Здесь видимо не нужно путать само учение фарисеев и позицию его последователей по отношению к Христу. Возьмём наше учение Розу Мира, сколько противоположных взглядов на неё у её сторонников и даже не дружественных отношений среди её последователей?
 
ОТЛИЧИЯ

(Р.Ч.ЗЕНЕР «УЧЕНИЕ МАГОВ»
ссылка на Мардан-Фаррукх. Средневековый апологет зороастризма «Сиканд Гуманик Вазару»)

»»»»»«2186»»»»»»

Отличия дуализма и монизма.


Фаррукх называет свою религию «Доброй Религией», так как единственная догма, на которой он твердо стоит, это — БОГ ДОБР. В Библии и Коране, к сожалению, иногда можно заметить приписывание Богу черт грозных и беспощадных.

Зло не есть недостаток чего-либо, как толкуют его некоторые христиане, но реальная сущность, и потому не нуждается в оправдании. В то же время оно не есть мир и даже не от мира, как считают манихеи; это дух отрицания жизни и нескрываемой враждебности; это ложное направление ума, тупость, слепое самоутверждение, заблуждение. К тому же этот дух, не несет единства ни в Космосе, ни в вечности.

Добро и зло суть полярно противоположные реальности, которые противостоят друг другу именно как свет и тьма, благоухание и смрад, здоровье и болезнь и т.п. Т.е. они различны и антагонистичны по своим сущностям, а не просто несхожи по своим функциям, как, например, противополагаются существа мужского и женского пола. Это вытекает из того факта, что они не могут сосуществовать и действуют взаимно разрушительно.

»»»»»«2185»»»»»»

А. Колесниченко «Дихотомия»


Великая заслуга зороастрийского дуализма состоит в том, что он освобождает Бога от всякого дыхания зла и объясняет, как это случилось, что сотворение стало действительно необходимо. Поскольку мусульманский Бог способен как сбивать с пути, так и осуществлять водительство, то не случайно, что среди его девяноста девяти имен нет имени «благой». Зороастрийский Бог столь же разумен, сколь и добр, в нем нет ничего, «внушающего благоговейный ужас». Хормазд (Ахура-Мазда) и Аллах «несовместимы», так что неизбежно добрый Бог разума был насильственно вытеснен «ужасным» или «внушающим трепет», заимствованным у семитов.

БОГ ЕСТЬ БЛАГО — такова первейшая зороастрийская догма.


»»»»»«2184»»»»»»

Коррадо Джакинто «Сатана перед Богом»
 
АВЕСТИЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

Исходя из основного постулата зороастризма о противостоянии Добра и Зла, как космических принципов в авестийской астрологии заложена этическая основа. Кроме влияния реальных планет и звезд в ней учитывается влияние четырех «фиктивных». Первая пара – Восходящий и Заходящий лунные узлы, «голова и хвост дракона». Они показывают кармическую задачу человека в этой жизни и потенциал, наработанный им в предыдущих. Уникальными показателями, применяемыми только в авестийской астрологии, является другая пара планет – Белая и Черная Луны. Последние две говорят о морально-этических проблемах человека, показывают сумму хороших и дурных поступков, связанных с прошлыми жизнями. По ним определяют, как можно избавиться от душевных пороков и не отягощать свою карму в дальнейшем.


»«2187»»

«Айон» Бог времени
 
РОЗА МИРА

»»«2188»»»

Русь Небесная

Откровение Розы Мира удивительным образом совпадает с откровением Зороастра. Создается впечатление, будто он сам был инспиратором Даниила Леонидовича. Предположение недалеко от истины, ведь тот великий человеческий Дух, которого по последнему воплощению мы знаем под именем Зороастра, является архитектором священной Аримойи – Небесной Страны последователей грядущей общечеловеческой религии Розы Мира.

Сходство:

– монотеизм, т. е. в основе каждой из них лежит знание о реальности единого верховного Бога, творца Вселенной;

– Ахура-Мазда есть Благой Дух, Солнце Мира есть Дух Святой;

– в основы вероучений лежит божественное откровение, дающееся через пророков и вестников;

– ожидание прихода Спасителя;

– предлагают следовать возвышенным нормам морали;

– учение о загробном мире, мирах светлых и темных;

– бессмертие души (Духа);

– воскресение из мёртвых;

– установление праведной жизни после Страшного суда;

– окончательное победы над злом.

Но есть и расхождения.

– Зло в Розе Мира не изначально, а появилось в результате отпадения творений (некоторых Духов) от своего Творца;

– Злой Дух, несмотря на его космические масштабы, не равен Творцу;

– государство, хотя и санкционировано Силами Света, имеет демоническое происхождение, (необходимое зло);

– знание о множестве воплощений души.


«2189»
 
Редактирование:
Р. Ч. ЗЕНЕР. УЧЕНИЕ МАГОВ.

КАТЕХИЗИС. ГЛАВА I.

ИЗБРАННЫЕ ЗАВЕТЫ ДРЕВНИХ МУДРЕЦОВ или «Книга заветов Зартушта». (ПЕХЛЕВИЙСКИЕ ТЕКСТЫ, СТР. 41 — 50)


»»»«2191»»»»

Текст кратко суммирует все зороастрийское учение; это те сведения, которыми должен обладать каждый мальчик или девочка, прежде чем они наденут священный пояс (ритуал, проводимый в возрасте 15 лет и сравнимый с христианским обрядом конфирмации). По сути, это зороастрийский катехизис.

«(1) В соответствии с откровением Религии, древними мудрецами в их первозданной мудрости сказано, что по достижении 15 лет каждый мужчина и каждая женщина должны знать ответы на следующие вопросы: «Кто я есмь? Кому я принадлежу? Откуда я пришел? И куда я вернусь? Из какого я рода и племени? Какова моя роль и каков мой долг на земле? И какова моя награда в этом мире, куда я пришел? И вышел ли я из невидимого мира? Или всегда был в Этом мире? Принадлежу ли я Хормазду или Ахриману? Принадлежу ли я богам или демонам? Добрым или нечестивым? Человек я или демон? Сколько путей ведет к спасению? Какова моя вера? Что идет мне на пользу, а что во вред? Кто мне друг, а кто враг? Существует ли один первопринцип или их два? От кого исходит добро, а от кого зло? От кого свет, а от кого тьма? От кого благоухание, а от кого зловоние? От кого порядок, а от кого разрушение его? От кого милосердие, а от кого безжалостность?»

(2) Вот, следовательно, вера, которая доискивается до причин, и поскольку они существуют, то затем, действуя, как посредник, через разум, следует далее их.

Итак, вот что надлежит знать каждому, не смея допускать сомнений: «Я явился из невидимого мира, а не пребывал всегда в этом мире. Я был сотворен, а не существовал вечно. Я принадлежу Хормазду, но не Ахриману. Я принадлежу богам, но не демонам; добрым, а не нечестивым. Я — человек, а не демон. Я — творение Хормазда, а не Ахримана. Свой род и племя я веду от Гайомарда (Первочеловека). Моя мать — Спендармат (Земля), а мой отец Хормазд. Моя человеческая природа от Матреи и Матройе (первая человеческая пара, рожденная от семени Гайомарда из Земли. См. гл. V, где их имена транскрибированы как Машия и Машиана.), которые были первым семенем и потомством Гайомарда.

(3) Исполнять свое назначение и свой долг значит для, меня верить, что Хормазд есть, был и будет всегда, что его Царство бессмертно, и что он безграничен и чист; и что бытие Ахримана обратно этому, что он обречен и будет уничтожен; и что сам я принадлежу Хормазду и его Бессмертным Святым, и не связан с Ахриманом, демонами и их сообщниками.

(4) Мой первый долг на земле состоит в исповедании Религии, в том, чтобы практиковать ее, и принимать участие в богослужении, и укрепляться в ней, и вечно хранить в своем уме Веру в Добрую Религию поклонников Хормазда, и отличать пользу от вреда, грех от благого дела, добро от зла, свет от тьмы и поклонение Хормазду от поклонения демонам.

(5) Мой второй долг состоит в том, чтобы жениться и продолжить свой земной род, приложив к этому упорство и усилия.

(6) Мой третий долг состоит в том, чтобы пахать и засевать землю.

(7) Мой четвертый долг состоит в том, чтобы правильно ухаживать за скотом.

(8) Мой пятый долг состоит в том, чтобы одну треть моих дней и ночей отдавать посещению духовной школы и советам мудрости святых людей; другую треть моих дней и ночей — возделывать землю, делая ее плодородной, а оставшуюся треть моих дней и ночей — есть, отдыхать и веселиться.

(9) Я не допускаю сомнений в том, что прибыль происходит от добрых дел, а потеря — от греха; что Хормазд — мой друг, а Ахриман — враг; и что есть лишь один путь — путь веры.

(10) И этот единственный путь — это путь добрых мыслей, добрых слов и добрых дел, это путь Небес, света и чистоты, путь Безграничного Творца, Хормазда, который был и будет всегда.

(11) Существует также путь злых мыслей, злых слов и злых дел, путь тьмы и ограниченности, путь беспредельных страданий, смерти и нечестия, принадлежащий проклятому Духу Разрушения (Ахриману), который некогда уже был в небытии и который снова вернется в небытие, вне творений Хормазда, и который будет уничтожен в конце.

(12) Я не допускаю сомнений в том, что существуют два первоистока/первопринципа: один — Творец, другой — Разрушитель.

(13) Творец — это Хормазд, который есть вся доброта и весь свет;

(14) а Разрушитель это проклятый Ахриман, в ком вся злоба, и который полный смерти лжец и обманщик.

(15) Равно как я вне сомнений в том, что все люди смертны, кроме Сошианса (Cпаситель, который появится в конце времен) и семи царей, которые помогут ему.

(16) У меня, далее, нет никаких сомнений в том, что душа (jan) отделится от тела, а само тело постепенно исчезнет. У меня также нет сомнений в трех ночах суда над душой после смерти, в переходе через Мост Воздаятеля, в пришествии Сошианса, в воскрешении мертвых и наступлении «Окончательного Тела».

(17) Я должен соблюдать закон благородства (erich) и Религию Древних, я должен уберечь свои мысли в праведности, язык в истине, а руки — в совершении добра.

(18) Вместе со всеми добрыми людьми я должен соблюдать закон благородства,

(19) мир и согласие во всех добрых делах.

(20) Общаясь с добрыми, я всегда должен поступать по справедливости и по велениям Доброй Религии.

(21) С кем бы я ни был в прошлом, настоящем и будущем, я должен поступать (в духе) общественной добродетели и праведности (hamdatastan).

(22) Добрые дела, исполненные ради Закона, ценятся выше, чем сделанные для себя; именно они ведут ко спасению.

(23) Я объявляю, что принял Добрую Религию поклонников Хормазда и что я не усомнюсь в ней ни ради утешения, телесного или духовного, которое оно может принести, ни ради приятной жизни, ни ради долгой жизни, ни даже если я узнаю, что мое сознание должно расстаться с телом. Я никогда не отрекусь от Доброй Религии поклонников Хормазда, и у меня нет в ней никаких сомнений. Я не признаю почитание других религий, и никогда не вручу им своей веры.

(24) Ибо ясно, что из мыслей, слов и дел только дела служат мерой;

(25) потому что намеренье неустойчиво, мысль неосязаема, но дела несомненны и очевидны;

(26) именно поэтому люди узнаются по своим делам.

В теле Человека проложены три дороги.

(27) На этих трех дорогах имеют жилище три божества (menok), а в засаде подстерегают три демона (druj). На первой дороге, в мыслях — обитель Вохумана (Благой мысли), а в засаде подстерегает Ярость; в словах — обитель Мудрости, а в засаде подстерегает Ересь (varan); и, наконец, в делах — обитель Духа Щедрости (Хормазда) и (в них) Дух Разрушения (Ахриман) подкарауливает в засаде.

(28) Человек должен прочно стоять на этих трех дорогах, чтобы не отдать своей небесной (menok) награды ни ради земного добра, ни ради мирских желаний.

(29) Ибо, если человек не охраняет эти три упомянутые бастиона в своем теле, то его мысли происходят от злой мысли, его слова — от злой речи, а его дела — от злых дел.

(30) Далее, я должен быть благодарным; и путем благодарности, поскольку это в моих силах, я могу сделать так, чтобы моя душа (ruvan) не попала в Ад.

(31) Ибо, когда человек из чресел отца переходит во чрево матери, тогда Астовидат («Растворитель Костей» и демон смерти) тайно (menokiha) набрасывает петлю вокруг его шеи, и в течение всей жизни человек не может ее стряхнуть ни силой доброго духа, ни силой злого духа;

(32) после смерти, однако, эта петля спадает с шеи человека, если он спасен добрыми делами своих рук, но того, кто осужден, за эту петлю тащат в Ад».

(33) Каждый, кто живет в этом мире, должен исполнять богослужение определенное число раз, а также знать, каким грехам рук и ног он подвержен, если только человек не слеп и не глух; в последнем случае его нельзя считать виновным. Если бы слепой или глухой исполнял богослужение, то оно было бы erpatastan, и ему следовало бы знать толкование к нему.

(34) Отцы и матери должны научить своих детей основному, что касается добрых дел, прежде чем им исполнится 15 лет. И если они научили их этому, то родители могут претендовать на честь и хвалу за всякое благое дело своего ребенка. Но если ребенок не обучен как должно, то на родителей падает ответственность за всякий грех, который он совершит после достижения совершеннолетия.

(35) Живи в согласии с добрыми делами, и не участвуй в грехе. Будь благодарен за добро, удовлетворен в несчастьи, терпелив в нужде (astanak) и ревностен в исполнении своего долга.

(36) Раскаивайся во всех своих грехах, и не допускай, чтобы какой-то грех, за который следует понести наказание, оставался неисповеданным хоть на мгновенье.

(37) Преодолевай сомнения (varan) и неправедные желания разумом (khrat). Преодолевай похоть (аz) довольством, гнев — безмятежной ясностью (srosh), зависть — благожелательностью (huchashmih), (неумеренные) потребности — (неусыпной) бдительностью, раздоры (anashtih) — миролюбием, лживость — истиной.

(39) Знай, что наилучшее место — это Небеса, что царство духа (menok) — самое приятное место, что небесные дворцы (deh) самые светлые, что Рай (Garodhman) — сияющая обитель, что совершение добрых дел приносит великую надежду «Окончательного тела», которая не утратится.

(40) Насколько это в твоих силах, не оказывай почтения злым, ибо от похвалы тому, что неправедно, зло войдет в твое тело и вытеснит добро.

(41) Будь прилежен в учении (frahang), ибо ученость есть семя знания, плодом которого является мудрость, а мудрость правит обоими мирами.

(42) В отношении этого было сказано, что образованность — украшение во времена благоденствия, защита в лихолетье, помощник в несчастье (astanak) и проводник, выводящий из нужды.

(43) Что бы ни происходило, избегай насмешек над кем бы то ни было, ибо насмешник и сам будет высмеян, он утратит свое достоинство (khwarr) и навлечет на себя отвращение; очень редко сын такого (насмешника) становится порядочным (shayandak) человеком или воином.

(44) Каждый день ищи общества добрых людей, чтобы спросить их совета, ибо тот, кто сделал своей привычкой искать общества добрых, будет благословлен большей долей добродетели и святости.

(45) Трижды в день ходи в Храм Огня и воздавай должное Огню; ибо тот, у кого вошло в привычку ходить в Храм Огня и приносить ему почитание, будет благословлен большей долей как земного богатства, так и святости.

(46) Всячески остерегайся чем-либо раздражать отца и мать, или иного, кто выше тебя, чтобы твое тело не было от того обесславлено, и твоя душа не узнала проклятия.

(47) Знай, что из бесчисленных напастей, изобретенных проклятым Духом Разрушения, три являются самыми прискорбными: слепота глаз, глухота ушей, и в-третьих — Ложь от несогласия (anashtih).

(48) Ибо известно, что по этой причине трижды в день Солнце оглашает людям земли свои повеления.

(49) На рассвете оно призывает: «Хормазд навеки повелевает вам, людям, быть усердными в добрых делах, чтобы я могло одарять вас земной жизнью».

(50) В полдень оно наставляет: «Будьте старательны в поисках жены, воспитании детей и исполнении других дел долга, ибо до наступления Окончательного Тела Дух Разрушения со своим отродьем не будет отделен от этого мира».

(51) А вечером оно увещевает: «Покайтесь в совершенных вами грехах, чтобы я могло простить вас». Потому что открыто, что когда свет Солнца достигает земли, тогда и слова его нисходят на землю.

(52) В этом материальном мире не мысли, не говори, не делай ничего ложного, ни в мыслях, ни в словах, ни в делах.

(53) Посредством силы богов и путем мудрости и советов с Религией будь неусыпным и ревностным в добрых делах, и разумей, что именно потому, что ценность добрых дел столь велика и безгранична, Дух Разрушения делает все, что в его силах, чтобы сокрыть эту истину и сделать всех вас несчастными, тогда как Хормазд делает все, чтобы открыть правду. И пусть каждый, кто достиг знания Религии, будет прилежен в добрых делах и навсегда укрепится в этом.

(54) В конце этого тысячелетия, когда злоба демонов не знает предела, а Религия Хормазда до крайности умаляется и повсюду господствует неправедная религия, когда прекращаются обсуждения Закона и Религии между добрыми и праведными, знающими свой долг людьми, когда дела Ахримана и демонов творятся открыто — и знаком этого будет всеобщий упадок, при котором (добрые) существа будут погибать, а нарушители договора и те, кто берет сторону демонов и противостоит Религии, будут гулять на свободе, и по всей дали и шири земель, признающих Закон Хормазда, добрые существа впадут в отчаянье (читая (an)ometin) из-за нечестивых тиранов (azhidahakan) тогда каждый человек должен силой Вохумана (Благой Мысли) найти в своей внутренней тишине совет Мудрости через Религию, и благодаря мудрости обрести путь святости, и возрадовать душу щедростью и великодушием, выказать благочестие, благотворя простым людям, и снискать доброе имя мужеством, и привлечь к себе друзей скромностью, поддержать надежду долготерпением, умеренностью (khem) собрать (себе) добродетели и праведностью уготовить себе путь к сияющим небесам; ибо там он сможет насладиться плодами своих добрых дел.

(55) Смертно только тело, но душа бессмертна (asachishn). Делай добрые дела, ибо подлинно жива лишь душа, а не тело; истинно сущ лишь следующий мир, но не этот.

(56) Не оставляй заботу о душе и не забывай ее ради забот о теле.

(57) Из уважения к личности и по забывчивости, что все добро этого мира тленно и сгинет, не гонись за тем, что принесет наказание твоему телу, а душе — возмездие. Из всех вещей на свете возжелай лишь те, чьи плоды дают вечную радость.

(58) Деланье добра происходит от рвения, рвение — от молитвы (zhahishn), молитва — от стремления, стремление — от понимания, понимание от знания иного мира; а знание (иного мира) есть орудие, которое было, есть и будет (всегда). С помощью него узнается Тот, Кто заново творит все вещи, Кто обучает всему, Кто определяет распорядок вещей, Кто желает добра (sut)всему сущему и в этом мире, и в следующем».

»»»«2190»»»»
 
Редактирование:
Оффтоп
Матф. 23: 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Здесь видимо не нужно путать само учение фарисеев и позицию его последователей по отношению к Христу.
Согласен. Тут я вижу слова о том что учение у фарисеев правильное, неправильно то что проповедуя, они сами его не выполняют:
Мф. XXIII, 1-4: 1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их
А у саддукеев, как я понимаю, и учение само было далеко от того чему учил Христос, по некоторым очень важным пунктам:
По вопросам религиозной догматики источники указывают следующие три особенности саддукейского миросозерцания:
  • признание абсолютной свободной воли человека,
  • отрицание бессмертия души и воскресения мёртвых,
  • отрицание ангелов и духов.
Про первый пункт не знаю, а второй явно противоречит всем религиям правой руки, как я понимаю, включая зороастризм. Третий пункт может быть и не такой важный, но с ним та же ситуация. Это, возвращаясь к тому тезису что зороастризм мог повлиять на иудаизм, поспособствовав возможно созданию и популярности среди иудеев учения фарисеев относительно более популярного ранее течения саддукеев.
 
Уникальными показателями, применяемыми только в авестийской астрологии, является другая пара планет – Белая и Черная Луны.
Эти «планеты» можно условно соотнести с лунными слоями Танит (Лаал, Сольдбис) и Воглеа.
 
Владимир,

А откуда информация о поклонении Ангра-Манью в Митраизме?
Я сейчас прочёл довольно много статей на тему религии Митры, но нигде не сказано о таком элементе их культа.
Митра это, как будто, союзник Ахура-Мазды (Ормузда) и посредник между ним и людьми, в то время как Ангра-Манью (Ариман) является их общим противником.
Поясните пожалуйста, что за источник сообщил такие сведения?
Дело в том, что это крайне интересный момент! Если подобное поклонение вправду существовало, то Митраизм следует выделить в совершенно уникальную позицию и внимательно проследить эвлюцию данной религии. Необычайно важными становятся и духовные итоги подобного «монизма». Куда это их привело и что случилось с последователями, итд.
 
Сверху Снизу