Подражание суфиям
Я недавно прослушал несколько интересных лекций по суффийской поэзии на примерах Саади, Хафиза Ширази и Омара Хайама и, как вы знаете, там достаточно много значения уделяется теме распития вина. Вообще в исламе спиртные напитки запрещены законом шариата, но суфии всегда представляли из себя совершенно особенное течение мусульманской духовности и мистики, и вино, судя по всему, активно употребляли. Суфийская культура винопития, хотя, в корне отличалась от нашей нынешней и основным смыслом её являлось, как будто бы, ввведение сознание в особое состояние на границе трезвости и опьянения, в котором, по их мнению, человек был способен более чутко воспринимать окружающий мир и его таинства.
Тем не менее, слушая непосредственно сами тексты суфийских поэтов, у неискушённого читателя вроде меня возникает конечно вполне отчётливая ассоциация, что их авторы просто частенько прикладывались к чаше и получали от данного процесса самое обычное и понятное всем нам человеческое удовольствие. Ну, вот, данное обстоятельство и подтолкнуло меня вдруг сочинить стихотворение (а я уже так давно ничего не писал!) и поделиться им с вами, уважаемые читатели-дискусанты.
Не печалься, мой друг, не тоскуй, не рыдай,
А скорее бокал до краёв наливай,
Человеческий чин — невысокая честь,
Но отрада и в нём без сомнения есть.
Пусть играет кувшин чистой влагой хмельной,
Ты же слушай совет незатейливый мой.
Надо всяким из нас от яслей до седин
Неотъемлимый принцип довлеет один:
Хоть атлетом ты будь, хоть на ладан дыши,
Неизменно истлеешь в могильной тиши.
Червяку дела нет: кто здоров, а кто слаб —
Пищей стал ты ему, как нам этот кебаб.
Да и мозг, что нещадно задачи решал,
И забыться во сне тебе не позволял,
Даже он неприглядный представит нам вид,
Лишь пол года покойник в гробу полежит.
И смутится тогда тот школяр, кто не пьёт:
Есть хоть толика в нас, что по смерти живёт?
А философ юнца наставляет вослед:
Не в уме и не в теле найдёшь ты ответ!
Выпей чашу до дна и изведаешь враз,
Что не знают Багдад, Бухара и Шираз.
Когда нет головы и нет ног под тобой,
Лишь тогда ты во всём оживаешь душой!
Ум, диктатор-тиран, отлетел и угас,
Плоть сказала страстям: извините, я пас,
И открылись врата чувств глубинных игры,
Разрешённых от уз в этот час до поры.
Коль воскликнешь теперь: Как судьба хороша!
То поймёшь наконец: соль всей жизни — душа!
Пусть не вечны ни тело, ни мыслей поток,
Нам куда веселей уготован итог!
От чего замирал сердца нашего бег
От чего гнал ты вскачь скоропостижный свой век,
Остаётся живым вне ума и телес,
Не утратив ни смысл, ни реальности вес.
Но приникнуть к сей тайне тому лишь дано
Кто с рождения пьёт и лелеет вино!
10 июля 2020
Не воспримите мои слова выше в качестве агитации за алкоголизм!
Вообще суфизм это, несомненно, великое течение духовной мысли и практики, вобравшее в себя, по какой-то причине, именно множество людей художественного творчества. Одним из почти современных нам суфиев XX века был, например, весьма любимый мною ливанско-американский автор, Халиль Джебран, автор «Пророка» и целого ряда других книг, в том числе и книги о Христе («Иисус, сын человеческий»). Курьёзно, однако, что умер Джебран в относительно молодом возрасте и, опять же, от черезчур обильного употребления спиртных напитков. Но автор, художник и духовный вестник он, конечно, весьма выдающийся!
Тем не менее, слушая непосредственно сами тексты суфийских поэтов, у неискушённого читателя вроде меня возникает конечно вполне отчётливая ассоциация, что их авторы просто частенько прикладывались к чаше и получали от данного процесса самое обычное и понятное всем нам человеческое удовольствие. Ну, вот, данное обстоятельство и подтолкнуло меня вдруг сочинить стихотворение (а я уже так давно ничего не писал!) и поделиться им с вами, уважаемые читатели-дискусанты.
Не печалься, мой друг, не тоскуй, не рыдай,
А скорее бокал до краёв наливай,
Человеческий чин — невысокая честь,
Но отрада и в нём без сомнения есть.
Пусть играет кувшин чистой влагой хмельной,
Ты же слушай совет незатейливый мой.
Надо всяким из нас от яслей до седин
Неотъемлимый принцип довлеет один:
Хоть атлетом ты будь, хоть на ладан дыши,
Неизменно истлеешь в могильной тиши.
Червяку дела нет: кто здоров, а кто слаб —
Пищей стал ты ему, как нам этот кебаб.
Да и мозг, что нещадно задачи решал,
И забыться во сне тебе не позволял,
Даже он неприглядный представит нам вид,
Лишь пол года покойник в гробу полежит.
И смутится тогда тот школяр, кто не пьёт:
Есть хоть толика в нас, что по смерти живёт?
А философ юнца наставляет вослед:
Не в уме и не в теле найдёшь ты ответ!
Выпей чашу до дна и изведаешь враз,
Что не знают Багдад, Бухара и Шираз.
Когда нет головы и нет ног под тобой,
Лишь тогда ты во всём оживаешь душой!
Ум, диктатор-тиран, отлетел и угас,
Плоть сказала страстям: извините, я пас,
И открылись врата чувств глубинных игры,
Разрешённых от уз в этот час до поры.
Коль воскликнешь теперь: Как судьба хороша!
То поймёшь наконец: соль всей жизни — душа!
Пусть не вечны ни тело, ни мыслей поток,
Нам куда веселей уготован итог!
От чего замирал сердца нашего бег
От чего гнал ты вскачь скоропостижный свой век,
Остаётся живым вне ума и телес,
Не утратив ни смысл, ни реальности вес.
Но приникнуть к сей тайне тому лишь дано
Кто с рождения пьёт и лелеет вино!
10 июля 2020
Не воспримите мои слова выше в качестве агитации за алкоголизм!
Вообще суфизм это, несомненно, великое течение духовной мысли и практики, вобравшее в себя, по какой-то причине, именно множество людей художественного творчества. Одним из почти современных нам суфиев XX века был, например, весьма любимый мною ливанско-американский автор, Халиль Джебран, автор «Пророка» и целого ряда других книг, в том числе и книги о Христе («Иисус, сын человеческий»). Курьёзно, однако, что умер Джебран в относительно молодом возрасте и, опять же, от черезчур обильного употребления спиртных напитков. Но автор, художник и духовный вестник он, конечно, весьма выдающийся!
Редактирование: