«А любить Лиза могла в жизни лишь раз» (внутренний конфликт интеллигенции XIX в.)

А любить Лиза могла в жизни лишь раз
(Внутренний конфликт интеллигенции XIX века)

«В специфических условиях реального историко-культурного процесса нередко, а в XIX веке особенно часто бывает так, что неугасимое в душе вестника чувство своей религиозно-этической миссии вступает в конфликт с реальными возможностями его эпохи и с художественным «категорическим императивом», свойственным его дарованию».
«Внутренний конфликт, о котором я говорю, есть противоречие тройное, есть борьба трёх тенденций: религиозно-этико-проповеднической, самодовлеюще-эстетической и ещё одной, которую можно назвать тенденцией низшей свободы: это есть стремление личности осуществить свои общечеловеческие права на обыкновенный, не обременённый высшими нормативами образ жизни, вмещающий в себя и право на слабости, и право на страсти, и право на жизненное благополучие».

«Сколько ни писали у нас – от Писарева до последнего гимназиста – о тургеневских женских характерах, а мне всё кажется, что характер Лизы Калитиной до сих пор не оценён по заслугам. (...) Можно было подумать, что глубоко верующие люди (а ведь Лиза принадлежала к их числу) уходят в монастыри, ничего не взвесив, не сообразив, не разобравшись в самих себе, и ради какого-то нелепого каприза бросают свою молодую жизнь в некую чёрную дыру. То есть совершают нечто вроде духовного самоубийства, и только потому, что им не посчастливилось встретиться с такими прогрессивными, высококультурными людьми, как мы: трезвый голос, бодрый призыв со стороны уж конечно предохранил бы заблуждающихся от рокового шага. Как будто драма, разыгравшаяся в жизни Лизы, не ударила по заветнейшему, нежнейшему, что она носила в себе: по её религиозной совести. Столкновение произошло между этой совестью и любовью – а любить Лиза могла в жизни лишь раз (она – образец характеров-однолюбов), и любовь для неё была столь же священна, как её понятия о добре и правде. Она поняла, и поняла совершенно правильно, что для неё, для человека такой совести и такой любви, развязать этот узел в условиях нашего человеческого мира невозможно. Ни один мудрец не придумает другого выхода из положения, если только пожелает видеть Лизу такой, какой она была у Тургенева, а не такой, какой ему хочется. А если развязать узел – непредставимо как – можно будет только в другом мире, то что же может наполнить и осмыслить остающиеся годы жизни в Энрофе, как не подготовка и не очищение себя ради достойного перехода в тот мир, где будут развязываться сложнейшие узлы, завязанные здесь? А если так, то какой же путь, если не иноческий, твёрже и прямей всех, прямее и вернее всех ведёт к этому очищению? – Правда, впрочем, и то, что растолковать это людям, возмущающимся Лизой совершенно так же, как возмущаются они Гоголем и Толстым, – невозможно. Что знают они о том, чего могло бы достигнуть это чистейшее сердце за те сорок или пятьдесят лет, которые ему предстояло биться под рясой монахини? Может быть, таких же безусловных плодов святости, каких достигли великие подвижники и подвижницы, пользующиеся всенародным признанием!.. – Вот уж кого Тургеневу в его посмертии не пришлось спасать и досоздавать, так это Лизу Калитину. Пожалуй даже, получилось обратное, и немало грехов сняла Лиза с Ивана Сергеевича после его смерти».


В 10-й книге «К метаистории русской культуры» Даниил Леонидович поднимает вопрос о внутреннем конфликте русской интеллигенции 19-го века и о способах его преодоления некоторыми из них. Отдельно, в этом плане, стоит образ Лизы Калитиной, тот путь, который она выбрала для преодоления душевной раздвоенности, свойственной многим творческим людям того времени. Правда, нельзя утверждать, что такой конфликт не был свойственен интеллигенции прошлого 20-го века и не свойственен интеллигенции нашего 21-го века, но это уже другой вопрос.
Оказывается кроме метапрообраза, у Лизы есть и реальный прообраз. Во всяком случае, есть основания так утверждать.




«ВСЕ ДАРЫ БОГА ЧЕЛОВЕКУ ДОСТОЙНЫ УВАЖЕНИЯ. ДАР СЛОВА, НЕСОМНЕННО, ПРИНАДЛЕЖИТ К ВЕЛИЧАЙШИМ ДАРАМ»
Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви


http://monasterium.ru/publikatsii/stati ... him-daram/

http://pravoslavie.ru/113972.html?utm_r ... yandex.com


»»»»«283»»»»»

схимонахиня Елисавета (Шахова)

5 июля 1899 года в Старо-Ладожском Успенском монастыре преставилась схимонахиня Елисавета (Шахова). Ученица святителя Игнатия (Брянчанинова), поэтесса, духовная писательница, биограф игумении Старо-Ладожского монастыря старицы Евпраксии и игумении Бородинской обители Марии (Тучковой), дальняя родственница И.С. Тургенева, образ которой стал прототипом Лизы Калитиной в тургеневском «Дворянском гнезде», она уже в юном возрасте была известна широкому кругу читателей, но по влечению сердца выбрала монашеский путь. Под руководством духовного отца и опытной в духовной жизни старицы дарованные матери Елисавете таланты раскрылись и приумножились на пути монашеском, и, хотя ее произведения остались почти неизвестны, ее творческое наследие достаточно велико и разнообразно и включает не только стихи, но и прозу, биографические очерки, публицистику, переводы. Оставив небольшой автобиографический очерк, мать Елисавета приоткрыла свой жизненный путь и духовное становление.
 
Правка модератора:
Интересная тема. Думаю что для духовного роста очень полезно найти какой-то монастырь современный где живёт кто-то типа старца Зосимы. Ездить раз в год исповедоваться, например. Кто-то ещё думал над этим? Как таких людей найти.

Вот ещё, возможно, очень глупая мысль есть — а что если монастырские практики хотя бы частично в каком-то виде передать, оформив в онлайн курсе? Частично как альтернативу для тех хороший монастырь не может или не хочет найти, частично как первый этап для ухода в монастырь в оффлайне. :)

Вот познакомился в интернете позавчера с монахом одним:
https://vk.com/id457916413
 
Правка модератора:
Кто-то ещё думал над этим? Как таких людей найти.
В православии есть такое понятие, как — монах в миру. Были такие люди, которых благословляли на монашеский подвиг именно в миру: на виду у людей. Издавался даже журнал «Монастырь в миру».
https://podvorie-alexandria.ru/aleksandrijskoe-podvore/khristianskoe-chtenie/item/146-monastyr-v-miru-i-ego-kulturno-istoricheskie-liki.html
Вот ещё, возможно, очень глупая мысль есть — а что если монастырские практики хотя бы частично в каком-то виде передать, оформив в онлайн курсе?
И продавать его за деньги?.
На мой взгляд. лучше читать писания духовно-мудрых людей и самому следовать по их стопам, причем не в монастыре, а здесь, в миру. Я сам пытался когда-то уйти в монастырь, ездил, встречался с Настоятелем, даже успел поработать и потрапезовать с братией, однако в то время мне было 18-19 лет и я оказался слишком не готов и малодушен. А меня приняли с распростертыми объятиями...
Можно, конечно оформить в виде некоего краткого катехизиса духовной жизни.
 
И продавать его за деньги?.
На мой взгляд. лучше читать писания духовно-мудрых людей и самому следовать по их стопам, причем не в монастыре, а здесь, в миру.
Ну вот это как один из вариантов зачем курс нужен может быть. Курсы могут быть бесплатные, как на сайте Курсера.

Вот есть, к примеру, курсы по медитации
 
Сверху Снизу