Даниил Андреев. «Русские боги»
Глава 11. Святорусские духи

Святорусские духи Гении («Пред лицом колоннад Росси...»)

        ГЕНИИ

Пред лицом колоннад
Росси
И Растреллиевых дворцов,
Кто из нас небеса спросит
О загробной судьбе творцов?

Как рожденный слепым калека,
Презирающий всех, кто зряч,
Усмехнется рассудок века –
Знанья собственного палач.

Но умолкнут кругом
битвы,
И ясней засквозит
нам
Храм, что строит теперь
Витберг –
В запредельном Кремле
храм.
Из светящихся ткут туманов
Там сторадужный свод
те,
С кем титан Александр Иванов
Дружит в ангельской высоте.

Все картины – лишь холст рубищ,
Если ты
чуть проник
в строй
Тех миров, где творит
Врубель,
Водит кистью луча Крамской.

Может быть, только взор
внуков
Глянет в купол, где нет
дна,
Где поет океан
звуков –
Труд нездешний Бородина.

Но теперь мы еще
глухи,
Не вмещая умом простым
Тех высот, что сейчас
в духе
Воздвигаются Львом Толстым.

Каждый алчущий повстречает
Тех, кем полог культур
ткан,
Но блажен, кто при жизни чает
Синь и золото
иных
стран.

1951

Вперед: Праведники прошлого. 1. «Я люблю направлять наши мысленные...»
Назад: Родомыслы. 2. «Красное Солнышко. Разве другое знаем мы прозвище...»
Начало: «Русские боги». Оглавление
 
...Растреллиевых дворцов – Растрелли Бартоломео Карло (1675 – 1744) – итальянский скульптор и архитектор, приехавший по приглашению Петра I в Россию в 1716 г.

Витберг Александр Лаврентьевич (1787-1855) – русский архитектор, автор проекта грандиозного памятника-ансамбля в честь победы в войне 1812 г.; заложен в 1817 г. на Воробьевых горах, но не выстроен.

Иванов Александр Андреевич (1806-1858) – русский художник, автор картины «Явление Христа народу».

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) – русский художник, автор картины «Демон поверженный».

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) – русский художник.

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887) – русский композитор.
 
Стало интересно, что вот это означает:

Пред лицом колоннад
Росси
И Растреллиевых дворцов,
Кто из нас небеса спросит
О загробной судьбе творцов?
Далее по тексту, как я понимаю, однозначно положительных людей называет Андреев, вестников, рассказывает про их великолепное творчество в их жизни после земной жизни. А вот в самом начале два имени — Росси и Растрелли — они к этому ряду относятся или нет?
 
два имени — Росси и Растрелли — они к этому ряду относятся или нет?
Можно только предполагать, основываясь на названии стихотворения. Из двух имён в других произведениях Даниил Андреев упоминает только одно, но уже в негативном аспекте, в главе об Александре Блоке:

всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц
 
А вот в самом начале два имени — Росси и Растрелли — они к этому ряду относятся или нет?
Я думаю, из контекста стихотворения и названия цикла «святорусские духи» однозначно следует, что это люди светлого дарования, имеющие восходящее посмертие.

«кто из нас небеса спросит?» — следовательно сам вопрос об их загробной судьбе вообще неуместен, как чересчур очевидный.

Кстати, интересно отметить, что Екатерининский дворец Царского села упомянут Андреевым в главе о средних слоях Шаданакара как одно из немногих зданий на Земле, имеющих в Фонгаранде индивидуальный шельт.
А поскольку земную жизнь этому дворцу подарил именно Растрелли, то можно не сомневаться, что речь идет о гениальности высочайшего масштаба.
 
Сверху Снизу