II. История
Географические разделения, кратко описанные в первой главе, появились сравнительно недавно. Доподлинно не удалось установить, кто жил в Южной Африке в древности. Когда европейцы поселились в Южной Африке, они обнаружили там негров. Предполагается, что эти негры были потомками некоторых американских рабов, которым удалось вырваться из своего жестокого рабства и добраться до Африки. Они делятся на различные племена, такие как зулусы, свази, басуто, бечуаны и т.д. Они говорят на нескольких различных языках. Этих негров следует рассматривать как коренных жителей Южной Африки. Но Южная Африка – такая огромная страна, что она легко может прокормить в двадцать или тридцать раз больше, чем нынешнее негритянское население. Расстояние между Кейптауном и Дурбаном составляет около полутора тысяч миль по железной дороге; расстояние по морю также составляет не менее тысячи миль. Общая площадь этих четырех колоний составляет 473000 квадратных миль. В 1914 году негритянское население в этом обширном регионе составляло около пяти миллионов, в то время как европейцев насчитывалось около миллиона с четвертью.
Среди негров самыми высокими и красивыми являются зулусы. Я намеренно использовал эпитет «красивый» в отношении негров. Светлая кожа и заострённый нос являют собой наш идеал красоты. Если мы на мгновение отбросим этот предрассудок, то ощутим, что Создатель не пощадил своих усилий, доведя зулусов до совершенства. Зулусские мужчины и женщины высоки и широкогруды пропорционально своему росту. У них сильная, хорошо сложенная мускулатура, включая красиво округлённые икры ног и бицепсы рук. Вы редко среди них встретите мужчину или женщину, которые ходят сутулясь или с горбатой спиной. Губы, безусловно, большие и толстые, но поскольку они находятся в идеальной симметрии со всем остальным телосложением, у меня бы лично, например, не повернулся язык сказать, что они некрасивы. Глаза у них круглые и ясные. Нос плоский и крупный, как и подобает крупному лицу, а завитые волосы на голове выгодно подчеркивают кожу зулусов, чёрную и блестящую, как эбеновое дерево. Если мы спросим у зулуса, какой из различных рас, населяющих Южную Африку, он присудил бы пальму первенства за красоту, он без колебаний решит в пользу своего собственного народа, и в этом я бы не усмотрел недостатка в его суждениях. Телосложение у зулусов мощное и прекрасно сформированное от природы, в отличие от Сэндоу и других в Европе, прилагающих усилия для развития своей мускулатуры. Это закон природы, что кожа рас, живущих вблизи от экватора, должна быть чёрной. И если бы мы верили, что красота есть во всём, созданным природой, мы бы не только избегали узких и односторонних суждений о красоте, но и у себя в Индии были бы свободны от неподобающего чувства стыда и неприязни, которые мы испытываем к нашему собственному сколь-нибудь тёмному цвету лица.
Негры живут в круглых мазанках из прутьев. Соломенные крыши изнутри поддерживаются подпорками. Низкий вход, через который можно пройти лишь согнувшись, является единственным отверстием для движения воздуха. На входе редко устанавливаются двери. Как и мы, негры обмазывают стены и пол землёй и навозом животных. Говорят, негры не способны сделать ничего квадратного по форме. Они приучили свои глаза видеть и делать только округлые предметы. Мы никогда не видим, чтобы природа рисовала прямые линии или прямолинейные фигуры, и эти невинные дети природы черпают все свои знания из своего опыта общения с ней.
Мебель в хижине – под стать простоте этого жилища. Там не нашлось бы места для столов, стульев, ящиков и других подобных вещей, и даже сейчас эти вещи редко можно там увидеть.
До появления европейской цивилизации негры носили шкуры животных, которые также служили им коврами, простынями и одеялами. Сейчас они пользуются одеялами. До британского правления как мужчины, так и женщины ходили почти что обнажёнными. Даже сейчас многие в стране следуют этому обычаю. Они прикрывают интимные места кусочком кожи. Некоторые обходятся даже без этого. Но пусть никто не делает из этого вывода, что эти люди не способны контролировать своих чувств. Там, где большое общество следует определённому обычаю, вполне может статься, что этот обычай не несёт в себе никакого вреда, даже если членам другого общества он кажется крайне неподобающим. У этих негров нет времени накидываться друг на друга. Когда Шукадева (древний мудрец, почитаемый в индуизме, автор Бхагават Пураны
прим. перев.) проходил мимо купающихся обнажёнными женщин, сам автор «Бхагаваты» говорит нам, что его собственный ум был нисколько не потревожен; женщины также не были взволнованы или охвачены чувством стыда. Не думаю, что в этом рассказе есть что-либо сверхъестественное. Если сегодня в Индии нет никого, кто оказался бы настолько же чист в подобном случае, это не должно ограничивать наше стремление к чистоте, а лишь доказывает нашу собственную деградацию. Только тщеславие заставляет нас смотреть на негров как на дикарей. Они не такие варвары, какими мы их себе вообразили.
По закону, в городе негритянки должны прикрывать себя от груди до колен. Таким образом, они вынуждены обматывать своё тело куском ткани. В этой связи, изделия такого размера пользуются большим спросом в Южной Африке, и тысячи подобных покрывал или простыней ежегодно импортируются из Европы. Мужчины также обязаны прикрывать себя от талии до колен. Поэтому многие стали носить подержанную одежду из Европы. Другие носят что-то вроде трусов с затягивающейся верёвочкой. Все эти вещи импортируются из Европы.
Основные продукты питания негров – кукуруза и мясо, когда оно бывает в наличии. К счастью, они ничего не знают о специях и приправах. Если они обнаруживают специи в своей еде, даже если она припудрена куркумой, они воротят от неё нос, и те из них, кого считают совершенно нецивилизованными, даже не прикоснутся к ней. Не будет ничего необычного в том, если зулус за раз съест один фунт вареной кукурузы с небольшим количеством соли. Он вполне доволен тем, что питается кашей из варенных измельчённых злаков. Когда у него бывает мясо, он ест его, сырое, варёное или жареное, но всегда с солью. В ход может идти мясо любого животного.
Негритянские языки названы в честь различных племён. Письменность была введена европейцами лишь недавно. Нет ничего лучше негритянского алфавита. Библия и другие книги теперь печатаются на негритянских языках романским шрифтом. Язык зулу очень милый. Большинство слов заканчиваются протяжённым звуком «а», поэтому язык звучит мягко и приятно для слуха. Я слышал и читал, что в этих словах есть и смысл, и поэзия. Судя по нескольким уловленным мною словам, я думаю, что утверждение это справедливо. Для большинства мест существуют милые и поэтичные негритянские названия, европейские эквиваленты которых уже упоминались. Жаль, что я их не помню и не могу ознакомить с ними читателя.
По словам христианских миссионеров, негры что раньше, что сейчас не имеют какой-либо религии. Однако, понимая слово «религия» в более широком смысле, мы можем сказать, что негры действительно верят и поклоняются Высшему Существу, находящемуся за пределами человеческого понимания. Они также боятся этой Силы. Они смутно осознают тот факт, что распад тела не означает полного уничтожения личности. Если мы признаем мораль основой религии, то негров, обладающих моралью, можно даже считать религиозными. Они прекрасно понимают разницу между правдой и ложью. Сомнительно, чтобы европейцы или мы сами практиковали правдивость в той же степени, в какой это делают негры в их «первобытном» состоянии. У них нет храмов или чего-то в таком роде. Среди них, как и среди других рас, существует множество суеверий.
Читатель будет удивлён, но эта раса, не имеющая себе равных в мире по физической силе, настолько робка, что негр пугается при виде даже европейского ребёнка. Если кто-то направит на него револьвер, он либо убежит, либо впадёт в такое оцепенение, что даже не сможет пошевелиться. Для этого, безусловно, есть причина. В негритянском сознании прочно укоренилось представление, что только с помощью какой-то магии горстка европейцев смогла подчинить себе такую многочисленную и неукротимую расу, как они. Негр хорошо владел копьём, луком и стрелами. Всего этого он теперь лишился. Он никогда не видел оружия и не стрелял из него. Чтобы им пользоваться не нужны спички, не нужно делать ничего, кроме маленькое движение пальцем, и всё же маленькая трубка издаёт хлопок, возникает вспышка, и вылетающая пуля ранит и сражает человека наповал ока. Это то, чего негр не в состоянии понять. Поэтому он пребывает в смертельном ужасе перед теми, кто владеет таким грозным оружием. Он и его предки до него видели, что такие пули унесли жизни многих беспомощных и невинных негров. Многие даже сейчас не знают, как это происходит.
«Цивилизация» постепенно прокладывает себе путь среди негров. Благочестивые миссионеры передают им послание Христа таким, каким они его восприняли, открывают для них школы и учат их чтению и письму. Но многие из тех, кто, будучи неграмотными и, следовательно, чуждыми цивилизации, были до сих пор свободны от многих пороков, теперь оказались подверженными им. Едва ли кто-то из негров, соприкоснувшись с цивилизацией, смог избежать порока пьянства. И когда его мощное телосложение находится под воздействием алкоголя, он становится совершенно безумным и совершает всевозможные преступления. То, что цивилизация приводит к умножению потребностей, так же несомненно, как и то, что дважды два – четыре. Чтобы увеличить потребности негра или привить ему ценность труда, на него наложили подушный налог и налог на хижины. Если бы эти налоги не взимались, эта раса земледельцев, живущих на своих фермах, не забралась бы в шахты глубиной в сотни футов для добычи золота или алмазов, и если бы шахты не заполучили их себе в качестве рабочей силы, золото и алмазы по-прежнему бы оставались в недрах земли. Кроме того, европейцам было бы сложно найти себе прислугу, если бы не ввели этот налог. В результате страдают тысячи негритянских шахтёров наряду с тем, что получают болезни вроде чахотки, называемой «шахтёрской чахоткой». Это смертельная болезнь. Вряд ли кто-нибудь из тех, кто попадает в её цепкие лапы, выздоравливает. Читатель легко может представить, какое «самообладание» способны проявлять тысячи мужчин, живущих в шахтах вдали от своих семей. Таким образом, они легко становятся жертвами венерических заболеваний. Не то чтобы разумные европейцы в Южной Африки не осознавали всей серьёзности этого вопроса. Некоторые из них далеки от того мнения, что цивилизация, учитывая все обстоятельства, оказала благотворное влияние на эту расу. Что же касается дурных последствий, они не нуждаются в особых пояснениях.
Около четырёхсот лет назад голландцы основали поселение в этой великой стране, населённой тогда такой простой и неискушённой расой. Они держали рабов. Несколько голландцев с Явы со своими малайскими рабами прибыли в страну, известную нам теперь как Капская колония. Эти малайцы – мусульмане. В их жилах течёт голландская кровь, и они переняли некоторые качества голландцев. Они расселены по всей Южной Африке, но Кейптаун является их главным оплотом. Некоторые из них и сегодня находятся на службе у европейцев, другие же избрали себе независимые профессии. Малайские женщины очень трудолюбивы и умны. Они, как правило, ведут чистый образ жизни. Они являются экспертами в области стирки и шитья. Мужчины же занимаются мелкими ремёслами. Многие из них работают извозчиками в экипажах. Некоторые получили высшее английское образование. Один из них – известный доктор Абдул Рахман из Кейптауна. Он был членом старого колониального законодательного органа в Кейптауне. В соответствии с новой конституцией, малайцы лишены права избираться в парламент.
Описывая голландцев, я между прочим коснулся и малайцев. Но давайте теперь сосредоточимся на голландцах. Голландцы в равной степени были искусными земледельцы и храбрыми солдатами. Они увидели, насколько эта страна подходила для сельского хозяйства. Они также обратили внимание, что «туземцы» могли легко себя обеспечить, работая лишь короткое время в течение года. Видимо, они задались вопросом: почему бы не заставить этих людей работать на них? У голландцев было оружие. Они были умными стратегами. Они знали, как усмирять людей подобно другим животным и верили, что их религия не будет иметь ничего против этого. Таким образом, они начали сельское хозяйство с эксплуатации южноафриканских «аборигенов», не испытывая ни малейших сомнений в моральности своих действий.
Подобно голландцам, искавшим подходящие земли для своей экспансии, на сцене постепенно появлялись англичане. Англичане и голландцы, конечно, были двоюродными братьями. Их характеры и амбиции были схожи. Горшки из одной гончарни часто бьются друг о друга. Таким образом, эти две нации, постепенно продвигая свои собственные интересы и подчиняя негров, вступили в противоборство. Между ними возникали конфликты, которые в конечном счёте переросли в военные сражения. Англичане потерпели поражение при Маджуба-Хиллз. Маджуба оставила что-то вроде фантомной боли, которая обострялась и достигла апогея во время Англо-бурской войны, длившейся с 1899 по 1902 год. Когда генерал Кронье сдался, лорд Робертс телеграфировал королеве Виктории, что Маджуба отомщена. Но когда произошло это первое столкновение между двумя нациями до Англо-бурской войны, многие голландцы не пожелали оставаться даже под номинальной властью британцев и «отправились в поход» в неизведанные внутренние районы Южной Африки. Таково происхождение Трансвааля и Оранжевого свободного государства.
Эти голландцы стали известны в Южной Африке как буры. Они сохранили свой язык, цепляясь за него словно ребёнок за юбку своей матери. Они глубоко осознают тесную связь между своим языком и своей свободой. Несмотря на многочисленные нападки, они сохранили свой родной язык в неприкосновенности. Язык принял новую форму, близкую их духу. Поскольку они не могли поддерживать очень тесные отношения с Голландией, они начали говорить на производном от голландского диалекте – примерно так же пракриты (среднеиндийские языки и диалекты,
прим. перев.) произошли от санскрита. Не желая слишком обременять своих детей, они придали этому диалекту статус своего собственного, отдельного языка. Они назвали его таал. Их книги написаны на таальском языке, их дети получают на нём образование, и бурские члены Союзного парламента считают своим долгом произносить на нём свои речи. С момента образования Южно-Африканского Союза тааль или голландский, а также английский языки официально считаются равными. Даже правительственные бюллетени и отчёты парламента должны выходить на обоих языках.
Буры просты, прямолинейны и религиозны. Они селятся на больших фермах. Нам даже сложно представить размеры этих ферм. Ферма у нас обычно означает один или два акра земли (один акр равен примерно 4000 м2,
прим. перев.), а иногда и меньше. В Южной Африке один фермер владеет сотнями или тысячами акров земли. Он не стремится культивировать всё это сразу, и если кто-нибудь с ним на этот счёт поспорит, он ответит: «Пусть эти земли пока лежат под паром (невозделанным,
прим. перев.). Придёт время и за них возьмутся наши дети».
Каждый бур – хороший боец. Как бы сильно буры ни ссорились между собой, их свобода настолько им дорога, что все они как один готовы за неё сражаться. Они не нуждаются в какой-то воинской муштре, поскольку боевой дух является характерной чертой всей их нации. Генерал Сматс, генерал Де Вет и генерал Герцог – все они великие юристы, великие фермеры и столь же великие солдаты. У генерала Боты была одна ферма площадью девять тысяч акров. Когда он отправился в Европу для ведения мирных переговоров, о нём говорили, что вряд ли найдется кто-нибудь в Европе, кто так же хорошо разбирался бы в овцах, как он. Генерал Бота сменил покойного президента Крюгера. Он превосходно знал английский, и всё же, когда он встречался в Англии с королём и министрами, он всегда предпочитал говорить на своём родном языке. Разве кто-то может его за это осудить? Почему он должен идти на риск совершить ошибку ради демонстрации своего владения английским языком? Почему он должен позволять нарушать ход своих мыслей в поисках правильного слова? Британские министры могут совершенно непреднамеренно использовать какую-нибудь незнакомую английскую идиому, и он может не понять, что они этим имели в виду, дать неправильный ответ и запутаться. Таким образом, может пострадать его дело. Зачем ему идти на такой риск?
Бурские женщины так же храбры и бесхитростны, как и мужчины. Если буры пролили свою кровь в англо-бурской войне, то смогли принести эту жертву благодаря мужеству своих женщин и получаемому от них вдохновению. Женщины не боялись овдоветь и отбрасывали всякие волнения о будущем.
Я уже говорил выше, что буры являются истовыми христианами. Но нельзя сказать, что они верят в Новый Завет. На самом деле, Европа в него не верит. Хотя европейцы утверждают, что уважают Его, лишь немногие знают и соблюдают религию мира Христа. Что же касается буров, можно сказать, что они знают Новый Завет лишь номинально. Они воодушевлённо читают Ветхий Завет и знают наизусть описания сражений, которые там содержатся. Они полностью принимают учение Моисея об «оке за око и зубе за зуб». И поступают соответственно.
Бурские женщины понимали, что их религия требует от них страданий ради сохранения своей независимости и поэтому терпеливо и радостно переносили все невзгоды. Лорд Китченер приложил все усилия, чтобы сломить их дух. Он заключил их в отдельные концентрационные лагеря, где они подверглись неописуемым страданиям. Они голодали, страдали от пронизывающего холода и палящей жары. Случалось, пьяные или обезумевшие от страсти солдаты даже нападали на этих беззащитных женщин. И всё же храбрые бурские женщины не дрогнули. Наконец, король Эдуард написал лорду Китченеру, что он не мог больше этого терпеть, и что если бы это было единственным средством заставить буров подчиниться, он предпочел бы любой вид мира подобной войне. Он попросил генерала прекратить эту войну как можно скорее.
Когда этот крик боли достиг берегов Англии, английский народ был глубоко огорчён. Они были в полном восхищении от храбрости буров. Сам факт, что такая маленькая нация может конфликтовать с раскинувшейся по всему миру своей империей, не умещался в их головах. Но когда крик агонии женщин в концентрационных лагерях долетел до Англии – не через посредство самих этих женщин или их мужчин, доблестно сражавшихся на поле боя, а благодаря нескольким благородным англичанам и англичанкам, находившимся в ту пору в Южной Африке – английский народ начал смягчаться. Покойный сэр Генри Кэмпбелл-Баннерман ощутил настрой английской нации и публично высказался против войны. Покойный мистер Стэд публично молился и приглашал молиться других, чтобы Бог судил англичанам поражение в этой войне. Это было чудесное зрелище. Настоящее, мужественно перенесённое страдание растопляет даже каменное сердце. Такова сила страдания или тапаса (аскеза или самоистязание в учении индуизма,
прим. перев.). Именно в этом лежит ключ к сатьяграхе.
В результате был заключен мир в Веринихине, и, в конечном итоге, все четыре колонии Южной Африки объединились под общим правительством. Хотя каждый читающий газеты индиец знает об этом мире, с ним связано несколько фактов, которые, возможно, известны лишь немногим. Южно-Африканский Союз образовался не сразу же после заключения мира, но в каждой колонии был свой собственный законодательный орган, который не целиком и полностью подчинялся Министерству. Трансвааль и Свободное государство управлялись по законам Королевской колонии. Генералы Бота и Сматс не были такими людьми, которых можно было удовлетворить такой ограниченной свободой. Они держались в стороне от Законодательного совета и не сотрудничали с ним. Они наотрез отказались иметь какое-либо отношение к правительству. Лорд Милнер произнёс резкую речь. Среди прочего он сказал, что генералу Боте не следовало придавать своей персоне такое большое значение и что правительство страны вполне могло существовать и без него. Таким образом, лорд Милнер решил поставить «Гамлета» без принца Датского.
Я расточал похвалы храбрости, свободолюбию и самопожертвованию буров. Одновременно с этим, я не хотел создать у читателя впечатление, что между ними не бывает каких-либо разногласий или что среди них не попадается слабовольных людей. Лорду Милнеру удалось создать партию среди буров, которых легко было умаслить, и он убедил себя в том, что с их помощью сможет добиться успеха в законодательном органе. Даже театральная пьеса не может обойтись без героя: если в этом прагматичном мире администратор игнорирует центральную фигуру в ситуации, в которой он оказывается, и при этом надеется на какой-то успех, его можно назвать разве что сумасшедшим. Именно так обстояло дело с лордом Милнером. Говорили, что, несмотря на весь его блеф, ему было настолько трудно управлять Трансваалем и Свободным государством без помощи генерала Боты, что его часто видели в его саду в тревожном и возбуждённом состоянии духа. Генерал Бота прямо заявил, что по Веринихинскому договору, как он его понимал, буры немедленно получили право на полную внутреннюю автономию. Он добавил, что, в противном случае, он никогда бы не подписал этот договор. Лорд Китченер в ответ заявил, что не давал генералу Боте такого обещания. Бурам, сказал он, будет постепенно предоставлено полное самоуправление, когда они докажут свою лояльность! Как можно было рассудить этих двух? Как можно было ожидать, что генерал Бота согласится на какое-либо арбитражное разбирательство? Решение, принятое по этому вопросу имперским правительством того времени, по их мнению, делало им честь. Они сошлись на том, что более сильная сторона должна была согласиться с толкованием соглашения, предложенным ей другой, более слабой стороной. В соответствии с принципами справедливости и истины, это правильный способ толкования. Какой бы смысл ни вкладывался в мои слова, должен отметить, что они были предназначены для моего слушателя или читателя в той мере, в какой они его касаются. Мы часто нарушаем это золотое правило в нашей жизни. Отсюда возникают многие из наших споров, и полуправда, которая ещё хуже, чем неправда, подменяет собой правду.
Таким образом, когда истина, в данном случае, генерал Бота, полностью восторжествовала, он приступил к работе. В конце концов, все колонии объединились, и Южная Африка получила полное самоуправление. Её флаг Юнион Джек (флаг Британских заморских территорий,
прим. перев.) значится красным на картах, и всё же не будет преувеличением сказать, что Южная Африка полностью независима. Британская империя не может получить от Южной Африки ни единого фартинга без согласия её правительства. Более того, британские министры признали, что если Южная Африка пожелает снять Юнион Джек и обрести независимость и номинально, ничто не сможет помешать ей это сделать. Если буры до сих пор не предприняли этого шага, на то есть веские причины. Во-первых, бурские лидеры – разумные и проницательные люди. Они не видят ничего предосудительного в партнёрских отношениях с Британской империей, в которых они ничего не теряют. Но есть и другая практическая сторона. В Натале главенствуют англичане; в Капской колонии проживает большое количество англичан, хотя их численность не превышает численности буров; в Йоханнесбурге – сильное английское влияние. В этой связи, если буры попытаются создать независимую республику в Южной Африке, результатом окажутся междоусобицы и, возможно, всё это выльется в гражданскую войну. Таким образом, Южная Африка по-прежнему считается доминионом (государством-членом,
прим. перев.) Британской империи.
То, как была сформулирована конституция Южно-Африканского Союза, заслуживает отдельного внимания. Национальное собрание, состоящее из делегатов, представляющих все партии, назначенные законодательными органами колоний, единогласно подготовило проект Конституции, и британский парламент должен был утвердить его в полном объёме. Член Палаты общин обратил внимание Палат на грамматическую ошибку и предложил её исправить. Покойный сэр Генри Кэмпбелл-Баннерман, отвергая это предложение, заметил, что безупречная грамматика не является необходимой для работы правительства, что Конституция была разработана в результате переговоров между британским кабинетом министров и министрами Южной Африки, и что они не оставляли за собой даже права исправлять грамматические ошибки британскому парламенту. Таким образом, Конституция, переработанная в форме Имперского законопроекта, прошла через обе палаты парламента без малейших правок.
В этой связи следует отметить ещё одно обстоятельство. В Акте о Союзе есть некоторые положения, которые неискушённому читателю могут показаться бессмысленными. Эти положения привели к значительному увеличению расходов. Это не ускользнуло от внимания создателей Конституции, но их целью было достижение не совершенства, а компромисса, они хотели прийти к общему пониманию и сделать Конституцию успешным документом. Вот почему у Южно-Африканского Союза – четыре столицы, и ни одна колония не готова поступиться своей собственной. Аналогичным образом, хотя старые колониальные законодательные органы были упразднены, были созданы провинциальные советы с подчинёнными и делегированными функциями. Хотя институт губернаторства был упразднён, были назначены чиновники, соответствующие рангу губернаторов и именуемые провинциальными администраторами. Всем известно, что четыре местных законодательных собрания, четыре столицы и четыре губернатора, по правде говоря, не нужны и служат лишь для показухи. Но проницательные государственные деятели Южной Африки не возражали против этого. Это показное соглашение влечёт за собой дополнительные расходы, но этот союз был очень нужен, и потому государственные деятели делали всё, что считали нужным, невзирая на любую критику извне, и в конечном счёте добились одобрения своей политики британским парламентом.
Я постарался кратко обрисовать историю Южной Африки, поскольку без этого, как мне кажется, будет сложно объяснить внутреннюю логику великой борьбы сатьяграхи. Теперь остаётся пролить свет на то, как индийцы оказались в этой стране и справлялись со своими невзгодами до появления сатьяграхи.