Даниил Андреев. «Русские боги»
Глава 5. Из маленькой комнаты

Из маленькой комнаты 15. Баллада (Эвакуация вождя из мавзолея в 1941 году)

Подновлен румяным гримом,
Желтый, чинный, аккуратный,
Восемнадцать лет хранимый
Под стеклянным колпаком,
Восемнадцать лет дремавший
Под гранитом зиккурата, –
В ночь глухую мимо башен
Взят – похищен – прочь влеком.

В опечатанном вагоне
Вдоль бараков, мимо станций,
Мимо фабрик, новостроек
Мчится мертвый на восток,
И на каждом перегоне
Только вьюга в пьяном танце,
Только месиво сырое
Рваных хлопьев и дорог.

Чьи-то хлипкие волокна,
Похохатывая, хныча,
Льнут снаружи к талым окнам
И нащупывают щель...
Сторонись! Пространство роя,
Странный поезд мчит добычу;
Сатанеет, кычет, воет
Преисподняя метель.

Увезли... – А из гробницы,
Никому незрим, незнаем,
Он, способный лишь присниться
Вот таким, – выходит сам
Без лица, без черт, без мозга,
Роком царства увлекаем,
И вдыхает острый воздух
В час, открытый чудесам.

Нет – не тень... но схожий с тенью
Контур образа... не тронув
Ни асфальта, ни ступеней,
Реет, веет ко дворцу
И, просачиваясь снова
Сквозь громады бастионов,
Проникает в плоть живого –
К сердцу, к разуму, к лицу.

И, не вникнув мыслью грузной
В совершающийся ужас,
С тупо-сладкой, мутной болью
Только чувствует второй,
Как удвоенная воля
В нем ярится, пучась, тужась,
И растет до туч над грустной,
Тихо плачущей страной.

1942-1952

Далее: 16. «Не блещут кремлёвские звёзды...»
Назад: 14. Беженцы («Киев пал. Все ближе знамя Одина...»)
Начало: «Русские боги». Оглавление
 
Вроде бы лучшие стихи Андреева про Ленина? Если не брать ЖМ, где много разных отрывков.
Ещё есть интересная тема как судьба Ленина посмертная в этом стихе, в ЖМ и в РМ соотносится.
 

Увезли... – А из гробницы,
Никому незрим, незнаем,
Он, способный лишь присниться
Вот таким, – выходит сам


Разве Ленин не отказался в посмертии от сотрудничества с тёмными силами?

после мучений на Дне и в других слоях, достигнув через много лет Друккарга, первый вождь отказался принять свой рахт (...) Сброшенный на Дно был почти сразу поднят стремительно вверх, в Олирну


Но тогда кто выходит из гробницы? Или в стихах описываются события до того, как второй вождь совершил свой выбор? Т.е. в момент написания стихов Ленин проходил искупление в слоях возмездия. Стихи жуткие :(
 
Стихи жуткие :(
Вот мне поэтому понравилось. Люблю чтобы были яркие эмоции.

Да вот непонятно про события. По идее, это должно быть описание чего-то до описанного в РМ падения Ленина на Дно с последующим подъятием в Друккарг c последующим подъятием в Аримойю. А может быть падение в страдалища как-то совмещается с этими призрачными хождениями без лица и без мозга, кто знает.
 
Возможно, в стихе описывается момент, когда душа Ленина достигла Друккарга:

Роком царства увлекаем
Наверху же остаются какие-то трансфизические следы давно умершего. Какие-то...

хлипкие волокна
что способны проникать
в плоть живого
Чем-то напоминает расщепление Грозного. Возможно, тут во многом поэтическая метафора.

Можно вспомнить ещё, что талантливая и напряжённая интеллектуально-творческая деятельность может создавать нечто вроде «души» произведения.

На его пути неизбежны будут такие излучины, когда эти души стихов, мутные, сладострастные, злобные и липкие, обступят клубами его собственную душу, заслоняя от неё всякий свет и требуя в неё допуска для своих извивающихся и присасывающихся волокон.
Опять волокна! Ленин за свою короткую жизнь успел очень много написать такого, что было насыщено энергией в широкой гамме — от лютой ненависти до революционно-романтического максимализма. И всё это читалось, распространялось, множилось, преломлялось через сознания сотен тысяч людей, обогащалось их собственной энергией.

Можно предположить, что пряжа из этих волокон сразу не исчезла и продолжала опутывать сознания множества людей после смерти автора. И скорее всего, задача Ленина в Аримойе в той части, которая связана с Энрофом, имеет отношение к преодолению у современных людей ошибок и подмен того, что он насочинял при жизни.
 
Редактирование:
Сверху Снизу