Даниил Андреев. Стихотворения и поэмы

Дуггур I. Вехи спуска. 4. В отблесках голубого сияния

В ОТБЛЕСКАХ ГОЛУБОГО СИЯНИЯ [5]

По книгам, преданьям и кельям
Я слышал: в трудах мудрецов
Звенят серебристым весельем
Шаги Её легких гонцов.

Какою мечтой волновались
Томленье моё и тоска,
Едва мне прошепчет Новалис
Про знак голубого цветка![6]

Орлиную радость полёта
Вливал в меня мощный размер
Октав светлоносного Гёте
Про Женственность ангельских сфер[7].

Сверкал, как сапфирное слово,
Как искра в тяжёлой руде,
Таинственный стих Соловьёва
О Неугасимой Звезде.[8]

У сумеречного истока
Стремлений к лазурным мирам
Журчали мелодии Блока
О самой Прекрасной из дам;

И веяли синью вселенской
Те ночи, когда в тишине
Безвестный ещё Коваленский
Слагал свой хорал Купине.[9]

Заря моя! этим сияньем
Оправданы скорбь и нужда,
И всем безутешным скитаньям
Твержу благодарное ДА.

1950

[5] Истоки этого стихотворения, несомненно, связаны с духовными исканиями начала века. Уместно здесь привести строки из конспекта лекции В.И. Иванова «Голубой цветок», прочитанной, видимо, в начале 1910-х гг.: «...У Новалиса Голубой Цветок уже мистический символ, имеющий определённое значение. Это уже не несбыточное мечтание, но символ, скрывающий целую религиозную систему. ...синий цвет – цвет мистиков. (Владимир Соловьев – «Три свидания» – Небесный цвет на Царице-Душе Мира –
Голубой цвет у лермонтовского образа, о котором пишет А. Белый – стихи В. Иванова). Мировая душа (понятая как Вечная Женственность) занимает большое место и в современной поэзии...» (Иванов В. Собр. соч., т. 4. Брюссель, 1987. С. 739.)

[6] В творчестве Д. Андреева ряд мотивов явно перекликается с Новалисом (см.: «Гимны к ночи», «Духовные стихи» и др.), например, в отношении к природе; под знаком голубого цветка и его символикой развивается действие романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген» (1799-1801).

[7] Здесь имеются в виду строфы «Посвящения» к фрагменту «Тайны» И.-В. Гете, в частности строки:
...предстал, паря над облаками,
Вдруг образ мне божественной жены.
(Перевод С. Шервинского)

[8] Имеется в виду, прежде всего, поэма Вл. Соловьёва «Три свидания» (1898). С названием стихотворения Анреева перекликаются такие строки из неё:
...предо мною
Уже лучился голубой туман
И, побеждён таинственной красою,
Вдаль уходил житейский океан.
– – – – – – – – – – – – – –
Ещё невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества.

См. также РМ X.4 и VI.3.

[9] Коваленский Александр Викторович (ум. 1965; муж А.Ф. Добровой, троюродный брат А.А. Блока), по свидетельствам близко знавших его, своеобразный мистический поэт и прозаик, оказавший большое влияние на юношу Д. Андреева; все произведения Коваленского были уничтожены МГБ после ареста; в печати выступал как переводчик (М. Конопницкая, Ю. Словацкий, Г. Ибсен – «Брандт», «Пер Гюнт»).

Купина в христианской традиции – прообраз Богоматери; «Неопалимая Купина» – несохранившаяся поэма А. В. Коваленского.

Вперед: I. Вехи спуска. 5. Перед «Поверженным демоном» Врубеля
Назад: I. Вехи спуска. 3. Другу юности, которого нет в живых (Первое)
Начало: Стихотворения и поэмы. Оглавление
 
Сверху Снизу