Природа прекрасного (красота в жизни, искусстве, религии)

Каким же всё-таки должно быть искусство?

Таким, каким оно видится именно тем силам Света, которые опекают наше человечество. Я думаю, правильней было бы опять привести высказывания самого Андреева.

Какими же чертами может отличаться искусство, которое создадут люди, причастные духу Розы Мира, в ближайшие эпохи, когда солнце золотого века только начнет еще озарять облака над горизонтом?

В этом стиле найдет свое выражение присущее Розе Мира восприятие вещей: восприятие сквозящее, различающее через слой физической действительности другие, иноматериальные или духовные слои. Такое мировосприятие будет далеко от нарочитого оптимизма, боящегося нарушить собственную безмятежность вниманием к темным и трагическим сторонам бытия. Творцы этого искусства не станут избегать созерцания горестной и страшной изнанки мира. Они сочли бы за малодушие жажду забыть о кровавом пути истории, о реальности грозных, инфрафизических слоев Шаданакара, об их беспощадных законах, удерживающих в узах нечеловеческих мук неисчислимые сонмища несчастных, и о тех наистрашнейших срывах общечеловеческого духа, которые подготавливаются силами Противобога и осуществятся в истории почти неизбежно, когда исчерпает свое поступательное движение золотой век. Но высокая степень осознания не воспрепятствует их любви к миру, к земле, не уменьшит их радостей, порождаемых природой, культурой, творчеством, общественным служением, любовью, дружбой, – напротив! Разве сознание скрытых опасностей, грозящих тому, кого любишь, ослабляет жар любви? – Будут чудесные создания еще небывалой полноты жизнеутверждения, чистоты и веселия. В руслах всех искусств – тех, которые уже есть, и тех, которые возникнут, – появятся искрящиеся, как водяные брызги в солнечных лучах, произведения творцов будущего о любви, более многосторонней, чем наша, о молодости, о радостях домашнего очага и общественной деятельности, о расширении человеческого сознания, о раздвижении границ восприятия, о стихиалях, подружившихся с людьми, о вседневной близости невидимых еще теперь друзей нашего сердца, да и мало ли о чем, что будет волновать людей тех эпох и чего мы не в состоянии себе представить.

Мне кажется, такое искусство, мужественное своим бесстрашием и женственное своим любвеобилием, мудрое сочетание радости и нежности к людям и к миру с зорким познаванием его темных глубин, можно было бы назвать сквозящим реализмом или метареализмом. И следует ли говорить, что не непременно нужно произведению искусства быть образцом сквозящего реализма, чтобы люди, причастные духу Розы Мира, сумели ему радоваться и восхищаться? Они будут радоваться всему, что отмечено талантом и хотя бы одной из этих особенностей: чувством прекрасного, широтою охвата, глубиною замысла, зоркостью глаза, чистотой сердца, веселием души.
«910»

Само мировосприятие и произведения искусства, как говорит Андреев, в первую очередь будут отличаться красотой, чистотой, весельем и утверждением жизни, стремлением к Свету. При этом необходимо помнить, что чувство прекрасного, прежде всего, носит созерцательный характер, только потом идёт его осмысление. И как было показано выше, неприятие созерцательных произведений искусства тех, где не за что зацепится рассудку, происходит по двум причинам;
– неразвитость способности видеть мир прекрасным и;
– от большого ума, вложенной в голову установки, что нужно считать красивым, а что нет.
Поэтому не следует удивляться, если предпочтение будет отдано тем произведениям, которые «подготовленные» ценители относят к разряду наивных, красивеньких или безвкусных. Критерии – вызываемые ими благотворные, умиротворяющие и просветляющие душу чувства. Такие произведения могут быть как профессиональными, так и любительскими.

Учитывается и то, что цель искусства, не только переживание прекрасного, воспевание светлых сторон жизни, а так же выявлять и безобразные.


«911»
В. Суриков. Утро стрелецкой казни

Но выявлять безобразное необходимо для того, чтобы душа прошла через метанойю, очищение, а не для того, чтобы её калечить, и быть увлечённой этими переживаниями в инфернальные миры, к чему ведёт современное, если можно так сказать, «искусство» . Посредством искусства могут также выражаться и достаточно сложные философские концепции. Пропустив мысль через чувство прекрасного, они станут привлекательней и доступней для гораздо большего числа воспринимающих сознаний. Ну и, само искусство является способом познания мира, как внешнего, так и внутреннего. И как говорили древние – познай себя, познаешь мир, измени себя, изменишь мир. А переживание прекрасного, в жизни и в искусстве, способно менять нас до неузнаваемости. Недаром выражение – «Красота спасёт мир», стало крылатым. Д. Андреев пишет:

«Образы искусства емче и многоаспектнее, чем афоризмы теософем или философские рассуждения. Они оставляют больше свободы воображению, они предоставляют каждому толковать учение так, как это органичнее и понятнее именно для его индивидуальности. Откровение льется по многим руслам, и искусство – если и не самое чистое, то самое широкое из них».

Если провиденциальным силам удастся остановить человечество и человеческое искусство от скатывания в инфрафизическую бездну, тогда нас ждёт прекрасное будущее.

«912»

Сквозящее мировосприятие, в том числе и в искусстве, о котором говорит Андреев, даст возможность расширить наши представления о нас, об окружающем нас мире, о Вселенной до непредставимых, на данном этапе, масштабов. Примеры этому, хотя и единичные, уже есть.

Не утратит искусство при этом и свой созерцательный характер. Чувство прекрасного будет идти рука об руку с философской и научной мыслью, а так же с глубокой этической оценкой происходящего.
 
Редактирование:
Начнём с тех, которые не вызывают отторжения у подготовленных ценителей. Это общепризнанные классические профессиональные произведения. Хотя и здесь не так всё однозначно.

«913»
Боги Олимпа. Роспись потолка в зале Геракла, Версаль

«914»
К. Брюллов. «Сон молодой девушки перед рассветом…»


«915»
Г. Семирадский. «Игра в кости»

«916»
М. Антокольский. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1896

«917»
Неизвестный мастер. Надгробие А. А. Сазиковой Бронза, гранит Москва, Некрополь Донского монастыря

Это общепризнанные, высокохудожественные, профессиональные работы известных мастеров. Кроме высокого профессионализма их объединяет тонкий эстетический вкус и главное, человечность. Преобладание наивных, пасторальных, красивеньких сюжетов здесь не случайно. Задача, показать, что то, от чего, можно сказать, шарахается «подготовленный современный ценитель», в своё время считалось признаком высокого утончённого вкуса. Любоваться искусством, (теоретически) мог каждый, не зависимо от воспитания, сословия, образования. Создать же такое произведение было под силу далеко не всем, даже получившим соответствующую подготовку. Сейчас же всё наоборот, шедевры «способен творить», любой, даже обезьяна. А вот чтобы «понять» современного «творца», требуется усиленная специальная подготовка.
 
Перейдём к современным. Если произведения великих мастеров прошлого вне критики, классика всё-таки, то современным мастерам повезло гораздо меньше. Здесь, любая попытка художника передать красоту полевого цветка, лесной поляны, просто романтическое состояние, к примеру, женщину на фоне моря или окружённой кустами роз, «не дай Бог», ещё и задумчивой, с книгой в руках, детскую миловидность и непосредственность, миловидность и грациозность животного, может нарваться, как мы видели, на беспощадную критику со стороны «современных продвинутых ценителей искусства».

Но надо заметить, что эти «ценители», хотя и достаточно шумные, напористые и имеют влияние в верхах, всё-таки находятся в меньшинстве, а к их голосу прислушивается далеко не каждый. Даже далеко не каждый профессиональный критик или художник разделяет их взгляды.

«Неподготовленному» человеку непонятно, почему выражение художником в своём творчестве того, что близко сердцу и понятно уму, он должен, с подачи «продвинутых ценителей», считать пошлостью, примитивом, фотографичностью. И наоборот – пошлость утончённым вкусом.

Возьмём работы уже упомянутых художников В. Волегова, Ан Хи, добавим Лорана Парселье. Волегов профессиональный художник. Его картины романтичны, полны солнца и света. По своей сути, это гимн женственности, материнству, детской непосредственности, природе. Восторженные отзывы в сети, к примеру «Солнечная живопись романтика Владимира Волегова», и другие, свидетельствуют о его популярности и любви зрителей. А какие великолепные картины, поднимающие настроение, французского художника Лоран Парселье. Не буду комментировать, приведу высказывания с сети. «…уличный художник Лоран Парселье сумел «приручить» солнечные лучи», «20 картин, заряженных солнечной энергией», или «Картины для тех, кому не хватает летнего тепла». Близка по духу Волегову живопись Ан Хи. Отзывы: «Романтическая живопись китайского художника Ан Хи», «Прекрасные женские образы художника Ан Хи».


«923»
В. Волегов.

«922»
Худ. Волегов

«924»
Художник Лоран Парселье

«925»
Ан Хи


Ниже показан уже другой подход. Если художниками, картины которых были приведены выше, кроме цветового решения уделялось внимание проработке рисунка, то в живописи С. Шишко и Д. Козлова, этот момент отходит на второй план. Художники отдают предпочтение свету и богатой цветовой гамме. Здесь иногда получается обратная картина – такая живопись не воспринимается неподготовленным зрителем. Но это можно отнести не к недостаткам, а к издержкам увлечённостью живописной стороной. Задача данной статьи не в том чтобы доказать, что всё, что не воспринимается без подготовки, антиискусство. Иногда надо поработать над собой. Объединяет же эти работы то же увлечение красотой, солнцем, буйством красок, светом и вызывает то же радостное приподнятое настроение, что и работы трёх вышеупомянутых художников.

«926»
Сергей Шишко

«927»

Козлов Дмитрий, Сельский пейзаж,
 
Редактирование:
И так мы подошли к творчеству другого рода, к самодеятельному. Цель любого искусства видится в просветлении нашего душевного существа, а не потакание низменным инстинктам. Длительное время, начиная с возникновения первых цивилизаций, оно, хоть и не всегда успешно, стремилось выполнять эту роль. Шаг за шагом, столетие за столетием, человеческие эмоции и соответственно произведения искусства принимали всё более утончённый характер. Пошлое и уродливое, оставалось вне сферы его внимания или высмеивалось.

«931»
Мирон. Афина и Марсий

Естественно, что доступно такое искусство было далеко не каждому. Только обеспеченные слои общества, и то далеко не все, могли позволить себе такую роскошь. Массы часто довольствовались искусством попроще. За редким исключением, человек из народа, даже при наличии способностей, мог получить надлежащее воспитание и образование. По этой причине выражать свои чувства простой человек мог через примитивные по содержанию и мастерству произведения, к которым изысканная публика относилась достаточно прохладно и даже с пренебрежением.

Но со временем, с одной стороны, высокое искусство стало доступным большинству, а с другой, изысканная публика увидела в народном творчестве за примитивными формами его душу. Простенькие лубки, песенки, сказания стали культурным достоянием человечества.


«932»
Нико Пиросмани. «Друзья Бегоса»

«933»
Мария Примаченко. Украинская свадьба.

«930»
Иван Селиванов. Автопортрет с голубыми глазами.

«934»
А.Руссо. Спящая цыганка..


Получило оно название примитивное или наивное искусство. Разумеется, примитивизм не следует путать с пошлостью, с той пошлостью, с которой высокое искусство в течении веков, боролось и которая всё таки поразила его в 20-м веке.
 
Оффтоп
По примитивному искусству такое мнение — что оно нормально только тогда, когда художник не может сделать красивее. А если может сделать сильно красивее, но делает примитивно — это та же пошлость что у Пикассо и прочих анти-художников 20 века.

Четыре или три приведенных художника каждый больше или меньше вызывают подозрение, что они из той же группы что и Пикассо, так как у меня вызывают неприятные впечатления в большей или меньшей степени. Относительно симпатичный только первый для меня.

Само народное искусство такое впечатление не производит обычно, в нём чаще всего не вижу сознательно вносимой дисгармонии:





Могу и ошибаться, конечно. :)

Ещё раз Вам спасибо за Вашу тему, Владимир.
 
Оффтоп
Михаил, художники, представленные выше, самодеятельные художники. никакого образования они не получали. Вот ещё одна работа Анри Руссо.

»»«935»»»

Анри Руссо. Экзотический пейзаж

Достаточно весёленькая работа. А красивые народные изделия, которые Вы представили, это уже фабричные изделия. Народные выглядели примитивней.
 
А это уже современные художники. Стили этих художников совершенно не похожи друг на друга ни в чём. Ни в чём, кроме двух моментов – обилия света, радостного мировосприятия и сказочности сюжетов. Человек с приоткрытыми мистическими способностями, видит в этом способность авторов посредством своего таланта проникать за пределы нашего мира, чувствовать и передавать в творчестве, дыхание миров иных. Д. Андреев называет это «сквозящим мировосприятием». Художница Жозефина Уолл, сознательно или подсознательно, живёт бурной, насыщенной событиями жизнью своих героев, за которыми видятся светлые стихиали природы. У Марио Дугуайя изобилие света и светоносные «невидимые» существа и наставники. Джим Уоррен, может на глубинном уровне, осознаёт условность преград нашего мира и сложность мироздания. Да, не все работы идеальны с точки зрения работы цветом. О некоторых даже скажут что это не живопись. Но вот профессионалы, к примеру, возьмём тех же С. Шишко и Д. Козлова, позволяют себе не уделять внимание проработке рисунка. Почему другие не имеют права не уделять внимание живописи. И в тех и в других работах не подготовленный зритель не всегда сразу увидит красоту, не всегда сразу прочтёт замысел автора. Как в первых двух работах необходима подготовка, чтобы воспринимать их красоту, сконцентрировавшись только на живописи, так во вторых трёх и подобных им, необходима подготовка, чтобы воспринимать красоту замыслов авторов. В данном случае необходимо выйти за пределы заложенной в голову программы.

Сейчас же есть смысл привести отзывы о художниках в сетях.


«Чарующие картины Жозефины Уолл»,
«Волшебные картины Жозефины Уолл»,
«Зачарованные миры Жозефины Уолл».
«Божественный выбор Марио Дюгея»,
«Райские рисунки Mario Duguay».
«Любимые художники. Джим Уоррен — романтик ...»,
«Джим Уоррен — живая легендая в мире искусства».


»«938»»
Жозефина Уолл. Волшебный сон.

»«937»»
Джим Уоррен

»«936»»
Марио Дугуай

Разумеется, отказываться от приобретённого веками опыта, то есть, профессиональной подготовки, не следует. Вклад профессиональных деятелей искусств, в мировую сокровищницу культуры, колоссален. Речь здесь идёт о двух вещах – профессионализм не должен заглушать творческую сторону, что часто бывает и не должен искажать и уродовать само представление о красоте, как это произошло в 20-м веке и происходит сейчас. Повторяю – искусство это созерцательный способ познания мироздания, познание, медитируя на элементы мироздания. Я не призываю к отмене и самих понятий красота и красивость. Но у каждого своё представление о красивом и красивеньком, и свои границы между ними. Всегда будут произведения искусства более утончённые и менее утончённые, но стремящиеся передать красоту такой, какой она им видится. К красивеньким можно отнести произведения, неумело стремящиеся к красоте. Но это форма. А за неумелой формой необходимо уметь увидеть душу. В профессиональном искусстве ярлык красивенькое цепляют потому, что это не вкладывается в заложенною в голову программу. При этом сами предлагают считать красивым не только вещи и произведения не совсем привлекательные, но и откровенно уродливые. Примеры были показаны выше.
 
Редактирование:
Есть смысл, коснутся и компьютерной графики. С точки зрения определённого числа «подготовленных ценителей» это тоже не достаточно серьёзный вид творчества. Но, как и в предыдущих случаях, жизнь опровергает подобное мнение. С одной стороны, цифровые технологии дают большие возможности. Соответственно большее количество творческих личностей могут выразить свой внутренний мир предлагаемыми средствами, без освоения сложных техник. С другой, помогает лучше понять разницу между ремесленничеством и творчеством. Часто профессионал, освоив сложный комплекс выразительных приёмов, демонстрирует только своё мастерство. Душу же в произведение не вкладывает. При помощи компьютерных программ гораздо легче выразить именно свои душевные переживания, свой внутренний мир, тем, у кого он достаточно богат и красив, а способностей к рисованию, к примеру, нет. Правда и здесь есть риск увлечься эффектами.

«943»

«944»
 
Вот мы и подошли к вопросу – красота в жизни. Касаемся его по той же причине. Но извращённые представления о красоте в искусстве, навязать легче, так как речь идёт уже о конкретном, извлечённом изнутри и переданном на холсте, в слове, в музыке. Здесь же представления прекрасного являются достоянием самого переживающего. И только художественная фотография может показать их посторонним в том виде, в каком они переживаются автором. Фотоаппарат передаёт переживаемое почти без искажений, которые неизбежны в других видах искусств. Что вижу, то и пою.

К примеру, судя по фотографиям вложенным ниже, красота, в понимании авторов, это прекрасные женские лица, с чистым светлым взглядом. Глаза, зеркало души. С фотографий по выражению лиц и глаз видно, что и авторы и модели находятся в данный момент, в полной гармонии с собой и окружающим миром. Такие произведения (художественная фотография) не нужно анализировать, их лучше просто созерцать, даже медитировать. Но, такие произведения, часто не приемлются, «подготовленным ценителем прекрасного», не понятны ему, в силу выше указанных причин.

«945»


«946»
 
Сверху Снизу