Заметки путешественника по Таиланду

Айренг-Далянг — затомис чудеснейшей, мало известной пока у нас в России Индомалайской метакультуры. Отделившись от метакультуры Индийской около V века, она охватила брахмано-буддийские царства Явы, Индокитайского полуострова и Цейлона, одно время исторически выражалась в объединившей эту территорию империи Сайлендра, но позднее была резко ослаблена отрывом Явы, подпавшей исламу, и в конце XIX века — хищными демонами — уицраорами Европы. Теперь она ещё теплится в индокитайских королевствах, но благоприятный исторический климат мог бы вызвать её новое цветение.
Даниил Андреев​

Для меня Индокитай долгое время оставался одним из самых притягательных – а равно и самых недоступных уголков…
Теплый климат, полное отсутствие зимы. Культура, впитавшая наследие буддизма и индуизма и объединившая их в неповторимом синтезе. Смягчающее влияние южных морей.
Но – далеко добираться, 10-часовой перелет, непростая акклиматизация, да и цены подороже турецких…
Хотелось, конечно, приехать сюда с экскурсионным туром, побывать сразу во множестве мест, соприкоснуться с главными духовными центрами Индокитая...
Но реальные возможности – скромнее.
И вот ноябрьским днем мы с Ленкой прилетели с пляжным туром в Таиланд...



Паттайю выбрали из-за близости к столице и границе с Камбоджей. Оттуда, из глубины камбоджийских джунглей манил и притягивал сказочный, легендарный, мистический Ангкор Ват, столица ушедшей в историю империи.
А здесь, на побережье – теплый Сиамский залив, с 28-градусной водой, мирный современный курорт и только закончившийся сезон дождей.

«327»

Страна – вот она, но ее душа от нас словно прячется. Хочется экзотических храмов и южной природы, а наблюдаем какие-то задворки, хибары вперемешку с современными отелями, которых много по всему миру, высоченных некрасивых домов.
В репортаже я попробую выделить душу страны, то глубокое, с чем удалось соприкоснуться за время путешествия. Но и материальную сторону жизни избегать не буду – иначе получится неполная картинка.

Невозможно представить Россию без русских берез, без медленно текущих равнинных рек, без храмов с куполами-луковками. Но трудно представить Россию и без разбитых, грязных дорог, полузаброшенных деревень, бесконечных складов с серыми заборами в городах...
То же и с Таиландом.
Есть потрясающей красоты храмы, статуи Будды, есть маленькие святилища на улицах, домики духов. Есть природа, роскошная, цветущая круглый год, не знающая зимы.
И совсем рядом, вокруг – нагромождения убогих домов, грязные улицы, тысячи мотобайков и провода, провода, провода – повсюду. Кажется, их миллионы!

«323»

Наиболее резким этот контраст был, когда мы проезжали этот храм. Вначале я все пытался найти ракурс, чтобы его красиво сфотографировать – потом махнул рукой! :)

Душа и тело страны находятся в гармонии не всегда, но между ними есть странная связь, которая раскроется не сразу и бывает не всегда ясной даже тому, кто в этой стране родился и вырос.

Первый раз с душой страны мы соприкоснулись вечером на набережной у пляжа Донгтан. Люди сидели на песке среди деревьев и смотрели на море. Кто-то ужинал, прямо на циновках. Кто-то просто предавался созерцанию.
И деревья, казалось, тоже участвовали в этом созерцательном погружении. Очень красивые, с корнями, начинающимися на высоте метра.

«324»

Они протягивали свои ветви в сторону моря.

«325»

Но мы были слишком усталы после 10-часового перелета, чтобы все как следует прочувствовать. И вдобавок мы пришли сюда без постилки или циновки…
Уже позже нам объяснили, что в Таиланде образ жизни отражает понятие сабай – покой, уют, физический комфорт. Точнее составляющих три: санук, сабай и суай.
Санук переводится как радость, душевный комфорт, удовольствие.
И разделить ужин вечером на набережной с близкими и друзьями – это Санук! И это – Сабай! :)

продолжение следует
 

Вложения

Дети на фоне храма

Эмблематический образ – смеющиеся дети в саду храма-дворца…
Даниил Андреев

В Бангкоке нам довелось увидеть такую картину:


Школьная команда играет в бадминтон при храме Ват Пхо.

Не знаю, была ли это небольшая спортивная секция или урок физкультуры в обычной школе – но дети играли во дворе монастыря, на фоне одного из главных храмовых зданий. (А монастырь этот, в свою очередь, один из главных в стране).

В Таиланде до сих пор почти половина начальных школ при монастырях. Монахи занимаются воспитанием детей. Это кажется правильным, ведь монахи – наиболее нравственно ориентированные люди в обществе. Когда-то в России были церковно-приходские школы (уж не знаю, было бы хорошо или нет, если бы они действовали сейчас). А здесь подобная традиция до сих пор жива.
Правда, говорят, что эти школы в основном для бедных. Обеспеченные родители стремятся отдать ребенка в частные городские школы.

Но есть в Таиланде и особенные (можно сказать, элитные) загородные буддийские школы – как например, Panyaden School в Чианг Мае. И тут уже совсем близко моя мечта о Новом образовании.
Конечно, это уже другой регион, и мы этого не видели.

»«328»»

Но приятно сознавать, что такое в этой стране есть

»«329»»
Школа в окрестностях Чингмая на севере Таиланда

Фото школьных зданий Panyaden School, подробнее см. здесь:
https://altermama.ru/thailand/panyaden-school-chiang-mai.html

Отметим, что в представлении Даниила Андреева именно смеющиеся дети (на фоне храма) — зрительный образ этой культуры. К улыбке в Таиланде относятся особенно. Она является неотъемлемой частью этикета, выражая приветствия, просьбы, благодарность и даже отказ. А местный язык насчитывает 13 слов для обозначения видов улыбки.

Что касается тайского образования, про него говорят разное. Но его неотъемлемая часть — такое отношение к процессу обучения, чтобы дети были рады. Возможно, они при этом не так много запоминают, но когда приходят из школы, родители спрашивают не «что вы проходили сегодня?», а «как вы провели день?» Обучение тоже должно быть санук и сабай :)

продолжение следует
 
Редактирование:
Даосские и конфуцианские алтари на горе Будды

О детях я рассказал, нарушив хронологию. На второй день нашего пребывания в Таиланде мы оказались на горе Будды. Так ее, во всяком случае, называют, хотя гора – это сильно сказано, скорее холм. Но над равнинной Паттайей она возвышается заметно, и золотой Будда с безмятежной улыбкой виден издалека.



Для туристов это достопримечательность, для местных – священное место. Рядом с Буддой небольшой храм, где можно побеседовать с монахом, поставить свечи.

Но об этом чуть позже. Прежде чем подняться к статуе, мы посетили соседний парк. Он оказался посвящен китайской культуре и религии.


Это не храм, а «всего лишь» ресторан

Даосизм, как известно, религия преимущественно китайская, не говоря уже о конфуцианстве.

Тем интереснее было обнаружить в таиландской Паттайе такое святилище:



Кроме даосского символа инь-янь я тут почти ничего не понял.

Смысл надписи помог объяснить мой учитель по тай-цзи. На алтаре изображена Хэ Ту – китайская схема восьми триграмм, по легенде данная волшебным драконом первому императора Китая Фу Си. Именно он и сидит на пьедестале.

На Хэ Ту находятся 55 черных и белых точек, представляющие числа Неба и Земли. Среди них белые точки – нечетные числа, представляющие энергию Ян – Небо, поэтому называются небесными числами; черные точки – четные числа, представляющие энергию Инь – Землю.
Схема Хэ Ту имела большое влияние на китайскую философию, медицину, представления фэншуя и даже математику. (Подробнее можно почитать здесь: )

Другой алтарь – уже чисто конфуцианский — мы нашли в соседнем парке.



Сам парк показался удивительным сочетанием природы и культурных традиций – и просто уютным местом, где хорошо укрыться от жары.



Тут был и прудик с рыбками и черепахами



А рядом – памятник с обширной надписью на английском и китайском языках:

«330»

Конфуцианская идея для гармонизации общества

«Когда царит идеальный порядок, мир подобен дому для каждого из нас…»

Меня лично идеальный порядок настораживает, но если он такой, как в этом парке, — почему нет?..

Посидев немного на лавочке у памятника, мы отправились дальше. На горе еще ждал Будда, и до заката оставалось около часа.

На выходе из парка нас поприветствовала китайская богиня:

«331»

«332»

Скорее всего, это была Лунная богиня Чань-Э, которую иногда изображают с фонарем.

По легенде, она выпила случайно эликсир бессмертия, обрела способность летать и отправилась на Луну.

Мне понравился парк. Этот религиозный и культурный синтез и место, которое нас так хорошо встретило.

продолжение следует

PS. А здесь можно прочитать репортаж Лены «Погружение в Паттайю» о нашем первом дне в Таиланде.
 
Редактирование:
В Таиланде распространен буддизм тхеравады.

С одной стороны, тхеравада консервативна. Ее представители признают лишь древние тексты, написанные до III в до н.э. (палийский канон). Тхеравадины не используют молитвенные барабаны, четки, мандалы и т.п. Поэтому первое внешнее отличие от буддизма махаяны, распространенного в Тибете и в России – вокруг храмов нет барабанов с молитвенными свитками внутри.

Будда представляется последователям тхеравады обычным человеком, а не божественным существом. Обращаться к нему в молитве не следует. Несмотря на это, в Таиланде можно встретить множество статуй Будды, которым поклоняются, ставят свечи и ароматические палочки.

»«337»»
15-метровая статуя Будды в Паттайе на вершине холма Пратамнак (построена в 1977 году )

А еще в Таиланде есть интересный обычай почитать Будду по дням недели.

Восемь обличий Будды

Вокруг большой статуи на холме Пратамнак можно видеть множество маленьких, с подписанными днями недели.

В понедельник Будда благословляет верующих рукой:



Считается, что родившийся в этот день может стать хорошим наставником и умеет красиво излагать мысли (Тут я льщу себе, поскольку сам родился в понедельник :)

Вторник – день лежащего Будды, он считается днем отдыха.

Хотя в наши дни в Таиланде, как и в большинстве стран, отдыхают в субботу и воскресенье.

»«338»»
Лежащий Будда вторника. На заднем плане китайские божества бедности и богатства (о них – ниже)

Еще интересней дела обстоят со средой потому, что она считается состоящей из двух дней – до полудня и после.

В первой части среды Будда изображается с чашей подаяния, он нищенствующий монах:

»«339»»
Будда среды (первой части). Фото с сайта kstrip.ru

Во второй части Будда, которому поклоняются животные.



Слон несет Будде питьевую воду, а обезьянка – пчелиные соты. По легенде, звери принесли учителю дары, пока его ученики ссорились между собой в Косамби.

Но связано ли именно с этой легендой то, что среда оказалась разделена – не факт. Тут все окутано тайной, разгадать которую не просто, даже имея под рукой интернет. Большинство источников считают, что все дело в любви тайцев к священному числу «8». Неделя начинается с воскресенья, заканчивается в субботу, среда ровно посередине. Вот и разделили ее на два дня, чтобы в неделе было восемь дней. :)

Иногда от гидов приходилось слышать, что Будда обрел просветление в среду, и это стало причиной, что день разделили на два. Однако день просветления Будды (как и день его рождения) отмечается в 15-й лунный день первого летнего месяца – в конце мая или начале июня. И естественно, он приходится на разные дни недели. Традиции праздновать просветление Будды в какой-то определенный день недели нет ни в одной стране.

Впрочем, не будем рассказывать про все дни! Если интересно, можете почитать здесь: http://dennedeli.ru/albums/

Здесь же хочется отметить, что вместе с восемью буддами тут изображены другие персонажи. Например, китайские боги бедности и богатства мирно соседствуют с буддой вторника:



Справа сидит упитанный Хотэй – китайский бог богатства

Считается хорошим делом кинуть ему монетку в пупок. :)



Если не получается попасть в пупок монеткой, можно хотя бы потереть пупок на удачу – это тоже здорово!

Культ Хотэя распространен в Японии, Вьетнаме и других азиатских странах.

Но если присмотреться к лицу Хотэя, можно увидеть знакомые черты Будды Шакьямуни – характерный разрез глаз, задумчивую полуулыбку и отвисшие мочки ушей. 🙂

Такой вот интересный межрелигиозный синтез!

Буддизм и индуизм

Две религии очень долго сосуществовали в этом регионе, пока не сплелись в некий единый культурный синтез.

Индуизм преобладал еще в Кхмерской империи, которая включала большую часть нынешнего Таиланда. (Ангкор-Ват не что иное, как храм бога Вишну). Лишь в 12 веке буддизм становится официальной религией Кхмерской империи – и поначалу это был буддизм махаяны. Он постепенно сменился буддизмом тхеравады, пришедшим сюда со Шри-Ланки.

Мирное существование буддизма и индуизма на протяжении стольких веков кажется удивительным!
(мне даже кажется, что оно является отличительной чертой затомиса Айренг-Далянг)

На горе рядом со статуей Будды мы увидели святилище:

»«340»»

Издали может показаться, что слева тоже Будда. Но слоны, гирлянды, характерные архитектурные формы навевают что-то индуистское.

»«341»»

И действительно, это Брама!

Поклонение Брахме распространено в Таиланде, где считается, что он приносит благополучие и процветание. В городах Таиланда часто встречаются небольшие святилища, посвященные Брахме, самым известным из которых является Святилище Эраван, являющееся одной из известных достопримечательностей столицы Таиланда.
— пишет Википедия.

Первого Браму мы встретили еще в китайском парке:

»«342»»

Тогда мы не поняли сразу, чей это алтарь. Почему Брама сидит именно в китайском парке, я до сих пор понимаю с трудом.

Википедия рассказывает:
Некоторое количество святилищ, посвященных Брахме существует и в Китае, куда поклонение Брахме распространилось из Таиланда, в связи с чем большинство китайских святилищ, посвященных Брахме, выполнены по тайским канонам...
Воистину неисповедимы пути индийских богов!

* * *

Храм изумрудного Будды в Бангкоке – это один из главных храмов страны, имеет для тайцев такое же значение, как для русских соборы Московского Кремля.

»«343»»
Храмовый комплекс Ват Пхра Кео. Крыша самого храма видна справа.

Этот храм опоясывает колоннада с фресками. Сюжет всех фресок взят из индийского эпоса Рамаяны – типично индуистского произведения.

Правда, здесь этот эпос уже становится тайским – и храмы на фресках типично таиландские:

»«344»»

»«345»»

Рамаяна превращается в Рамакиен – эпос тайского народа.

Значительную часть его написал (или лучше сказать, адаптировал) в конце 18 в. первый король нынешней династии Рама I . Бытовые и исторические подробности эпоса оказались перенесены в Таиланд. Сюжет же повторяет индийскую историю Рамы, супругу которого Ситу похитили демоны.

продолжение следует
 
Редактирование:
провода, провода, провода – повсюду. Кажется, их миллионы!
Вся Юго-Восточная Азия опутана проводами... ибо сохранить провода под напряжением во время сезона дождей можно только подвесив их в воздухе... по-другому никак. Провода убраны в подземные коммуникации только на самых центральных улицах.
 
Добрый день! 🙂

Путевка обошлась около 80 тыс., были там 10 дней с 8 по 18 ноября.
Сезон дождей закончился, но один раз попали под дождь. )

Вся Юго-Восточная Азия опутана проводами... ибо сохранить провода под напряжением во время сезона дождей можно только подвесив их в воздухе... по-другому никак.
Тут еще дело в том, что когда провод выходит из строя, тайцы не парятся и не убирают его ))
И судя по их количеству, отдельный провод ведет не то что в каждый дом, но в каждую квартиру! :)



Отношение к безопасности этого дела там куда более пофигистское, чем у нас. Вот, пальма висит на проводах. И судя по тому, что листья уже сухие, она там давно )))

«333»

Пару лет назад, как нам сказали, в Таиланде вышел закон, обязывающий убирать провода в городах под землю. Но его никто не соблюдает. Сабай :giggle:

Кстати, если интересны какие-то «более земные» детали нашего путешествия, Ленка пишет в ЖЖ хорошие репортажи: «Погружение в Паттайю» «Путь на гору Будды»
 
Сверху Снизу