Древний Египет. Культурные события, выставки, лекции

Теперь новости египтологии выходят в видеоформате. Выпуск #001 🥰

Я рад представить вам, друзья, новый формат видео на своем канале в YouTube. Видео-дайджест «Египет с Виктором Солкиным» будет выходить несколько раз в месяц.
Новости археологии из Египта, египтология в России, выставки и коллекции, новые книги и события, специальные гости – в моем авторском обзоре специально для вас.

В первом выпуске:
0:29 Новые находки в Абусире. Гробница Джхутиемхета и «Тексты пирамид»
11:14 Менехибнекау, Уджахорресент и гробницы современников персидских царей в Египте.
16:38 Статуя Дария I из Суз и египетские мастера в Персии
20:55 Находки в некрополе Туна эль-Гебель. Певица бога Тота Нани и дочь жреца Тадиисет
28:07 Подлинники и подделки, пойманные на границе Египта
30:34 Египет в наследии Павла Моисеевича Гречишкина, или Египет, найденный в Ставрополе.
35:00 Голова безымянной и таинство атрибуции памятников.
36:52 Столетний юбилей Светланы Измайловны Ходжаш (1923-2008)
Древний Египет с Виктором Солкиным. Выпуск #001 от 13 ноября 2023 г.

https://m.youtube.com/watch?v=E_DsYZKeeqM
 
Кратко о древнеегипетский музыке.

Систр — один из главных музыкальных инструментов древних египтян. Этот замечательный инструмент изображён на множестве росписей и рельефов египетских храмов и гробниц:

»»«5655»»»

»»«5656»»»

Систр был изобретён в Древнем Египте и позднее распространился на Восток и Средиземноморье. Являет собой изогнутую металлическую пластину с продетыми сквозь неё стержнями, снабжёнными тарелочками или колокольчиками. Систр издаёт звук при любом перемещении или потряхивании.

Примерно так звучал древнеегипетский систр (как всё было на самом деле — мы не знаем :) ):


https://m.youtube.com/watch?v=q7PLa1gdJm0


В те времена музыка (по сравнению с современной) была довольно примитивной :) Думаю, что древние египтяне, услышав звучание современных музыкальных инструментов, изумились бы :)
 
Редактирование:
Золотые слова 😘

Виктор Викторович, если возможно, ответьте на вопрос: как видели перспективы на посмертную жизнь люди совсем простого звания — всякие крестьяне и лодочники, у которых не было средств заказать хотя бы самый скромный свиток с руководством, а был просто старый парус вместо пелен и какие-нибудь простенькие амулеты? У них был какой-то шанс достичь бессмертия пусть не на уровне царей и знати, а просто чтобы скромно жить и трудиться на полях Иалу? Или не было никаких шансов даже дойти до суда Осириса? То есть, имела ли значение личная праведность человека, не нарушавшего установления богов, но не имевшего при себе «сборника лайфхаков» для облегчённого прохождения по загробному миру?

Добрый день! Неоднократно говорил об этом на лекциях. В Египте, с одной стороны, — своеобразие и сложность погребального ритуала, с другой — вера в триумф личной праведности. Поэтому для бедных были «Книга мертвых в одной главе», погребальные пелены на мумии рыбака, сделанные из разрезанного паруса его лодки, дешевые виды самого простого бальзамирования, циновки вместо саркофага. Но при этом в «Сказаниях о Сатни» говорится, что бедного праведника, дешево и плохо погребенного встречает сам Осирис и, облачая его в одежды света, ставит его у своего престола, а богача, снабженного всем ждут страшные испытания. Памятники погребального ритуала — это помощь при переходе, но вовсе не гарантия оправдания. Личная праведность человека — основа всего, потому как судят не по богатству, а по тому, чем наполнено сердце.
 
»»»»«5722»»»»»

В. Солкин: Поток работы и подготовка грядущих важнейших событий удерживают в Москве. А так хочется, подняв голову, увидеть совсем другое, звёздное небо и глубоко вдохнуть тёплый ночной воздух, в котором нильский туман, пыль фиванских скал и ароматы цветов и фруктов, ждущих своего покупателя в придорожной лавчонке около «Колоссов Мемнона», там где, поворачивая, путь уходит направо, в молчание и тень, к гробницам и храмам древних царей...

Комета C/2023 A3 Цзыцзиньшань позавчера в Луксоре над фиванским некрополем.

(с) фото — Усама Фатхи
 
Редактирование:
Как понимаю, до сих пор «классические» учёные и «альтернативщики» ведут свой вечный спор о том, кто и как обрабатывал эти мегалиты. Исследователь Андрей Скляров (ныне покойный) не производит впечатление сумасшедшего эзотерика, напротив, похож на грамотного логика-технаря. Скляров топит за инопланетян. Древние люди не могли так обрабатывать гранитные мегалиты.


https://www.youtube.com/watch?v=nSduDCwi814&list=PLBtsg5ucMYHiuhTtNGmz7cJLIZSM9rTIm
 
Редактирование:
Максим, автору видео оч. хочется найти сенсацию, но он боится обвинений в ненаучности своих методов. И поэтому делает оч. осторожные выводы.

В видео мешанина «сенсационных» открытий, от якобы обработки камня лазером и болгаркой до ультразвукового размягчения материалов и мумификации трупов летучих мышей в пирамидах.

13:13 — болгаркой так разрезать не получится :) Диск болгарки имеет ограниченный диаметр и небольшую глубину пропила. Возьмите болгарку в руки и попробуйте.

Скляров (ныне покойный) не производит впечатление сумасшедшего эзотерика, напротив, похож на грамотного логика-технаря.
Скорее похож на любителя, который кроме «болгарки» ничего в руках не держал. И всюду ищет следы обработки «болгаркой» :)

Нужно учитывать, что на некоторых древних камнях действительно могут быть следы современных инструментов и обработки (но оставленные в современное время).

Например, если посмотреть внимательно поверхность пирамиды Хеопса, то в некоторых местах (уже в ХХ веке) пришлось при помощи цемента укреплять некоторые места, чтобы избежать аварии и сползания блоков. Современные «исследователи» смотрят на бетон между блоками древней пирамиды, говорят «— Вот следы древних технологий!» и делают сенсационные выводы :)

Как конкретно (и когда) делались загадочные надрезы на камнях — нужно уточнять. Египтяне обрабатывали камень бронзой с абразивом (железа и стали у египтян не было); вот пример научного воспроизведения древних технологий современными исследователями:


https://m.youtube.com/watch?v=WbhvFJjAjag


Или вот:


https://m.youtube.com/watch?v=GDRSLLsLafY


Резать гранит полне себе получается, без всяких сенсаций и аутентичными древними инструментами. Кроме того, у египтян были рабский труд и большое количество времени, чтобы сидеть и пилить-пилить-пилить :)

А что действительно древнее чудо — это любая египетская гранитная статуя, которую нужно ещё суметь изготовить, и чтобы она была симметричной, похожей на обожествляемое животное, красивой:

»«5732»»

Тут действительно мастерство обработки камня должно быть на высоком уровне! 😘

С точки зрения Склярова для создания этой статуи без космических технологий и НЛО не обойтись :) Есть и острые внутренние углы (которые можно вырезать только лазером), и углубления, и борозды :) Возможно, на поверхностях скульптуры есть и следы болгарки (шучу) 🤣

«классические» учёные и «альтернативщики» ведут свой вечный спор
Лучше оставаться на научных позициях. Научный метод — краеугольная плита, на которой стоит вся современная наука.
 
Редактирование:
Александр, Скляров не только про болгарку говорит, но хорошо различает все виды пропилов. У него куча материалов. Если уж использовать научный метод, то и передёргивать авторов тоже нельзя.

Я не защищаю теорию Склярова, но он грамотный исследователь. Он говорит, что на момент его экспедиций все попытки воссоздать эти загадочные технологии потерпели крах. Он даже перечисляет эти попытки в каком-то видео.
 
Мифы о том, что боги помогают людям овладеть «новыми технологиями», существуют почти у всех народов. Возможно, и в Египте были такие невидимые инспираторы прогресса этой цивилизации во многих отраслях человеческих знаний. Можно ли считать инопланетян такими инспираторами? Не знаю... Легитимная инкарнация в Энрофе вещь достаточно непростая... Более реально выглядят версии светлых миссий в эту культуру, проводников воли Египетского демиурга, которые и позволили совершать вот такие чудеса в архитектуре!

***
 
Сверху Снизу