Даниил Андреев. «Русские боги»
Глава 15. У демонов возмездия. Поэма

У демонов возмездия 9. «Миллионами нас исчислять надо, с Агром знакомых...»

    Миллионами нас
исчислять надо, с Агром знакомых,
Нас, когда-то людьми
называвших себя наверху,
И жестокий рассказ,
как от волгр ускользали тайком мы,
Я от слез и стыда
не посмею доверить стиху.

Было нечто сродни в нас
медлительно гасшим лампадам...
Но в короткие дни
я, сорвавшийся издалека,
Промелькнул мимоходом –
нет, резче скажу, мимопадом,
Остальные ж томились:
недели? года? иль века?

Дорогие... Вся гордость,
все лучшее ими забыто;
Точно ветер над городом,
гонит их призрачный бич,
И сквозят через них
блики сального, тусклого быта,
Блекло-мутные дни,
счет ничтожных потерь и добыч,
Пропотевший уют
человеческих стойл и квартирок,
Где снуют и клубятся
отбросы народной души;
Этажи новостроек,
где бес современного мира
Им кадит, как героям,
твердя, что они хороши;
Все яснее сквозь них
различал я вихрящийся омут,
Просверливший миры
и по жерлам свергавший сюда
Миллионы слепых,
покорившихся трижды слепому,
Сгустки похоти, лжи,
мести, жадности, сна и труда.

Род? сословие? класс?..
Вероломный тиран революций
Раздробил скорлупу их –
пример и обычай отцов;
Суетливою массой по Верхней Москве они льются,
Пока рок на тропу
не наступит, незряч и свинцов.

– Плачь, Великое Сердце,
Кому из народных святилищ
Благовонным туманом
текут славословия, – плачь!
Плачь о детищах тлена,
о пленниках горьких чистилищ,
Кто, как праздная пена,
не холоден и не горяч!

Плачь, Великое Сердце!
По Ирмосам и литургиям
Из небесного храма
под черную сень низойди,
Облегчи их блужданья!
Вернуться к Тебе помоги им,
Ты, огонь состраданья,
затепленный в каждой груди!

...Нет, молиться вот так
я тогда не умел еще... Ужас
В закоулки, во мрак
меня гнал, точно плетью, пока
Тайна здешних убежищ,
из брошенных слов обнаружась,
Мне внезапной надеждой
забрезжила издалека.

Меж багровых кубов,
по кварталам, промозглым и волглым,
Как тоскующий зов,
мне маячили их купола:
Двойники ли церквей,
до сих пор недоступные волграм,
Тех, что в мире людей
сквозь столетия Русь берегла?

А, так вот для чего
нам внушал мироправящий демон
Разрушать естество
этих мирных святынь наверху,
И кровавой звездой
точно дьявольскою диадемой,
Обесчестить их трупы,
их каменную шелуху!

Как хитер этот бес:
посмотри, – их почти не осталось,
И покрову небесному
негде коснуться земли...
Горе Агру скорбящему!
как снизойдет к нему жалость?
Защитят ли страдальцев
все башни, дворцы и кремли?..

Так, рыдая как гном,
от стыда, от бессилья, от страха,
То бегом, то ползком
я к убежищу крался, – но путь
Был оборван, когда
исполински размеренным взмахом
Длиннорукая волгра
меня подхватила на грудь.

Она тесно прижала
меня к омерзительной коже,
То ль присоски, то ль жала
меня облепили, дрожа...
Миллионами лет не сумел бы забыть я, о Боже,
Эту новую смерть –
срам ~четвертого~ рубежа.

Я был выпит. И прах –
моя ткань – в ее смрадные жилы
Как в цистерны вошла,
по вместилищам скверны струясь,
Чтобы в нижних мирах
экскрементом гниющим я жил бы...
Вот, ты, лестница зла!
Дел и кар неразрывная связь.

...Так, в Агре он впервые испытывает живое чувство жалости. Здесь он понял, что множества несчастных пали сюда вследствие отяжеления души, вызванного жизненным укладом, долю ответственности за который несет и он.

Вперед: 10. Буствич («Казалось: по-прежнему Агр вокруг...»)
Назад: 8. «Так, не решаясь спуститься вниз...»
Начало: «Русские боги». Оглавление
 
...не холоден и не горяч... – в Откровении Иоанна Богослова говорится: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих» (3,15; 3,16).

Ирмос (греч. связь) – ирмосами называются начальные стихи, как бы заглавия, которыми начинается каждая из девяти песен канона.
 
Сверху Снизу