Александр Блок и христианство

Отделено из темы «Материалы для (само)воспитания человека облагороженного образа...»

Упоминаемый тобой Блок в религиозной жизни не участвовал, насколько я знаю. За город тоже выбирался редко. Стихиали столь благотворно в свое время влиявшие на Лермонтова, не могли ему помочь.
Я думаю, он часто ходил в храмы, и знал христианское учение, в стихах отражены его посещения храмов.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
А Блок называет себя христианским монахом и пророком, сравнивает себя с пророком Иоанном, его обращение — к Богоматери, Вечной Женственности, Софии.
Я их хранил в приделе Иоанна,
Недвижный страж,— хранил огонь лампад.
И вот — Она, и к Ней — моя Осанна —
Венец трудов — превыше всех наград.
Я скрыл лицо, и проходили годы.
Я пребывал в Служеньи много лет.
И вот зажглись лучом вечерним своды,
Она дала мне Царственный Ответ.
Я здесь один хранил и теплил свечи.
Один — пророк — дрожал в дыму кадил.
И в Оный День — один участник Встречи —
Я этих Встреч ни с кем не разделил.
Мне в общем-то всегда были интересны эти строки, о чем они?
О каком пределе Иоанна идет речь, и какой Иоанн имеется в виду.
Варианты ; Иоанн Креститель, Ученик Христа Иоанн Богослов автор апокалипсиса, Иоанн Златоуст.
Мистика А Блока основана на христианской мистике, он был пророком Софии, Богоматери, Вечной Женственности.
В итоге, оказалось, что его духовные прозрения были ложными, об этом написано в главе Розы Мира «Падение вестника». Точнее, его творчество переросло в политически ангажированное и поэму «Двенадцать»
 
Правка модератора:
За город тоже выбирался редко. Стихиали столь благотворно в свое время влиявшие на Лермонтова, не могли ему помочь.
Ты не знаком с жизнью А Блока, он на даче в Шахматово часто жил, а после революции ее сожгли, как раз те самые пролетарии, которых он поддерживал. Сейчас дачу в Шахматово восстановили, собирали со всей округи вещи, которые награбили люди, которые жгли усадьбу.
Удивительно что сохранилось много личных вещей Блока у народа.
S5021411.JPG
я в Усадьбе Блока, 2005 год, когда снимала свое видео про восстановленную усадьбу Шахматово

https://youtu.be/Eddxh_a2UrA

2008 — Фильм-документальная зарисовка «Путешествие по усадьбе Александра Блока. Шахматово». Как давно это было, я снимала на аналоговую камеру с разрешением 700х400 пикселов.
Еще фоточек с дачи поэта
S5020994.JPG
На террасе этого дома Блоки устраивали театральные представления, следующее фото А Блок в роли Гамлета, а Л Менделеева Офелия в самодельных театральных костюмах
.Alexander-Blok-Lyubov-Mendeleeva-3.jpg

S5021309.JPGS5021306.JPG
На этом дерновом диванчике сидели влюбленные Александр Блок и Люба Менделеева
S5021004.JPG
S5021360.JPG
Усадьба Блока в Шахматово — входит в топчик тех мест куда надо ехать в романтические путешествия, со спутником жизни. Есть специальные автобусные экскурсии, с программами для туристов. Особенно интересно там на Сиреневом фестивале весной, когда цветет сирень!
Думаю, что подобный разгул народного терроризма и уничтожение дачи в Шахматово не мог ни разочаровать А Блока, который искренне верил в необходимости революции в России. Может и умер, с горя от того, что его деятельность оказалась крайне вредной для России.
Александр Блок действительно вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии, созданной после свержения монархии во Временном правительстве обновленной России. На эту комиссию была возложена задача добыть доказательства преступной деятельности чиновников и министров предыдущего режима.
В стихах Блока о природе больше чем о женщинах, он очень ее любил
Александр Блок
За городом в полях весною воздух дышит…
Иду и трепещу в предвестии огня.
Там, знаю, впереди — морскую зыбь колышет
Дыханье сумрака — и мучает меня.
Я помню: далеко шумит, шумит столица.
Там, в сумерках весны, неугомонный зной.
О, скудные сердца! Как безнадежны лица!
Не знавшие весны тоскуют над собой.
А здесь, как память лет невинных и великих,
Из сумрака зари — неведомые лики
Вещают жизни строй и вечности огни…
Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,
Закатная, Таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.12 июля 1901
Стихиали не могли помочь Лермонтову, и его застрелил на дуэли его лучший друг Мартынов, который не вынес едких насмешек.
 
Редактирование:
В последние годы жизни после революции, когда религию отменили, наверное он стал атеистом.
Стал или не стал — нужно уточнять. Но в конце поэмы «Двенадцать» у Блока всё равно все приходят ко Христу, даже отряд рабочих & матросов:

Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
***

Блок говорил, что не мог не поставить Христа в конце поэмы. Но Он появляется не благословить разгул. А как знак того, что в итоге все равно восторжествует Бог, а значит Любовь и Добро.
https://foma.ru/pochemu-v-pojeme-dvenadcat-pojavljaetsja-hristos.html

***

Сейчас не каждый воцерковленный живет с женой не обвенчавшись.
Не совсем понятно логическое построение предложения 😘
 
Посты про Блока я отделю в отдельную тему и там же отвечу. Думаю, что он такой темы заслуживает, тем более что Даниил Андреев другом его называл. Но мне нужно предварительно почитать его биографию, и это я советую сделать и всем участникам дискуссии.
 
Пененес. Назвал «Александр Блок и христианство», чтобы обозначить главное направление дискуссии.

Вчера пытался читать его биографии.

Удивительно что в них только материальная сторона жизни Блока. Куда ездил, где жил, с кем встречался и т.п.
Но проанализировать духовную сторону его жизни хотя бы на уровне — ходил или не ходил в храмы, молился ли Богу в своей частной жизни — найти не удалось. Или вообще нет такой информации.
Весь анализ того, верил или нет поэт, основывается на его стихах.
Понятно, что этот подход очень субъективен.

Тем не менее из того что нашел обращу внимание вот на это:
В какого бога верил Александр Блок (Краткий взгляд на жизнь и творчество в честь его дня рождения)
(пост Василия Трубчика в живом журнале)

Поэт разговаривает с неведомым ему Богом в следующих строках:
Не ты ли душу оживишь?
Не ты ли ей откроешь тайны?
Не ты ли песни окрылишь,
Что так безумны, так случайны?..
О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!..
Не ты ли в дальнюю страну,
В страну неведомую ныне,
Введешь меня — я вдаль взгляну
И вскрикну: «Бог! Конец пустыне!»

Однако не все так просто в отношениях поэта с Богом и он пишет о своем разочаровании… Бог ему не ответил, а вот этот страстный мир явно зовет его назад:
Измучен бурей вдохновенья,
Весь опален земным огнем,
С холодной жаждой искупленья
Стучался я в господний дом.
Язычник стал христианином
И, весь израненный, спешил
Повергнуть ниц перед Единым
Остаток оскудевших сил.
Стучусь в преддверьи идеала,
Ответа нет... а там, вдали,
Манит, мелькает покрывало
Едва покинутой земли...
Господь не внял моей молитве,
Но чую — силы страстных дней
Дохнули раненому в битве,
Вновь разлились в душе моей.
Мне непонятно счастье рая,
Грядущий мрак, могильный мир...
Назад! Язычница младая
Зовет на дружественный пир!

То есть Блок считает, что он стучится в двери к Богу, а Бог молчит, и тогда поэт находит успокоение в дружественном пире с язычницей, по сути в умиротворяющем веянии дуггура.

Видно что у него были серьезные колебания

и вот очерк в дзене на эту тему:
К СЛОЖНОМУ ВОПРОСУ, БЫЛ ЛИ АЛЕКСАНДР БЛОК — ХРИСТИАНИНОМ

Автор довольно точно, на мой взгляд пишет, что

Блок бесспорно верил в Христа, можно привести в доказательство много стихов поэта, в которых он упоминает имя Христа, даже отождествляет себя с Христом , постоянно вводит в поэтический обиход церковный язык, или православные образы.

Другое дело, что можно ли назвать образ Христа у Блока евангельским?

Скорее всего, для Блока образ Христа был больше поэтическим образом, чем евангельским, все- таки это был Серебряный Век. Век, в котором Бога искали за Богом, искали Иной лик Христа, чем тот образ, который открылся в 19 веке, Достоевскому, Толстому, или Тютчеву. В 20 веке искали Христа Прекрасного (порой декадентски-прекрасного), и таинственного.

Этой моды не сумел избежать и Блок.
и еще лучше сказано:

нельзя утверждать, что религией Блока была одна только религия его Прекрасной Дамы, потому что именно Прекрасная Дама должна была Блока привести к Христу, об этом говорит ряд стихов поэта, начиная с 1902 года, и ранее. К тому же, беда Блока состояла не в том, что он не верил в Христа, а в том что Блок верил в Христа пессимистически, верил в Христа в чертах обреченного, а не преображенного Его Приходом, мира.
и

взгляд Блока на Христа — поэтический.

Это не взгляд Достоевского, или даже Толстого. Потому, что (повторюсь) это уже не 19 век, а век серебряный. А Серебряный Век, это Век Романтизма в русских духовных исканиях, это почти , то же, чем был для Германии, ее 19 романтический век. Потому, не случайно и то, что Блока иногда называли немецким романтиком в русской поэзии.

Например, 19 век для России, был другим, для 19 века Христос был во плоти.

Христос в 19 веке был связан с землей, с преображением земли, а так же с русским человеком (порой нищим, гонимым, или, изгнанным.) А для Серебряного же Века, Христос стал скорее призрачным, скорее образом в покрывале из туманов. Такой образ Христа был у Гиппиус, у Блока, у Мережковского. В 19 веке в Христе искали правду, а в 20 веке запредельную красоту.

Христос виделся прекрасным, но призрачным.
вот, пока лучшее из того что нашел.
Хотелось бы подтвердить (ну или опровергнуть) приведенные цитаты биографическими материалами, воспоминаниями очевидцев, письмами и т.п, но не уверен, что такие материалы вообще есть.
 
Стихотворение Владимира Набокова «На смерть Александра Блока».
Меня всегда удивляло в этом стихотворении мистическое созвучие с тем, что Даниил Андреев написал.
Наверное, на эту тему можно сделать видео.

Приведу это стихотворение здесь полностью

I

За туманами плыли туманы,
за луной расцветала луна…
Воспевал он лазурные страны,
где поет неземная весна.

И в туманах Прекрасная Дама
проплывала, звала вдалеке,
словно звон отдаленного храма,
словно лунная зыбь на реке.

Узнавал он ее в трепетанье
розоватых вечерних теней
и в метелях, смятенье, молчанье
чародейной отчизны своей.

Он любил ее гордо и нежно,
к ней тянулся он, строен и строг,—
но ладони ее белоснежной
бледный рыцарь коснуться не мог…

Слишком сумрачна, слишком коварна
одичалая стала земля,
и, склонившись на щит лучезарный,
оглянул он пустые поля.

И обманут мечтой несказанной
и холодною мглой окружен,
он растаял, как месяц туманный,
как далекий молитвенный звон.

II

Пушкин — радуга по всей земле,
Лермонтов — путь млечный над горами,
Тютчев — ключ, струящийся во мгле,
Фет — румяный луч во храме.

Все они, уплывшие от нас
в рай, благоухающий широко,
собрались, чтоб встретить в должный час
душу Александра Блока.


Выйдет он из спутанных цветов,
из ладьи, на белые ступени…
Подойдут божественных певцов
взволновавшиеся тени.

Пушкин — выпуклый и пышный свет,
Лермонтов — в венке из звезд прекрасных,
Тютчев — веющий росой, и Фет,
в ризе тонкой, в розах красных.


Подойдут с приветствием к нему,
возликуют, брата принимая
в мягкую цветную полутьму
вечно дышащего мая.

И войдет таинственный их брат,
перешедший вьюги и трясины,
в те сады, где в зелени стоят
Серафимы, как павлины.

Сядет он в тени ветвей живых,
в трепетно-лазоревых одеждах,
запоет о сбывшихся святых
сновиденьях и надеждах.

И о солнце Пушкин запоет,
Лермонтов — о звездах над горами,
Тютчев — о сверканьи звонких вод,
Фет — о розах в вечном храме.

И средь них прославит жданный друг
ширь весны нездешней, безмятежной,
и такой прольется свет вокруг,
будут петь они так нежно,

так безмерно нежно, что и мы,
в эти годы горестей и гнева,
может быть, услышим из тюрьмы
отзвук тайный их напева.
 
А меня поразили вот эти стихи Блока (1912 год):

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…

(...)
Как о мертвеце Блок писал в какой-то мере и о себе. Никто не понимает, что

стихи автобиографичнейшего из поэтов рассматриваются не как документы, зачастую совершенно буквально отображающие события и процессы его личной жизни, а как некие художественные величины, смысл которых — только в высоте их чисто поэтического качества да в заключённых в них отзывах на внешнюю действительность эпохи

По стихам и можно строить подлинную биографию Александра Блока.

Едва начинается почти любое из стихотворений, и вдруг уже реальный план сдвинулся, мгновенное колебание всех тканей стиха — и вот уже пейзаж другого, смежного мира (...)

Вот начало одного из стихотворений Блока, написанного 31 октября 1909:

Песнь Ада

День догорел на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче.
Там сумерки лиловые легли.

(...)
Лиловые сумерки — это Дуггур.
 
Да грустная эта история.
Но думаю, все же некоторые стихи для более полного понимания контекста лучше рассматривать в автобиографической увязке.

написанного 31 октября 1909:
В 1909 году произошли два тяжёлых события в семье Блока: умерли ребёнок Любови Дмитриевны и отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок с женой уехали отдохнуть в Италию и Германию.
и я так понимаю, поездка или не помогла или помогла не надолго.

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…
этот фатализм его и погубил.
Вот если бы была живая связь с Богом, то он бы понимал, что никогда не поздно вернуться, что в любой ситуации Бог может помочь, даже в самой плачевной.
 
Хотела бы написать про дедушку А Блока — это был известный ботаник профессор.
изв люди.jpg
Он написал статью «Питание человека в его настоящем и будущем», где научно обосновал необходимость вегетарианства для всех. Вегетарианское питание в отличии от животноводства экономичнее, использует меньше ресурсов — воды, территории, земли, продуктовых ресурсов. В этой статье он делает прогнозы о том, что в будущем, люди будут больше заниматься земледелием чем животноводством.
Так же в статье А.Н. Бекетов приводит таблицы о составе продуктов, где содержание белков в растительных продуктов достаточное.
Статья с комментариями издавалась в вегетарианском журнале. Вегетарианское общество России издавало Вегетарианские журналы России: «Вегетарианский Вестник», «Вегетарианское Обозрение», «Единение», «Естественная жизнь и вегетарианство» и др.
Проект «Россия вегетарианская» провела работы по очищению текста от буквы ять, и прочитать статью «Питание человека в его настоящем и будущем» А.Н. Бекетова можно здесь http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/beketov-fruitnotmeat.htm?ysclid=lmdcnps1o9104219728
Поэт очень любил дедушку, и когда он умер написал такое стихотворение.

Александр Блок — На смерть деда (1 июля 1902 г)
Мы вместе ждали смерти или сна.
Томительные проходили миги.
Вдруг ветерком пахнуло от окна,
Зашевелился лист Священной Книги.
Там старец шел — уже, как лунь, седой —
Походкой бодрою, с веселыми глазами,
Смеялся нам, и всё манил рукой,
И уходил знакомыми шагами.
И вдруг мы все, кто был — и стар и млад, —
Узнали в нем того, кто перед нами,
И, обернувшись с трепетом назад,
Застали прах с закрытыми глазами…
Но было сладко душу уследить
И в отходящей увидать веселье.
Пришел наш час — запомнить и любить,
И праздновать иное новоселье.
С. Шахматово


В стихе упоминается Священная Книга, Библия конечно. Семья поэта во время болезни деда читали Библию, и как это происходит в такие тяжелые моменты, ждали чем закончится хворь старого и больного человека.
Возможно все собрались в комнате деда, и увидели вдруг в окно уходящего от них человека, старика, который без печали «уходил» от них символически, в иной мир, где ему весело и радостно.
Я потеряла родителей, они оба умерли в 55 лет. Это очень мучительное время, когда близкий человек, родственник болен и умирает. В это время можно даже сойти с ума от горя, особенно когда болезнь тяжела, человек страдает и мучается долгое время, или даже годы.
Этот стих о личных переживаниях, о смерти любимого дедушки, в этот момент все читают Библию, значит семья поэта, и он сам, были набожные православные христиане.
Не удивительно что А Блок и венчался в церкви, как поступали в те времена православные.
Правда, дальнейшая жизнь А Блока с его женой уже наполнена совсем иными смыслами и далека от православия.
То что пишут о семейной жизни А Блока все, в том числе Л Д Менделеева его жена, и сам поэт в своих дневниках, характеризует его совсем не как православного христианина.
Я имею ввиду его поведение с женой, когда он поставил ее перед фактом что у них не будет секса. Обычно люди вступают в брак как раз для того чтобы узаконить близкие отношения.
Его мистическая философия «чистого» брака и отношений с Любой, без сексуальных отношений, сильно смахивает на масонские заморочки. Видимо, поэт состоял в каких-то тайных обществах, где ему промывали мозги разными «сокрытыми» идеологиями.
Для плотских утех утонченный поэт удалялся в бордель. Не знаю как известный химик отец Любы Менделеевой воспринимал семейную жизнь дочери. К сожалению, поэт был запутавшийся в собственных заморочках ума, или чьими-то навязанными ему мыслями и догмами, абъюзер. Но он имел способность и красноречие, во первых всех поставить в известность о правилах своей семейной жизни так, что все только об этом и болтают до сих пор. А во-вторых ему за это ничего не было, просто испортил жизнь девушке, которая хоть и жаловалась матери поэта, ничего не могла сказать кроме того что «САША ТАК РЕШИЛ».Сумел всех убедить, и никто ему не мог слова сказать! Даже странно что женщина столько лет потратила впустую из-за Саши, сейчас любая его бы послала куда подальше. Возможно с Сашей ей было отлично и без секса, может он был настолько умен, и духовно близок, зачем тогда нужно было вступать в брак и венчаться, могли бы жить вместе как друзья, и не морочить всем голову своим «священным союзом».
 
Редактирование:
Ты не знаком с жизнью А Блока, он на даче в Шахматово часто жил
Вики пишет, Блок жил в Шахматово каждое лето с 1881 по 1916 год. А это 36 лет, срок немалый, чтобы подружиться с Природой.

а после революции ее сожгли, как раз те самые пролетарии, которых он поддерживал
И не только дом Блока в Шахматово (сожгли в 1921-м), но и соседнее имение Д. И. Менделеева в Боблово:

в 1919 году дом сожжён крестьянами
 
Сверху Снизу