Даниил Андреев. «Русские боги»
Глава 9. Сказание о Яросвете

Сказание о Яросвете 1. «В дни, когда светозарно и мирно...»

    В дни, когда светозарно и мирно
Он сошел к нам с небесного фирна,
О грядущем – и горько и скорбно –
Предрекла Ему вещая Карна:
Дева плача, что крылья простерла
От Югры до дунайского гирла,
От феодов Великого Карла
До снегов Беломорского Горла.

– Посмотри лишь, – она говорила, –
На пути Твоих братьев, их жребий!
Разве дивная цель не парила
Над их солнечным детством на небе?
Иль Ты первый, кто грезит о рае,
О людском совершеннейшем строе,
Чтоб духовность сверкала, как струи,
Над юдолью народного края?

– Но кольцо обручальное Навне
Я хранил, Я храню.
Цель огромных времен Мне ясна в Ней,
И готов Я ко дню,
Когда браком сведу в Ее лоно
Нашей Дочери плоть –
Той, что призвана адские луны
Божьим солнцем бороть.

– Но не смог ведь никто из народов,
Даже длань демиурга изведав,
Жизнь укрыть от закона Атридов,
Мир людей – от его антиподов.
Чуть страна становилась духовней,
Вера – чище, деянья безгневней –
Из-за гор, беспощадный и древний
Враг вторгался – еще бурнокровней.

С диким посвистом рушились орды,
Гибли все – и владыки, и смерды,
Все: трусливы ли, дерзки ли, горды
Иль духовною доблестью тверды.
И клубы восходивших страданий,
Точно дымы над кухней колдуний,
Алчно пили из полных ладоней
Толпы адских незримых созданий.

Из Народоводителей – каждый
Принуждается крайней надеждой
Породить в оборону от ада
Столь же грозное, лютое чадо.
Заскрежещут железные пурги,
Взгромоздятся над безднами бурги,
Сын окрепнет – и гром его оргий
И побед – не уймут демиурги!

– Но кольцо обручальное Навне
Я хранил. Я храню!
Был бы низкой измены бесславней
Спуск мой в шрастры, к огню,
Чтоб из мутного лона кароссы
Породить вожака
Русской будущей расы
На века, и века!

– Но не смели ни Рюрик, ни Трувор
Сделать царство тенистым, как явор,
И народные ропот и говор
Жадно слушал степной уицраор.
Он возрос! Ощетинились степи
Ядоносными нивами копий,
И на каждом азийском уступе
Орды к натиску щерятся вкупе.

Уицраор торопит на Русь их,
И с востока, с мертвящих нагорий,
Искры взоров, стервячьих и рысьих,
Ей сулят пепелящее горе:
Чтоб, глумясь над Твоею Невестой,
Торжествуя над Русью Небесной,
Все гасили звериностью гнусной,
Многодьявольской, тысячебесной.

– Как же Я, обручившийся Навне,
Смог бы снидить в Друккарг?
Разве мыслимы с недругом древним
Договор или торг?
Если б Я из великой кароссы
Чадо мрака исторг,
Как поверили б вещие руссы,
Что Я – свет? демиург?

– Не ропщи! Мое знанье – порука!
Не избегнешь Ты общего рока!
Далеко до заветного брака...
Брак иной уже рдеет из мрака.
И, сказав, подняла свои крылья,
Отлетела премудрая Карна,
Вековому закону насилья
Только скорбью своей непокорна.

Вперед: 2. «О, превышающий ангелов! Страшно...»
Назад: Вступление («Когда на нас военная зима...»)
Начало: «Русские боги». Оглавление
 
Феод – в эпоху феодализма наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на условии несения службы (главным образом военной).

Карл Великий (742-814) – король французов с 768 г., император с 800 г.; основатель династии Каролингов.

Атриды – в греческой мифологии: род, над которым тяготело проклятие. В РМ также цитируется образное выражение Д.С. Мережковского о «темном доме Атридов, где возмездие переходит с головы на голову».

Бург – средневековая крепость или город, обнесенный стеной.

Кароссы – см. РМ. Локальные, связанные с отдельными нациями или сверхнародами проявления великой стихиали всех человечеств – Лилит.

Рюрик, Трувор и Синеус – по русским летописным преданиям три брата-предводителя варяжских дружин, призванные новгородскими славянами для прекращения междоусобиц и основавшие древнерусское государство (IX в.).
 
Сверху Снизу