Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

В поисках духовности. Дневник искателя

Чтобы не терять тему, буду здесь писать о делах и мыслях текущих.
Снова начал голодать по 36 часов каждую неделю по пятницам. Давненько забросил это благое дело. Однако что-то прибаливать начал, поэтому снова решил возобновить еженедельные посты. В перспективе хочу опять пойти на недельный голод. Пройти через стадию ацидоза — закисления организма. В этой стадии кровь становится кислой и растворяет все закупорки в сосудах. Правда в этот период самочувствие крайне плохое — слабость, голова трещит и пр., но оно того стоит. Еще хочу полностью пройти Великий Пост. Летом дел много будет, а я не в форме.
По написанию программы, пока не приступал, так как все это должно еще созреть в голове. Думаю разделить её на три главных главы, а эти главы на несколько пунктов. Сейчас читаю программы различных партий.
Начал чтение полного собрания трудов Вивеканады на английском в 7 томах. Помимо того, что многие его вещи я не читал, хотелось бы подтянуть свой английский в плане религиозной и философской лексики. Некоторые вещи хотелось бы даже заучить наизусть. Вивеканаду надо изучать, ибо именно он ключевая фигура в плане развития интеррелигиозной философии нового времени. Его учитель — Рамакришна говорил, что следующее его(Рамакришны) воплощение будет в России через 200 лет. Значит осталось где-то лет 66 до его прихода в Россию. Возможно, что именно его монада будет тем самым Праведником, который поведет за собой сначала Россию, а затем весь мир..
Также приступил к изучению литературы по движению гитлерюгенда. Это крайне интересная тема, в плане того, каким образом немцам удалось за несколько десятилетий так воспитать подростков, что они стали свято исповедывать и выполнять то, что им внушали с детства. Не смотря на то, что идеи, которые им внушали являлись абсолютно ложными и неприемлемыми, ибо внушали подросткам любовь к силе и даже насилию, однако та система, благодаря которой это стало возможным должна быть изучена. Скачал несколько работ по этой теме. Короче — буду копать тему. Что уже удалось накопать: крайняя схожесть методов с теми, которые применялись в советских пионерских лагерях. Но в Германии все было поставлено гораздо четче и с большим размахом и пропагандой. Все это крайне интересно, когда начинаешь погружаться! Плохо, что я не владею немецким..

Также решил подтянуть свое знание языка программирования Си, моего любимого языка. Такие мысли есть: заняться фрилансом — типа делать лабы студентам за деньги.. Так хотя бы какая-то копейка пойдет.

В духовной жизни пока так: продолжаю ежедневно перед сном творить по 800-1000 молитв Иисусовых по четкам. Иногда гладко идет, иногда мысли мешают. Да практически всегда мешают.. Настоящая жизнь начинается тогда, когда я приступаю к этому делу. Уже не сложно это делать, особенно если делать это со вниманием — тогда время летит незаметно, оно как бы спрессовывается, и хотя проходит 1,5 — 2 часа, но не чувствуешь этого. А вот если делать это невнимательно потворствуя другим мыслям, то время расширяется, растягивается.
Сны стали какие-то насыщенные, как в детстве.. На днях видел как бы темную приближающуюся грозовую тучу, а на её фоне скачущую белую лошадь, которая как бы по небу скакала..
 
Редактирование:
Открыл новый канал на ю-тьюбе. Пока еще не загружал туда видео. Планирую там выпускать ролики по тематике Розы Мира. Канал называется «Русская идея — Роза Мира». https://www.youtube.com/channel/UCPqb67P-rERRZDc-LEH35uw
Периодически буду снимать через вэб-камеру.
 
Читаю книгу старца Иллариона «На горах Кавказа» https://omolenko.com/biblio/kavkaz.htm#book10. Я её начинал читать раньше но осилил только где-то до середины. Сейчас решил начать заново. Эта книга — по моему первая попытка осветить настоящее, подлинное православие, как оно есть.. Она явилась «библией» Имяславия -движения, которое возникло в Православной предреволюционной Церкви, и так печально было разгромлено, причем теми лицами, которые эту книгу даже не читали.. Николай II, как известно был сторонником Имяславия. Все произошло естественно за его спиной. Книгу запретили.
Что могу сказать?
Во-первых, книга «На горах Кавказа» — великая книга! Во-вторых, она окончательно «вправила» мои мозги на место.. В чем дело?
Я долго мучился от того, что в свое время самостоятельно изобретал разные формы произношения Имени Божия. Так как в то время был приверженцем то теософии, то кришнаизма, то изобретал нечто такое Иисусе Христе Иисусе Христе Христе Христе Иисусе Иисусе, подражая маха-мантре кришнаитов. Секта «белое братство» также изобрела нечто подобное. И до сих пор я это свое изобретение иногда применяю, хотя потом опять возвращаюсь к Иисусовой молитве. Да, действительно: так можно строже держать ум в одной точке на одном смысле. Но возникает проблема разщепления внимания на смысл и ритм. Ритм отвлекает от смысла, а смысл от ритма. В этом и заключается некая ущербность этого дела. Я не против ритма, но тут его слишком много..
И вот, читая Иллариона-пустынника я наткнулся на место где он описывает практику молитвы его духовного-отца старца, которого он случайно встретил на горах Кавказа. Оказывается он лишь иногда практиковал полную Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. А в основном практиковал её сокращенный вариант: Господи Иисусе Христе! При этом указывал на писания Святых Отцов Церкви, некоторые из которых даже сокращали до одного имени.. И тут я вспомнил, что в Агни-Йоге рекомендовался такой ритм: махаван, как ритм огня — тум — тум — тум — тум — тум.. и т.д. Чотарван состоит из четырех посылок: тум тум тум тум — тум тум тум тум и т.д. Троеван: тум тум тум — тум тум тум. Троеван рекомендовался для конкретной практики. Например: Иисусе Иисусе Иисусе! А сокращение — Господи Иисусе Христе содержит два ритма — махаван и троеван. Здесь нечего больше выдумывать! Иисусова молитва — очень гибкий инструмент: когда нападают можно использовать сокращенные варианты, а когда находишься в более спокойной обстановке — полную форму.
Более того: слово Господи необходимо для исповедания нашей веры в то, что именно Иисус Христос есть наш Господь, а не кто-либо еще. Например в Индии ввели плохую привычку называть детей именами Бога, тем самым 1) выказывая неуважение к Божеству, 2) к Его Имени. Там миллионы кришн, рам, ганеш и пр. А в испано-католических странах любят называть детей типа — Иисус-Мария и пр. Это извращение, — без сомнения это унижение Имени Господа! Поэтому, когда мы просто говорим Иисус не понятно к кому мы обращаемся? Может к дворнику из соседнего подъезда если его имя Иисус! А исповедуя Иисуса Господом, как писал ап. Павел, мы становимся сопричастниками именно Его благодати.. Более того: слова Сын Божий говорят о том, что мы обращаемся ко второй Ипостаси божества: к Логосу-Слову-Сыну, второму лицу Троицы... В этой краткой молитве заключено все наше исповедание!
Изобретая все это я всегда думал о будущем, о том, как будем детей учить. Если подвижники прошлого шли чистым сердцем, то сейчас его надо подкреплять и просвещенным умом.. Не вводить же снова приснопамятный Закон Божиий в школьную программу! Сколько людей он отвернул от Веры! Нет,нам нужно новое духовное образование! А Иисусова молитва, благодаря своей гибкости, является тем сокровищем, которое еще послужит, может быть хотя и в её краткой сокращенной форме..

Далее.
Последнее время у меня возникли стойкие противоречия с некоторыми высказываниями Андреева, что касается его интерпретации значения и смысла третьего лица Троицы.. Это просто убивает.. На сей счет я может на днях создам отдельную тему и там выскажу свои соображения..
 
Редактирование:
Решил соблюдать Великий Пост, так что — никаких животных продуктов...
Последнее время у меня возникли стойкие противоречия с некоторыми высказываниями Андреева, что касается его интерпретации значения и смысла третьего лица Троицы.. Это просто убивает..
Глубоко погрузился в литературу по теме пневматологии и апологетов первых веков. Василий Великий, Григорий Богослов и пр. Список литературы по данной теме, который я осилю, я приведу в конце соответствующей работы по данной теме.
Что пока могу сказать: картина начала значительно прояснятся.. Что касается Андреева, то его можно критиковать только с точки зрения неясности им смысла понятия Святого Духа, на что он сам указывал,говоря, что эту тему он не разрабатывал, поэтому может ошибаться. Однако по сути им высказанного я склонен с ним согласится, причем к своему удивлению найдя подтверждение в строгих православных писаниях. И хотя это гностицизм, но, как говорится: «что-то в этом есть». Позже об этом — литературы много надо перелопатить.
 
Не вводить же снова приснопамятный Закон Божиий в школьную программу! Сколько людей он отвернул от Веры! Нет,нам нужно новое духовное образование!
Очень интересный и большой вопрос!
Я к нему даже не приступал раньше, мне казался слишком сложным.

Сейчас как вижу возможный вариант подхода — вообще преимущественно добровольный порядок выбора предметов, один из предметов предполагает просмотр в художественной форме истории Иисуса. Может быть не сразу всю, а очень постепенно — годами, где история подходит к смерти на кресте только в возрасте учащихся-зрителей которым уже лет 20... В такой форме качественно сделано чтобы было — чтобы детям было интересно это смотреть вот просто по своему выбору собственному, без всякой принудиловки. На эту тему вижу некую наработку в виде «детской Библии» — книжка с картинками это сильно лучше для детей (и может быть не только для детей) чем книжка без картинок. :)

Ещё аналогия у такого художественного продукта или линейки художественных продуктов, каков принцип — серия книг Джоан Роулинг. Когда одна книга раз в год. И читатель растёт вместе с серией книг лет 8. Понятно что сделать качественную такого рода историю жизни Иисуса — это нужен Вестник с большой буквы. Но мы можем о таком хотя бы мечтать. В чём-то подступился к такой задаче, на мой взгляд, Александр Мень — с книгой «Сын Человеческий». По сравнению с его книгой хотелось бы иметь большую историю про жизнь Христа до его учительства — и больше историю учительства Христа до возникновения неразрешимых противоречий и проблем. Т.е. хочется видеть сильно больше Христа живого — юного и далее учительствующего. И уже под конец — Христа который готовится к подвигу Голгофы и саму Голгофу. Сейчас последняя часть в фокусе а по остальному очень мало — как мне видится.

А кроме Христа подавать в художественной форме жития и поучения святых. Так подбирать чтобы разным возрастам с разным уровнем развития и по разным темам — были соответствующие истории с живыми персонажами, у которых речи и действия — одно.
 
Редактирование:
Что касается Андреева, то его можно критиковать только с точки зрения неясности им смысла понятия Святого Духа, на что он сам указывал,говоря, что эту тему он не разрабатывал, поэтому может ошибаться. Однако по сути им высказанного я склонен с ним согласится, причем к своему удивлению найдя подтверждение в строгих православных писаниях.
Буду с интересом ждать твою работу!

Я сам тут абсолютный невежда, но чисто интуитивно нахожу верным толкование Д. Андреевым Третьей ипостаси («Вечная Женственность»), равно как указание на то, что Духа Святого неуместно отделять от Бога-Отца.

Другое дело, насколько человечество 2000 лет назад (да и сейчас) было готово к иной интерпретации Троицы? По-моему, в текущем, традиционном толковании Троицы есть большой Провиденциальный смысл. Не уверен, что человечество готово без искажения почитать Приснодеву-Матерь Вселенной. Да и в отделении Духа Святого от Бога-Отца тоже есть «практический» смысл, когда мы (и святые отцы) рассуждаем о сошествии Духа Животворящего на нас. Не зря ведь голубь слетел с небес при крещении Христа — хоть какой-то символ нужно было дать людям.
 
Буду с интересом ждать твою работу!
Надо собрать фактический материал, на это потребуется некоторое время. Тема очень интересна и важна! «Потянуть» её может только особо одаренный человек, коим я не являюсь. Моя задача лишь указать на некоторые факты, которые требуют нашего осмысления и дальнейшей проработки. Уже много интересных фактов собрал..
Я сам тут абсолютный невежда, но чисто интуитивно нахожу верным толкование Д. Андреевым Третьей ипостаси («Вечная Женственность»), равно как указание на то, что Духа Святого неуместно отделять от Бога-Отца.
Именно в этом я склонен согласится с Андреевым. Спорить можно лишь о том, стоит ли заменять третью ипостась на Приснодеву-Матерь или в смысл понятия Святого Духа влагать женственный аспект творящей природы..
Другое дело, насколько человечество 2000 лет назад (да и сейчас) было готово к иной интерпретации Троицы? По-моему, в текущем, традиционном толковании Троицы есть большой Провиденциальный смысл. Не уверен, что человечество готово без искажения почитать Приснодеву-Матерь Вселенной.
Я выделил очень важное предложение, Максим. Дело в том, что я не вижу смысла искажать традиционный взгляд на Святой Дух, который был выработан за 2000 лет существования Христианства. И я до сих пор не согласен, что:
1. необходимо разделять понятие «Святой Дух» на «Святой» и «Дух», как это ошибочно пытается делать Андреев(простим ему это) — это понятие неразделимо и я об этом, даст Бог напишу и докажу это. Понятие это едино.
2. Также не думаю, что надо «пустое» оставшиеся место заполнять чем-то другим.

А вот увидеть дополнительный смысл в этом понятии, который был утерян после веков борьбы с гностицизмом в церкви — необходимо, что уверенно и пытается делать Андреев, за что ему — честь и хвала!
Да и в отделении Духа Святого от Бога-Отца тоже есть «практический» смысл, когда мы (и святые отцы) рассуждаем о сошествии Духа Животворящего на нас. Не зря ведь голубь слетел с небес при крещении Христа — хоть какой-то символ нужно было дать людям.
Совершено верно! В Новом Завете достаточно четко и категорично выражена эта идея Духа, как движущей Силы Бога. Этой творческой силой движется вся Вселенная. Однако почему необходимо добавлять слово «Святой» к Духу попробую обосновать..
 
Мысли о молитве #1
Только на основе моего личного крайне ограниченного опыта.

Невозможно выразить кратко то, то было передуманно, выстрадано, понято, прочувствованно за многие годы.. Но, попытаться все же стоит того, чтобы раскрыть некоторые аспекты этого специфического пути.
Христос учил, что нужно «постоянно молиться». То есть необходимо постоянно сосредоточивать свой ум и сердце на молитве к Богу. Это сложно, это высший идеал. Но часть своего времени, час-два мы можем выделить на это полезное дело.
Православие сильно тем, что не только имеет в себе прекрасные образцы богослужений, но самое главное, что сохранило в чистоте духовную традицию повторения имени Божия в Иисусовой молитве. Именно за это Дьявол так ненавидит православие.. Естественно, что тот, кто практикует эту молитву, подвергает себя риску быть замеченным не только Ангелами света, но и ангелами тьмы. Однако сама эта молитва является оружием, если это оружие правильно применять.

Вообще же , как мне кажется, люди даже не задумываются над необходимостью самой молитвенной практики! Не то что там какие-то аспекты обсуждать: для многих это так скучно..

А для меня лично это целая жизнь в том смысле, что только тогда, когда я молюсь, испытываю чувство настоящей жизни. Начинаешь понимать слова Христа «бодрствуйте в молитве». Вне молитвы мы спим, и только в молитве бодрствуем.. Молитва, на самом деле нас будит от нашего двойного сна: днем с открытыми глазами, а ночью с закрытыми.

Молитва может быть совершеннее, чище, истиннее.. А может и не быть.. Но обычно должна со временем улучшаться..
Смысл повторения молитвы в том, что мы подобно упражнению наших физических мышц, «качаем» наши духовные мышцы: способность к сосредоточению на одной мысли, и самое главное — способность проникать в смысл мысли.
Смысл молитвы в том, что мы можем отсечь все вредные мысли, представления и даже ощущения и поставив молитву в центр нашей жизни сделаться подобно ангелам чистыми и совершенными хотя бы на время..

В индуизме часто применяются так называемые мантрамы: либо просто имена Бога, либо бессмысленные слова. Говорят, что важен не смысл мысли, а звук и ритм. Но, думаю, что они глубоко ошибаются! Если посмотреть вокруг, то все Божье творение наполненно не просто ритмом, но и смыслом. Ритм важен, и даже звучание, но если мы теряем смысл, то теряем по сути всё остальное: и ритм, и звучание..

В этом Христианство оказалось прогрессивнее Буддизма и Индуизма..

Вся жизнь Христа была простой, и подходить к Богу Он учил просто, как к родному Отцу, а не как к отвлеченному философскому принципу.

«Что ни попросите Отца во Имя Мое, будет вам.»

Хорошо бы если бы молитва была бы достаточно кратка, но и не слишком длинна, чтобы уму было легче сосредоточиться.
Имя Божие очень важно в молитве, ибо это есть словесная икона: если икона необходима для наших глаз, для нашего зрения, чтобы даже зрительно сосредоточиться на молитве к Богу (в Индуизме для этого применяют мурти Бога) то при отсутствии иконы её можно заменить словесным образом Имени Бога.
Хорошо бы еще, чтобы молитва была просительной, и в этом прошении мы бы просили о самом главном о чем надо просить. А просить надо о милости Божьей к нам грешным.
Не нужно пренебрегать также словом «грешный». Потому что если им пренебречь, то мы как бы проявляем свою гордость, а гордым, как известно, Бог противится..

Всему этому отвечает молитва Иисусова.

Повторение необходимо для того, чтобы научиться молиться так, чтобы всё остальное, что составляет наше эго, наше представление о себе самих исчезло, а в центре встала бы Молитва.. И только тогда мы почувствуем нечто в самих себе, некую благодать, Любовь превыше всего, что есть на Земле, Радость, Благодать и пр.

На несовершенную молитву и ответ бывает слабым. На искреннюю молитву и ответ бывает явным, и никаких сомнений в бытии Бога больше не останется..

Как этого добиться? Сложно сказать. Нужен опыт, а словами трудно это передать.
Нужно понять, что мы настоящие, мы подлинные есть молитва. Парадокс? Истина!
Найти в себе всю любовь на которую мы способны.. Найти в себе самих всю нежность, на которую мы способны.. Отсечь наши желания, даже ощущения тела, ибо ощущения нашего тела лишают нас подлинного видения кто мы есть на самом деле.

Напрягаться не нужно. Искусственно сосредотачиваться также не нужно. Если на нас нападают разные мысли во время молитвы, то мы не должны беспокоиться. Главное усилить поиск смысла в самой молитве.. Это и сеть сосредоточение. Все остальные мысли сами по себе исчезнут.

Препятствия могут быть. Например беспричинная сонливость. Если сидеть в неподобающей позе, к примеру: развалясь, то сонливость одолеет. Это так тоже враг мутит чистую воду..
Может это будет смешно звучать, но у меня так часто происходит: если сижу в «сонливой» позе, то когда засыпаю на молитве голова сама падает на спинку кровати со стуком и я просыпаюсь от этого удара своей головы о спинку. Комично, но для меня не смешно: так нельзя, конечно!..:)
Просыпаюсь, потом опять засыпаю: голова стук! :whistle:

Поэтому сидеть лучше с прямой спиной, в позе лотоса (например в постели), или сидя на стуле, или стоя. Я обычно сижу в позе лотоса. Если спина устает , то сижу на корточках, перебираю четки.

Молится лучше по четкам. Это очень дисциплинирует. Установить для себя какое-то определенное число повторений и строго выполнять это правило. Святые называли четки оружием. По мере совершенствования четки больше не будут нужны, ибо молитва всегда будет в нашем сознании даже когда мы спим, но мы сейчас нуждаемся в этом.

Если молитва правильно выполняется, то все влияния исчезнут сами по себе.

Молитву лучше произносить про себя. В уме проговаривать слова молитвы. Стараться делать это как можно четче. Тем самым мы тренируем свою память. Постоянно вспоминая Бога мы тренируем нашу способность постоянно Его помнить. Также тренируется память «вообще».
Если трудно вспоминать словесный образ молитвы, и возникает определенное напряжение, то можно произносить молитву шепотом или на крайний случай проговаривать её..

Я лично закрываю глаза при произнесении молитвы. Однако это опасно: можно заснуть. Поэтому лучше немного приоткрывать глаза: вроде видишь окружающий мир, но и находишься вне его.

Для борьбы с сонливостью, некоторые подвижники имели рядом с собой тазик с холодной водой и если сон одолевал умывали лицо. Я не практикую.
 
Максим, — мы, по моему играем словами. Что значит «широкий путь»? Что значит «узкий путь»? В моем понимании, широкий путь это жизнь без каких-либо самоограничений в смысле желаний. Это жизнь без борьбы, жизнь без крыльев, без попыток выйти за предел.. Какая тут мера? Не нужно путать эти понятия. Мера во всем это скорее относится до некоего среднего пути, но не широкого. Средний путь может включать в себя элементы как узкого, так и широкого. Своего рода «путь домохозяина», который был провозглашен индийским Гуру Лахири Махасайя, который говорил, что для практики йоги не следует покидать свою семью и удаляться в Гималаи. Если у кого-то есть комната, в которой можно на некоторое время уединяться, то это и есть наша пещера, в которой мы найдем Царство Божие. Так я живу, например: у меня есть комната, мне этого достаточно. Средний путь провозглашен для Железного Века, где люди слабы на тяжелый узкий путь..
Такой средний путь совершенно оправдан, и по всей видимости будет основным в царство РМ.
Это просто средний путь, без широкого.:) Широкий путь ведет в погибель, это слова Христа. Средний путь, строго говоря, это путь семейной жизни, но чистой жизни, совместно с практикой йоги, молитвы и пр. Конечно, в этом случае должны совпадать взгляды обоих («Любовь это не тогда, когда смотрят друг на друга, а когда смотрят в одном направлении.», сказал кто-то). А то, встречаются такие женщины, которым всего мало, — нимфы. Такие женщины губят мужчин, да и себя в придачу..
Дмитрий, очень удачная классификация. Условно, узкий путь для аскетов, средний тот, который Андреев называет мирской праведностью, а широкий для всех остальных.
С одним хочу не согласится, что широкий путь обязательно ведёт к погибели. Ведь если взять книгу «Метаистория русской культуры» то ни один из перечисленных вестников не шёл ни по узкому ни по среднему пути, но тем не менее, все они находятся уже в Небесной Руси, а некоторые и выше.
 
С одним хочу не согласится, что широкий путь обязательно ведёт к погибели. Ведь если взять книгу «Метаистория русской культуры» то ни один из перечисленных вестников не шёл ни по узкому ни по среднему пути, но тем не менее, все они находятся уже в Небесной Руси, а некоторые и выше.
Да, но эти люди были уже с рождения богато духовно одарены. Например про Льва Толстого Д.А. пишет, что он был одним из титанов в одном из прошлых своих воплощений Да и сам Андреев был духовно одаренный человек, так как в прошлой жизни , как он пишет занимался практикой йоги, то есть шел по типично узкому пути. Да, так может быть: человек в одной из жизней идет узким путем, что бы в будущем стать великим человеком, богато одаренным от рождения. Это не потому, что Бог кому хочет, тому дает дар от рождения. Это потому, что человек сам этого добился, конечно, с Божьей помощью, в одной из прошлых жизней. Надеюсь, что меня не запишут в еретики за то, что верю в реинкарнацию.. Но, насчет последней, считаю, что Господь в беседе с Никодимом все прекрасно сказал по этому поводу, о чем я уже писал на этом форуме. В ответ на вопрос Никодима — может ли человек повторно войти в утробу матери (вопрос явно касается реинкарнации, идея которой хорошо была известна еврейским каббалистам, ессеям и гностикам), Он произнес сакраментальную формулу «дух дышит (живет) где хочет.». Если Дух захочет воплотиться в теле, то воплотится. Поэтому те, кто отрицают реинкарнацию, сами достойны подвергнуться анафеме, так как противоречат словам Спасителя. Эти вопросы волновали и Его прямых учеников-апостолов.
Но, я отвлекся.
Не все же люди одинаково духовно развиты! Вообще люди стоят на совершенно разных ступенях. Увы, не богатство и бедность их разделяет, но ум и духовные способности..
Молодые духи нуждаются в узком пути. Старые его уже миновали. Но старые духи могут пасть, следуя широким путем и потворствуя своим желаниям, да так, что им иногда приходится начинать все сначала.. Лезвие бритвы..
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху Снизу