Решил поделиться своими мыслями, потому что для меня положения Д.Андреева о многомерности пространства и времени относятся к числу самых трудных..
Сначала о пространстве.
В математике давно применяются понятия многомерного пространства, но это математические модели для удобства работы с n переменными, есть, в частности, всем знакомый аппарат линейной алгебры. Например, каждую ячейку на экране компьютера можно выразить через 2 координаты положения и 3 значения яркости основных цветов, тогда можно считать, что эта ячейка находится в 5-мерном пространстве и определять функции пяти переменных на этом пространстве. Например, распознавать на заданном растре объекты, создавать фантазии цвета и движения. При этом экран останется для нас двумерным, а дополнительные координаты выразятся в игре цветов.
Наше сознание так устроено, что при упоминании многомерного пространства мы можем представить его только как обычное эвклидово пространство, только вместо 3 декартовых координат в нем имеется n таких же декартовых. В этом пространстве можно ввести систему координат — n взаимно ортогональных осей, то есть прямых, проекции которых друг на друга равны нулю. Координаты каждой точки пространства однозначно определяются набором n чисел. Эта модель утверждает, что в n-мерное пространство можно вложить или выделить в нём пространство меньшей размерности, например, n-1-мерное, но принципиально нельзя вложить пространство большей размерности.
Нельзя в нашем 3-мерном пространстве создать локальное или протяженное пространство размерности 4 или более, можно только наоборот – выделить в нем двумерные или одномерные сечения, объекты. Принципиально ничего не изменится, если трехмерное пространство неэвклидово, например, замкнуто. Представить, что в нашем пространстве существуют локальные четырехмерные области можно, только если представить, что оно – наше пространство — погружено в четырехмерное, но нам доступна только его 3-мерная квази-плоскость, в которой как-то локально проявляется четырехмерные явления или объекты.
Рассмотрим на примере соотношения двумерного и трехмерного пространств. Двумерное пространство в нашем мире – это плоскость, проходящая в любом направлении, толщина которой равна нулю,
Толщина этой плоскости равна нулю, поэтому никакие 3-мерные объекты в ней находиться не могут, в том числе атомы, частицы, поля. Если эта плоскость имеет ненулевую толщину, то она трехмерна, как бы тонка она не была! В этой плоскости не могут существовать элементарные частицы – они имеют объем, электромагнитные излучения.
Существа в 2-мерном пространстве могли бы наблюдать что-то только в плоскости этого пространства, ничего привычного нам трехмерного в нем нет и оно, скорее всего, просто пусто. Для нас эти миры совершенно не наблюдаемы, их столько, сколько есть в нашем пространстве троек вещественных чисел, то есть мощность этого множества равна континууму. Каждая плоскость ничем не связана с другими, кроме линий пересечения с размерностью 1. Двумерными также являются замкнутые или нет геометрические фигуры: сфера, тор, бесконечный цилиндр и др., но только как идеальные понятия. Реальная поверхность тела, жидкости и пр. уже на молекулярном уровне не похожа на плоскую поверхность.
Тем не менее мы легко оперируем с двумерными изображениями, например, с чертежами, написанными словами, изображениями. Их физические носители трехмерны, но нам ведь всё равно: имеют они толщину или нет, вырублены они в камне или изображены на бумаге,— для нас важно то, что они выражают.
Попробуем понять это на примере экрана компьютера. Мы –операторы- создаём на экране изображения, которые можно считать условно двумерными, то есть мы с ними работаем как с двумерными, хотя их носитель имеет реальную толщину. Мы можем создать обстановку, героев, они будут двигаться, действовать по нашей программе, можно наделить их каким-то искусственным интеллектом, расширить его размеры, количество участников, но их аналог разума, алгоритм действий будет при этом находиться во внешнем мире – у операторов или в компьютере, который физически не может быть двумерным, даже если он создан в виде плёнки графена, толщина которой не равна нулю..
И вот, ребёнок играет в компьютерные игры, их герои для него живые, настоящие, он ими управляет, он для них – властитель, бог – пока включён компьютер, или пока ему не надоела эта игра.
Переходя теперь в модель, в соответствии с которой мы погружены например, в 4-мерный мир, (я имею в виду размерность именно пространства, не пространства-времени) мы оказываемся в ситуации существ двумерного мира. Наш мир есть некоторая прозрачная пленка в реальном 4 мерном мире, в котором и существуют те реальные объекты, которые проявляются у нас некоторыми трехмерными сечениями, и законы которого нам недоступны и невообразимы. Находясь в 3-мерном пространстве, погруженном в 4-мерный, мы никак не увидим и не почувствуем соседние 3-мерные миры.
Таких миров, как наш, немыслимое число, их столько, сколько сечений в том мире, и в каждом могут быть вселенные, которые в принципе иллюзорны, потому что реальное существование, развитие, превращение существует в мире максимальной размерности.
Но тогда и мы сами — мы живём в иллюзорном мире, который создан для нас, чтобы кто-то или мы сами – те, настоящие, которые находятся в реальном мире, учились действовать в реальном мире.
Как не вспомнить: «ваша жизнь — лишь картины на стене времени»
Я это хочу сказать только для того, чтобы показать, что нельзя обращаться с размерностью пространства наивно.
По-моему, нужно или предположить, что в понятии «пространственные координаты» в РМ говорится об некоем ощущении многомерности, которое достигается каким-то способом, или же признать, что в нашем мире действует какая-то другая физика, которая позволяет локально (но не на уровне кванта) изменять размерности пространства, т.е. что наше понятие размерности и вообще пространства в принципе не соответствует реальности.
Или, наконец, признать, что пространство нашего Энрофа с его космической протяжённостью есть только некоторая плёнка пространства высокой размерности.