Нахожу весьма убедительной
реконструкцию романа «Странники ночи» Леонидом Бежиным в его книге «Даниил Андреев – Рыцарь Розы». На мой взгляд, его текст даёт гораздо более полное по духу и смыслу представление об утраченном романе. Он сам пишет в конце:
Читатель вправе спросить: как же оказалось возможным восстановить роман и насколько соответствует наша повесть о нем сожженному подлиннику? Частично мы уже пытались ответить на этот вопрос, приближаясь к нему с разных сторон, поворачивая его то так, то этак, и теперь остается лишь подвести итоги, обобщить все сказанное. Во-первых, сохранились отрывки из романа, восстановленные самим автором, и даже целиком первая глава. Во-вторых, я много слышал о романе от Аллы Александровны, а затем прочел ее подробный пересказ, опубликованный в собрании сочинений Даниила Андреева: в пересказе, что очень ценно, встречаются подлинные реплики персонажей. В-третьих, упоминания о романе есть в письмах Даниила Леонидовича, воспоминаниях о нем и даже в его заявлении на имя главного военного прокурора.
Словом, набирается не так уж мало – не горсточка, а целая горсть. К тому же я расспрашивал о романе всех, с кем встречался во время моих странствий. По этим пересказам, упоминаниям, отдельным штрихам, репликам, деталям были угаданы общие закономерности построения романной формы, лепки характеров, описания внешности, взаимоотношений героев, психологических мотивировок их действий. Иными словами, полетели, полетели трассирующие огоньки, искорки, в причудливых зигзагах которых оживали, волшебно высвечивались контуры романа.
Да и творчество Даниила Андреева в целом многое подсказало. И книги вообще (понять литургическую идею Олега, к примеру, мне помогли «Литургические заметки» отца Сергия Желудкова)...
А самое главное, роман был не только написан, но и прожит автором, претворенный в его собственной судьбе и судьбе того круга людей, которые его читали и слушали.
Я, к стыду своему, так и не прочёл книгу Л.Е. Бежина; читать с экрана устал, а бумажную уже не купишь (у кого есть лишний экземпляр — дайте знать). Вот сейчас прочёл наугад страниц 15. Фрагмент из книги называется «Повесть о сожжённом романе». Мне понравилось!
Я действительно не понимаю, как можно не сожалеть об утрате такого романа! Судя по уцелевшим обрывкам, его словесная форма была выразительной, самобытной . Судя по реконструкции Бежина, описание образов, характеров и атмосферы тех лет было ярким, документальным, а содержание романа могло стать, кроме прочего, посланием для нас, далёких потомков. Там всё: и предостережение о том, как не надо делать, и примеры того, как надо.
Группа странников в романе — это мы тут на форуме, и ещё тысячи странных кружков и групп по всей России, кто мыслит свою жизнь и своё творчество в неразрывной связи с родиной, народом и сверхнародом.
Характеры в романе — это модели поведения в противостоянии злу: от ошибочных до праведных. От карамазовского бунта и радикализма с готовностью на теракты — до геройского поступка главного героя романа. В образ Леонида Фёдоровича Глинского автор вложил душу, вложил многое от себя.
Как противостоит злу Глинский? Он не принимает призыв Серпуховского к вооружённому сопротивлению и говорит, что надо быть вместе с Россией в эти страшные годы, принять её судьбу как мученичество, остаться человеком — вот главное противостояние!
— Значит, диверсии и теракты, но ведь это и есть стихия красного, а его уже вон сколько! Красному же должно противостоять синее, если мы хотим его победить...
— Снова вы с вашими теориями! Нет, нам не договориться...
— Почему же? Попробуем...
— Хорошо, какой же путь предлагаете вы? Устраивать подобные посиделки? Возлагать руки на рисунки будущих храмов?..
— Не только. Путь принятия судьбы страны как мученичества. Ведь мы с вами здесь! Здесь и сейчас, в это страшное время! Вместе с Россией! И при этом мы остаемся самими собой как личности, как граждане, как русские и тем самым противостоим. Противостояние – вот что самое важное!..
— Простое присутствие, даже противостояние меня не удовлетворяет и бессловесное мученичество тоже. Повторяю, я хочу действовать. Алексей Юрьевич нетерпеливо посмотрел на часы (была бы шашка, выхватил бы из ножен)...
— Но ведь за вашими действиями кровь и слезы, а слезинка ребенка, как вы помните...
— Оставьте литературу! Оставьте литературу! Она нас и погубила...
— Нет уж, без литературы у нас в России никак не получается. Уж извините, не оставлю...
— А, все равно. Стало быть, на вашу организацию не рассчитывать, когда позовет труба?..
— Боюсь, что так. Увы, террористов из нас не получится...
— Прощайте. Надеюсь, хвоста за нами нет...
— Прощайте. Храни вас Бог...
«Террористов из нас не получится.» Да ведь это актуально сегодня как никогда, только вместо открытых призывов к террору более популярны призывы к площадным протестам и майданам.
Геройский поступок Глинского был в том, что на общем собрании, когда было принято публично осуждать людей, он не поднял руку «за» обречение очередных обвиняемых на суд и смерть. Единственный из всех. В ту же ночь за ним приехали... На следствии он увидел человека, донёсшего на него по ложным обстоятельствам («остатки человека»), но испытал к нему лишь горечь и жалость. В душе внезапно почувствовал спокойствие, уверенность, и открыто выразил своё отношение к произволу власти, подписав себе тем самым приговор...
Это — позиция человека облагороженного образа, движущегося к идеалу мирского праведника. Ровно так же вёл себя на следствии сам автор. Так вёл себя Махатма Ганди, только судьи у него были благородные...
Можно только сожалеть об утрате «Странников ночи»! Странники — это и мы тоже. Здесь и сейчас. Герои романа отражаются в судьбах современных русских людей, думающих о Боге и России.