Продолжу тему.
Есть такая книга — «Золотая ветвь» Джеймса Фрезера (1894). Она считается классическим трудом по антропологии, но для нас интересна тем, что в ней собраны древние верования разных народов, касающиеся стихиалей. Книга очень богата интересным материалом!
Да, она написана с научных позиций, и если бы кто-нибудь написал подобное в ключе РМ, это было бы очень здорово.
Но если опустить иронию, которую допускает местами автор, весьма интересно, что люди разных народов относились к деревьям как к одушевленным, живым существам, почти как к людям:
Одушевленные деревья, конечно, обладают чувствительностью. Порубка их превращается в тонкую хирургическую операцию, которую надлежит проводить с максимальным вниманием к ощущениям пациента; в противном случае дерево может разорвать неосторожного и неумелого хирурга на части. Когда валят дуб, „он издает пронзительные крики и стоны, которые слышны на расстоянии мили. Это гений дуба как бы жалуется. Эсквайр Е. Уайльд слышал такое несколько раз“.
Индейцы оджибве „в очень редких случаях срубают зеленые живые деревья из боязни причинить им боль, а некоторые из их знахарей уверяют, что слышали жалобы деревьев под ударами топора“.
...
В некоторых частях Австрии старые крестьяне продолжают верить, что лесные деревья одарены духом и без особой на то причины не позволяют надрезать их кору; они наслышались от своих отцов, что дерево чувствует надрез не меньше, чем человек — рану. Прежде чем повалить дерево, они просят у него прощения. Известно также, что в Верхнем Палатинате{36} старые дровосеки, прежде чем приступить к рубке, про себя обращаются к красивым, крепким деревьям с просьбой о прощении. До того как срубить дерево в девственном лесу или в горах, илоки, проживающие на острове Лусон, декламируют стихи: „Друг мой, не тревожься, хоть мы и повалим то, что нам приказано повалить“.
В одних обычаях проявляется гуманное, этичное отношение к природе, в других мы видим суеверия и пережитки древности, но во всех случаях эти люди верили — природа одушевлена, деревья живые:
Басога в Центральной Африке полагают, что ДУХ срубленного дерева может поразить смертью вождя и его семью. Для того чтобы предотвратить это несчастье, прежде чем повалить дерево, они обращаются за советом к знахарю. Если этот специалист дает разрешение приступать к рубке, лесоруб, во-первых, жертвует дереву домашнюю птицу или козу; во-вторых, после нанесения первого удара топором он высасывает из надреза немного сока: таким образом он братается с деревом, подобно тому как двое людей становятся братьями, высосав друг у друга немного крови. После этого он может без вреда для себя срубить своего брата — дерево.
Еще интереснее то, что у лесных народов — кельтов, германцев, да и славян — древнее понятие «храма» соответствовало огороженной поляне в лесу.
У европейских племен финно-угорской группы языческие культы большей частью отправлялись в священных рощах, огороженных заборами. Нередко такие рощи представляли собой простые поляны или расчищенные участки леса с несколькими деревьями, на которых в былые времена развешивались шкуры принесенных в жертву животных. В самом центре рощи — по крайней мере у волжских племен — стояло священное дерево, которое затемняло собой все окружающее. Прежде чем верующие соберутся и жрец вознесет молитвы, у корней дерева приносили жертву, а ветви его нередко служили чем-то вроде кафедры. В роще воспрещалось рубить деревья и срывать ветви; женщины туда, как правило, не допускались.
...
На основании изучения тевтонских слов, обозначающих храм, Якоб Гримм{35} сделал правдоподобное заключение, что древнейшими святилищами у германцев были естественные леса. В пользу наличия культа деревьев у крупных европейских народностей арийского происхождения имеются многочисленные свидетельства. Всем известно, что друиды у кельтов поклонялись дубам и что слово, которым они обозначали святилище, по происхождению и по значению тождественно с латинским словом nemus (роща или лесная просека), чей отзвук чувствуется в названии Неми. У германцев священные рощи были обычным явлением; поклонение деревьям не совсем исчезло и у их потомков.
Упоминаемый в цитате Якоб Гримм — не кто иной, а как один из двух знаменитых братьев-сказочников. Он писал далеко не только сказки, но и оставил после себя прекрасный двухтомник по мифологии германских племен. Возможно, именно потому, что Гримм изучал вопрос досконально, его сказки так сильно трогают душу.
Если обобщить все приведенные цитаты, можно увидеть, что почтительное отношение к деревьям, к лесу встречалось раньше повсеместно у самых разных народов.
К сожалению, в 20 веке оно во многом было утрачено нашей «развитой» цивилизацией.
И Розе Мира, надеюсь, еще предстоит вернуть это отношение, не просто бережное, а уважительное. Когда в деревьях видят наших собратьев по планете, друзей, наполняющих энергией и красотой наш мир.