Материалы для (само)воспитания человека облагороженного образа. Умственная, этическая, эстетическая, общественная и духовная культурность

Предлагаю в этой теме подумать и пособирать в течение нескольких лет материалы для воспитания людей облагороженного образа. Подумать, прежде всего — исходя из текстов Андреева.

Есть среди этих задач одна, к разрешению которой Роза Мира сможет приступить ещё задолго до своего прихода к универсальной власти: воспитание человека облагороженного образа. Потому что для заложения основ этой новой, наиболее одухотворённой педагогики, не будет ещё требоваться всемирного контроля над всеми школами земного шара. Новая педагогика сможет формироваться в нескольких отдельных учебных заведениях, находящихся в распоряжении Розы Мира. А такими учебными заведениями она сможет располагать, даже пребывая ещё на уровне религиозно-благотворительной организации в условиях свобод, нормальных для всякой действительно демократической страны. Опыт, накопленный в течение такого подготовительного периода, впоследствии сможет быть перенесён на всеобщую воспитательную и образовательную систему.
И под повышением общекультурного уровня я разумею не изучение какой-нибудь технической специальности, а именно общую, то есть умственную, этическую, эстетическую, общественную и духовную культурность. Кое-что делают сейчас в этом смысле, кажется, некоторые религиозно-благотворительные организации за рубежом, в особенности католические и методистские. Их следовало бы всемерно привлекать к этой работе, опыт их изучать и некоторые их приёмы усваивать.
Как я это вижу, из чего складывается успех в задаче воспитания людей облагороженного образа:
1) педагоги соответствующие
2) методика
3) материалы для учащихся

Возможно что это разделение весьма условное и нельзя эти три пункта по отдельности продумывать. Что думаете про это?

Если можно эти пункты продумывать по отдельности, или, по крайней мере, пункт 3) можно продумывать отдельно — то предлагаю его обсудить. Он мне кажется самым интересным для обсуждения потому что:

Этот вариант сбора «андреевских» материалов в некую систему может быть близок разным читателям Андреева потому что у такой деятельности достигаются целых три цели:
1) собирается материал для воспитания человека облагороженного образа
2) собирается материал для самовоспитания взрослых, ну вот нас самих, например :)
3) сбор материалов как процесс и изучание найденных материалов позволяет лучше понять самого Андреева.

Часть таких материалов — тут:
http://rozamira.org/threads/707/page-3
 
«22 ДЕКАБРЯ В 14:00 МУЗЕЙ-БИБЛИОТЕКА Н.Ф. Федорова УСТРАИВАЕТ ВСТРЕЧУ ПАМЯТИ МИХАИЛА ЩЕТИНИНА (1944 – 2019), заслуженного учителя России, одного из лидеров легендарного перестроечного движения «педагогики сотрудничества», человека, о котором его товарищи и ученики говорили и говорят: «в его голове нет пределов».

Кульминацией многоэтапного экспериментального и научного поиска Щетинина по созданию школы XXI века, длившегося с середины 1960-х годов, стал знаменитый на весь мир Лицей в Текосе, маленьком поселке Краснодарского края. Полное название этой авторской школы, конкурс в которую по разным источникам варьируется от 50 до 200 человек на место, — Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков. Он существует с 1993 на принципах той самой «педагоги сотрудничества», как их формулировал Щетинин. Это глубокая демократизация взаимоотношений ученика и учителя, право для каждого человека и вещи не подпадать навязанному им конструкту, а говорить на собственный голос, безусловный приоритет интеллектуального, ценностного, фактического производства над любым потреблением как бытованием посреди готовых, заученных истин, законов, форм.

В Текосе отменены привычные классы и уроки, вся школа состоит из нескольких уютных домов, в каждом из которых, под руководством педагогов-наставников, живет, учится и работает разновозрастное детское «научно-педагогическое производственное объединение». Их обучение построено на методе погружения — концентрированного, доминантного обращения к одному конкретному предмету, причем, отряды сами выбирают для себя ту или другую образовательную область, будь то математика, физика, астрономия, биология и т.д. Выбранный курс каждый из детей проходит как в ипостаси ученика, так и педагога. Те, кто уже достаточно освоился в теме, выступают в роли учителей для «младших» товарищей по своему НППО, а также отправляются преподавать в соседние группы, занимающиеся своими предметами. В итоге, ежегодно все до единого ученики школы Щетинина, независимо от возраста, проходят полную программу средней школы, и так раз от раза – пока они ей не овладевают полностью, причем каждый – в своем собственном темпе. Результативность этих методов выражается и в отменных показателях сдачи ЕГЭ, и в том, что в 15 лет многие щетининцы уже поступают в вузы. Но главное, все они «приобретают настоящие, им принадлежащие и в каком-то смысле ими созданные знания» (из репортажа Артема Соловейчика). Или, как об этом сказано на сайте школы «приходя сюда, ребенок должен не «учиться жить», а строить жизнь». К слову, касается это не только образования и опыта взаимоотношений, но и школы, ее быта, как таковых. Лицей в Текосе проектируется, строится и ремонтируется самими учениками (разумеется, под руководством профессиональных архитекторов и строителей), граждане этой «детской республики» с равной осведомленностью готовы говорить и об аномальных явлениях Мирового океана, и о том, какие есть способы укладки паркета. Эти дети знают, что они могут все.

Михаила Щетинина не стало 10 ноября 2019 года, в один из самых сложных периодов истории Лицея. 19 июля этого года, полагаясь на ряд незначительных технических и документальных недочетов, выявленных краевым Минобром и никак не связанных с качеством преподавания, Геленджикский городской суд вынес решение о приостановке его работы до 27 ноября. Несмотря на скорое устранение всех нарушений, образовательная лицензия школе Щетинина до сих пор не возвращена. На ее защиту встали самые разные педагоги, ученые, журналисты. Даже те из них, кто спорили с Щетининым о его принципах и методах, не сомневаются: «если бы наша педагогика не знала таких «новаторов с горящими глазами», система образования не развивалась бы и не двигалась вперёд».

В воскресенье в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова мы будем говорить об этом удивительном практике, истории и необходимом для всех будущем его школьного эксперимента. Среди тех, кого мы ждем на встрече: научный руководитель Лицея в Текосе, сын Михаила Щетинина Петр Щетинин, главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артём Соловейчик, академик РАО, доктор педагогических наук Анатолий Цирульников, психолог Марина Кулешова и ученики Михаила Щетинина — создатели образовательного проекта «Погружение в предмет», журналист Валерий Хилтунен.

Вход свободный и всегда останется таковым»
 
Я закинул материалы в качестве преамбулы для ознакомления.
Гуманистическая педагогика это такое направление, которое подходит к образованию и воспитанию человека с той точки зрения, что в человеке уже заложен некий потенциал, человеческая сущность, гуманистический потенциал, с светской точки зрения или Божественная сущность с точки зрения более мистически ориентированных школ. Так вот поскольку в ребенке уже заложен некий потенциал, подход к образованию гуманистически ориентированных школ заключается не в том, чтобы просто «залить» человеку знания в мозги как на электронный носитель, по стандартной схеме, а в том чтобы раскрыть этот самый потенциал, научить человека самостоятельно мыслить , познавать и исследовать, самообучаться, раскрыть потенциал творческий, найти врожденный талант и предрасположенность человека, воспитать в результате гармонично и всесторонне развитого, творчески одареного человека.
В «благополучный» период советской эпохи с 60-х по 80-е появлялись экспериментальные системы образования и педагоги новаторы. Макаренко, Шалва Амонашвили, Щетинин и др.
В те времена такое было возможно. Я даже думаю, что если бы Андреев не потерял здоровье в тюрьме, мы бы имели так-же педагогическую школу Даниила Андреева.
Щетинин существовал с переменным успехом, в какие то периоды он был на пике славы, он получал госпремии награды и о нем писали газеты, потом подвергался преследованиям органов, его школу закрывали, потом открывали опять. Последний раз его школа открылась уже в период перестройки и просуществовала буквально до лета 2019. Сам Щетинин умер в 2019 и после этого его школу прикрыло министерство образования. Там был комплексный наезд, одобренный как говорят самим министром образования Васильевой.
В принципе, с точки зрения системы любая плотно спаянная общность, занимающаяся чем то необычным, пламенно увлеченная своим делом, работающая не ради наживы вызывает настороженность, с их точки зрения любая такая организация это секта.
И система превентивно защищается от подобного рода проявлений, пытаясь их ликвидировать. При этом многие секты на самом деле деструктивны и понять что имеет место в каждом конкретном случае бывает затруднительно.
В случае Щетинина я не находил какого либо серьезного компромата на его систему, будь то какой бы то ни было «клубнички», типа сексуальной эксплуатации, физического насилия, унижений, тоталитарной иерархии или чего либо подобного известного нам на примере какого нибудь «Бога Кузи» или организации индийского сектанта Садх Гуру.
Щетинин похоже был на самом деле каким-то морально этически чистым
и существование его школы было достаточно гармоничным. Я не располагаю большим колическтвом информации и не очень глубоко в этой теме, если у кого то есть какие то негативные данные из разряда компромата поделитесь.
Мало того, школа Щетинина была неравнодушна к политике, занималась патриотическим воспитанием и выступала сильно в поддержку действующей власти, активно поддерживала П.
Не исключено , что активная политическая позиция , военно патриотическое образование (занятия рукопашным боем, военно тактическая подготовка) и послужили одной из основных причин для опасений властей.
Дело ясное, что дело темное.

Сегодня будет «Большая пресс конференция Путина» и все, кто пытается докричаться до власти, донести свою проблему будут пытаться прорваться на конференцию и попытаться задать свой вопрос.
Среди них будут и сторонники школы Щетинина, которые борются за то, чтобы школа продолжила свое существование и противники закона о профилактике семейно бытовом насилия будут пытаться донести до президента свой крик о помощи.
Будем следить, может быть что нибудь интересное сегодня поизойдет.
 
Спасибо, Михаил, что создали очень необходимую тему!
Я закинул материалы в качестве преамбулы для ознакомления.
Спасибо, Валентин, за материал! Про Щетинина раньше не слышал. Ознакомился, посмотрел видео. Интересно публиковал что-либо по своей методике Щетинин в печати? Хорошо было бы отыскать эти работы.
Тут есть что-то от Макаренко, в смысле сплав обучения и физического труда в послеурочное время и система отрядов. Что касается сосредоточенности на одном предмете в один год, а потом в другой год на другом, то в этом тоже что-то есть. Но не будет ли так, что на 10-й год ученики забудут что учили 10 лет назад? В общем надо тут думать.
У меня есть книжка в бумажном виде Сухомлинского, украинского педагога-новатора «Сердце отдаю детям», — я её читал. И хотя он старался воспитывать детей в духе идеалов коммунизма, однако он прививал им нравственный образ жизни. Думаю это стоит того, чтобы быть изученным.
Насчет Макаренко, то он просто подвижник! Причем недооцененный и оболганный!
Я прочитал «Педагогическую поэму» и просто был поражен и восхищен! Кроме этой, у него есть много других работ по этой тематике, которые надо изучать. Все работы Макаренко у меня в компе.
Также скачал работы Ганди по педагогике. Буду изучать.
 
Про Щетинина раньше не слышал. Ознакомился, посмотрел видео. Интересно публиковал что-либо по своей методике Щетинин в печати? Хорошо было бы отыскать эти работы.
Дмитрий,
У Щетинина есть только одна единственная книга: Объять необъятное: Записки педагога.
И вообще как отметили в том числе на видео, которое я публиковал выше, Щетинин как то не особо себя пиарил, не трубил о себе, не был представлен в соц сетях, не распространял информацию вовне. Его последователи очухались и двинулись в публичное пространство только после того, как школу закрыли.
А так как говорят на том же видео Щетинин никогда не отвечал на нападки против себя в прессе и интернете не отвечал агрессией на агрессию и не лез в общество. Видимо придерживался принципа «не трогай систему и система не будет трогать тебя». В целом до какого то момента эта тактика работала он продержался достаточно долго. В таком подходе есть определенный смысл. Но сейчас когда они получили сокрушительный удар от системы, последователи Щетинина почувствовали недостаток умения вести полемику в соц. сетях, поддерживать содержательную дискуссию, мониторить информационный поток, делать аналитику, ощутили недостаточность собственной представленности в соц. сетях. В общем то информационная война оказалась в итоге актуальной.
 
Валентин, спасибо.
Вот тут читаю, и просто уши, что называется, в трубочку сворачиваются: https://www.proza.ru/2018/06/05/1790
Я, конечно, за преподавание Розы Мира и др. Но тут настораживает то, что человек спустился на уровень обыкновенного язычества. Как быть вот с этим, к примеру:
Кстати, отличительной особенностью Центра является то, что вся повседневность густо замешана на эзотерике и оккультизме. В Азовке это проявлялось в виде учения Блаватской, Рерихов, Порфирия Иванова, Даниила Андреева, Владимира Щербакова и ещё уже не вспомню кого. Нам раздавали соответствующую литературу, обязательную к прочтению, — «Знамя мира», «Агни-йога», «Роза мира», «Всё об Атлантиде», «Встречи с Богоматерью», ну и тому подобную ересь. История Отечества и патриотизм, которыми так знаменит Центр, строятся именно на этом фундаменте: атланты, арии, люди-боги, всё во мне и я во всём. Православие встроено в оккультную мировоззренческую систему и не имеет ничего общего с учением о воплощении Богочеловека. Михаил Петрович говорил мне лично, что «православие родилось из язычества, это прямое продолжение древней религии, а Христос учился на Руси, у волхвов». Насколько это полный дилетантизм в знании основ мировых религий, думаю, любому образованному человеку объяснять не нужно.
Автор, правда в числе «ересей» написал и о Розе Мира, но отношение Щетинина к православию и Христу как-то напрягает..
Как с этим быть?..
 
Я закинул материалы в качестве преамбулы для ознакомления.
Извиняюсь, я не понял где материалы. Информация о школе Щетинина как материал о методике преподавания и о преподавателе? Это интересно.

Мне хочется в первую очередь информацию собрать такого рода — какие материалы давать учащимся. Типа список литературы, картин, музыки. В качестве некоей системы было бы идеально. Вот над этим бы подумать хотелось бы.

Пока что мысли скудные. Например, взять все тексты людей которых Андреев упоминал положительно (включая людей вступивших в Элиту Шаданакара, в Небесную Россию и т.д.), плюс названия священных текстов которые Андреев упоминал. Вопрос в том как это выстроить в систему некоторую. По текстам католическим и православным можно изучить систему школ католических и православных, соответственно, может быть что по индуистким тоже. А далее что, просто взять эти программы школ, допустим, католических, православных, индуистких — и просто сложить в сумму некоторую в смысле того чтобы учащиеся шли одновременно по программам всем трём? С подключением картин и музыки. Хммм.
 
Вот, кстати, чему обучал Щетинин своих адептов:
Степень внутренней деструкции колоссальная, разрушение всех внутренних механизмов. Ты пытаешься любить ближних, быть отзывчивой, хорошо работать в саду, качественно мыть полы в корпусе, ответственно готовиться к экзамену и преподавать лицеистам биологию. Но наступает вечер, зажигаются свечи, Щетинин начинает «осмысление дня» и обязательно вспоминает про Сварога, про травинку, с которой надо слиться и раствориться в ней, про Солнце, к которому надо обращаться, про то, что Христос был блондин и 7 лет учился на Руси, а заканчивает тем, что «пришло на Русь христианство и стало играть отрицательную роль». А потом сканирует пространство каким-то своим «третьим глазом», улавливает что-то там «в тонком мире» и начинает бить по несогласным (в моём случае это была тема язычества, в других случаях — «неправильные» мнения других детей): обращается при всех ко мне лично, рассказывая в сто пятьдесят первый раз, что христианство выросло из язычества, а я делаю плохо, что отвергаю религию предков, а боги реально существуют и имеют иерархию: за Землю отвечает Перун, за Солнечную систему Сварог, а за галактику кто-то ещё, уже не помню. Над всеми богами стоит бог Род, он управляет Вселенной.
...

Ребята, не удивительно, что сейчас столько расплодилось неоязычников.. печально все это..
 
Я, конечно, за преподавание Розы Мира и др. Но тут настораживает то, что человек спустился на уровень обыкновенного язычества. Как быть вот с этим, к примеру:
Дмитрий
Да они изучают и «Розу Мира» в качестве обязательной программы и «Агни Йогу» Рерихов. В славянских пантеонах богов для меня лично нет ничего предосудительного (хотя и большого интереса для меня лично это не представляет). Главное, что речь не идет о поклонении каким либо деструктивным демоническим божествам, олицетворениям хаоса, ни о каких темных культах, никакого секспросвета, тантры и прочей мути, все очень пристойно. Не вижу призанаков насилия, манипуляций, обмана, принуждения ни тоталитарных проявлений. А поклонение в всемирном храме солнца описано у Андреева.
Общение со стихиалиями и объединение с природой они практикуют, вполне светлая практика.
«Роза Мира» для сектоводов типа Дворкина это тоже «ересь» это понятно.

На настоящий момент я не вижу никакого фактического компромата на школу Щетинина, ничего деструктивного. Дети которых я вижу на видео, повествующих о школе, развитые не по годам , одухотворенные, с поставленной речью и мышлением, чистые, устремленные, приученные к труду, способные к тесному взаимодействию в коллективе, жертвеннные.

Женщина по ссылке, бывшая выпускница, критикующая школу Щетинина, втихаря ночью хомячила копченую колбасу под одеялом, а в школе была принята вегетарианская диета. Ей достаточно мягко высказали то, в чем она была не права. Она обиделась. Вполне понятная история.
 
Сверху Снизу