Отягчали душу — это да. В некоторой степени. Поэтому лучше, конечно, было бы как-то избежать участия в подобных собраниях. Но всё же зависит от состояния души человека! Если вы в действительности не верите в виновность тех, против кого направлен этот митинг, или по крайней мере не знаете, виновны они или нет, если вы не желаете им смерти или каких-либо прочих несчастий, то и ваше формальное поднятие или неподнятие руки на общем собрании (при условии, что вы выступаете там именно, как статист, а не как активист) несёт очень малый кармический груз. Отягчение происходит, когда вы вправду настроены на пожелание смерти кому-то — тогда да. А если вы просто лишь участвуете в ритуале, то — ну, что-то к вам прилипает, конечно — но совсем не многое. Вы это легко искупите потом своей честной жизнью в прочих областях.
Подчеркну: никакого реального влияния на судьбу арестованных публичные «осужденческие» митинги не имели.
Если же говорить о народной карме — то тут я согласен. Ибо очень многие люди в самом деле оказались увлечёнными этим массовым психозом наказания «врагов народа». Если ты вправду проникся им, то ты, естественно, за это потом получишь. Тут нет вопросов. Агрессия в душе и пожелание смерти это «уголовно наказуемые» состояния. Другой вопрос: а сколько людей из общего народонаселения СССР в таких митингах активно участвовали? В основном, ведь, приходится слышать только о Москве и Ленинграде, и прежде всего о крупных предприятиях этих городов. Наверняка что-то проводилось и в областных центрах, но меньшего масштаба и «заряда». А дальше, вобщем-то, всё благополучно сходило вообще на нет. Надо ещё помнить, что в конце 30-х годов прошлого века примерно половина народа проживала в деревнях и сёлах. То есть, туда и вовсе в активной фазе ничего не доходило. Стало быть, какова тут совокупная народная карма? Ну, есть грех — да. Но он не такой уж великий, как порой кажется, когда читаешь столичных авторов. Они видели своё, где они жили, а «за 100-м километром» обстановка сильно менялась. Россия отнюдь не из одних лишь Москвы и Петербурга состоит... Тем не менее, грех есть — не спорю.
Насчёт «Девушки и смерти». Там курьёзно вышло всё. На самом деле фраза Сталина имела вторую часть: «Любовь побеждает смерть», которую почему-то все забыли и выбросили из рассмотрения. То есть, целиком фраза звучит примерно так: «Эта штука будет посильнее «Фауста» Гёте — любовь побеждает смерть!»
Вобщем-то, согласитесь, в полном варианте достаточно нормальная фраза.
Собственно, что я хочу сказать? Разумеется, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Даже факт того, что, скажем, я проживаю в стране НАТО и плачу налоги в госбюджет, уже делает меня соучастником всех несправедливых войн, которые вели и ведут американцы. Тут никуда не денешься. Аналогично и, живя в сталинском СССР конца 30-х, невозможно было никак совсем уж не «запылиться» на теме репрессий. Ну, если только вы жили в очень уж глухом месте. Но «запылённость» не делает из человека преступника или аморальную личность. «Пыль» надо смывать. И для этого существуют свои возможности.
Ещё важно помнить, что путь публичного протеста тоже отнюдь не свободен от «пыли»! Кто-то способен выступать против режима, сохраняя любовь в душе? В вас не возгорится ли гнев, агрессия и пожелание смерти? Только уже не одной стороне, а противоположной? Вы не захотите, пускай даже символически, «убить Сталина»?
Ну, а чем вы тогда лучше тех, кто поднимает руку на митинге? Они поднимают за одно, а вы за другое. Какая разница? — вы оба в душе «убийцы»!
Другое дело, если вы можете протестовать, сохраняя любовь и не желая зла противнику — тогда да! В этом случае вы стоите на праведном пути и заслуживаете всяческого почтения и даже преклонения. Но много ли подобных протестантов было в СССР в 30-е годы?
Поэтому тут сложный вопрос. Это кажется только снаружи, что всё так запросто: тут «эльфы», а там «орки». Первые убьют вторых и весь мир расцветёт. А в действительности жаждущий смерти «орков», сам внутри становится подобным орку. Какой от него расцвет тогда?
Тут надо именно нравственно возвыситься надо всякой ненавистью и надо всяким пожеланием зла. Но тогда и диссиденство в его исторически проявленных формах становится невозможным. Это будет уже совсем иное диссиденство. Диссиденство духа. Вот, его бы хотелось видеть. А не заговорщичество на тему, как свергнуть того или иного.
Кстати, обратите внимание! Андреев в «Розе мира», описывая царство антихриста, как раз и предостерегает от подобной опасности. Будут, мол, такие деятели, которые посчитают, что «для достижения цели все средства хороши». Но они сами окажутся пленёнными в тенетах тьмы. Освобождение так не сработает.