Художники-классики о светлом. Нестеров, Васнецовы...

Наша с Михилом тема о художниках второй половины 20 века уже полюбилась многим.

Новую тему открываю, чтобы рассказать о тех, кто творил раньше, на рубеже 19-20 веков.
Эти имена знает каждый, но и тут есть, что рассказать. Обстоятельства жизни, написания картин, случаи из биографий.

Начать хочется с Михаила Нестерова.
Этот художник особенно чутко передает образы Северной Руси. Пожалуй, именно его картины больше других у меня ассоциируются с Небесной Россией.
Нестеров родился в Уфе в 1862 году и вырос в этом городе.

Михаил Нестеров.jpg
молодой Михаил Нестеров

Он много путешествовал, бывал в Австрии, Италии, Турции. Но черпая вдохновение в этих странах, писал в основном русскую природу, и образы наших выдающихся соотечественников.

Бывает, что молодой талантливый художник напишет одну картину, и она сразу становится известной. Приходит всенародная слава, признание.
Пожалуй, с Нестеровым было именно так — слава пришла после картины Видение отроку Варфоломею.

»»»»»«1518»»»»»»
Видение отроку Варфоломею (1889-1890)

Но именно эту картину раскритиковали выдающиеся мастера-передвижники, старшие коллеги молодого художника.
вот рассказ о непростом пути к признанию:

...Незадолго до открытия выставки над «Варфоломеем» сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин.

Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Дело кажется таким серьезным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.
Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: «Картина эта попала на выставку по недоразумению... ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика...» Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодежь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.
Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грез, фантазий.

(http://art-nesterov.ru/biography.php)

От себя добавлю — не только грез и фантазий, но иной реальности, которая у Нестерова просвечивала сквозь наш мир.

Работая над картиной, он жил в подмосковной деревне Комякино — недалеко от мест, где родился и вырос св. Сергий Радонежский.
Здесь художник делал наброски, этюды, много гулял, общался с монахами и посещал храмы.
Потом он закончит работу в своей домашней мастерской в Уфе.

На картине изображен юный Сергий Радонежский, тогда еще отрок Варфоломей, беседующий с ангелом, который явился ему под видом монаха.
Нестеров чувствовал особенную духовную связь с преподобным Сергием.
Позже он напишет еще несколько картин, посвященных ему.

»«4758»»
преподобный Сергий и медведь

В другой тональности:

»»»»»«1520»»»»»»

»»»»»«1522»»»»»»
юность преподобного Сергия Радонежского

Триптих Труды преподобного Сергия:

»»»»»«1523»»»»»»

и главная часть более крупно:

»»»»»«1524»»»»»»

На всех этих картинах изображены известные сцены из жития св. Сергия Радонежского, пересказывать которые мы здесь не будем.

Но основное направление творчества Нестерова определилось — это светлые, возвышенные люди, изображенные на фоне русской природы.
Неброской, особенной, нестеровской.
Той, где поздняя осень переходит незаметно в раннюю весну.

»»»»»«1525»»»»»»
Пустынник

»»»»»«1526»»»»»»
Великий постриг

»»»»»«1527»»»»»»
тихая жизнь


На многих картинах изображена вода — это или Волга, или река Белая, у которой художник вырос.


»»»»»«1528»»»»»»
Лисичка

Эта мирная картина особенно нравится мне.

Волгу Нестеров писал еще много:

»»»»»«1530»»»»»»
за Волгой

Картина Михаила Нестерова «За Волгой», созданная в 1905 году, была частью цикла, который художник задумал как «написанный красками роман, роман в картинах». Работы этой серии Нестеров писал под впечатлением от произведений писателя и публициста Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», которые достоверно и детально описывали жизнь купцов-старообрядцев.
Молодой купец, крепко стоящий на ногах с гордо поднятой головой, прямо и решительно смотрит Волгу. В его образе воплощается практический, деловой подход к жизни и окружающему миру. Героя картины можно сравнить с Лопахиным из «Вишневого сада» Антона Чехова или Кудряшом из «Грозы» Александра Островского. Баржа, тянущая пароход по реке, является своеобразным символом купца: отражает прогресс, неизбежное движение времени.
В образе женщины, печально склонившей голову, воплощается мир прошлого, близкий к природе, следующий старинным законам и традициям. Символом героини на полотне предстает березка — тонкая, хрупкая и одинокая.


От себя добавлю, что в таких женских образах Нестерова — как и выше, на картине Великий постриг, особенно чувствуется Соборная Душа...
 
Редактирование:
»»«1534»»»
Михаил Нестеров

В своей книге «Давние дни», написанной уже в глубокой старости, Нестеров вспоминал отца, который был успешным купцом.

Когда отец убедился, что я — его единственный наследник — к торговле не гожусь, он постепенно стал сокращать дело, а затем и совсем прикончил его. А так как он был очень трудолюбив и без дела оставаться не мог, то скоро и нашел себе занятие по душе: его выбрали товарищем директора открывшегося тогда Общественного городского банка
...
Отец умер глубоким стариком — восьмидесяти шести лет. Я благодарен ему, что он доверился опытному глазу К. П. Воскресенского и не противился, отдавая меня в Училище живописи, пустить меня
по пути ему мало симпатичному, мне же столь любезному, благодаря чему моя жизнь пошла так полно, без насилия над самим собой, и я мог отдать силы своему настоящему призванию. Еще задолго до смерти
отец мог убедиться, что я не обманул его доверия. Из меня вышел художник. При нем был пройден весь главный мой путь до Абастумана включительно.
Художник с особой значимостью, как веху своего творчества, упоминает грузинский поселок Абастуман (Абастумани).
Естественно, я заинтересовался.

Нестеров расписывал храм Александра Невского, который построили в Абастумани.
Храм этот сохранился, хотя и пережил драматичные моменты. К счастью, старые росписи были законсервированы, а в 2004 проведена реставрация.
(подробнее здесь )

»»«1535»»»
храм Александра Невского в Абастумани, Грузия (1896-1904)

Вот эти фрески:

»«1536»»

»«1537»»
Богородица с Христом

»«1540»»
Спаситель над алтарем храма

»«1538»»
святая равноапостольная Нина

Нестеров расписывал и другие храмы. Возможно, куда более известно его участие в росписи Владимирского собора в Киеве, вместе с Васнецовым.
Но там Нестеров помогал более опытному товарищу, а в Абастумани делал сам весь проект.

Впрочем, и в Киеве Нестеров писал все эскизы самостоятельно (за исключением святых Бориса и Глеба, экскиз которых написал Васнецов)
Вот некоторые из этих икон:

»«1542»»
Богородица с Христом

»«1541»»
святая княгиня Ольга

»«1547»»
эскизы образов иконостаса северного предела Владимирского собора


Наконец, Нестеров известен участием в создании мозаик в храме Воскресение Христова (Спас-на-Крови) в Петербурге.
Правда, сами мозаики он не делал, писал к ним эскизы.

»«1543»»
Христос на пути в Эммаус

»«1545»»
князь Александр Невский


Отношение к фрескам Нестерова было неоднозначное:
Его упрекали и в подражательности Васнецову, и в следовании новейшим западным течениям, усматривая в росписях излишний «лиризм» и несоответствие «древней силе духовности». Им Нестеров отвечал: «...я пою свои песни...». По словам В.В. Розанова, публициста и философа, церковное искусство Васнецова и Нестерова среди сонной академической живописи прозвучало, «как звонкая песня жаворонка из голубого жаркого неба».
(Михаил Нестеров — монументалист и иконописец. Анастасия Бубчикова)

Пожалуй, вершиной этого направления творчества художника стала картина Святая Русь

»«1546»»


Это особенная картина, ее даже комментировать как-то невозможно...


Источники:

ХРАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В АБАСТУМАНИ-ГРУЗИЯ
https://www.liveinternet.ru/users/ketevan/post368251134

Михаил Нестеров — монументалист и иконописец. Анастасия Бубчикова
https://www.tg-m.ru/articles/1-2013-38/mikhail-nesterov-monumentalist-i-ikonopisets
(журнал Галерея)

Михаил Нестеров. Давние дни (Воспоминания)
 

Вложения

Редактирование:
В личной жизни Михаил Нестеров не был счастливым человеком: его брак с женой продолжался лишь несколько лет. Мария умерла вскоре после рождения дочери.

»«1565»»
Мария Нестерова, первая жена художника

Несомненно, она была его музой.
Через несколько лет Нестеров напишет:

... Ещё долго на стенах Владимирского собора я не расставался с милым, потерянным в жизни и обретённым в искусстве образом. Любовь к Маше и потеря её сделали меня художником, вложили в моё художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу — словом, всё то, что позднее ценили и ценят люди в моём искусстве.

В картине «Невеста Христова» угадываются черты его жены.

»«1566»»
Христова невеста (1887)

Но осталась дочь, Ольга, и она стала для художника новой музой.

»«1567»»
Михаил Нестеров с дочерью Ольгой

»«1568»»
Портрет Ольги Нестеровой (1905)


Дочь вспоминала, что портрет писался, когда ее мучили головные боли и предстояла операция на черепе.
Отсюда бледный вид и страдания на лице.
Впрочем, по ее воспоминаниям художник любил именно такой вид у женщин :)

Еще более известен портрет «Амазонка», где дочь изображена в верховом костюме

»«1569»»
Амазонка (О.М. Нестерова)

Нередко на своих картинах художник придавал женским образам отдельные черты дочери или рано ушедшей жены.

Нестеров после 1917 года не уехал из Советской России, что наложило трагический отпечаток на его судьбу.
В 1930-е годы картины Нестерова постепенно стали исчезать из музеев.

Побывав в Ленинграде в Русском музее, художник обнаружил: «Моих картин «Под благовест» и «Святой Руси», висевших в музее в самые суровые для меня годы, сейчас вовсе нет; «Под благовест» — одна из самых удачных, по общим отзывам, моих вещей — лет десять как находится в реставрационной мастерской и никак оттуда выбраться не может. «Святая Русь», получившая на Международной выставке большую золотую медаль, убрана «в запас».

Художник в основном писал пейзажи и портреты.
Но наступил 1938 год, и зятя художника, Владимира Шретера, который был профессором МГУ, арестовали по доносу, и вскоре расстреляли.
За ним была арестована дочь, а вскоре и сам Нестеров.
Его отпустили через две недели, но пребывание в Бутырской тюрьме подорвало здоровье 76-летнего старика.
Нестеров сохранял принципиальную позицию — отказался писать портрет Сталина, отказался и от выставки своих картин, поскольку главные религиозные полотна ему выставить не разрешили.

Он продолжал до последнего заниматься искусством, до последнего дня жизни держал в руках палитру и кисть. Михаил Нестеров умер в 1942 году в больнице и похоронен на Новодевичьем кладбище...

За год до этого благодаря усилиям Екатерины Пешковой (первой жены Горького) из лагерной ссылки вернулась дочь, Ольга Нестерова. Правда, ее здоровье и без того слабое, было подорвано еще больше.
Ольга Нестерова стала художником. Пишут, что она «вышивала шелком на полотне работы, которые было невозможно отличить от акварели».
Ольга Михайловна прожила еще больше 30 лет и ушла в 1976 году.

* * *

Среди особенно значимых портретов, написанных Нестеровым, не могу не упомянуть этот двойной портрет русских философов

»«1570»»
Павел Флоренский и Сергей Булгаков

Как день и ночь, как инь и янь, различались эти двое.
Два направления в русской религиозной мысли 20 века, такие новые — и такие разные!
Правда, я бы скорее написал в черном Флоренского, а в белом Булгакова, но художнику увиделось по другому.
На картине Булгаков более земной, стоит твердо, Флоренский же устремлен ввысь, и словно подчеркивая эту неустойчивость, художник изобразил его опирающимся на палочку.
По-разному сложились и судьбы их — Булгаков покинул Советскую Россию, а Флоренский сгинул в Соловецких лагерях.

Он упомянут в «Розе мира» только один раз, но зато как!

...Ближе остальных к великой трансформе, уводящей в Небесный Иерусалим и в Синклит Мира, подошли к настоящему времени Лермонтов, Владимир Соловьёв, император Иоанн VI, а также два духа, чьи имена вызвали моё удивление, но были два раза твёрдо произнесены: Шевченко и Павел Флоренский.

»«1571»»
Соловки, 1917

Таков был земной путь художника, которого я теперь знаю и еще больше и еще больше люблю.


Источники:

Дневник художника
https://happy-school.ru/publ/galereja_iskusstv/dnevnik_khudozhnika_mikhail_nesterov/127-1-0-2912

Сталин и Нестеров
https://igorkurl.livejournal.com/172603.html

Михаил Нестеров.
Судьба, трагедия и аресты
https://1001.ru/articles/post/mihail-nesterov-sudba-tragediya-i-aresty--24410
 
Редактирование:
Название темы рабочее, можно обсудить здесь. Хотелось упомянуть несколько имен. Возможно, будет еще Айвазовский, хотя о нем подробно уже писал.
Васнецовых двое — Виктор и менее известный Аполинарий.

Размер файлов выбирал так, чтобы с одной стороны, не перегружать сайт, но с другой чтобы их можно было как следует рассмотреть.
Тональность выбирал на свое усмотрение, в некоторых случаях фотошопил. Михаил, если ему какие-то картины больше нравятся в другой тональности, может разместить свои варианты )
Дополнения и комментарии приветствуются!
 
Иван, прекрасная идея. Кроме перечисленных художников, в тему можно добавить скульптора Антокольского.
https://www.artcontext.info/articles-about-art/904-antokolskiy.html
А что до тональности картин, то здесь лучше придерживаться тональности близкой к оригиналу.
 
Владимир, про скульпторов можно, наверное, будет открыть еще одну ветку.
Но тут все-таки есть большая трудность — двумерные фотографии плохо передают скульптуру. Ее хорошо смотреть живьем, имея возможность обойти, приблизиться, удалиться, посмотреть с разных ракурсов. В идеале — потрогать :)
А так сами скульптуры мне понравились.

Предлагайте пока художников!

Ориентировочные критерии для этой ветки видятся такие:
— художники 19 и первой половины 20 века;
— что-то провиденциальное, светлое, иномирное, вдохновляющее в картинах;
— желательно — какой-то новый взгляд, например, малоизвестные картины, редкие факты из биографий и т.п.
 
Добавил третью часть — о судьбе художника в Советское время, о его близких. Портреты.
Много узнал для себя — теперь мне Нестеров нравится еще больше!
Надеюсь, что прочитаете, а не только посмотрите картинки ☺
 
Думаю, сегодня суместно вспомнить, что Нестеров написал несколько картин Воскресение Христово:

«3886»

Эскиз росписи алтарной стены Владимирского собора в Киеве:
«3887»
и цветная версия:

«3888»
 
Сверху Снизу