История сообществ «Розы Мира» в интернете и реале

— Алла Александровна. Вы зарыли «Розу Мира», зарыли так, что найти ее, оказывается, уже нельзя. Так это же Вы зарыли семя, а смотрите, «Роза Мира» пробивается везде.
И это правда.


Алла Андреева. Плавание к Небесному Кремлю

»»»»«4578»»»»»
картина А.Андреевой — Место, где зарыта «Роза Мира»

История сообществ «Розы Мира», по большому счету, началась еще до интернета, в 1970-е годы.
Но я сам эту историю не застал, как не застал и поэтические вечера, которые Алла Андреева проводила в начале 90-х, и андреевские чтения, которые организовали в Брянской области Евгений Потупов и Борис Романов и которые активно проводились около 10 лет и проводятся иногда до сих пор.

»»»»»»»»«4235»»»»»»»»»
Алла Александровна с букетом роз на одном из поэтических вечеров. Начало 1990-х.

Обо всем этом можно прочитать в последней главе ее книги, которая (глава) называется «Семя Розы».
Книгу Аллы Андреевой я советую прочитать целиком всем, а тут лишь немного процитирую:

В столь любимом Даниилом городе Трубчевске Женя Потупов организовал Андреевские чтения.
Виктор Разинкин положил на музыку несколько стихотворений Даниила, и трубчевские учительницы пели для нас «Школьный вальс». Молодой композитор Алексей Ларин написал очень интересный триптих на стихи Даниила, а мой брат Юра Бружес — музыку к стихам Даниила «На зов голубого рога». И это продолжается — добрые руки и светлые лица появляются и помогают во всем.

Фонд имени Даниила Андреева организовал уже несколько плаваний, конференций на корабле, связанных с темой Софии и, естественно, с творчеством Даниила, для которого эта тема — одна из центральных. И вот что удивительно: во время всех четырех плаваний над кораблем появлялась радуга. А во время самого первого плаванья за пять дней случилось удивительное — команда корабля говорила, что она этого никогда не видела, — семь радуг и некоторые из них двойные.


Речь здесь идет о плаваниях по Волге, которые частично повторяли маршрут 1958-го года, когда Даниил и Алла отправились, обвенчавшись, в туристическую поездку.

Во время этого путешествия с Даниилом случилось озарение, которое и дало название книге Аллы:

Возвращаясь, мы снизу подплывали к Ярославлю. Было раннее утро. Даниил вышел на палубу, я что-то делала в каюте. Он сидел на палубе под нашим окошком и вдруг закричал: «Иди скорей сюда!. Я испугалась, потому что «иди скорей сюда» обычно означало одно — сердечный приступ. Состояние его было безнадежным, и становилось ясно, что жить ему осталось очень недолго. Я выскочила на палубу, подбежала к Даниилу, но, слава Богу, испугалась я напрасно. Дело было совсем в другом. Если рано утром снизу подплывать к Ярославлю, то первое, что видишь, — это дивные ярославские храмы. Так как они стоят на высоком берегу реки, а утром от воды поднимается туман, то кажется, что храмы эти появляются в небе, прекрасные, белые, совершенно неземные. Чтобы увидеть это, нужно подниматься к Ярославлю по Волге снизу и обязательно очень рано утром. Оба мы радостно замерли и долго молча сидели, пока не миновали это чудо.

И этот маршрут Алла Андреева пыталась повторить, плавая уже со своими друзьями в 90-е, рассказывая им о Данииле.

А о том, каким человек была она, помогает понять фильм Галины Яцкиной:


https://youtu.be/837o_JcLoTY?si=gszVYuucVkLHsSbk

Мы же приступим к рассказу о событиях, которые я непосредственно застал и в которых — в той или иной мере активно — принимал участие :).

* * *

История РМ-форумов началась в 1998-м году, когда интернет еще был далеко не в каждой российской семье.
Первый форум назывался Маяк всех дорог.
Открыла его Ольга Данилова, известная сейчас многим как ladyvoltron или Ольга Реширам. В обсуждениях на том форуме одно время принимала участие и сама Алла Андреева. Правда, на тот момент она уже практически ничего не видела, ей читал форум вслух Василий Яцкин. Но кажется, первое интернет сообщество по «Розе» вызвало у Аллы Александровны больше разочарования, и она перестала следить за судьбой форума.

Через какое-то время Ольга Данилова отошла от дел, так как переехала на ПМЖ в Голландию, где и живет до сих пор. Какое-то время Маяк администрировал Александр Шведов.
Где-то в районе 2001 года на Маяке случился первый конфликт. В результате этого возник форум roza--mira.narod.ru, модератором которого стал Максим Назар. Администратором же Маяка стал Алексей Кольцов, широко известный впоследствии по проекту rodon.org (а также более раннему сайту mirosvet.narod.ru).
Его помощник — Игорь Потапов, был тогда на Маяке под ником доктор Сальватер.

Примерно в таком виде я и застал форум, когда пришел на Маяк в феврале 2004 года.

На форуме постоянно общалось примерно 10-15 человек, и по внешнему виду он резко отличался от нынешних форумов. Это был простой древовидный форум без привычных нынешнему взгляду аватарок, смайликов, рамок и форматирования. Минимальное форматирование осуществлялось тэгами html, и делать его умели не все :).

К сожалению, не могу привести скрин. (Если у кого-то есть архив Маяка, то хорошо бы дать на него ссылку для скачивания в этой теме )

Несмотря на то, что на Маяке на ту пору общалось не очень много людей, и темы порой возникали довольно мрачные, для меня это был прорыв.
Впервые удалось встретить единомышленников — людей, которые так же разделяют идеи «Розы Мира»!
Я кратко написал тогда на форуме свою историю, это встретило отклик у многих людей. Так, еще на Маяке я познакомился с Максимом Босым, Полиной (Браун), Митей Ахтырским.

Однако техническое неудобство Маяка тормозило дискуссии. В начале 2000-х появилось много современных движков для интернет-форумов, и поэтому вопрос создания нового форума был лишь вопросом времени.
Осуществить это первым смог Максим, создав форум rozamira.org. (Точнее его первую версию, которая сейчас находится в архиве). Созданию этого форума предшествовала и живая встреча в Москве в июле 2004 года, которая изменила многое в моей жизни.

Об этой встрече стоит рассказать более подробно.
 

Вложения

Редактирование:
Первоначальная статья, репортаж о встрече, написанный в августе 2004 года

Алла Александровна жила почти в самом центре Москвы, на Брюсовом переулке. Это примерно 10 минут пешком от Красной площади.
Она была открыта ко всем людям, интересовавшимся Даниилом Андреевым. И надо сказать, это способствовало знакомству розамировцев и их общению.

Лет двенадцать я жила с открытой дверью, запираясь только на ночь. Все в доме знали, что к Алле Александровне приходят, открывают дверь, говорят: «Здравствуйте, это я».
-пишет она в книге.

И наша первая встреча состоялась примерно так, у нее дома.
Максим позвонил Алле Александровне, спросил, не остались ли какие рисунки Даниила и вообще можно ли прийти пообщаться. Изначально мы собирались сделать это с ним вдвоем. Но спонтанно к нам присоединились еще трое человек, так что в итоге нас, кроме хозяйки, было пятеро.

»»»«4223»»»»
23 июля 2004 года.
слева направо: Максим Босой, Алла Андреева, Иван Чудотворцев. В верхнем ряду — Митя Ахтырский и Володя Камский. Еще там был Федор Синельников, он нас фотографировал.


Меня удивило то, насколько легко общаться с Аллой Андреевой, несмотря на разницу в возрасте, да и в статусе.
Вела она себя совсем не как 90-летняя бабуля, разговаривала голосом молодой светской дамы, сама приносила из кухни посуду и возражала, когда мы пытались помогать.
(И это несмотря на ее полную слепоту!)

В общем, мы постепенно разговорились, общение стало более живым.

»»»«4224»»»»

цитирую дальше свой старый репортаж:

Разговор плавно перекидывался с одной темы на другую. Пока мы сидели, из-за стен Кремля надвинулась грозовая туча. Белые башни и золотые купола церквей потрясающе смотрелись на фиолетовом фоне. Ветер донес в наши окна свежесть дождя. Володя Камский улыбнулся:

— С молитвами надо быть осторожнее. Вот только, когда ехали, попросили о дожде...

Через минуту порывы ветра заставили нас ненадолго прикрыть окно.

Время течет незаметно, и только к половине девятого мы вспоминаем, что вечером электрички ходят плохо, и нам пора ехать. Три с половиной часа пролетели, как тридцать минут. Было столько еще всего, о чем хотелось поговорить.

Расстались с Аллой Александровной очень тепло. Она подарила нам по экземпляру книги «Плавание к небесной России».
— Гонорар отдали книжками, — улыбнулась она.


»»»«4225»»»»

Алла Александровна подписывает мне на память свою книгу .

Надпись: Ивану Чудотворцеву в день нашего знакомства с пожеланием светлого пути.
от автора — Алла Андреева. 23 июля 2004

»»«4227»»»»»«4228»»»
книжка эта до сих пор у меня. Обращаюсь к ней часто


Для меня эти слова Аллы были благословением. Хорошо известно, какую роль играет в разных традициях линия передачи.
У Даниила не осталось учеников, но Алла Александровна был тем маяком, который сохранил его свет ...
 

Вложения

  • 83.2 KB   |  Скачали: 73
Редактирование:
И вот, после этого, с благословения Аллы Александровны, начался период в жизни РМ-сообщества, который я вспоминаю как лучший.

У нас был новый форум, куда постоянно приходили люди.

»»»»»»»»»»«4232»»»»»»»»»»»
Этот логотип я нарисовал тогда по совету Максима, взяв за основу черно-белый рисунок Даниила Андреева и поместив его на природу. Долгое время он был в верхнем левом углу сайта.

За несколько месяцев у меня появилось больше друзей, чем за предыдущие 10 лет :) и это были именно друзья, а не просто знакомые.
Мы писали друг другу большие электронные письма, так что я тратил пару часов в день только на написание писем.
Общение, которого не хватало все предыдущие годы, появилось в избытке!

И это общение затрагивало не только интернет.
Мы встречались в реале всякий раз, когда я приезжал в Москву.

»»»»»»»»»»»»«4229»»»»»»»»»»»»»
встреча в Кусково июль 2005
слева направо: Володя Камский, Митя Ахтырский, Иван, Полина, и ее муж Сергей


»»»»»»»»»»»»«4230»»»»»»»»»»»»»
там же, компания с велосипедами

Светлое ощущение оставалось от этих встреч.
Конечно, мы спорили — и не всегда было полное понимание, но общий вектор, какая-то устремленность, у большинства людей совпадали. Тем более что многие, как и я, впервые вышли в интернет и нашли там единомышленников.

География моих поездок расширилась — в 2005 я побывал в Ефремове, где познакомился с Селем (Сергей Баранов, Serg), а потом в Псковской области в деревне Бородино у Даши.

»»»»»»»»»«4285»»»»»»»»»»
Сергей Баранов (Сель) и Иван Чудотворцев. Ефремов, дубовая роща, 2005, июль

»»»»»»«4547»»»»»»»
Дария и Иван, июль 2005

Дружеские эти связи имели самостоятельную ценность, не только в контексте «Розы мира». Но много раз и в шутку, и всерьез я говорил, что нас познакомил и подружил Даниил Леонидович Андреев.

С друзьями я встретил и свое 30-летие.

Жизнь стала более насыщенной, плотной, на все не хватало времени, появился в жизни новый смысл.
На форуме общалось уже несколько десятков человек, и не за горами виднелись большие общие встречи.

К сожалению, Алла Александровна, наш светлый ангел, в том году ушла из жизни, трагически погибла, задохнувшись в дыму пожара у себя в квартире, в конце апреля, в страстную пятницу.
И эта тень омрачила хороший для меня почти во всех отношениях 2005 год.

Встретиться с Аллой Андреевой мне удалось всего два раза — кроме первой встречи, еще в ноябре 2004.

»»«4551»»»
слева направо: Сергей Кручинин, Алла Андреева, Иван Чудотворцев, Митя Ахтырский

Когда прощались, она сказала «приходите еще», а я ответил «придем обязательно». Увы, не сдержал обещание...
Когда приехал на Первомай 2005, ее уже не было с нами.

»»»»»»»»»»«4233»»»»»»»»»»»
Последняя встреча с Аллой Александровной в апреле 2005, без моего участия.
Слева от Аллы Андреевой Полина и ее муж Сергей, правее — Федор Синельников, Нина Яковлевна, Володя Камский


* * *

И конечно, без Аллы Александровны деятельность вокруг «Розы мира» несколько поугасла. Я имею в виду деятельность не в интернете, а в реале — культурный сегмент: встречи, выставки, презентации книг и т.п. Поэтические вечера. Она умела все это организовывать и обладала настойчивостью и энергией за десятерых.

Еще одна потеря для РМ-сообщества заключалась в том, что мы потеряли место в центре Москвы, где было удобно собираться... Алла Андреева и ее квартира была центром притяжения, светлым огоньком, который теперь угас.

Вы спросите — а что же мы, молодые и энергичные?

В сообществе из 30-40 человек было понимание, что Розу Мира мы своими силами не создадим. Да и создавать ее вот так, значило бы идти по сектантскому пути, а Даниил Андреев учил совсем не этому.
Другое дело — популяризация «Розы мира» и заложенных в ней идей.

Мы с Максимом взялись тогда делать интернет рассылку и сделали пару десятков неплохих выпусков
(хорошо бы сюда добавить ссылки на некоторые выпуски или какой-то архив).
Но двигались на ощупь, методом проб и ошибок.
Я по большому счету не знал, как заниматься популяризацией, как работать с незнакомой аудиторией.
К тому же жажда общения с единомышленниками была сильнее, и поэтому почти все статьи, которые я написал с 2004 по 2008 год, были для аудитории, читавшей «Розу мира».

Мог бы я писать в гуманитарные научные журналы. Многие так делали, еще до нас. Так, в 2000 году вышел сборник «Даниил Андреев в культуре XX века» Это тоже была популяризация, хоть и среди неширокого круга гуманитарной интеллигенции, читающей такие журналы.
Однако мне казалось такое очень скучным!..

Большую часть сил я тратил на организацию встреч, которая представлялась самым важным делом.

Мечталось о большой Всероссийской встрече последователей Розы Мира на природе, подальше от больших городов, поближе к стихиалям, как любил сам Даниил. Думалось, что такая встреча все изменит, откроется новое дыхание, придут идеи.
В чем это было наивно, но в чем-то я оказался прав.

По крайнем мере одну такую, очень удачную, по-настоящему вдохновляющую встречу нам удалось провести. И следующий пост именно о ней.
 
Редактирование:
Первая Всероссийская встреча по Розе Мира 27-29 июля 2006 года под Тарусой

2006 год был юбилейный, 100 лет со дня рождения Даниила Андреева.
Наверное, не случайно наша лучшая встреча прошла именно в тот год. Параллельно проходили и другие мероприятия, о некоторых из которых я даже не знал.

Живые впечатления участников встречи: http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=172
Мой большой фоторепортаж здесь

Была атмосфера воодушевления, дружбы, света и чего-то еще, окрыляющего, что словами передать невозможно.
Повторить это, к сожалению, больше не удалось — ни в следующем году, ни позже.

»»»»»»»»»«4243»»»»»»»»»»

Так что же это была за встреча?
Мы встречались на Турбазе «Лесная сказка». Название соответствовало духу стихиалей, природы, таинственности.

»»»»»»»»»«4244»»»»»»»»»»
Домики — в каждом по две комнаты на 2-3 человек, без удобств.

На высоком правом берегу Оки, в 15 км от подмосковного Серпухова.
Место выбрали отчасти потому, что недалеко находится Служба экологической реставрации Александра Выговского ( о них чуть позже).

Но и сама по себе турбаза рядом с Окой весьма хороша.

»»»»»«4552»»»»»»
Правда, стихиали не были к нам благосклонны в тот год — Московское лето помнит и более теплую погоду, чем 16-17 градусов.
Лишь в редкие моменты температура поднималась выше. Тем не менее, почти половина участников купались в реке

»»»»»«4553»»»»»»
Михаил Малер

И река, и совместное сидение на ее берегах, и небольшие дискуссии за общим столом, и совместные обеды — все получилось тогда душевно, хорошо.

Часто мы сидели у реки, небольшими компаниями, любовались рекой, обсуждали что-то хорошее.

»»»»»»»«4281»»»»»»»»

Прямо на пляжике били ключи:

»»»»»»»«4283»»»»»»»»

А на площадке у лагеря мы соорудили длинный стол, за которым обедали и общались.

»»»»»»»»»«4247»»»»»»»»»»

С нами был портрет Даниила, который специально для этого случая распечатали на листе бумаги.
И белая роза.

Кажется, эта мысль пришла в голову мне и кому-то еще одновременно, скорее всего, Денису. Купить розу, одну. Белую.
И роза стала символом встречи.

»»»»»»»»«4249»»»»»»»»»
Денис и белая роза

А вечерами общение продолжалось у костра, с гитарой.
С чаем из ведра, с нехитрой едой.


»»»»»»»«4279»»»»»»»»

Хорошо играл на гитаре Леонид Файнберг, вот он сидит в красной куртке слева и держит гитару.
Специально для встречи он приехал к нам из Дании.

Тогда я прожег дыру в серых брюках ))) их видно на фото. Мама потом отругала меня и сделала заплатку. Брюки эти до сих пор целы, и заплатка напоминает мне о РМ-встрече 2006 года 😁

»»»»»»»«4280»»»»»»»»

Позже мне много раз говорили — встречам нужна программа. Чтобы кто-то готовил доклады, сообщения, чтобы это все обсуждалось, был регламент, расписание.
Действительно, с учетом менее удачных встреч последующих лет, это делать нужно.

Но тогда, в 2006, все как-то спонтанно сложилось очень хорошо, хотя программы особо не было (только самая приблизительная).
Правда, во второй день у нас был круглый стол с участием Михаила Штеренберга, а после обеда Выговский увез на экскурсию в службу Экореставрации (см.ниже), и тем не менее.
Большая часть встречи прошла в приятной спонтанности, так словно нам чуточку приоткрылось Небо...
 
Редактирование:
Утром 28 июля, на второй день встречи состоялся «круглый» стол, в котором принял участие Михаил Штеренберг.
Несколько лет этот человек проводил встречи по «Розе мира» у себя в московской квартире.
Пожалуй, о нем и его группе я расскажу подробнее в следующем посте.

»«4615»»
круглый стол с участием Михаила Штеренберга (чья почтенная седина видна справа).
Впрочем, для формата встречи на природе его выступление получилось несколько тяжеловесным.


За этим последовала довольно вялая дискуссия и обед, ближе к концу которого за нами приехал Александр Выговский.)

Во многом благодаря Александру и его команде наша встреча прошла именно рядом с Таруссой — вблизи пересечения Московской, Тульской и Калужской областей.

Но поскольку моя серия очерков и так грозит превратиться в книгу :), расскажу лишь самое главное.

Почти вся вторая половина дня прошла в гостях у этих неординарных, трудолюбивых людей.
Которые превратили заброшенный пустырь в Подмосковной деревне в чудесный оазис.

»»»»»»»«4286»»»»»»»»
Александр Выговский рассказывает розамиристам о службе экологической реставрации

Сам Выговский использует слово «Нооценоз». Цитирую:

Философия Службы ЭР сводится к созиданию рукотворных оазисов на постантропогенных пустошах.
В инновационном смысле это нооценоз — гармонизированное социально природное сообщество, которое по концептуальному наполнению гораздо глубже, нежели классический дендрарий.
В эзотерическом смысле из геопатогенной зоны и свалки коллективу удалось создать рукотворное МЕСТО СИЛЫ.
... Служба экореставрации является творческой мастерской, в которой ежегодно работают волонтеры, вынашивающие намерения разработать собственные проекты и полноценно участвовать в природовозрождающей деятельности.
Выглядит это так:

»»»»»»»«4287»»»»»»»»

»»»»»»»«4288»»»»»»»»

В своих начинаниях Выговский и его команда в известной мере руководствовались идеями «Розы мира». По крайней мере, в той ее части, которая связана со стихиалями и превращением нашей планеты в планету-сад.

Свой гектар им действительно удалось превратить в цветущий сад, а с учетом того, что у них еще несколько площадок, деятельность выходит далеко за пределы данного участка.

»»»»»»»«4289»»»»»»»»
Александр Выговский продолжает рассказ у костра

Впрочем, как и все практики, имеющие в своем багаже достижения, Александр обладает характером решительным до резкости и возражений себе не любит)
Это стало одной из причин, что дальнейшее общение с их командой у нас не сложилось.

Здесь сайт службы экологической реставрации (служба ЭР)

Впоследствии я приезжал в службу ЭР еще в 2012 году, жил три дня и немного волонтерствовал, помогая с приготовлением черенков.
И хотя более глубокое общение выявило ряд разногласий по важным мировоззренческим вопросам, я до сих пор воспринимаю Службу Экологической реставрации как полезный опыт, требующий изучения и перенятия.

»»»»»»»«4292»»»»»»»»

А наш тогдашний июльский вечер закончился снова посиделками у костра, и песнями под гитару, только теперь уже на площадке службы ЭР.

»»»»»»»«4290»»»»»»»»

И там был настоящий самовар, из которого мы пили чай под открытым небом:

»»»»»»»«4291»»»»»»»»

А после, когда большая встреча на турбазе у Оки закончилась, мы с Максимом вернулись в службу Экореставрации и жили там еще два дня, знакомясь с коллективом уже более глубоко.

»»»»»»«4298»»»»»»»

Подробнее об этой поездке см. мой репортаж 2006 года

Ну а большая розамирическая встреча подходила к концу

«4618»

»»»«4556»»»»
фото с портретом Даниила Андреева.

Мы сделали на память общие фото у реки (одно из них в начале предыдущего поста)

«4617»

До свидания, наша Окская Лесная сказка!
 
Редактирование:
А теперь, справедливости ради, нужно немного рассказать о том, кто такие Михаил Иосифович Штеренберг и его группа.

Михаил Штеренберг (р.1934) был одним из первых популяризаторов РМ.
Еще в 90-е годы он написал книгу «Роза мира Даниила Андреева и современность».
(Скачать книгу можно здесь https://klex.ru/1k50 )

И хотя лично мне этот пример популяризации РМ кажется не самым удачным, именно вокруг Штеренберга в 2000-е годы сложилось одно из первых сообществ «Розы Мира» в Москве. Встречи проводились у него на квартире в Филях, группа читала фрагменты РМ, а потом обсуждала их.

Причем если разношерстная молодежь, которая общалась вокруг Аллы Андреевой в 80-е и 90-е, хоть и любила Даниила, но последователями его не была, то Штеренберг и его ученики уже без натяжки были последователями «Розы мира».
Любительские видео этих встреч нетрудно найти в интернете.

По сути вокруг Штеренберга сложилась своего рода «домашняя церковь», постоянный круг людей, для которых он был своего рода пастором — или может, лучше сказать — раввином.

»»»»«4558»»»»»
Михаил Штеренберг на встрече в июле 2006

Тем не менее, общение с этим кругом у меня не задалось.
Дело наверное в том, что Михаил Иосифович привык говорить очевидные вещи, раскладывая все по полочкам, обстоятельно и подробно. Такой подход хорош, когда имеешь дело с людьми, которые едва-едва слышали о «Розе мира». И приехав к нам на встречу, он начал такую же популяризаторскую лекцию.
Но участники, большинство из которых уже много лет осознанно занимались РМ, заскучали.

Здесь лучше был бы формат дискуссии, диалога, а не монолога. В итоге со Штеребергом за столом осталась небольшая группа, а остальные занялись кто чем.

И тем не менее, надо отдать должное, Штеренберг потом еще много лет, несмотря на свой преклонный возраст, занимался популяризацией РМ в публичном пространстве — на телевидении, научных конференциях, различных презентациях и чтениях.

Здесь его ютуб канал:
https://www.youtube.com/channel/UCX3fJIhTyxZiPxa6D_zYlzw

В качестве удачного, понравившегося мне выступления можно привести это,

https://youtu.be/hYhK2l3hBp8
здесь, уже в 2015 году, он рассказывает об истории Даниила Андреева и написании книги.

Домашняя его группа тоже еще долго продолжала встречаться.

сайт Михаила Штеренберга: https://shterenberg.ucoz.net
 

Вложения

Редактирование:
Однако продолжим наш рассказ.

Если в плане живых встреч 2006 год был богат и насыщен (ниже расскажу еще об осенней конференции), то общение в интернете начало испытывать первые серьезные трудности.
Существует в жизни некоторый закон маятника — если где-то стало лучше, то в другом месте должно стать хуже, причем в ближайшее время :)

К осени 2006 года на форуме начались первые стычки, обособились враждующие кланы и наметились первые признаки разобщения.
В основном в конфликтах участвовали те, кто на встрече не был.

Напомню, что форум был раз в 10 оживленнее, чем сейчас.
Только постоянных участников насчитывалось 30-40, время от времени заходило еще около сотни.
При этом все время появлялись новые люди.
Далеко не все были розамиристами.

Большой живой форум привлекал просто людей, скучающим по интеллектуальному общению.
Кроме того, как и везде в интернете, он притягивал и троллей, которые провоцируют людей на скандалы, подпитываясь их энергией.
Управляться с таким форумом было крайне трудно!
собенно с учетом того, что из 4 модераторов двое старались оставаться на евангельских принципах, то есть всех любить и никого не обижать. Их участие в модерации в основном сводилось к мягким, дружелюбным увещеваниям «ребята давайте жить дружно»).
Фактически, мы модерировали с Максимом вдвоем, при небольшом участии Володи Камского.

И вот в такой непростой ситуации мне предложили взять на себя админство.
А я имел неосторожность согласиться :)

Надо сказать, я вообще больше склонен к домашней исследовательской работе.
Интроверту трудно постоянно общаться с людьми, вынужденно принимая жесткие решения, идущие вразрез со своим собственным характером.
А приходилось это делать, и боюсь, что в какие-то моменты я напоминал Кота Леопольда, принявшего порцию «озверина» ))

Правила на форуме изначально были жесткие — требовалось обязательное наличие фото и настоящего имени. И чем больше становилось участников, тем труднее становилось их соблюдать.
Я уставал что-то доказывать новым людям, увещевать, а зачастую ругаться, банить.
В какой-то момент пришла в голову мысль разделить форум на 2 слоя – основной и гостевой.
В основном форуме сохранить более жесткие требования (в том числе, обязательное наличие фото и имени), а в гостевом — сделать смягченные.
Трудно сказать, было ли это решение правильным, но оно повлияло на дальнейшие события.
Созданный тогда гостевой форум стал впоследствии, в известной мере, ядром rozamira.ws

Так что уже к осени 2006 года наметились предпосылки для разделения РМ-сообщества в интернете на 2 части.
И в следующем 2007 году это — увы не без конфликтов! — случилось.

Однако прежде хочется рассказать о Конференции, посвященной 100-летию Даниила Леонидовича, которая прошла осенью 2006 года.
 
Редактирование:
Юбилейная Конференция, посвященная 100-летию Даниила Андреева,
18-20 октября 2006.


Обсуждение Конференции на старом форуме,
(пост 2006 года, написанный по свежим впечатлениям).

Исторически сложилось, что существовало сообщество читателей Даниила Андреева вне интернета, а позже, особенно с появлением rozamira.org, возникло второе сообщество — наше, уже в интернете.
И два эти сообщества пересекались между собой мало.

В первом находились люди более солидные, старшего поколения, они заходили в интернет в те годы редко, а уж о том, чтобы регулярно общаться и речи не было. Среди них больше было тех, кто воспринимал Андреева скорее как поэта, сдержанно, любили поговорить.
Ну а мы, «молодешь», на ту пору 30-ти с небольших годков, были увлечены «Розой» куда больше и горячее.

Польза конференций в том, что эти два сообщества пересекаются между собой, общаются и знакомятся.
Не меньшая польза — заявить в публичном пространстве о Данииле Андрееве, попасть в СМИ, напомнить людям о «Розе», оставить научные публикации в журналах и сборниках.
Так что конференции нужны, нужны обязательно.

Однако юбилейная конференция 2006 года оправдала эти надежды только отчасти.

Из-за не очень хорошей рекламы участников было мало, общее пространство создать не удалось, за исключением вечера пятницы, когда уже в неформальной обстановке вспоминали Аллу Александровну.
(к сожалению, организаторы не смогли арендовать зал на выходные, поэтому событие проходило со среды до пятницы).
И по времени оно было удалено от даты рождения Даниила как таковой, 2 ноября, за две недели раньше.

Тем не менее для меня это было важное событие и пока единственное такого рода.
Я тщательно подготовил доклад, сделал презентацию, соответствующим образом оделся :)

»»»»«4576»»»»»
19 октября 2006

Доклад мой был посвящен метаистории и назывался «предварения и параллели». Я рассказал обо всем, что подводило человеческую мысль — философскую и религиозную — к осознанию метаисторического процесса.
Увы, доклад проходил утром в четверг :oops: и поэтому слушало его человек 15. Среди них половина моих друзей с сайта.
То есть надежда выйти на широкую аудиторию обломалась.

Не многим больше слушателей было у других выступающих.

Из ярких докладов я отмечу два.
Доклад протоиерея Кирилла Копейкина «Магия и техника».
Священник начал издалека и говорил о вещах достаточно общих – о которых, возможно, мог бы говорить во время воскресной проповеди. Но все это ярко вплеталось в канву «Розы мира».

»»»»«4571»»»»»
о. Кирилл Копейкин
(Один из немногочисленных священников, который никогда не стеснялся появляться на мероприятиях связанных с именем Даниила Андреева за что ему всяческая признательность)

Общее между техникой и магией – то, что они пытаются обратить силы природы на службу человеку как бы насильно. И если возможно преодоление этой тенденции в технике, то заключается оно именно в том, чтобы от подчинения природы перейти к взаимодействию с нею, от диктата перейти к диалогу.

Понравился мне и доклад главного редактора Брянской учительской газеты Евгения Потупова.
Живые впечатления от мест, по которым путешествовал Даниил Андреев. О заповеднике «Брянский лес», и о попытках (нередко успешных) найти те места, которым посвящал свои стихи Даниил.

»»»»«4572»»»»»
Евгений Потупов
(благодаря энергии этого человека Андреевские чтения много лет проводились в Брянской области)

Доклад содержал запись чтения стихов Даниила там, на Дивичорах… Читал их, конечно, не сам Андреев, а Евгений Потупов.
Но голоса птиц, леса явственно слышались, и образы отчетливо возникали перед глазами.

Меня огорчило, что Митя Ахтырский, который вел тогда конференцию, счел этот доклад скучным и неинтересным и даже что-то проворчал ироничное докладчику...
Хотя на ту пору мы с Митей дружили, манера его ведения конференции вызывала вопросы. Не то чтобы она была не демократична — наоборот, чересчур! Рядом с ведущим стояла бутылка с чем-то алкогольным.
А в четверг, когда первым был мой доклад, Митя опоздал к началу заседания (которое он должен был вести) на 30 минут.

»»»»«4573»»»»»
Дмитрий Ахтырский выступает с докладом

Из неформальных событий, которые всегда сопутствуют конференциям, хочу отметить
выставку картин Аллы Александровны.
Были представлены два ее цикла – «богородичный» и «град Китеж».
«Град Китеж» — светлее, яркие женские образы, в них есть что-то от Соборной Души России…

»»»»«4575»»»»»
Я среди картин из цикла «Град Китеж»

Богородичный цикл отражает подвиг и внутреннюю борьбу, проникнут духом православия.

»»»»«4574»»»»»
картины Аллы Андреевой из цикла «Богородичный»

К сожалению, у меня нет фотографий этих картин в нормальном качестве.

На выставке были представлены и некоторые личные вещи Даниила. Та самая машинка, на которой он печатал «Розу мира»…
Впрочем, посмотреть все толком не удалось, так как не хватало времени, чтобы поговорить со всеми, с кем хотел.

Вторая половина дня в пятницу была посвящена Алле Александровне.

В начале Федор Синельников поблагодарил всех, кто принял участие в Конференции. Представил он и свою команду – «Фонд Даниила и Аллы Андреевых».
Скромные девушки стеснялись выступать.
Две из них принимали участие в создании документального фильма, снимали Аллу Александровну за месяц до ее смерти...
Их знакомство было недолгим, но в результате появился тот документальный фильм, который был показан во время Конференции. Фильм без монтажа, с комментариями живым голосом.

Наверное, у многих после показа этого фильма было чувство присутствия Аллы Александровны.
Для нее много значил юбилей Даниила Андреева, она жила подготовкой к нему.

Потом выступали люди, знавшие ее близко.
Был красивый концерт, пела девушка, которая в свое время выступала вместе с Аллой Александровной во время поэтических вечеров.

В общем, концовка была та, что надо.
Если бы вся конференция прошла с таким же подъемом, она оставила бы по себе очень хороший след.
 

Вложения

  • 70.8 KB   |  Скачали: 53
Редактирование:
А теперь о более грустном.

Тема не случайно называется «история сообществ по Розе Мира», а не «история сообщества».
Единое сообщество по РМ в итоге так создать и не удалось.

Выше в теме уже были перечислены несколько разных сообществ:

— наше интернет сообщество, форум розамира.орг, в 2004-2007 годах;
— кружок Михаила Штеренберга;
— команда Александра Выговского;
— несколько размытое научное сообщество тех людей, кто имел отношение к преподаванию, гуманитарным наукам, конференциям и т.д.
Все эти группы при определенных обстоятельствах могли объединиться, но этого не произошло.

Более того, в следующие годы, начиная с 2007, наше молодое и такое быстро растущее интернет сообщество Розы Мира тоже распалось.
Настоящим камнем преткновения для розамиристов стала политика (особенно после 2014 года), но первый серьезный раскол возник не из-за нее. Его причиной стали организационные вопросы, форумные правила и сетевая этика.

* * *

Двумя постами выше я уже начал рассказ о том, что в 2006 году на орге наметилось первые признаки разобщения и был создан гостевой форум, с упрощенной регистрацией и более мягкими правилами.

Этот Гостевой интенсивно развивался, так что уже скоро обогнал основной раздел по числу постов. Надо сказать, что развитие нередко было в ущерб качеству.
Наверное, каждый модератор форума рано или поздно сталкивается с дилеммой: меньше да лучше или больше да хуже? :unsure:
Золотую середину найти сложно.

В гостевом форуме стала в больших количествах появляться очень разношерстная публика.
Встречались и адепты разных религий, которые были не прочь пообращать в свою веру, и изобретатели вечного двигателя, и скучающие дамы, и любители ролевых игр (и даже представители леворучной тантры :))

Управляться со всем этим становилось все сложнее. В этой ситуации некоторые из участников, которым в целом атмосфера гостевого нравилась, взяли на себя роль своеобразной полиции нравов.
Одним из таких «добрых полицейских» и стал Сергей Рауха. Модератором он не был, но его уважали за рассудительный стиль, большое число постов и какую-то неуловимую харизму русского мужика. )


»«4590»»

На тот момент многих веток в гостевом я не читал, хотя и был админом. Не читал их и Максим, на ту пору появлявшийся на форуме довольно редко. А наши сомодераторы Володя Камский и Родион были людьми по натуре мягкими и всячески старались избегать конфликтов (то есть придерживались стиля максимально мягкой модерации, увещеваний и нравоучительных бесед).

На практике это все, конечно, не работало, и реально тем, кто хоть как-то наводил порядок в гостевом, был только Рауха. Он мог поставить хамов на место ответным хамством (может чуть более интеллигентным), а на 10 постов троллей отвечал 20 своими, чем повергал их в ступор. :)

»«4591»»
Сергей Рауха (лето 2006)

Однако назвать этого человека последователем «Розы мира» сложно, скорее сочувствующим.
Он придерживался буддизма, всегда считал что в «Розе» много субъективно-относительного (и что вообще в мире много всего относительного). Неудивительно, что уже в конце зимы 2006/2007 у меня с ним случился первый идейный конфликт. Речь зашла о восприятии Навны и других светлых иерархий, и в общем-то из контекста становилось ясно, что Рауха в них не особо верит, а если и верит, то относится безо всякого уважения.
К сожалению, люди не заметили идейной стороны конфликта, увидели лишь конфликт личный и стали, как это часто бывает, предлагать помириться.

Рауху почему-то считали розамиристом.
Вообще, всех кто активно участвовал в форуме и приезжал на встречи, по умолчанию считали розамиристами. Что конечно на самом деле не было так. И впоследствии это дало о себе очень серьезно знать на форуме rozamira.ws, когда актив этого сайта составили людей, которые были в лучшем случае читателями Даниила Андреева, но уж точно не его последователями!
(а еще через несколько лет админы сайта аримойя.инфо заявили, что он не имеет к «Розе мира» отношения и стали ругаться на всех, кто там использовал РМ-терминологию. Но не будет забегать вперед)

Тогда этого не заметили.
Преобладала установка (ее задавали Володя Камский и Родион), что надо дружить со всеми. Что надо сглаживать конфликты любой ценой, даже идейные, ценить каждого приходящего.
По своему они конечно были правы. Такой подход основан на христианстве, и его традиционных добродетелях — терпении и любви.
Однако с учетом конкретной форумной практики модераторы, исповедующие такой подход, оказываются незащищены от форумных троллей, хамов, от проповедников агрессивных идей и т.д.

К сожалению, этого тоже понято не было.

*******************

В те годы форум был раз в 20 активнее чем сейчас.

Каждый день появлялись новые люди, каждую неделю происходил какой-то конфликт между участниками. От нас требовались решения, и оставаться над конфликтами не всегда получалось.
Модераторы тоже живые люди, невозможно избежать симпатий или антипатий. Справедливости ради, я старался обычно поддерживать более слабую сторону, но со мной соглашались не все.

Предсказуемо в скором времени между мной и Раухой стали возникать стычки из-за того, какую сторону поддержать.
Он оспаривал мои действия как админа, причем публично. Из-за этого создавалась нерабочая атмосфера, и много времени и сил приходилось уделять разруливанию этих ситуаций.
Творчество, написание статей, просто радость от общения — все это терялось, начало ускользать.
В какой-то момент я не выдержал и удалил Рауху из клуба (то есть из основной части форума, с большинством разделов), оставив ему только доступ к Гостевому.

Многие участники сочли, что я поступил слишком круто, некоторые поддержали Рауху прямо, а остальные стали нас ненавязчиво мирить.
Будь я мудрее, я бы не стал действовать столь прямолинейно.
Но я никогда не был искушенным в «политических вопросах», а управление форумом с сотней человек — уже политика.

Конфликт принял затяжной характер, и атмосфера на форуме стала из-за этого нездоровая. Люди заходили и в первую очередь интересовались не содержательными темами, а продолжением конфликта — кто что сказал, кого забанили и т.п. В этих условиях появлялись люди, которые подливали масла в огонь умышленно. Так на форуме появился активный участник под ником Разруха (впоследствии хорошо известный Хемуль), который намеренно сталкивал участников и провоцировал оппозицию на самые радикальные действия.

Была еще надежда на летнюю встречу. Что собравшись вместе на природе, как в прошлом году, люди смогут лучше понять друг друга и страсти улягутся.
Однако летняя встреча 2007 в Подосинках, хотя и состоялась, но все же заметно уступала встрече 2006 года в Тарусе, и не оправдала всех возложенных на нее надежд.
 
Редактирование:
Вторая всероссийская встреча читателей «Розы Мира» в Подосинках-2007, с 2 по 6 августа 2007 года.

Вторая и в каком-то смысле последняя, так как хотя потом было еще несколько больших встреч на природе, их уже нельзя назвать общими, — те или иные люди их игнорировали.

Встреча эта запомнилась дождями и постоянной борьбой с природой )) которая таким образом словно пыталась нас сплотить...

»»»»»»»»»»»»»»»»»»»«4439»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

В отличие от 2006 года, не стали связываться ни с какими турбазами, а решили провести мероприятие в диком месте, с палатками, возле реки Нерская в 100 км к юго-востоку от Москвы.
В какой-то мере это было самонадеянно :).
Опыта походов у многих не было, а уж опыта организации масштабных встреч — тем более.

К тому же стихиали здешних мест оказались неприветливы.
В лесу были какие-то заколдованные тропинки, так что по пути от платформы Подосинки (менее 3 км) то одна группа, то другая сбивалась с дороги и плутала в лесу.

Данила вспоминал:

Прибыли мы на станцию «Подосинки» около 14 часов.
Неспеша пошли, следуя инструкциям, собственноручно нарисованным Володей в стиле «Kuritsa lapoi».
Забыли мы только об одной рекомендации Володи: стихиали там серьезные. (Примечание Володи: я вспомнил об этой рекомендации за час до отъезда. Но розамиричи добрые, и мне не икалось.)
В результате, путь, который по прямой занял бы минут 45, превратился в 4-часовый поход с рюкзаками в два горба и промоканием.
Здесь приведены полностью этот и другие репортажи и фотографии участников:
http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=689

Далее Данила писал:

Вслед за нами появились эзотерические «колхозники» (колхоз «Свет Iliha») Митя с Раухой. Следуя гениальной Митиной интуиции, они решили, что спешить не стоит, и в целом не ошиблись. К 19 часам приехали Мария и Евгений Хотины, Анна и Иван. Работа закипела, однако погода слегка спутала нам карты, поскольку палатки пришлось ставить под проливным дождем, и они немного подмокли. Но в целом все было неплохо. В 23 часа, утопая в колее под тяжестью еды по ступицы, появился обоз в составе: Андрей Сабитов, Сель и Володя.
Поясню, что колхоз «Свет Ильича» — это Рауха с единомышленниками, в первую очередь, Митей Ахтырским. Они недвусмысленно сказали, что позовут их на встречу или нет, они приедут все равно :)
станут рядом с палатками и будут стоять — «колхоз дело добровольное».
Отсюда и название «колхоз».
Ну а обоз Андрея Сабитова — это машина, под завязку набитая едой, палатками и тому подобным.

»»«4619»»»

Приехали они уже поздно вечером, поэтому внятных фотографий того как мы ставили палатки, тем более что нас накрыло дождем и было уже не до фотографирования.
А поутру это выглядело вполне прилично:

»»»»»»»»»»»»»»»»»«4443»»»»»»»»»»»»»»»»»»
основная группа палаток — чуть поодаль от тента и кострища

Несмотря на сопротивление стихий, общий настрой был позитивным и с юмором.

»»»»»»»»»«4457»»»»»»»»»»
Утро 3 августа. Андрей Сабитов (с лопатой) и Евгений Цепков ставят тент

Володе Камскому приделали бейджик «Полупроводник Иван Сусанин»
(впоследствии этот бейджик почетно перешел мне) :)

»«4620»»
Володя на позитиве (в центре, с солнышком). Анна и Мария за работой. Благодаря этим труженицам у нас был вкусный обед. Справа — Данила.

Чуть позже я отправился встречать очередную группу приезжавших, и в итоге тоже заплутал :) мы погуляли полдня по лесу, а когда дорогу все-таки поняли, прошло 4 часа и некоторые из участников, приехавшие одним днем, должны были возвращаться.

Денис Наблюдатель, оказавшийся среди тех, кого я встречал, потом вспоминал:

Мало того, что в этом лесу плутали ПРАКТИЧЕСКИ все участники встречи.
Так еще и натыкались в этом лесу на ТАКОЕ…
То на бродящую по сумеречному ельнику невесту в белом платье…
То на монастырь, о странностях которого уже писали.
То на лагерь то ли язычников, то ли сатанистов…
То на какие-то руины, посреди которых стоял телефонный аппарат (с кем это, интересно, можно было по этому аппарату связаться?).
То на плавающих по Нерской мужиков, напоминающих леших…
Словом, чур меня, чур!
Добавлю, что если Денис преувеличивал, то только капельку. Все так и было! :eek:

между тем мы пришли в лагерь вовремя — тучи сгущались.

Сель, который тоже в то утро ходил с другой группой, вспоминал:

Мы очень вовремя вернулись в лагерь. Только успели перекусить, как начался дождь. Я не буду рассказывать о нём подробно в надежде, что другие очевидцы, более дружные с природой чем я, сделают это описание более талантливо. Скажу только что кайф я получил от стресса этого невероятный. Особенно на пике бури, когда молнии сверкали и бились об землю буквально в двух шагах, ветер явно намеревался нас всех просто сдуть в речку, а вода стекая с тента твёрдо собиралась потопить все наши припасы. Было что то и вроде отчаяния. Вот, мол, говорил же мне внутренний голос — сиди дома. Но я и от этого отчаяния получал мазохистский кайф.
»»»»»»»»»»»»»»»»»»«4442»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
наш затопленный лагерь

Сель продолжает:

Когда дождь из тропического ливня снова превратился в классический моросящий среднерусский, Иван Чудотворцев предложил рыть канал до реки, чтобы отвести воду, затопившую нашу кухню и зал собраний. Я от этой идеи пришёл в ужас. Сразу вспомнил как мы с Чудотворцевым взялись в пятом году писать в соавторстве статью о Тойнби. Ваня человек очень хороший, но партнёр беспощадный. И чисто, чтобы не допустить реализации этой стахановской идеи, я предложил альтрнативу — вычерпывать воду вёдрами.
»»»»»»»»»»»»»»»»»»«4440»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Сель передает Раухе ведро с водой

»»»»»»»»»»»»»»»»»»«4441»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

извиняюсь за качество фотографий, но они позволяют почувствовать момент!

Итог мероприятия был такой:

...вычерпали около 30 вёдер. Я сам взялся их считать. Эффекта ноль. Люди всё таки одумались и не помню у кого родилась действительно полезная и правильная идея, переместить стол, продукты и всё наше имущество на другое более высокое место. Реализовали идею блестяще — быстро и эффективно.
Нет, что не говорите, но наше комьюнити умеет не только болтать, в нас дремлют грандиозные созидательные силы.
:)
В общем, интересная получилась встреча

»»»»»»»»»»»»»»»»»«4444»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Сергей Баранов (Сель), справа, и Максим Крот

Справедливости ради, не все восприняли ситуацию с дождем как тяжкое испытания. Некоторые наоборот, возрадовались.
В одним плавках, они бегали под дождем, и не думая от него укрыться

»»»»»»»»»«4458»»»»»»»»»»
Данила и Володя Камский, мокрые и счастливые.

«4621»
И совсем неожиданно смотрятся теперь вместе — Максим и Митя Ахтырский

Весь следующий день мы сушили вещи

»»»»»»»»»»»»»»»«4445»»»»»»»»»»»»»»»»
Носки приходилось постоянно сушить, так как ничего сухого уже на этой встрече не было.

Тем не менее, преодоленные трудности вызвали чувство сплочения (пусть даже и временного) и на следующий день даже удалось организовать какие-то общие обсуждения.

Таким образом, встреча получилась яркой, живой и насыщенной, с изрядной долей спонтанности и стихийности.
 
Редактирование:
Сверху Снизу