В поисках духовности. Дневник искателя

Дмитрий, не буду подробно продолжать, пусть каждый останется при своём.

Мастурбация не добродетель, конечно, но и не блуд сама про себе. Здесь важнее мнение праведников широкого и среднего пути, чем подвижников аскезы, многие из которых оставались от рождения девственниками.

«Рукоблудием» это становится от чрезмерности. Вообще, мера во всём — это и есть правильно прожитый Широкий путь.

Можно ввести ещё схожие понятия — «едаблудие» (обжорство). Словоблудие — праздность или чрезмерность в языке. И т.д. Оставаться на широком пути и не «взорватся» можно только если есть возможность реализовывать то, что копится.

Полное половое воздержание на узком пути сопровождается прежде всего сокрытием с глаз долой вообще любых поводов к влечению (сведение к нулю общения с женщинами, книги, фильмы, встречи — всё что хотя бы намекает на противоположный пол) + активная молитвенная жизнь. В этом случае выработка семени так же постепенно сводится почти к нулю и чувства «давления» не возникает. (Это чувство есть и у женщин, но иначе).

Я тоже немного знаю о чём говорю, так как жил полным аскетом и без «рукоблудия» почти 5 месяцев — я наблюдал как «сворачивается» моя половая функция (по закону Ламарка) и дискомфорта не испытывал. НО! Я жил один, практически в лесу (на даче) и всё время посвящал работе над собой. В миру же, при интенсивной работе и общении с разными людьми, и женщинами в том числе, при отсутствии состояния постоянного стресса, или внутренней концентрации, или творческого выплеска — в этом случае семя опять начинает усиленно вырабатываться и может «разорвать»— не физически, конечно, тут у природы есть механизмы, но психологически, и энергетически.

Поэтому широкий и узкий пути не надо путать. Каждому своё. Средний путь в моём понимании, это широкий (семья-дети, работа на прокормление) плюс какое-то Дело, выходящее далеко за рамки семьи и угодное Богу. На среднем пути стоят большинство творцов культуры, семейных священников, общественных деятелей. Ганди стоял на среднем пути, даже не смотря на то, что вторую половину жизни практиковал брахмачарию.

Прозрение батюшки Серафима о том, что не всякое доброе дело ведёт к стяжанию благодати Духа Святого, я хорошо помню, принимаю и сам цитировал на форуме. Но такая добродетель не есть прерогатива аскезы. Любое искренне доброе слово ближнему своему есть добродетель и ведёт к стяжанию Духа Святого, просто не так обильно и проявленно, как сознательное служение Богу.

Жаль, что большинство людей не понимают этого и идут по широкому пути, на котором нет спасения..
Я думаю, вот это действительно заблуждение. Во всяком случае, вся «Роза Мира» доказывает обратное. Вся «Роза Мира» — о спасении на широком пути, о просветлении этого самого широкого пути, который от этого совсем не становится узким. «Тесны врата» — это нельзя понимать буквально как завет о том, что спасутся только монахи и святые. Немало людей с обычных погостов поднимаются в небеса. Просто путь этот длиннее, дольше, но ведёт к Небу тоже.

...Я уходил, – и дни мои текли,
Уча любить все звуки жизни стройной,
Прислушиваться, как в деревне знойной
Скрипят колодезные журавли,

И как шмели гудят в траве погоста,
Где мальвы желтые и бузина,
Где дремлют те, кто прожил жизнь так просто,
Что только рай хранит их имена.
 
Ну, типа, вы молодые, выбирайте, что вам ближе — просто «пачкать простыню» (извиняюсь) или становиться йогами?
Ну, если так ставить вопрос, то они и выберут «пачкать». Достаточно почитать комментарии под этим видео.
Однако, он действительно говорит много интересных вещей!
Конечно! Он и должен говорить много интересных вещей! Но иногда подкидывать вот такие мины замедленного действия.. Всё в стиле тёмных.
Вообще, мера во всём — это и есть правильно прожитый Широкий путь.
Максим, — мы, по моему играем словами. Что значит «широкий путь»? Что значит «узкий путь»? В моем понимании, широкий путь это жизнь без каких-либо самоограничений в смысле желаний. Это жизнь без борьбы, жизнь без крыльев, без попыток выйти за предел.. Какая тут мера? Не нужно путать эти понятия. Мера во всем это скорее относится до некоего среднего пути, но не широкого. Средний путь может включать в себя элементы как узкого, так и широкого. Своего рода «путь домохозяина», который был провозглашен индийским Гуру Лахири Махасайя, который говорил, что для практики йоги не следует покидать свою семью и удаляться в Гималаи. Если у кого-то есть комната, в которой можно на некоторое время уединяться, то это и есть наша пещера, в которой мы найдем Царство Божие. Так я живу, например: у меня есть комната, мне этого достаточно. Средний путь провозглашен для Железного Века, где люди слабы на тяжелый узкий путь..
Такой средний путь совершенно оправдан, и по всей видимости будет основным в царство РМ.
Средний путь в моём понимании, это широкий (семья-дети, работа на прокормление) плюс какое-то Дело, выходящее далеко за рамки семьи и угодное Богу.
Это просто средний путь, без широкого.:) Широкий путь ведет в погибель, это слова Христа. Средний путь, строго говоря, это путь семейной жизни, но чистой жизни, совместно с практикой йоги, молитвы и пр. Конечно, в этом случае должны совпадать взгляды обоих («Любовь это не тогда, когда смотрят друг на друга, а когда смотрят в одном направлении.», сказал кто-то). А то, встречаются такие женщины, которым всего мало, — нимфы. Такие женщины губят мужчин, да и себя в придачу..
 
Максим, очень нравится что пишешь про широкий и узкий путь.

Я вот что подумал. Может быть Дмитрий и хочет по узкому пути идти, монахом, просто без монастыря, один?

Я так это понимаю что для людей должны быть материалы как этим заниматься одному или с общением через интернет. Внутри грамотного монастырского коллектива, предполагаю — это будет надёжнее и эффективнее. Ещё лучше — внутри «лучшего» такого коллектива, типа того чем была монашеская община Оптина Пустынь до самых последних дней перед тем как её уничтожили.

Где сейчас такой коллектив есть — я не знаю, может быть и есть. Коллективы «попроще» но грамотные должны быть, предполагаю. Может быть Дмитрию это было бы интересно. Я думаю что в грамотном православном коллективе монашеском не будет мешать «эгрегор православия» — главным будет не то что человек чётко соглашается с догматами или нет — а то как человек работает над собой в приближении себя к Богу. Предполагаю что такой коллектив можно найти и что Дмитрий может это сделать если захочет.
 
Предполагаю что такой коллектив можно найти и что Дмитрий может это сделать если захочет.
В возрасте 18 лет я пытался поступить в монастырь. Летал на самолете в Енисейск в Спасо-Преображенский монастырь. Беседовал с настоятелем отцом Мефодием, ныне покойным. Меня уговаривали остаться прямо сейчас, но и предупреждали о страстях.. Я сказал, что приеду позже, хотел с матерью попрощаться, но не смог вернуться, жалко было мать. Смалодушничал, а может так оно и правильно было.. Так что этот путь не мой. Да и сейчас нельзя идти в монастыри ибо их первые будут разгонять через некоторое время..
 
Может быть через какое-то время станет Вашим путём, я не знаю... в том числе как вариант — через 10 или 20 лет, если родственники не будут держать по тем или иным причинам...
Про разгонять — может быть «овчинка стоит выделки» в этом плане. Или можно и до разгона из монастыря уйти? Несколько лет опыта могут очень сильно пригодится если монастырь грамотный, мне так кажется.
 
Ребята, не заморачивайтесь слишком сильно.. Это мой путь.. Я слишком много нагрешил, поэтому и расплата сильней, и покаяние жестче.. Одно поддерживает: любовь Матери, которая ни смотря ни на что не оставляет меня..
 
Дмитрий, спасибо что пояснил, так понятнее. Увы, я не могу согласиться с твоей трактовкой Широкого пути, равно как и с твоим толкованием слов Христа (точнее, от Его имени написанных).

Широкий путь ведет в погибель, это слова Христа.
Это не совсем так, вот цитата:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13)
Логически будет не одно и то же, если сказать: (1) ведущий в погибель путь широк, и многие идут им; (2) широкий путь ведёт в погибель. Твоё утверждение — категоричное, как и многое у тебя. :) В евангелии другой акцент — многие идут этим путём в погибель. Оттого и широк, что его «протоптали» многие (это я уже от себя).

Я считаю, и вижу из всего текста Евангелий и всех описанных там событий, что «Входите тесными вратами» — это будьте праведными людьми. Будьте праведниками, а не обязательно монахами. Возлюбите Бога, ближних, соблюдайте заповеди.

Хорошо бы иметь на форуме людей, серьёзно интересующихся библеистикой, чтобы доподлинно знать, как слова на арамейском были в текстах евангелий, как их переводят и толкуют. А главное — каков был культурный контекст 2000 лет назад. Ведь Иисус обращался к сознаниям древних иудеев и использовал язык, понятный для них. Не все фразы Христа нужно толковать в лоб, иначе можно дойти до абсурда кое-где.

Но даже не это главное. Согласно «Розе Мира» до 33-го года нашей эры, до сошествия Спасителя в ад, пребывание в магмах было безвыходным везде кроме Индийской метакультуры. Были страдалища, но не чистилища.

В метакультурах древности, включая Византию, их не было вообще. Точнее — на их месте были миры безысходного страдания; отголосок мистического знания о безвыходности страдалищ явственно слышен в большинстве древних религий...<>
Повторяю, подчеркиваю: во всех метакультурах, кроме Индийской, страдания этих миров не имели конца, пока Иисус Христос не совершил того освободительного спуска в них, который в церковном предании называется схождением Спасителя в ад...<>
Но в Византийской метакультуре эта борьба победой не увенчалась. Вражеский стан оказал непреодолимое сопротивление; в итоге этой борьбы Византийская метакультура оторвалась от Энрофа. Я мимоходом упоминал уже о многозначительности того обстоятельства, что византийское православие не приняло идеи чистилищ, когда она появилась в западной Церкви. В ужасающих перспективах вечных мук, ожидающих грешную душу, следует искать и горючее вещество того аскетического максимализма, которым пламенел византийский религиозный дух до самого конца своей истории.
То есть Иисус Христос говорил о том, что видел: не будете праведниками, будете жить как все и идти широкой дорогой — попадёте в ад, откуда нет выхода. Но потом Он открыл этот выход. И сегодня широкий путь не ведёт обязательно в погибель. «Аскетический максимализм», то есть требование этого пути для всех (а не для тех лишь, кто чувствует потребность) зиждется именно на страхе вечных мук.

Я использую толкования Широкого и Узкого путей так, как об этом писал Даниил Андреев:

В смысле личного духовного совершенствования большинство людей движется по медленному и широкому пути. Этот путь проходит через браки и деторождения, сквозь причастность различным формам деятельности, сквозь полноту и пестроту впечатлений жизни, сквозь её радости и наслаждения. Но есть и Узкий Путь: он надлежит тем, кто носит в своей душе особый дар, требующий жёсткого самоограничения: дар святости. Несправедливы религиозные учения, утверждающие Узкий Путь как единственно правильный или наивысший. И столь же неправы общественные или религиозные системы, отрицающие его вовсе и воздвигающие препятствия перед теми, кто чувствует себя призванным именно к такому пути. Вряд ли в эру Розы Мира монастыри будут многочисленными; но они — будут, чтобы всякий, кого духовная жажда гонит на Узкий Путь, мог бы работать над раскрытием в себе таких способностей души, которые нуждаются в многолетнем труде среди тишины и уединения. Если на Узкий Путь человек встаёт из страха перед возмездием или из-за мечты о личном, себялюбивом, замкнутом общении с Божеством, его победы не имеют цены.
Заметь: «личное духовное совершенствование» возможно и на широком пути, хотя и медленнее.

Средний путь — это наша свобода толкований. На среднем пути, я думаю, семья может быть, а может и не быть. Это не главное. На среднем пути главное не семья, а дело, призвание, творчество в узком смысле. Фёдор Конюхов на среднем пути: имеет семью, но призвание — выше этого. У Даниила Андреева детей не было, но он был очевидно на среднем пути. Отними от среднего пути дело жизни, оставь совершенствование и спасение в кругу семьи, — получим широкий путь.

Всё это не принципиально. Принципиально — благодаря Христу спасаются все, только с разной скоростью. Срывы на Дно пока не трогаем, вопрос сложный, это зигзаги единиц, слава Богу.

Те же кто не знают никаких ограничений:

В моем понимании, широкий путь это жизнь без каких-либо самоограничений в смысле желаний. Это жизнь без борьбы, жизнь без крыльев, без попыток выйти за предел.. Какая тут мера?
Таких людей я не знаю в своём окружении, а оно у меня светское. Людей «без каких-либо самоограничений» как раз меньшинство, это упоротые грешники, убийцы (моё желание первично — возьму любой ценой), клинические сладострастники и т.д. Считать, что на широком пути большинство не знают никаких самоограничений, это плохо знать людей. Элементарно — семья: появляются дети и начинаются сплошные самоограничения.
 
Я считаю, и вижу из всего текста Евангелий и всех описанных там событий, что «Входите тесными вратами» — это будьте праведными людьми. Будьте праведниками, а не обязательно монахами. Возлюбите Бога, ближних, соблюдайте заповеди.
Согласен. Не могут, да и не должны, все стать монахами. Хотя бы даже монахами в миру. Жизнь бы на Земле прекратилась. Это лишь для немногих, чьи пути если и не уникальны, то точно — редки. Нормальный путь: да — создание семьи и жизнь этой семейной жизнью. Во всяком случае этот путь до нынешнего времени — определяющий. Забота о детях, работа ради добывания хлеба насущного, это все благословлено Богом. Однако, как говорил тот же Серафим — «И семейная жизнь благословенна и девственность приятна Богу, но враг смущает всё.» То есть можно и с женой падать, и живя одному развращаться. Такое часто случается. Короче говоря всегда надо помнить о мере..
Лично мой путь редок, так пошло с детства. Можно был бы подумать, что так как я не имел отношений с противоположенным полом, то являюсь таким бесчувственным? Я далеко не равнодушен к женской красоте, но вижу в ней нечто Высокое, Божественное. Я не вижу здесь ничего низкого.. Достоевский был в Европе, и в одном английском ресторане увидел настолько красивую женщину, что и слов не мог найти, а когда узнал, что она является местной проституткой, то и вообще чуть коней не двинул.:) Его поразил этот контраст: Божественной красоты с одной стороны, и низости, которая все пускает на распродажу, с другой..
Я не вижу в женщине сексуального объекта, хотя воображение у меня богатое и рисовало разные картины.. Я вижу в ней лишь отблеск чего-то Истинного, не от мира сего, и не хочу портить это вот этой низменностью.. Ведь, в итоге, всё кончается одним и тем же: с женщиной ты, с мужчиной или сам с собой.. Наверно я не смог бы любить Богоматерь так, как если бы я познал и использовал женщину в этом низменном смысле.. И Она дает гораздо лучшее наслаждение, чем вот эти «апофеозы чувственности». Это просто лучше того. Наслаждение настоящей Любовью гораздо сильнее и гораздо длительнее.. Есть Божественная Любовь, а есть банальная похоть. Люди, которые никогда не знали первого, думают, что второе есть верх счастья.. Увы — это от того, что просто не с чем было сравнивать. Это действительно так. Почувствовав вкус настоящего уже не хочется ложного и низкого. Вернее: по инерции тело продолжает этого хотеть, но ум и душа уже этого не хотят, так как уже сравнили первое со вторым и не в пользу второго..
И как таким людям жить, например, с женщиной, которая не познала отличие? Ей нужен секс.. Точка! Женщина так устроена, что может испытывать это много много раз, а мужчина так устроен, что не может этого(об отдельных уникумах речь не идет). А мне это уже не интересно.. Таким путь уготован только в монахи или в отшельники.
Они лишают себя женской красоты, теплоты, ласки — ох как они соблазнительны даже для меня!, но получают нечто лучшее всего этого.
Где найти такую женщину, которая бы поняла, приняла, оценила? Такие тоже все по монастырям да в девицах. Бог разделяет людей на половинки и соединяет их по тем качествам, которые позволяют им длительное время вместе сосуществовать, цели и желания которых совпадают хотя бы в общем.. Моя половинка тоже где-то там мучается от религиозных вопросов, как и я сам, но, только нам никогда не встретится — в этом отличие тесных врат от просторного пути..
Хорошо бы иметь на форуме людей, серьёзно интересующихся библеистикой, чтобы доподлинно знать, как слова на арамейском были в текстах евангелий, как их переводят и толкуют.
Евангелия по-моему сразу писались на греческом, то есть изначально были переведены с арамейского наречия.
Не все фразы Христа нужно толковать в лоб, иначе можно дойти до абсурда кое-где.
Конечно. Но в данном месте довольно точно все выражено.
Средний путь — это наша свобода толкований. На среднем пути, я думаю, семья может быть, а может и не быть. Это не главное. На среднем пути главное не семья, а дело, призвание, творчество в узком смысле.
Думаю, во времена РМ семья не будет так актуальна как сейчас и времени на другое творчество будет гораздо больше. До 7-10 лет пусть дети живут в семьях и чувствуют тепло родительского очага и любви, но дальше их путь лежит в дома ребенка, где профессионально обученные наставники будут учить их всему тому, что делает из человека человека. Они будут вырастать и заводить свои семьи, и уже будут знать что вложить в своих детей в эти первые 7 лет жизни. Не думаю, что нужно полностью отказываться от семьи. Ребёнку важно почувствовать отца и мать, их любовь и заботу. По мере взросления это уже не так актуально, поэтому ребёнка и можно несколько изолировать от родителей, чтобы привить ему чувство коллектива и ответственности. В семьях часто вырастают эгоисты.
Поэтому в будущем «широкий» путь в целом должен приблизится к узкому, а жизнь человека разделится на несколько стадий по типу принятому в Индии. Там вроде идеалом считаются 4 стадии жизни:
1. брахмачарья (ученичество);
2. грихастха (семья);
3. ванапрастха (уход от дел)
4. саньяса (жизнь в отречении).
Такая стадиальная жизнь и предполагает совмещение узкого и широкого путей путем разделения её на периоды. Последний период будет означать типичный узкий путь.
А сейчас люди создают семью и остаются на этой стадии всю жизнь. В этом проблема..
 
Редактирование:
Дмитрий, очень понравилось многое в Вашем посте, особенно в конце.

Хочу уточнить на всякий случай, для себя и для тех кто нас читает — путь детей из родительской семьи в розамирские интернаты (разнообразные, как я предполагаю) — это путь добровольный, правильно? В том смысле что ребёнок решает, вместе с родителями, в каких-то случаях может быть — и вопреки желанию родителей. И плюс, разумеется, чтобы у ребёнка был выбор в любой момент вернуться в семью. А из семьи — в интернат (тут можно не в любой момент а чуть построже, допустим, чтобы туда-сюда не было беготни ежедневной).
 
это путь добровольный, правильно? В том смысле что ребёнок решает, вместе с родителями, в каких-то случаях может быть — и вопреки желанию родителей.
Как может ребенок что-то решить в 7-10 лет? То есть сделать осознанный выбор, от которого будет зависеть вся его дальнейшая жизнь? Не может он этого сделать. За него этот выбор делают родители, на них лежит ответственность. Ребенок выберет родителей ибо его страшит неизвестность. Так мы ничего не добьемся. Пройти школу жизни должно стать почетной обязанностью каждого. Не хочешь сам или родители не хотят? Хорошо, но ты тогда будешь изгоем в обществе. Конечно тебя не будут презирать, но на ответственные работы не пошлют, ибо как оценивать человека, который не образован, который не прошел школу коллектива? Пример: попадает такой человек предположим в бригаду строителей Храма Солнца. А там все прошли Школу. Как они будут смотреть на этого «маминькина сынка»? К нему будет пристальное оценивающее внимание, и это будет независимо от воспитания.
Такую систему надо, чтобы родители с радостью отдавали своих детей в эти учреждения, а дети считали это почетной обязанностью!
 
Сверху Снизу