Даниил Андреев. «Русские боги»
Глава 1. Святые камни

Святые камни V. Художественному театру («Порой мне казалось, что свят и нетленен...»)

Порой мне казалось, что свят и нетленен
Лирической чайкой украшенный зал,
Где Образотворец для трех поколений
Вершину согласных искусств указал.

Летящие смены безжалостных сроков
Мелькнули, как радуга спиц в колесе,
И что мне до споров, до праздных упреков,
Что видел не так я, как видели все?

В губернскую крепь, в пошехонскую дикость
Отсюда струился уют очагов,
Когда единил всепрощающий Диккенс
У пламени пунша друзей и врагов.

То полу-улыбкою, то полу-смехом,
То грустью, прозрачной, как лед на стекле,
Здесь некогда в сумерках ласковый Чехов
Томился о вечно цветущей земле.

Казалось, парит над паденьем и бунтом
В высоком катарсисе поднятый зал,
Когда над растратившим душу Пер Гюнтом
Хрустальный напев колыбельной звучал.

Сквозь брызги ночных, леденящих и резких
Дождей Петербурга, в туманы и в таль
Смятенным очам разверзал Достоевский
Пьянящую глубь – и горящую даль.

Предчувствием пропасти души овеяв,
С кромешною явью мешая свой бред,
Здесь мертвенно-белым гротеском Андреев
На бархате черном чертил свое «нет».

Отсюда, еще не умея молиться,
Но чая уже глубочайшую суть,
За Белою Чайкой, за Синею Птицей
Мы все уходили в излучистый путь.

И если театр обесчещен, как все мы,
Отдав первородство за мертвый почет,
Он был – и такой полнозвучной поэмы
Столетье, быть может, уже не прочтет.

1950

Вперед: VI. Библиотека («Я любил вечерами слушать с хоров ажурных...»)
Назад: IV. В Третьяковской галерее («Смолкли войны. Смирились чувства...»)
Начало: «Русские боги». Оглавление
 
Когда единил всепрощающий Диккенс... – имеется в виду спектакль «Сверчок на печи» по рассказу Ч. Диккенса (1812-1870).

Пер Гюнт – герой одноименной пьесы Г. Ибсена (1828-1906).

...Смятенным очам разверзал Достоевский... – имеется в виду спектакль по роману Ф. М. Достоевского (1821-1881) «Бесы».

...Мертвенно-белым гротеском Андреев... – декорации художника В. Е. Егорова (1878-1960) к постановке пьесы Л.Н. Андреева (18711919) «Жизнь человека» были созданы в условной манере: белые контуры на черном бархате.

Синяя птица – образ недосягаемою счастья из одноименной пьесы М. Метерлинка (1862-1949).
 
Сверху Снизу