Коллекция любимых молитв

Забавно. Я считал, что такие вещи делаются более продуманно)

а ведь замечал, что в этом молитвослове есть странности — например, 2-3 молитвы очень похожие по смыслу идут подряд, даже с порой с одинаковыми фразами, или утром помещена молитва более уместная ночью или вечером...

Странно, что до сих пор никому не пришла в голову мысль сделать продуманное и реалистичное правило для мирян.
ну, молитвословы еще до революции составили (эти самые неизвестные добрые люди).

И сейчас их уже изменить нет никакой возможности. Придётся мириться со странностями :)
Насколько я понимаю, если сейчас в какой-либо церковной книге (уже ставшей традиционной) обнаруживаются ошибки (смысловые, например какой-то молитвословие ни к месту или не в тему), то их исправлять не спешат, рассуждая так: «Вот при патриархе Никоне стали книги править, и вот что из этого вышло. Так что лучше уж с новыми правками подождать, а то мы от прошлых еще не отошли. Вот лет через 200 — посмотрим».

А насчёт создать что-то новое и официальное — тоже не просто.

В интернете есть ролик, где митрополит Иларион Алфеев рассказывает о том, как он «на свой страх и риск» писал катахезис РПЦ для самых маленьких. Нужна была обществу простая и доходчивая книжка, которая бы объясняла самые основы веры. И вначале Иларион хотел провести эту книжку через официальное церковное утверждение.
А до этого у него был аналогичный опыт — он (стоя во главе той самой догматически-церковной комиссии, которая всё официально благословляет) составил «изложение православного вероучения» в трёх книгах. И вот, зная как всё в церкви медленно, он не стал проводить свою книжку для детей через утверждение этой комиссии (возглавляемой им самим).
 
Насколько я понимаю, если сейчас в какой-либо церковной книге (уже ставшей традиционной) обнаруживаются ошибки (смысловые, например какой-то молитвословие ни к месту или не в тему), то их исправлять не спешат, рассуждая так: «Вот при патриархе Никоне стали книги править, и вот что из этого вышло. Так что лучше уж с новыми правками подождать, а то мы от прошлых еще не отошли. Вот лет через 200 — посмотрим».
Да уж. )

Меня всегда, например, удивляло и возмушало, что в православной церкви нет богослужений в удобное для людей время. То есть в выходные, в середине дня, когда конечно наибольшее число людей было бы готово придти, то есть в 11-12 часов или даже в час дня.
Нет, все только рано утром.
А вечерняя воскресная служба не имеет никакой смысловой нагрузки да и не везде проводится.

Но ведь исторически это было не всегда так!
Из самого названия «обедня» очевидно следует, что ее служили к обеду. Но в свое время, когда для многих прихожан, и в частности для купцов, стало неудобно днем отвлекаться от своих дел, обедню перенесли на утро.
И с тех пор это так и осталось, хотя у всех кто приходит на службу наверняка возникают вопросы, почему обедня утром, а утреня — вечером :unsure:

ну а то что большая часть богослужений устарела еще минимум лет 200 назад, я вообще молчу.
Один возглас «оглашенные изыдите» чего стоит. Протестанты посмеиваются над такими обычаями. И многих из тех, кто любит докапываться до сути, такое отталкивает.
 
Редактирование:
хотя у всех кто приходит на службу наверняка возникают вопросы, почему обедня утром, а утреня — вечером
ну, тут все просто 😀

в субботу поздно вечером (на воскресенье) да и по праздникам должно служиться всенощное бдение (великая вечерня + утреня). Начинаем вечером, и всю ночь — до утра. Если петь псалмы и каноны — то часов за 9 управимся.

но изза желания закончить побыстрее — все сокращают — и потому утреня и кончается раньше утра.

ну а литургия (обедня) вообще может служиться в любое удобное время . Главное — чтоб до приема пищи, чтобы причастие не смешивать с едой.
 
а я сейчас постараюсь сделать опыт: загрузить 2-3 исполнения «Свете тихий» ввиде ссылок, чтобы участники могли послушать, как оно бывает в церковном пении

«Свете тихий» в исполнении хора «Валаам». Используется многоголосие, осуждаемое староообрядцами как ненужная красота, отвлекающая от самого смыслаhttps://twistedwave.com/audio_files/747648/303c6fa0519a86f1f7e274a97bb96433
«Свете тихий» столповым распевом. Исполняет старообрядческий хор в монотонном стиле.https://twistedwave.com/audio_files/747649/c5146d3c8641480dc1c792e9a3ec051f
«Свете тихий» из «всенощного бдения» композитора Рахманиноваhttps://music.apple.com/ru/album/всенощное-бдение-соч-37-iv-свете-тихий/1530608701?i=1530608705
 
Редактирование:
Рахманинов специально изучал церковные пения и стремился учесть и старообрядческие традиции, и чтобы красиво было. И вот он подступился к церковным песнопениям.

Если кто из участников смог прослушать все три варианта, то поделитесь, какое из исполнений показалось вам наиболее подходящим к этому молитвословию.
 
ну а литургия (обедня) вообще может служиться в любое удобное время . Главное — чтоб до приема пищи, чтобы причастие не смешивать с едой.
ну а название то почему такое? то, что может служиться, я понимаю, но ведь слово укореняется в языке неспроста.
Я нашел вот что на эту тему:

На Руси литургию называли «обедней» по двум причинам. Во-первых, ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, а Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в таинстве Святого Причащения, называются «трапезой», т.е. обедом. Во-вторых, название связано с обычаем древних христиан соединять Божественную литургию с так называемыми агапами, т.е. трапезами любви — организовывать из остатков принесенных хлебов и вина трапезу (обед) для всех участников литургии.
то есть все-таки совершали ближе к середине дня, а потом еще кормили людей :)

в субботу поздно вечером (на воскресенье) да и по праздникам должно служиться всенощное бдение (великая вечерня + утреня). Начинаем вечером, и всю ночь — до утра. Если петь псалмы и каноны — то часов за 9 управимся. но изза желания закончить побыстрее — все сокращают — и потому утреня и кончается раньше утра.
но сокращенный вариант ведь можно и утром читать?

википедия пишет:
В приходской практике Русской православной церкви утреня почти всегда совершается сразу по совершении вечерни (редко с повечерием), то есть вечером;
и там же, без объяснения:
В греческих церквах она всегда непосредственно предваряет литургию и обычно совершается раздельно от вечерни.
То есть греки служат утреню утром, а русские вечером.
И всем кажется, что это логично :)
явно о чем-то история умалчивает, по-моему.

В общем, у меня такое чувство, что когда нам говорят, что в церкви все установлено раз и навсегда, в древности, и посему не подлежит изменениям, нас дурят. ;)
 
но сокращенный вариант ведь можно и утром читать?
если утреня отдельная (когда праздника нет) — то тогда конечно надо утром читать.
на вечер сдвигают изза лени, чтобы утром рано не вставать :))


а если праздник — то тогда богослужение существенно удлинняется, и потому и бывает всенощное бдение чтобы эту увеличенную службу прочесть.

сокращать праздничное (по-определению удлиненное) богослужение — это так же дико, как специально заказать в ресторане много еды , а потом её не есть изза диеты 😀
 
сокращать праздничное (по-определению удлиненное) богослужение — это так же дико, как специально заказать в ресторане много еды , а потом её не есть изза диеты 😀
А если сократить и обычное, и праздничное? )

вот разделение на литургию верных и литургию оглашенных меня до сих пор повергает в ступор! :)
изначально это задумывалось, вроде, что проходит сначала вариант богослужения для всех, потом значительная часть людей уходит из храма, и для остальных служится литургия верных.
Но сейчас ведь никто не уходит!
и все люди слушают два раза один и тот же по сути дела чин, который мало чем отличается.
у меня по крайней мере такое впечатление сложилось.

если утреня отдельная (когда праздника нет) — то тогда конечно надо утром читать.
на вечер сдвигают изза лени, чтобы утром рано не вставать :))
Это я понял.
Но ведь если обедню служить не 8 утра, а скажем в 10-11, тогда можно и утреню служить не 5-6 утра, а в 8-9, и тогда названия совпадали бы по времени с реальным ритмом.
 
Но ведь если обедню служить не 8 утра, а скажем в 10-11, тогда можно и утреню
Иван, «обедня» — это вот точно какое-то неправильное название, по неграмотности народной возникшее.

Церковные теоретики во всех книжках пишут, что литургия — это особая служба, она не входит в суточный круг (не привязана к определённым часам, как все службы суточного круга). Это служба «вне времени» и проходить может в любое время суток.

Обычные суточные службы, привязанные к времени — это своего рода воспоминания. Вечерня — вспоминаем как Бог творил мироздание с вечера, Утреня — вспоминаем что Бог — это свет.. Часы — вспоминаем, что там было в 1,3,6,9 час особенно в последние дни жизни Христа.

А вот литургия — это не воспоминание. Это «встреча с Христом» прямо сейчас.

Но вот безграмотные люди, определяющие религиозные события через «пожрать бы чего-нибудь», этот главный момент упускают.

Кстати, если спросить обычного безграмотного гражданина, что такое церковный «пост», то ответ наверняка будет «это когда нельзя есть мясное...»

А по теории пост (помимо конечно спец.диеты и особо-покаянного настроения) — это отсутствие литургии (встречи с Христом). Раз встречи с Христом нет, значит к ней надо готовится — отсюда и особые покаянные молитвословия во время постов.

Так что литургия — это очень самостоятельное теоретическое понятие, с едой связанное в последнюю теоретическую очередь.
————

тогда можно и утреню служить не 5-6 утра, а в 8-9, и тогда названия совпадали бы по времени с реальным ритмом.
Ну вот ради удобства служащих/верующих службы сдвигаются.
А в период великого поста ещё более странные сдвижки могут быть — там вечерня (относящаяся к следующему дню) может переползать на утро текущего дня.

на это в нашей церкви есть поговорка: «Церковь, в которой служат утреню вечером, а вечерню — утром, врата Ада не одолеют»
 
Сверху Снизу