Поездка к церкви Покрова на Нерли (Владимирская область)
Кто хоть раз видел фотографию храма Покрова на Нерли, тот уже никогда не забудет его образ*.
Меня этот храм привлёк своими простотой и лаконичностью, а также тем, что он — один из старейших и, в то же время, красивейших русских храмов.
Увиденная много лет назад в глянцевом журнале фотография крошечной белой церкви на фоне бескрайней зелёной природы и короткая подпись с незнакомым названием «Нерли» надолго врезались в мою память.
Церковь была построена в 1158 году (по другим источникам, в 1165 году) артелью Андрея Боголюбского. Храм являет собой яркий образец исконно русского зодчества и домогольской архитектуры на Руси.
Строительство храма велось на самой заре становления Русского царства, когда при взгляде с верхних слоёв:
Внизу простирались безбрежные пустынные пространства четырёхмерных сакуал. В отдалении, на Востоке и Юге, вздымались созидающиеся громады других, старших метакультур. (...) Но обширное пространство, открытое к Ледовитому океану, было пустынно. Только прозрачные клубы бушующих стихиалей проносились там, над нехоженными лесами и исполинскими реками Энрофа, да слабые сгущения племенных эгрегоров пульсировали кое-где, усиливаясь на открытых степях Юга.
Сама церковь вполне соответствует духу времени своего создания и смотрится немного иррационально — одинокий храм (даже без колокольни!) стоит посреди русских лугов и лесов средней полосы, почти не имея рядом с собой других построек.
Только храм и природа, и больше ничего. Просто и лаконично. Возникает ощущение, что этот «белый кристалл» (см. ниже) словно спустился с Небес
Храм Покрова на Нерли считается одной из красивейших русских церквей, жечужиной русской архитектуры. Как тут не вспомнить слова Даниила Андреева:
И в то время, как национальная духовная интуиция во многих других метакультурах выражала своё знание о бытии затомисов преимущественно на языке легенд, Россия начинает выражать духовное знание о своём небесном прообразе и двойнике — России Небесной — на языке другого искусства: зодчества. С XI до XVIII века все очаги русской духовной и особенно религиозной жизни с поражающей нас последовательностью стремятся к развитию, совершенствованию и повторению одного и того же образа. Это — архитектурный ансамбль, осью которого является белый кристалл — белый собор с золотыми куполами и столпообразной колокольней, вокруг него — сонм часовенок и малых церквей, часто многоцветных, но почти всегда златоглавых; далее — палаты, службы и жилые хоромы и, наконец, кольцо могучих защитных стен с башнями. У их подножия — излучина реки.
Излучина реки ныне превратилась в старицу.
Согласно летописям, храм Покрова на Нерли был построен в месте слияния реки Нерль с рекой Клязьмой. Однако за века после постройки церкви (прошло более 800 лет) обе реки за счёт меандрирования значительно переменили свои русла.
В итоге получилось так, что перед храмом находится не излучина реки, а старица одной из ближайших рек в виде пруда. Река Нерль теперь протекает позади храма. А место впадения Нерли в Клязьму находится не у церкви, а немного в другом месте, южнее:
Стрелками показаны положение храма и место нынешнего впадения реки Нерль в Клязьму
Если попробовать представить, как текли эти реки 800 лет назад, то получится следующее.
Согласно одному из вариантов, 8 веков назад река Клязьма текла севернее, почти у стен храма:
Меняя русло в южном направлении, река Клязьма заодно намыла уникальный Боголюбовский луг.
Есть ещё вариант, согласно которому река Нерль 8 столетий назад текла не позади, а перед строящимся храмом, и старица принадлежит ей:
Как было на самом деле — никто не знает. На тему изменения русел рек поблизости от храма Покрова нужны дополнительные исследования.
Вообще, меандрирование рек, текущих по равнине — отдельная большая тема. Учёные до сих пор спорят о причинах данного явления, и сила Кориолиса (когда один берег реки пологий, а другой высокий) не всегда играет первенствующую роль. С точки зрения родониста смену русел рек можно объяснить весёлой игрой стихиалей Лиурны
Но вернёмся к церкви. Территория вокруг храма весной во время половодья затапливается, и добраться до храма можно только на лодках. Зато вид на церковь становится ещё красивее.
Формы данной церкви во многом стали образцом, по которому были построены другие русские церкви. Возможно, в этом здании с особой силой просвечивает тот единый прообраз из Фонгаранды, о котором писал Даниил Андреев:
Имеется, например, один грандиозный прообраз православных монастырей
У храма Покрова на Нерли, несомненно, уже давно имеется эфирное тело:
Фонгаранда — слой пребывания шельтов великих творений архитектуры. Здесь они обладают способностью движения и роста; их изменение состоит в совершенствовании. Облик их близок к облику просветлённых стихиалей, но форма не струистая, как у тех, и лишённая способности телесного взаимопроникновения. Следует понять, что создание в Энрофе их отражений гениальными зодчими, интуиция которых уловила отблески Фонгаранды, даёт им эфирное тело: внутри физического сосуда здания возникает оно из многолетних излучений человеческих тысяч и миллионов. Если прошло достаточно времени и такое тело успело создаться, гибель физического сосуда в Энрофе уже не имеет трансфизического значения: шельт, пребывавший в Фонгаранде, облёкся эфирным телом и перешёл в один из затомисов.
Про церковь Покрова на Нерли написано немало, и нет смысла в этой статье повторять всю информацию. Но хочется отметить два момента.
1. Храм не всегда был одиноким, в прошлые века рядом с церковью стояла большая колокольня. Историческое фото:
Информации о колокольне с наскоку найти не удалось (когда она была построена и когда разрушена), здесь требуется более глубокий поиск. Но согласитесь, что храм с колкольней смотрится совсем не так красиво, как сейчас, когда церковь стоит в одиночестве.
2. Из статьи в статью копирайтеры повторяют одну и ту же нелепицу, не удосуживаясь проверить элементарные факты. Хочется, наконец, расставить точки над i. Вот эта нелепица, касающаяся каменных работ и резьбы на стенах храма:
Данная церковь построена из известняка. Известняк — один из самых мягких камней, по твёрдости чуть твёрже обычного мела, которым пишут на досках в учебных заведениях.Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!
Известняк можно резать ножом и пилить пилой Любой желающий может раздобыть кусочек известняка и повырезать на нём при помощи долгота или обычной отвёртки любые узоры
Мне кажется, или после реставрации фигуры стали
Вырезание этих рельефов на внешней стороне храма не потребовало слишком уж большого количества времени (согласно древнерусским летописям, храм был построен за «одно лето»). Ни о каких «тысячах ударов по инструменту» и речи быть не может.
Подъехать к храму на машине нельзя. Это сделано в целях сохранности Боголюбовского луга — особо охраняемой природной территории.
Чтобы попасть в церковь, следует пройти пешком несколько километров по красивому лугу. Во время пути можно обдумать свой жизненный путь в Энрофе и пообщаться со стихиалями Фальторы.
Здесь уместно привести цитату из книги Степана Сорокина «Три дня и три ночи в загробном мире» (предположительно, описание Олирны):
Жизнь — это путь До встречи во Владимире!«Смотри, – сказал Старец, – сколько здесь верующих людей!» – и указал на храмы, видневшиеся вдали. «В этой стране живут и люди твоей веры, сын мой…»
И я увидел много храмов, стоявших в зелёных садах вдоль дороги.
Там высились храмы всяких вер, но сердцу моему было дороже всего то, что я увидел пятиглавые купола православной русской церкви!
Она блистала, и светлое её здание манило к себе. Мы приближались к ней, а с нами вместе шли по дороге и другие празднично одетые люди, и мне было радостно, что я иду с ними в храм.
*в первом посте темы фотографии из интернет; далее будут фотки, сделанные нами.
Редактирование: