в одухотворении первоначальных природных образов, в придании им более высокого, светлого содержания и заключалась тогда задача Будды.

Современная археология, к сожалению, не дает никаких указаний, были ли у жителей древней Сахары свои храмы:

Наскальная живопись Тассили вновь заставила меня задуматься над этим вопросом. Я искал места, которые могли служить святилищами. Но, должен признаться, ни одна из обследованных мной впадин не соответствовала этому назначению с достаточной вероятностью. Разбросанные повсюду росписи не укладывались ни в какие рамки. Лишь очень немногие из них носили явно магический характер.

Тем не менее, уже в ту пору возник особый обряд, который сопровождал создание рисунка:

  Современные этнографические данные свидетельствуют о том, что в те далекие времена существовал двойной обряд. Вначале участок стены обдавали дыханием, что должно было изгнать злых духов. Затем к нему прикладывали руку, что могло символически обозначать право на владение. До сих пор еще в деревнях Северной Африки женщина прикладывает руку к свежей глине над входом только что построенного дома. «Это приносит счастье!» — говорят в народе.
(Анри Лот)

  Кроме того, исследователи говорят нам об интересных женских образах, найденных ими в росписях, которые, если судить по одежде и ряду другим деталям, не могли принадлежать обычной женщине, а лишь богине:

На смоченной поверхности скалы возникает изящный силуэт бегущей женщины. Одна нога слегка согнута — она только что коснулась земли; другая приподнята над землей в характерном для бега движении. От колен, пояса и распростертых рук спадает длинная тонкая бахрома. По обе стороны головы, над двумя горизонтально вытянутыми рогами,— множество точек, напоминающих осыпающиеся с созревших хлебов зерна. Композиция сцены строга, но во всей фигуре много свободы и легкости 3.

  Есть сходство с предыдущей фигурой, но там – цветы вырастают из бедер, а здесь – семена из рук (как минимум это говорит о том, что земледелие уже было известно). Фигура выполнена на более высоком уровне, а кроме того, согласно Лоту, в ней сказывается влияние Египта, так как она напомнила ему Изиду.4 Однако это вполне можно трактовать и обратно – что изображенная богиня явилась прототипом Изиды, которая считалась в долине Нила вместе с Озирисом покровительницей земледелия.

Таким образом, даже те немногочисленные открытия, которые сделаны сегодня, позволяют пролить немного света на то, как развивалась религия в древней Сахаре.

 

Когда начинается отсчет истории?

В настоящее время есть почти надежные доказательства, что именно в Сахаре земледелие появилось впервые на Африканском континенте (и одним из первых на Земле). Анри Лот рассказывает, что ему не только постоянно попадались зернодробилки и зернотерки. В росписях Тассили ему встречались изображения женщин, возделывающих поля.

Но естественно, возникает вопрос – почему в Сахаре, а не плодородных долинах Нила и других рек?

Дело в том, что до изменения климата, который произошел в 5-4 тыс. до н.э. заливные долины Нила представляли собой заболоченную местность, мало удобную для жизни. По этой же причине в Азии земледелие возникло не в Междуречье и в долине Инда, а в землях плодородного полумесяца. Лишь позже, когда климат на земле стал более засушливым, земледельцы освоили те территории, которые стали колыбелью Египта и Шумера.

Классический отсчет истории с Египта, вообще, скорее всего, будет со временем пересмотрен. Сейчас условный водораздел между историческим периодом и археологическим проходит примерно между 4 и 3 тысячелетиями до н.э. Более ранние времена относят к археологии, в первую очередь, по тому, что они не оставили после себя письменных источников.

Действительно, никакого письма в цивилизациях древней Сахары не обнаружено и, скорее всего, обнаружено не будет.

Однако обратим внимание на следующий факт. Древнее письмо Египта и Шумера возникло из рисуночного письма, и по-видимому, еще раньше был просто рисунок, находящийся на высоком уровне развития. Все, что тогдашние жители хотели запечатлеть, оставить потомкам – они зарисовывали, и делали это очень тщательно.

Давайте задумаемся – можно ли только из-за отсутствия письменности говорить об отсутствии цивилизации, и – тем более – об отсутствии культуры? Сейчас многие исследователи связывают возникновение письменности (как и возникновение счета) с началом торговли. Торговли в древней Сахаре, очевидно, не было, поселения располагались изолированно на большом расстоянии друг от друга. К тому же они были достаточно автономны, в отличие от поздних цивилизаций Нила и Междуречья. В заливных долинах этих рек можно было выращивать еду, но в них не было строительных материалов – леса, камня, и все это располагало к интенсивному товарному обмену, который вскоре сменился торговлей. В древней Сахаре, напротив, все, что нужно, находилось под рукой, товарный обмен не требовался.

Конечно, идеализировать культуру древней Сахары не стоит. Андреев писал, что она знала междоусобные войны ( и это подтверждают многочисленные изображения лучников в Тассили). Знала она и подмены в религиозных образах (Андреев писал о двойственном религиозном пантеоне). Вспомним, что у Белой Дамы Аунархета были изображены рога.

Однако в закате этой культуры виноваты не только внутренние противоречия, но и катастрофическое изменение климата, превратившее райский сад (по поверью мусульман Рай находился в Сахаре) в миллионы квадратных километров выжженного песка…

То, как это происходило, представляло собой драму, растянувшуюся на тысячелетия.

 

Уход людей из Сахары

Приблизительно с 5 тыс. до н.э. пустыня в Сахаре наступала, а озера и луга постепенно исчезали. Поскольку поймать рыбу и зверя становилось все сложнее, а земли, пригодной для земледелия, все меньше и меньше, жители Сахары начали постепенно уходить в прилегающие районы.

Многие возвращались в прибрежные, северные районы, откуда пришли их древние предки. Другие перемещались южнее, в полутропические области, где их навыки занятия земледелием позволяли им осваивать земли, не обжитые местными охотниками-собирателями.

Многие группы местного населения переняли у них сельскохозяйственные навыки и начали выращивать растения, распространенные в Западной Африке, такие как ямс, рис и масличная пальма.

«Атлас Древнего мира»

Согласно ряду версий опустынивание Сахары было связано с деятельностью человека. Именно в 5-4 тыс. до н.э. начинается распространение земледелия и скотоводства. Большие количества скота уничтожали естественные пастбища, способствуя эрозии почвы.
Конечно, это вряд ли было решающим в изменении климата, но вполне могло ускорить процесс.

Столкнувшись с изменением климата, люди стали отступать в первую очередь, в те места, где климат по-прежнему оставался похожим. Часть из них отступила к югу. Какая-то часть, несомненно, отошла непосредственно в Египет.
Одновременно жители Сахары и местностей вблизи озера Чад стали отступать в древний Судан, где в середине 4 тысячелетия до н.э. возникли первые древненубийские царства.

Эти царства сохраняли независимость вплоть до середины 2 тыс. до н.э., когда они были порабощены Египтом.

******

Но часть жителей Сахары осталась верна пустыне. Они стали приспосабливаться к меняющемуся климату. Во втором тысячелетии до н.э. они начали использовать лошадей. В те времена существовала дорога, соединявшая Нигер и области центральной Африки со Средиземноморьем. Эта дорога использовалась как торговый тракт. Впоследствии ею пользовались и древние римляне.

По Геродоту (5 век до н.э.), среди берберов и их южных соседей были искусные наездники, у которых греки научились запрягать колесницу четверкой лошадей. Такие колесницы могли использоваться торговцами для перевозок по Сахаре. Они изображены на многих наскальных рисунках.

«Атлас Древнего мира»

Старожилы древней Африки пережили и Карфагенцев, и Римлян. Еще позже, с пришествием арабов они не приняли Ислам и не смешались с ними, а ушли на юг, в самые неудобные для обитания области.

Ряд племен существует на этих территориях до сегодняшнего дня.

Некоторые из них частично приняли культурную жизнь, принесенную в Сахару Европой, живут в оазисах, получают начальное образование и работают на нефтяных заводах.

Другие по-прежнему живут в горах и пещерах пустыни, отказываясь принять вызов европейской цивилизации. Характерно, что именно эти люди были проводниками экспедиции Анри Лота (хотя смысл и значение фресок им, конечно же, за прошедшие тысячелетия стал неизвестен), открывшей Древнюю Африку для современного мира. По мнению Анри Лота, именно современные туареги являются прямыми потомками тех жителей, которые населяли Сахары 6-10 тысяч лет назад….

 

Вместо окончания

Сефарские росписи открывают совершенно новые перспективы в изучении прошлого Африки и свидетельствуют о большой самобытности ее культуры… многочисленные находки, доказывающие справедливость этого утверждения, нередко порождают новые, требующие разрешения проблемы. Выясняются неожиданные связи, и из отдельных фактов образуется некая сеть...
...

Они (помощники археолога) открыли великолепное произведение, которое, несомненно, войдет в число самых прекрасных произведений искусства всех времен. Что же там изображено? Мужчина и женщина – только и всего. Но какой мужчина и в особенности, какая женщина! Женщина нарисована красной охрой в натуральную величину. Она сидит лицом к мужчине, выпрямив спину и слегка наклонив голову. Одна нога вытянута, другая согнута в колене - его мягкий изгиб подчеркивает тонкость щиколоток. Стройный стан поражает правильностью пропорций. По тяжелой, несколько удлиненной форме груди видно, что эта женщина уже была матерью. Знание человеческого тела делает это поразительно совершенное произведение искусства достойным греков и не уступающим самым прекрасным творениям эпохи Возрождения. Размеры обеих фигур усиливают производимое впечатление, а мысль о том, что этот шедевр создан людьми каменного века, повергает нас в изумление и восхищение.
Кем же создана эта великолепная наскальная роспись? Людьми, жившими в скотоводческий период!

Я убежден, что позднее, когда наши копии будут собраны вместе и искусствоведы смогут свободно заняться их изучением, они, несомненно, признают художников скотоводческого периода первыми выдающимися представителями реалистического искусства.

Анри Лот

Список источников

1. Анри Лот. «В поисках фресок Тассилин Анджера»
http://www.africana.ru/history/antique_monuments/Tassilin/soderzhanie.htm

(книга содержит много интересной информации, и кроме того является увлекательным описанием путешествия по Африке, и читается почти как художественная. В большинстве статей по древней Сахаре приводятся ссылки именно на эту книгу)

2. Андреев Д.Л. Роза мира . М.: Редакция журнала «Урания», - 1998. – 608 с.

3. Компьютерная программа «Атлас древнего мира». Copyright © 1997 Maris Multimedia and its licensors

4. Бэвил Дэвидсон – Новое открытие Африки http://www.africana.ru/science/davidson_basil/new_discovery02.htm

 

Примечания

1 - всего лишь в одном местечке под названием Джаббарен экспедиция Лота обнаружила пять тысяч нарисованных фигур, вообще же на Тассили их количество измеряется десятками тысяч. Снятие копий заняло у группы археологов более года кропотливой работы. При этом качество рисунков и уровень изобразительного искусства значительно превосходят все другие работы того периода.

2 - территории, расположенные в виде полумесяца на географических картах – Палестина, Месопотамия, Междуречье.

3 - Со свойственной французам поэтичностью Лот и участники его экспедиции назвали ее Белой Дамой Ауанрхета.

4- Андреев писал: Тончайшую ниточку [духовности] удалось унести в Африку и через Суданскую культуру передать Египту.

© Иоанн Чудотворцев Опубликовано: 09.03.2006

Отзывы на форуме     Раздел "Метаистория"


| Главная  | О сайте  | Д. Андреев  | Роза Мира  | Статьи  | Форум  | Библиотека  | Контакт  |


© 2004-2011 RozaMira.Org
при цитировании просим ссылаться

  Яндекс цитирования