Буддизм

УПРАЖНЕНИЯ в йоге и др практиках, с зависимостью от дыхания — это важно.
Конечно важно, я в курсе. Но йога бывает разной. Пранаяма является составной частью хатха-йоги, и в меньшей степени раджа-йоги. Тантра использует мантрамы. Практически все духовные учителя Индии учат использовать мантрамы. Пранаяме учат только хатха-йоги. Но даже они предупреждают об осторожности.
Не знаю, — лучше концентрироваться на имени Господа, будь то в молитве или просто. Это безопасно, приносит радость и пр.
 
В випасане и анапане нет никакого контроля дыхания. Есть наблюдение — но это другое дело. Там, как раз, подчёркивают: оставьте дыхание, как оно есть, просто осознайте этот факт и всё. А концентрация там идёт на разных частях тела. При анапане — на области непосредственно под носом, при випасане — на всех частях тела последовательно. И это не то, что даже концентрация, как таковая, а наблюдение за тем, что происходит в данной части тела. Наблюдение за ощущениями. В этом смысл медитации. А отнюдь не в контроле за дыханием или фокусировании на нём.
 
Интересная тема.

Насколько я понимаю, медитация — это процесс переключения внимания на само себя.
Грубо говоря, внимание это как фонарик-камера, который подсвечивает и показывает какие-то внешние по отношению к самому себе феномены сознания или «объекты» — впечатления от органов чувств, мысли, эмоции. А само на себя внимание не направлено.

В медитации вниманию не даётся растекаться как обычно максимально по этому ряду (впечатления от органов чувств, мысли, эмоции). Вместо такого растекания оно всё сосредотачивается на каком-то одном таком «объекте» из ряда. Насколько я знаю, классический выбор такого объекта — собственное дыхание, на котором сосредотачивается внимание (само дыхание никак менять не нужно специально). И ещё в качестве такого «объекта» берётся имя Господа, например. Или мантра.

И что получается — сосредотачивается внимание на каком-то одном «объекте» сознания вместо растекания по куче таких «объектов». Но внимания у человека есть больше чем нужно для наблюдения этого «объекта»! Поэтому «избыточное» внимание начинает обращаться на само себя! На другое человек не даёт ему обратится потому что. И вот где-то во внимании которое само на себя обращено — что-то интересное может быть, вплоть до ощущения своей монады, как мне кажется.
 
И это не то, что даже концентрация, как таковая, а наблюдение за тем, что происходит в данной части тела. Наблюдение за ощущениями. В этом смысл медитации. А отнюдь не в контроле за дыханием или фокусировании на нём.
Тут происходит путаница в терминах.
Слова — «осознание», «наблюдение(умом)» и «концентрация (сосредоточение)» являются практически синонимами. Это одно и тоже в духовной практике. А вот медитация (дхьяна) это, строго говоря, несколько другое, чем сосредоточение (дхарана).
У нас (в западной интерпретации) понимать медитацию, принято как размышление, как концентрацию на какой-то мысли. Но в науке йоге — это стадия, которая наступает тогда, когда прекращается всякое мышление и концентрация на внешних предметах, когда нет уже ни ощущений, ни ума, ни самого человека, а остается только чистое самоосознание себя как духа, как монаду., при полном молчании ума. В медитации ум уже очищен от всех мыслей. Это об этом состоянии говорит Христос: «Блаженны нищие Духом, ибо их есть Царствие Небесное». Нищий Духом это тот, кто отказался от всего, даже от мыслей, от своего характера, эмоций, страстей и пр., что составляет нас как личностей, но не индивидуальностей. Человек теряет свою личность («отвергнись себя»), но приобретает глубокую индивидуальность.
Вот это и есть медитация. За медитацией следует стадия Самадхи, то есть когда зерно духа расширяется до всей вселенной и даже выше.. Даниил Андреев описал это состояние исходя из собственного опыта. Д.А. — был сверх-существом, на самом то деле.. Колоссом духа. Хотя в обычной своей жизни и был обычным человеком..
Хорошо о пранаяме написал Вивекананда — еще одно Высшее существо, Великий учитель. Именно он раскрыл её сущность. Раньше я также полагал, следуя некоторым воззрениям йогов, что поглощая сознательно воздух мы поглощаем и прану — духовную энергию. Вивекананда опроверг это утверждение. Контроль над дыханием это всего лишь, по его мнению, контроль за работой дыхательных мышц. С тем же успехом можно подвергать контролю и другие мышцы тела, причем более безопасным образом. Например тот же китайский цигун или боевые искусства, например так называемые «внутренние стили» ушу, занимаются именно контролем не какой-то отдельной группы мышц, а всего тела целиком. Это более сложно, но и результаты намного более быстры, чем занятия пранаямой, так как там надо концентрироваться сразу и одновременно на нескольких мышцах.
Но внимания у человека есть больше чем нужно для наблюдения этого «объекта»! Поэтому «избыточное» внимание начинает обращаться на само себя!
Можно сказать и так. Избыток внимания, а значит и энергии духа, возникает от практики сосредоточения. Потом человеку нужно будет отказаться даже от самого объекта сосредоточения. И тогда в итоге останется только один дух — происходит сосредоточение на самом себе. В этом состоянии йоги могут находится века. Но мы не йоги, а надеюсь Христиане, поэтому для нас путь уготован гораздо короче..
 
Редактирование:
Сверху Снизу