Интересные факты о живых деревьях

Добрый день!

Решил открыть такую тему, у меня уже целая подборка и буду постепенно добавлять.

Сегодня прислали это видео о дубе в Задонске:


https://youtu.be/7FnCBTu9pPg


Дубу больше 300 лет, его точный возраст не известен. В 60-е его попытались спилить, но пильщики услышали пение, испугались и не стали трогать дерево. Дуб признали памятником живой природы (это в советское время!).
Он находится в частном домовладении и даже встроен в домик.

Надо еще сказать, что Задонск — региональный центр паломничества, в нем три монастыря, самый известный среди которых Рождество-Богородицкий мужской монастырь.
Я периодически туда езжу, но о дереве раньше не знал.
 
Дуб признали памятником живой природы (это в советское время!).
Я не знаю почему такое удивление. Наверное в советское время это было частью какой то программы, мин природы, или кто там занимался лесом и экологией. Помню в моём городе тоже был такой дуб, не далеко от моего дома, где я жил в детстве. Он был огорожен чем то вроде кладки из камня, и тоже стояла табличка. Точного содержания текста уже не помню. Но тоже что то вроде памятника. Я смутно уже помню, больше помню реакцию взрослых.
 
Давненько я в эту ветку не заходил...

Я не знаю почему такое удивление. Наверное в советское время это было частью какой то программы, мин природы, или кто там занимался лесом и экологией.
Вероятно, да. В советское время действительно экологией занимались.
Но если Вы внимательно прочитали пост и посмотрели видео, то могли заметить, что это не просто дуб, а объект религиозного поклонения, или лучше сказать, почитания. В советское время это вполне могло сойти за вредное суеверия, а с такими вещами обычно боролись.
 
Продолжу тему.

Есть такая книга — «Золотая ветвь» Джеймса Фрезера (1894). Она считается классическим трудом по антропологии, но для нас интересна тем, что в ней собраны древние верования разных народов, касающиеся стихиалей. Книга очень богата интересным материалом!
Да, она написана с научных позиций, и если бы кто-нибудь написал подобное в ключе РМ, это было бы очень здорово.

Но если опустить иронию, которую допускает местами автор, весьма интересно, что люди разных народов относились к деревьям как к одушевленным, живым существам, почти как к людям:

Одушевленные деревья, конечно, обладают чувствительностью. Порубка их превращается в тонкую хирургическую операцию, которую надлежит проводить с максимальным вниманием к ощущениям пациента; в противном случае дерево может разорвать неосторожного и неумелого хирурга на части. Когда валят дуб, „он издает пронзительные крики и стоны, которые слышны на расстоянии мили. Это гений дуба как бы жалуется. Эсквайр Е. Уайльд слышал такое несколько раз“.
Индейцы оджибве „в очень редких случаях срубают зеленые живые деревья из боязни причинить им боль, а некоторые из их знахарей уверяют, что слышали жалобы деревьев под ударами топора“.

...
В некоторых частях Австрии старые крестьяне продолжают верить, что лесные деревья одарены духом и без особой на то причины не позволяют надрезать их кору; они наслышались от своих отцов, что дерево чувствует надрез не меньше, чем человек — рану. Прежде чем повалить дерево, они просят у него прощения. Известно также, что в Верхнем Палатинате{36} старые дровосеки, прежде чем приступить к рубке, про себя обращаются к красивым, крепким деревьям с просьбой о прощении. До того как срубить дерево в девственном лесу или в горах, илоки, проживающие на острове Лусон, декламируют стихи: „Друг мой, не тревожься, хоть мы и повалим то, что нам приказано повалить“.

В одних обычаях проявляется гуманное, этичное отношение к природе, в других мы видим суеверия и пережитки древности, но во всех случаях эти люди верили — природа одушевлена, деревья живые:

Басога в Центральной Африке полагают, что ДУХ срубленного дерева может поразить смертью вождя и его семью. Для того чтобы предотвратить это несчастье, прежде чем повалить дерево, они обращаются за советом к знахарю. Если этот специалист дает разрешение приступать к рубке, лесоруб, во-первых, жертвует дереву домашнюю птицу или козу; во-вторых, после нанесения первого удара топором он высасывает из надреза немного сока: таким образом он братается с деревом, подобно тому как двое людей становятся братьями, высосав друг у друга немного крови. После этого он может без вреда для себя срубить своего брата — дерево.


Еще интереснее то, что у лесных народов — кельтов, германцев, да и славян — древнее понятие «храма» соответствовало огороженной поляне в лесу.

У европейских племен финно-угорской группы языческие культы большей частью отправлялись в священных рощах, огороженных заборами. Нередко такие рощи представляли собой простые поляны или расчищенные участки леса с несколькими деревьями, на которых в былые времена развешивались шкуры принесенных в жертву животных. В самом центре рощи — по крайней мере у волжских племен — стояло священное дерево, которое затемняло собой все окружающее. Прежде чем верующие соберутся и жрец вознесет молитвы, у корней дерева приносили жертву, а ветви его нередко служили чем-то вроде кафедры. В роще воспрещалось рубить деревья и срывать ветви; женщины туда, как правило, не допускались.
...
На основании изучения тевтонских слов, обозначающих храм, Якоб Гримм{35} сделал правдоподобное заключение, что древнейшими святилищами у германцев были естественные леса. В пользу наличия культа деревьев у крупных европейских народностей арийского происхождения имеются многочисленные свидетельства. Всем известно, что друиды у кельтов поклонялись дубам и что слово, которым они обозначали святилище, по происхождению и по значению тождественно с латинским словом nemus (роща или лесная просека), чей отзвук чувствуется в названии Неми. У германцев священные рощи были обычным явлением; поклонение деревьям не совсем исчезло и у их потомков.


Упоминаемый в цитате Якоб Гримм — не кто иной, а как один из двух знаменитых братьев-сказочников. Он писал далеко не только сказки, но и оставил после себя прекрасный двухтомник по мифологии германских племен. Возможно, именно потому, что Гримм изучал вопрос досконально, его сказки так сильно трогают душу.

Если обобщить все приведенные цитаты, можно увидеть, что почтительное отношение к деревьям, к лесу встречалось раньше повсеместно у самых разных народов.
К сожалению, в 20 веке оно во многом было утрачено нашей «развитой» цивилизацией.
И Розе Мира, надеюсь, еще предстоит вернуть это отношение, не просто бережное, а уважительное. Когда в деревьях видят наших собратьев по планете, друзей, наполняющих энергией и красотой наш мир.
 
Продолжу потихоньку ) в этот раз будет с юмором.

В прошлом году, собирая материалы о деревьях, наткнулся на блог некоего Сардора
https://sardor.livejournal.com/31501.html
который приводит от первого лица такую историю (я только исправил ошибки и разбил на абзацы):

Мне повезло, и мое детство прошло в чудесном доме с большим садом. Было много фруктовых деревьев: яблоки, груши и много других фруктов и ягод. Начиная с тутовника, и до следующей весны был полон фруктовый стол из собственного сада.
Но у нас не было абрикосов! Точнее дерево было, и большое, но урожая не было. Однажды в весеннюю пору, когда надо было скрещивать молодые саженцы, приехал к нам дедушка, и узнав о безфруктовом абрикосе сказал: «Надо его хорошенько напугать»!
— А как это делается?
— Принесите топор, большую пилу и зажгите костер, я вам покажу.
Мы с братом быстро исполнили все сказанное и ждали когда начнется сие представление.
— А теперь, каждый возьмите себе по инструменту, — сказал шёпотом дед, — и громко кричите на дерево, якобы мы хотим его срубить и развести из него большой костер.
Во главе с дедушкой, начали разыгрывать спектакль по рубке абрикоса: кричали, угрожали, понарошку уговаривали друг друга остыть и простить, ибо в этом году дерево даст самые вкусные абрикосы, и били по стволу дерева с обратной стороны топора и «пилили» его. Потом все же решили дать ему ещё один шанс и отошли от дерева. Было очень весело разыгрывать такой фарс и нашего детского восторга от такой игры не было предела!
Прошло время, мы ждали результатов нашего труда — реакции деревянного зрителя на наше представление. Поразительно, но именно с этого года наше дерево давало такие вкусные абрикосы, что мы ели их и на завтрак, и на обед и на полдник без малейшего ущерба для нашего здоровья. Фруктов было всегда так много, что даже не знали, что бы из него ещё сделать. Потом мы переехали в город, сад был небольшой, но папа развел сад в горах, привозил саженцев изо всех уголков страны: с Каканда — черешню, с Чуста — гранат, с Карши — яблоки и т.д. Мы, несколько лет ухаживали за садом, провели ключевую воду с пяти километров, но даже, когда прошло пару лет с того, как эти деревья должны были дать урожай, ничего существенного не было.

Но, мы-то уже знаем, что делать: И вот дедушка, которому уже 93 года; папа который уже стал дедом; и мы с братом уже со своими детьми, пошли пугать сад в четыре гектара. Испугали все деревья, птиц и даже некоторых соседей. И в этом году был первый стоящий урожай! А мы уже называемся “командой профессионально пугающая неурожайных деревьев”.
Обращайтесь!😉 Живите весело! И иногда разыгрывайте веселые спектакли! Они обязательно принесут плоды!
 
Сверху Снизу