Мои произведения

Муза истории Клио
Пленила меня навсегда,
Счастье мне подарила,
Прекрасна моя судьба.

Смешны и банальны мирские желанья.
Что толку о брюхе и шкуре радеть?
Их суетные трепыханья
Не остановят смерть.

И что мне за радость стремиться
К достатку, успеху в судьбе?
Мне выпало счастье родиться
С мечтами о нашей Земле.

Силён человек не своею
Ничтожною мелкой судьбой,
Он стал и мудрей и смелее,
Увидев века за собой.

Немало веков пролетело
Над маленькой нашей Землёй,
И самое лучшее дело
О, Клио, идти за тобой!

Что можно узнать за короткий
Стремительный собственный век?
Событий скромную горстку,
Да краткого времени бег.

Но сколько чудесных мгновений
Нам дарит истории путь!
И нету прекрасней стремленья
В глубины веков заглянуть!

Муза истории Клио
Прекрасна во все времена,
Свет истины людям дарила
И мудрость до них донесла.

1988
 
С Т Р А Н Н И К И

На затерянной в бескрайней Вселенной планете,
Задыхаясь от пыли и шума своих городов,
Люди странники бродят по белому свету,
Поделив этот мир на друзей и врагов.

Перед собственной совестью вечно в ответе,
Заплетаясь словами своих языков,
Люди спорят о Смысле, о Боге, о Свете
Средь бескрайних просторов пространств и веков.

В этом долгом пути к неизведанной цели
Их порой догоняет заветная мысль:
Мы потерянный рай позабыть не успели,
Хоть и в дикую даль от него забрались.

Пусть мы пленники времени жёстких законов,
Но не станем смиряться с игрою судьбы.
Да, не ангелы мы, но и нам ведь знакомо
Чувство близости Света среди пустоты.

1994
 
Григорий Саталов
реферат по книге «Краткая история человечества»

её автор Юваль Ной Харари (родился 24 февраля 1976) — профессор истории в Еврейском университете в Иерусалиме. Автор международного бестселлера «Sapiens: A Brief History of Humankind» (в русском переводе — «Sapiens: Краткая история человечества»). С 1993 по 1998 гг. бакалавриат и магистратура в Еврейском университете в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem), специализация — история средних веков и история войн. Докторскую степень получил в 2002 г. в колледже Иисуса, Оксфорд (Jesus College, Oxford). С 2003 по 2005 гг. постдокторантура, проводил исследования за счет средств благотворительного Фонда Ротшильдов Yad Hanadiv в Израиле. В настоящее время в сфере интересов др.Харари — всемирная история и макро-исторические процессы. Область его исследований включает в себя поиск ответов на вопросы: Как взаимосвязаны между собой история и биология? В чем заключается основное различие между человеком разумным и другими животными? Существует ли такое понятие как историческая справедливость? Движется ли история в определенном направлении?

0.Предисловие

Важнейшим содержанием любой идеологии является представление тех, кто её разделяет, о прошлом, об истории человечества, о закономерностях общественного развития, о прогнозах возможного будущего и о том, к чему должно стремиться человечество в целом и отдельные его представители в частности. Если говорить совсем по детски, идеология должна отвечать на вопросы — что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому я построю свой доклад-реферат в его первой части на кратком описании роли информации в истории человечества, а во второй части немного займусь футурологией — попытаюсь обозначить вероятные сценарии того, что ожидает человечество в будущем. Кроме того попытаюсь сформулировать несколько проблем по отношению к которым на мой взгляд Пиратская партия России и Пиратский Интернационал должны выработать и сформулировать своё отношение. Тем самым данная работа, как я надеюсь, поможет участникам Всемирного пиратского движения лучше ориентироваться в современных идеологических проблемах.

1. Три древнейшие профессии

Мы, представители вида хомо сапиенсов уже много десятков тысяч лет можем воспринимать хранить и передавать огромное количество информации об окружающем мире. Мы существа общественные. Мы выживаем и размножаемся благодаря постоянному взаимодействию. Людям недостаточно знать, где бегают мамонты или бизоны, им гораздо важнее выяснить, кто в племени кого ненавидит, кто с кем спит, кто надёжен, а на кого нельзя положиться. Хотя склонность людей заниматься сплетнями обычно подвергается осуждению, но именно она чрезвычайно важна для налаживания сотрудничества в больших коллективах.
Теория сплетен как некоего фермента сплотившего первые человеческие сообщества может показаться шуткой, однако многочисленные исследования её подтверждают. Разносчиков сплетен и новостей называют представителями одной из трёх древнейших профессий. Их современых преемников — сотрудников средств массовой информации называют неформальной четвёртой властью. Две другие древнейшие професии — люди, решающие проблемы безопасности — силовики, те, кто защищают сообщества от внешнего насилия и внутренних раздоров и люди (женщины), удовлетворяющие сексуальные потребности мужщин и воспроизводящие потомство.
Вот эти три занятия возникли в человеечских сообществах на заре цивилизации первыми. И каждое из них играло ключевую роль для самой возможности того или иного сообщества выжить. Насилие, секс и сплетни (информация).
Занимаясь сплетнями, люди обрели способность передавать большие объёмы информации о не существующих в реальности вещах, таких как духи племени и боги, государтсва, компании с ограниченной ответственностью или права человека.

2. Человека создал не труд, а игра

Из огромного разнообразия изобретаемых сапиенсами воображаемых реальностей и не меньшего разнообразия обусловленных этими воображаемыми реальностями форм поведения складывается то, что ныне принято именовать понятием «культура». Как доказал голландский философ Хёйдзинга, живший в первой половине XX века, человеческая культура родилась из игры. Склонность к играм существует и у животных, в особенности у их детёнышей. Но у людей подобные игры переросли в нечто большее и стали культурой. Марксистский тезис о том, что человека создал труд, глубоко ошибочен. И пчёлы трудятся и муравьи, и птицы вьют гнёзда, но людьми не становятся.
Но способность человека принимать условные правила игры и вырабатывать на основе этих правил те или иные поведенческие практики и общие мифы (представления о воображаемой реальности) и сформировали человечество таким, каким мы сейчас его знаем.
Наш современник израильский историк Юваль Ной Харараи называет этот процесс когнитивной революцией. Когнитивная революция это тот момент, когда собственно и появляется история человечества. История расходится с биологией.
Представления о рождении человечества в ходе его выделения из животного мира на первый взгляд противоречат религиозным представлениям о создании людей Богом или богами. Но некоторые исследователи, стоящие на базе идеалистической философии и религиозного мировоззрения, склонны допускать, что в эволюционный процесс рождения и формирования человечества могли внести тот или иной вклад и некие Высшие Силы, находящиеся вне пределов человечества. К примеру эта самая когнитивная революция могла иметь свой источник в воздействии на первых людей свыше. А уфология рассматривает вариант того, что подобное воздействие могло происходить из иных миров, либо с иных планет, либо из паралельных Вселенных.

3. Неолитическая аграрная революция.

В любом случае по общепринятым и подтверждённым научными исследованиями представлениям о ранней истории человечества вслед за когнитивной революцией началась неолитическая революция. В качестве одного из первых её очагов рассматриваются бассейны великих рек Нила, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, так называемый район благодатного полумесяца (междуречье Тигра и Евфрата и территория современных Сирии, Ливана, Палестины и Израиля).
2,5 миллиона лет люди и их предполагаемые предки гоминиды кормились, собирая растения и охотясь на животных, которые жили и размножались без участия человека. Всё изменилось около 10 тысяч лет назад, когда хомо сапиенсы перешли к одомашниванию растений и животных, к оседлому образу жизни, изобрели земледелие, животноводство и первые ремёсла.
Так произошла неолитическая аграрная революция. Её последствием стало рождение классового общества, появление возможности эксплуатации человека человеком и зарождение ранних государств, одной из важнейших функций которых было удержание власти эксплуататров над эксплуатируемыми.

4. Письменность

Другим важнейшим этапом на историческом пути человечества стало изобретение письменности. По началу она выполняла преимущественно бухгалтерские задачи. Но постепенно с помощью письменности люди научились фиксировать и свои представления о вообраджаемой реальности. Известный музыкант и мыслитель Борис Гребенщиков считает, что с изобретением письменности, человеческая культура что-то и утратила. Он называет письменность не столько средством культуры, сколько орудием пропаганды. Пока знания и мифы передавались от поколения к поколению изустно, лгать и обмановыть было труднее. Люди были искреннее. А письменные тексты стали использоваться как эффективное средство для манипулирования массовым сознанием.

5.Социальные иеррахии

Юваль Ной Харари отмечает по этому поводу, что любая воображаемая реальность и сформированная на её базе воображаемая иерархия отрицает свою вымышленность и провозглашает себя естественной и необходимой. Поэтому многие люди веками считали и продолжают считать иерархию свободных и рабов естественной и правильной, пытаясь доказывать, что рабство не человеческое изобретение. Аналогичным образом существуют разделения на белых и чёрных, богатых и бедных. И даже к биологическому разделению на мужчин и женщин примешивается гендерное разделение на мужские и женские социальные роли, сформированное человеской культурой и существующее в коллективном воображении. А индусы с их кастовой системой верят, что мироздание поставило одни касты выше других.
Очевидно в сложноустроенном человеческом обществе не обойтись без воображаемых иерархий и несправедливой дискриминации. Разумеется свою роль в социальной стратификаци играют и природные спсосбности людей. Но не меньшую роль в поддержании социальных иеррахий играет и порочный круг, когда представители низших страт веками не имеют возможности получить такое же развитие и образование, которое получают представители высших и потому изначально оказываются в неравных социальных условиях.
При этом большинство социально-политических иерархий не имеют под собой логического или биологического основания. Они лишь фиксируют случайное стечение обстоятельств, подкреплённое мифами и предрассудками. И кстати, именно по этой причине полезно изучать историю.

6. Вектор истории

Самый простой способ определить общее напрвление истории — посчитать, сколько отдельных миров сосуществовало в разные периоды на планете Земля. В глубокой древности по разнообразию таких автономных друг от друга культурных миров планета была подобна галактике. В XI тысячелетии до новой эры их насчитывались многие тысячи. Ко II тысячелетию до новой эры число разных миров сократилось до нескольких сотен, максимум до 1-2 тысяч. К 1450 году, когда Европа стояла на пороге открытия Америки и новых морских путей в Азию убыль автономных культурных миров сделлась ещё более заметной. На планете ещё оставались маленькие изолированные миры вроде Тасмании, но почти 90% людей жили в едином мегапространстве , афроевразийском мире. БОльшая часть Азии и Европы и значительная часть Африки уже были соединены существенными культурными, экономическими и политическими связями. Общению культур способствовало и паломничество. В следующие 300 лет все остальные миры были поглощены гигантом Афроевразии.
И в наши дни на наших глазах наша планета превращается в единый мир, в одну большую деревню, в которой связаться с человеком на противоположной стороне земного шара не сложнее, чем раньще было связаться с человеком из противоположного конца своего села.
Современые люди ещё разделены множеством барьеров. Они по прежнему ссорятся. А порой даже воюют. Но в спорах они пускают в ход одни и те же аргументы, а на войне — одинаковое оружие.

7. Три фактора глобализации и интернационализации

В I тысячелетии до нашей эры сложились три потенциальных миропорядка, впервые позволявших видеть мир и весь человеческий род как нечто единое, подчинённое общему набору правил. Первым таким порядком стал экономический: всех объединили деньги и вера в них. Вторым — политический: складывались империи, объединявшие людей на наднациональном уровне. Третьим — религиозный (идеологический): возникли мировые религии — буддизм, христианство, ислам. А после Великой Французской революции четыре основные современные светские идеологии — либерализм, национализм, социализм(коммунизм) и анархизм. Идеологии консерватизма и традиционализма существовали и до этой революции.

8. Союз науки и власти

Начиная с эпохи великих географических открытий XV-XVI веков, процесс глобализации и интернационализации проходил под явной гегемонией европейских наций. Что позволило Европе сыграть в истории такую роль? На этот вопрос есть два взаимосвязанных ответа. Наука и капитализм. С самого начала колониальной эпохи европейские исследовательские экспедиции были одновременно и завоевательными походами. И наоборот завоевательные походы одновременно были и исследовательскими экспедициями. И именно наука и капиатлизм стали главным наследием, которое европейский империализм передаёт сейчас постевропейскому миру XXI века. В наши дни европейцы уже не правят планетой. Но наука и капитализм становятся всё могущественнее.

9. Блеск и нищета капитализма

Деньги были абсолютной необходимостью для строительства империй и развития науки. Но являются ли они целью этих «предприятий»? Тысячелетиями во многих культурах «делать деньги» считалось греховным. Потому что совокупная экономическая деятельность рассматривалась как игра с нулевой суммой. И тогда если кто-то богатеет, то автоматически другой — беднеет. Обогащаться можно лишь за чужой счёт.
Арнольд Тойнби знаменитый историк и аналитик, курировавший британские спецслужбы в середине XX века, главным фактором определившим гегемонию Западной цивилизации, считал роль банковского финансового капитала. Банкиры и ростовщики существовали и на Востоке. Но политические правитили с их интересами там обычно не считались. На Западе же после революций в Голландии и в Англии постепенно финансисты стали определять и политику. Широкое распространение кредита изменило и восприятие экономической деятельности. Возможность брать в долг у будущего, позволило больше не воспринимать экономическую деятельность как игру с нулевой суммой. При доступности кредита и росте производительности труда и рыночного спроса обогащение одних не обязательно должно приводить к обеднению других. Скорее наоборот. Когда богатеют одни, то удобнее разбогатеть и другим. Но у такой капиталистической экономики, какой она стала в современную эпоху, есть одно важное свойство. Успешно она может развиваться лишь вместе с постоянным развитием и внедрением новых технологий и постоянным повышением её продуктивности. Только так можно возвращать кредиты и проценты по ним. И тут встают три взаимосвязанные проблемы. Первая: смогут ли учёные в своих лабораториях и дальше изобретать новые технологии, обеспечивающие экономике такой неуклонный рост? Вторая: хватит ли на планете ресурсов для поддержания такого неуклонного роста? Третья: сумеем ли мы сохранить в прежнем виде среду обитания? Или экологический дисбаланс, которым сопровождается экономический рост, приведёт к серьёзной деградации окружающей среды. При таком дисбалансе, вызванном человеческой деятельностью, мы уже не сможем жить без дальнейшего всё более широкого вмешательства человека в природные процессы, а такое вмешательство приводит к ещё большему дисбалансу. Возможный сравнительно оптимистичекий сценарий будущего тогда — создание человеком ради собственного выживания искусственной среды обитания, которая практически вытеснит собой первозданную природу на планете Земля.

10. конец традиционных семьи и общины

В прежних традиционных обществах всё в основном держалось на крепких связях внутри семьи и общины. За последние два столетия всё радикально изменилось. Промышленная революция наделила рынок неведомыми прежде полномочиями, предоставив государству новые средства коммуникации и транспорта, а также целую армию чиновников, учителей, полицейских и социальных работников. Когда рынок и государство начали расширять свои возможности, они столкнулись с препятствием в виде традиционной семьи и общины, которые были этому вовсе не рады.
Романтическая литература часто изображает индивидуума как борца против государства и рынка, но это неправда. Государство и рынок — мать и отец индивидуума, он и существует то только благодаря им. Рынок даёт нам работу, страховку и пенсию. Государственные системы образования, здравоохранения и социального обеспечения выполняют теперь ту функцию, которую прежде, когда врачи и учителя обслуживали лишь элиту, выполняли семья и община.
БОльшую часть истории женщина оставалась собственностью семьи или общины. Современые государства напротив, всё больше видят в женщине самостоятельную личность, имеющую гражданские и экономические права вне какой-либо зависимости от семьи и общины.
Но осовбождение (эмансипация) личности тоже не даётся даром. И многие уже оплакивают утраченные семейные и соседские связи, чувствая своё одиночество и уязвимость перед растущей безликой мощью рынка и государства.
Современная семья всё ещё удовлетворяет потребность человека в близости — пока ещё государству и рынку это не под силу. Но и тут перемены продолжаются. Рынок всё более влияет на романтическую и сексуальную жизнь человека. А государство бдительно следит за семейными отношениями, особенно между родителями и детьми.
Прежде уважение к родителям и безусловное послушание считались первейшей добродетелью. Ныне родительская власть ничтожна.

11. Рождается новая область знания — история счастья

Так что же такое современная эпоха? Мы стоим на пороге и ада и рая. История всё ещё не определилась с итогом, и ряд случайных совпадений всё ещё может подтолкнуть нас в том или ином направлении.
Стали ли мы счастливее? можно ли отождествить то богатство, которое человечество копит уже пятьсот лет, со счастьем?
Если счастье заключается в приятных ощущениях, то для умножения счастья нужно перестроить свою биохимию. Если счастье основано на ощущении осмысленности жизни, то для его умножения нужно поумнее обманывать себя. Третьего не дано?
Либеральная политика и философия исходят из того, что избиратели знают, чего хотят, и не нуждаются в Большом Брате, который разъяснил бы им, в чём их благо. Девиз либеральной экономики: клиент всегда прав. Либеральное искусство провозглашает: красота — в глазах смотрящего. Студентов в либеральных университетах учат думать самостоятельно. Реклама ещё решительнее: «Делай, что хочешь», «Бери от жизни всё». Классичиескую формулировку такой точки зрения дал ещё Жак-Жан Руссо «В чём я вижу добро — то и есть добро, а в чём вижу зло — то зло».
Но такой подход характерен исключительно для либерализма. Большинство исторических религий и идеологий полагали, что для добра, красоты и должного есть строгая мера. Они не высоко ценили чувства и предпочтения обычного человека. С христианской точки зрения подавляющее большинство людей всё равно, что наркоманы, потому что соблазнены грехом.
В вопросе о субъективных ощущениях, пожалуй, даже Дарвин и Докинз сойдутся со святым Павлом и святым Августином. Под давлением естественного отбора люди, как любые другие животные, склонны выбирать то, что способствует сохранению их генов, даже в ущерб конкретному индивидууму. Большинство мужчин всю жизнь напролёт трудятся, тревожаться, соревнуются, сражаются, потому что ДНК манипулирует ими в своих эгоистических целях, лишая покоя и счастья. Подобно сатане ДНК искушает мужчин приманкой мимолётного счастья — и заставляет себе служить.
Большинство религий и философий подходит к вопросу о счастье не так как либерализм. Особенно интересн ответ, предложенный буддизмом. Счастье в буддизме рассматривается не как субъективное ощущение удовольствия или осмысленности, а как свобода от погони за субъективными ощущениями.
Учёные занялись историей счастья лишь несколько лет назад, и пока что мы лишь формируем первые гипотезы на эту тему. Жёсткие выводы делать рано. Дискуссия только начинается.

12.Мы на пороге биологической революции

Историю человечества можно определить как очередную стадию в континиууме «физика-химия-биология». Поскольку люди подчинены тем же физическим силам, химическим реакциям, процессам естественного отбора, что и все живые существа, то и события, в которых они принимают участие, — исторические события — в конечном счёте тоже управляются законами естественного отбора. Естественный отбор обеспечил хомо сапиенсам значительно бОльшую свободу, чем всем остальным организмам, но и тут есть свои границы. Смысл в том, что, несмотря на все свои усилия и достижения, хомо сапиенсы не могут вырваться за установленные биологией рамки.
Одним из первых задачу преодолоения этих рамок сформулировал Лев (Бронштейн) Троцкий. Он говорил об этом в лекции перед датскими социал-демократами, задержавшись в Копенгагене на пути в своё мексиканское изгннаие в 1927 году. Другим человеком, предсказавшим разделение вида хомо сапиенс на новые виды был французский учёный XX века Тейар де Шарден, последователь идей Вернадского о ноосфере.
Именно в наши дни в начале XXI века хомо сапиенсы начинают выходить за биологические пределы, отменяя законы естсественного отбора, заменяя их законами разумного замысла. То что коммунисты пытались сделать в экономике — централизованное планирование, сейчас может реализоваться по отношению к самой эволюции нашего биологического вида.
Сегодня, после четырёх миллиардов лет своего господства, основной эволюционный процесс — естественный отбор — стоит перед вызовом. Сейчас, когда вы читаете эти строки, в лабораториях по всему миру учёные создают живых существ. Они беспардонно нарушают законы естественного отбора, не ограничивая себя изначальными характеристиками организмов. Если открывающийся сейчас потенциал будет реализован, и человечество в ближайшие столетия не уничтожит само себя, то научная революция может оказаться чем-то гораздо бОльшим, чем ещё одна революция в истории. Возможно это будет главная биологическая революция с момента появления жизни на Земле.
Намечаются три пути вытеснения естественного отбора продуманным дизайном:
а) биоинженерия;
б) создание киборгов и андроидов, существ, сочетающих органические и неорганические части;
в) создание неорганической жизни.

13. Сингулярность

Надвигающиеся перемены порождают целый ряд этических, политических и идеологических проблем, и не только у благочестивых монотеистов, возмущённых тем, что человек присваивает себе роль Бога. Многие убеждённые атеисты не менее шокированы намерением человечества заменить собою природу. Борцы за права человека опасаются, что с помощью генной инженерии будет создан сверхчеловек, а все остальные превратятся в рабов. Иные уже пророчат апокалиптическое явление биодиктатур, где будут клонировать бесстрашных солдат и послушных тружеников. Общее настроение: освоенное человеком умение модифицировать гены опережает его способность и готовность применить новые зннаия разумно и дальновидно. Слишком много возможностей слишком быстро открывается перед нами, и никто не знает толком, как правильно ими распорядиться. С ошеломляющей скоростью мы приобретаем возможность изменять не только мир вокруг нас, но и мир внутри своего разума и тела.
Специалисты в области этики и права уже спорят о том, как применить к ДНК понятия личной тайны и защиты персональных данных. Но и эти проблемы бледнеют перед потенциальной возможностью победить старение и биологическую смерть.
Современный мир гордится признанием, впервые в истории, принципиального равенства всех людей. Но, возможно, этот же мир готовится породить неслыханное прежде неравенство. Во все века высшие сословия считались умнее, сильнее, в целом лучше низших. Но они лишь тешили себя иллюзией. Ребёнок из бедной крестьянской семьи вполне мог оказаться и умнее и сильнее наследного принца. Теперь же, с помощью новой медицины, претензии высших слоёв общества могут превратиться в объективную реальность.
Реальный потенциал технологий будущего — возможность изменить самого хомо сапиенса, в том числе и его эмоции и желания, а не только оружие, орудия труда и средства передвижения.
Физики именуют состояние Вселенной в начальный момент Большого взрыва «сингулярностью»: это точка, в которой не существовало никаких известных нам законов природы. Не существовало и времени, потому говорить о том, что было «до» Большого взрыва, бессмыслено. Возможно, мы приближаемся к новой сингулярности, когда всё, что исполнено смысла в нашем мире, — я, ты, мужчина, женщина, любовь, ненависть — его утратит. По ту сторону сингулярности для нас уже ничто не будет иметь того смысла, который есть сейчас.

14. Главный вопрос для современного человечества

Пока нет абсолютной уверенности, что история дальше будет развивиаться именно так. Будущее неведомо. Было бы удивительно, если бы этот прогноз исполнился в точности. История учит нас тому, что казавшееся близким, может из-за непредвиденных помех так и не состояться, а сбудется совершенно немыслимый сценарий.
Но если над историей сапиенсов в самом деле вскоре опустится занавес, нам, представителям одного из последних поколений, следовало бы задаться главным вопросом: Кем (или чем) мы хотим стать? Этот вопрос — вопрос об усовершенствовании человечества — казалось бы , должен вытеснить все прочие споры политиков, философов, учёных и обычных людей. В конце концов противоречия между религиями, идеологиями, нациями, классами исчезнут вместе с хомо сапиенсом. Если наши преемники будут функционировать на ином уровне сознания или обладать чем-то другим, помимо сознания, чего мы и представить себе не можем, то едва ли их привлечёт христианство или ислам, едва ли их социальная система будет коммунистической или капиталистической, а гендер мужским или женским.
Однако и великие исторические дебаты не утратили смысл — ведь по крайнйе мере первое поколение новых богов будет создано в соответсвии с культурными традициями своих творцов — людей. Каких именно? Капитализма? Ислама? Феменизма?
Самым главным вопросом для человечества является «Не что запретить?», а «Кем (или чем) мы хотим стать?». А поскольку вскоре мы сможем перестраивать также и свои желания, правильнее будет сформулировать этот вопрос несколько иначе: «Чего мы хотим хотеть?» Если этот вопрос вас не пугает, значит вы ещё не задумывались над ним всерьёз.

15 Животные, ставшие богами

За последние десятилетия нам наконец удалось существенно улучшить положение человека, уменьшив масштабы голода, болезней и войн. Но положение других животных ухудшается ещё быстрее, чем прежде, да и участь бОльшей части человечества улучшилась так недавно и настолько эфемерно, что радоваться пока ещё рано.
Более того, научившись стольким замечательным вещам, мы так и не разобрались в своих целях, и мы всё ещё не удовлетворены. Мы строили плоты и каноэ, потом галеоны и бригантины, потом пароходы, а теперь уже самолёты и космические корабли — но куда мы стремимся? Мы обрели невиданное прежде могущество, но понятия не имеем, как им распорядиться. Хуже того, люди становятся всё безответственнее. Боги-самозванцы, мы считаемся только с законами физики и ни перед кем не отвечаем за свои поступки. Мы превратили в кошмар жизнь других животных, мы разрушаем экосистему планеты, думая лишь о своём комфорте и удовольствии — и ни в чём не находим счастья.
Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные боги, так и не осознавшие, чего они хотят?


© Copyright: Григорий Саталов, 2017
Этой мой литературно-публицистический псевдоним
 
Сергей, привет!

Рад видеть тебя здесь!
Помню и твое стихотворение про музу истории Клио, и книжку, которую ты мне показывал, когда я приезжал к тебе в 2016.

Мне нравится, что ты черпаешь вдохновение в столь разнообразных вещах!
А мой самый первый приезд и пластилиновая карта на стене...

Но ближе к теме 😊
Книгу Харари я тогда листал и читал какие то отдельные страницы.
Просто после Даниила Андреева сложно воспринимать любые книги с претензией на глобальные объяснения хода истории. Просто Андреев сделал это настолько хорошо! 😊

Но какие то отдельные моменты, подмечать, обращать внимание — это да. Мне нравится мысль, что не труд, а игра сделали человека 😊 хотя наверное истина где то посередине. И в труде, и в игре мы растем, когда придумываем что то новое. И труд, и игра может быть рутинным занятием (например, если подолгу играешь в одно и то же) и наоборот!
Нас развивают действия, которые не приносят сиюминутной выгоды. Как и желание идти вдаль, за горизонт.

В общем, желаю тебе творческих успехов! Пиши, придумывай новое!

Я может и еще напишу, да интернет у меня здесь только в смартфоне, клавиатурка маленькая..
 
https://proza.ru/2021/11/03/1565

произведение над которым начал работать сейчас. Роман-блог, который по замыслу автора должен превратиться в роман-гипертекст. Михаил можешь, если хочешь, уже сейчас подбирать к каждой главе иллюстрации.
 
Сверху Снизу