1. Группа спондеических восходящих

1. Спондей
++ ++ ++ ++

Уж
в темь
Пал
месяц
Бьёт
Семь.
Бьёт
десять.

Вон —
в славе —
Знак
Льва
Ночь
правит
Бьёт
два.

2. Спондео-ямб
++~+ ++~+
++~+ ++~+

— Свет!
Светлый свет!
— Жар!
Добрый жар!
— Благ,
Щедр и свят
Ваш
Страстный дар!

3. Спондей удвоенный дактилический
++++~~
++++~~

Страж!
Взять
Вот
Этого:
Смыть
Лик!
Скрыть
След его!

4. Спондей удвоенный гипердактилический
++++~~~~
++++~~~~

         Груз
Дум
Прочь
Скидывается.
Пляс
Мчит,
Кровь
Взбадривается, —
Гонг
Бьет,
Смех
Взвихривается,
Сам
Вождь
В нас
вглядывается!..

Вой,
вой,
Ветр
Взвеивающийся!
Плачь,
Плачь,
Дух
Жалующийся!
Рой
Хлябь
Волн
Рушащихся,
Мчи
вдаль
Гроб
Взбрасывающийся!

5. Восходяще-нисходящая гипердактическая кваттурдэцима
+++~~+~~+~~~
+++~~+~~+
+++~~+~~+~~~
+++~~+++

Вот,
Сплошь
Полная древними призраками
Бьет
Счет
Полночь над башенным рвом.
Блеск
Рамп
Сразу сменяется сумерками...
Стих
Треск
Джазов, — юркнув
Как
Гном.

6. Спондей облегченный акомпанементный
+++~+
+~+~~~+

Нам
Сам
Черт не брат:
Скачем передом назад

7.
~++~~+~
~++~~+
~++~~+~
~++~~+

Уж ночь. Выйду из хаты...
Порог, сени, крыльцо...
Высок купол крылатый
И мрак дышит в лицо.

8. Восходящая дактилическая дэцима
+++~~+~~+~~+~~
+++~~+~~+~~+~~
+++~~+~~+~~+~~
+++~~+~~+~~+~~

Тих
Волн
Ропот... Не плещется белыми гривами
Бег
Пен
Бурых на отмели берега дремлющего
Смолк
Вой
Шторма, что раньше бросал их приливами,
Стих
Рог
Бурь, и моря замыкаются землями.

наверх
 
2. Группа спондеических срединных

1. Ямбо-хорей
~||~~||~~||~~||~
~||~~||~~||~~||
~||~~||~~||~~||~
~||~~||~~||~~||

Смешав правду с нагой ложью,
смесив знанье с трухой догмы,
Здесь дух века мнет ум тысяч,
росток нежный эфир душ.
Чтоб их после швырнуть в город,
в огонь строек, по [...?]
Чтобы влить сонмы живой каплей
в прибой строя, в стальной туш...

2. Вальс
+~++~++~++~
+~++~++~++~

Жаркий пульс танца
тмит разум,
бьет в жилах.
Арки зал шумных
слив в огненный
круг.
Тешит смех тайный
глаз юных,
уст милых,
Нежит вокруг талий
жар сомкнутых
рук...

3. Дохмий
[~++]~+~~++~+
[~++]~+~~++~+

Гудит
Шаг гиганта
В снегу
Льду, воде,     
Сквозь мглу
Транс-паранты
В косом
Прут дожде.

4. Хвалебная
+~~+~~+++~~+~~+
+~~+~~+++~~+~~+

[...] юного мощь
Хор
Славить грядет на луга,
[В тень] расступившихся рощ,
В бор,
В поле — и на берега!

5. Анапесто-хорей
...~++~~~++~~~++
...~++~~~++~~~++

[...]ама — точно луч солнца:
[За]стыл в танце золотой стан,
[...]блики золотят бронзу,
[...]лом строгим креол канн.

6. Серединный удвоенный гипердактилический спондей
~~++++~~~
~~++++~~~
~~++++~~~
~~++++~~~

Поспешай
Встать,
Чернь
Мечущаяся!
Растерзай
Плоть
Царств
Рушащихся!
С вас сорву
Гнет
Всех
Заповедей,
Заглушу
Плачь
Всех
Проповедей...

7. Серединная восклицательная
~~~++~~
~~~++~~

— Хоть дожевать вафельку!..
— Дорастоптать туфельку!..
— Поцеловать девочку!..
— Дохохотать шуточку...

8. Серединно-спондическая секстина
+~+~+++~+~+
+~+~+++~+~+

— В шкуры! — в шубы! — в шелк!
— в мех!
— Мы, кто так дрожал...
— В дупла теплых тел —
Тех,
Кто в дома бежал.

наверх
 
3. Группа спондеических нисходящих

1. Хореямбо-спондей
+~~+++
+~~+++
+~~+++
+~~+++

Я
за стеной
рыл
вал;
Я укреплял
мощь
скреп;
Смерду закон мой стал
Необходим,
как хлеб...

2. Хорео-анапестная усеченная
+~~~++~~~+
+~~~++
+~~~++~~~+
+~~~++

Рати! Цитадель
Нами занята.
Шире раздвигай
Брешь,
В эту колыбель
Роскоши и мук
Влейся! разрушай!
Режь!

3. Четырехстопно-ямбическая спондейская дэцима
~+~+~+~+++~~
~+~+~+~+++~~
~+~+~+~+++~~
~+~+~+~+++~~

— На плаху, дыбу, на костер —
всех
недругов!
— Спасенье тысячам сирот,
вдов,
отроков!
— Освобожденье и простор
всем
узникам!
— Чтоб справедливый эшафот
стал
праздником!

4. Ямбо-пиррихическая спондейская декада
~+~+~~~~+++
~+~+~~~~+++
~+~+~~~~+++
~+~~~~~+~~+~~~~

— Железо стягивая, плотним
Ткань
Мышц
— Никель разжевывая, густим
Кровь
Вен
— Золото всасывая, крепим
Свой
Мозг!
— Усиливаемся, хозяин, усиливаемся.

5. Дактиле-ямбо-спондеическая секстина
+~~~+++
+~~~+++

— Труженик! Усвой
Наш
Ямб:
Стройся чередой
Близ
Дамб;
Плотной пеленой
Вдоль
Рва
Двигайся за мной:
Раз!
Два!

6. Дактиле-спондеическая дэцима первая
+~~+~~+++
+~~+~~+++
+~~+~~+++
+~~+~~+++

А фейерверк-то! до туч
брызг
рой!
Тысячецветным шатром
ток
струй...
Эй, выходи на балкон:
вон —
змей,
Девятихвостый дракон!
волк!
Вий!..

7. Пятистопно-ямбический спондей
~+~+~+~+~+++~
~+~+~+~+~+++~

Как горестно взмывает на простор
чуть-лунный
Гудков за горизонтом перебор
трех-струнный!

8. Спондеизированный анапест первый
~~+~~++~~
~~+~~++
~~+~~++~~
~~+~~++

Мчатся гимны, звенят
метрами...
Порошит вихревой
снег...
Взвит метелями, смят
ветрами
Мой короткий, мой золотой
век.

9. Пэоно-спондеическая плясовая
+~~~+~~++~~~
+~~~+~~++~~~

Слышатся набеги, разгул,
ширь
рек
В заревах и неге лихих
дней
бег...

10. Спондеизированный анапест второй
~~+~~++
~~+~~++~~
~~+~~++
~~+~~++~~

На траву я упал
ниц,
Я зеленым дышал
запахом...
Стихли днем голоса
птиц;
Уже солнце текло
к западу.

11. Спондеизированный четырехстопный ямб
~+~+~+~+
~+~+~+~+++~
~+~+~+~+
~+~+~+~+++~

                    Тишь
Хвои,
Где сходятся на отчий брег
Природа Мать и человек —
Лишь
Двое.

12. Спондеизированный дактиле-ямб
+~~~++~
+~~~++
+~~~++~
+~~~++

Запахи лугов
слаще,
Пламенней косой
луч...
Тихо заалел
в чаще
Домик у лесных
круч.

13. Дактиле-спондеическая дэцима вторая
+~~+~~+++~~
+~~+~~+++
+~~+~~+++~~
+~~+~~+++

Ночь, нисходя, у окрайн
Жгла
зарева...
В маске лежал он у стен,
Весь
наг,
Города страшного гость,
Бич,
царь его,
В смерти приняв на лицо
Твой
знак.

14. Амфибрахио-спондеическая дэцима вторая
~+~~+~~+++~
~+~~+~~+++
~+~~+~~+++~
~+~~+~~+++

И в самодержавных сердцах
в час
гнева
Смолкал многошумных страстей
злой
спор,
Когда опускала на них
Мать
Дева,
Печальница Русской Земли,
свой
взор.

15. Амфибрахио-спондеическая октава
~+~~+~~+~~+~
~+~~+~~+++
~+~~+~~+~~+~
~+~~+~~+++

Когда не разделишь в клокочущем шторме
Пучину — от материков,
в дни
бед,
Одна лишь звезда утопающим в скорби,
И на берегах — маяков
нам
нет.

16. Пэоно-спондеическая октава первая
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+++
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+++

Броситься колдобинами гор американских,
Ухая и вскидывая вбок,
вверх,
вниз,
Срывами и взлетами по рытвинам гигантским
Сцепливаясь судрожно в клубок:
— Бис!
— Бис!

17. Пэоно-спондеическая октава вторая
+~~~+~~~+++
+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+++
+~~~+~~~+~

Вспыхнут ожерелья фонарей
вдоль
трасс
Музыкой соцветий небывалых.
Манят вестибюли: у дверей —
блеск
касс,
Радуга неоновых порталов.

18. Пэоно-спондеическая секстина
+~~~+~~~+~~~+
+~~~+~~~++
+~~~+~~~+~~~+
+~~~+~~~++

Встанет попурри, как балерина, на носок,
Тельце — как у бабочки: весь груз —
Грамм, —
Будто похохатывает маленький бесок:
— Дранта-рата-рита, тороплюсь
К вам!

19. Ямбо-спондеическая кваттурдэцима — первая
~+~+++~+~+++
~+~+~+~+
~+~+++~+~+++
~+~+~+~+

Звенит хрусталь
дзинь-дзинь,
Поет бокал
свой тост,
Сопрано льет
каскад,
Дрожа, —
И брезжит даль
сквозь синь
И в серебре
смех звездд
И на горе —
в цвету —
Межа.

20. Дактиле-спондеическая секстина
+~~+~~+~~+~
+~~++
+~~+~~+~~+~
+~~++

    Но, как и прежде, венцом Мономаха
Белый горит
Столп,
Вечно-единый, превыше рахмаха
Распрей и битв
Толп.

21. Пэона-спондеическая декада
+~~~+~~~+++~
+~~~+~~~+~+
+~~~+~~~+++~
+~~~+~~~+~+

Ветром овеваемы, теплом
дня
полны,
Высотой качаемы, смеясь,
Поем,
Чтоб с закатов розовых лились
к нам
волны
Нежа нас над городом — одних,
Вдвоем.

22. Спондеизированный анапест третий
~~+~~++~
~~+~~++
~~+~~++~
~~+~~++

...Оттого что Господь
косит
Дни как травы,
к мольбам
глух...
Оттого, что не плоть
просит
Злой отравы,
но сам
дух

23. Анапесто-спондеическая дэцима (карнавальная)
~~+~~+++~
~~+~~+++
~~+~~+++~
~~+~~+++

А снаружи — в огнях
Мрак
Улиц,
Фейерверком залит
Весь
Мост;
Каждый угол гудит
Как
Улей;
Скэтчи шумных эстрад
Жгут
Мозг.

24. Ямбо-спондеическое четырнадцатистишие второе
~+~+++~+~+++
~+~+++~+
~+~+++~+~+++
~+~+++~+

    — Я в тростниках
Вью — вью!
Я в родниках
Пью — пью!
Я в лозниках
Лью трель
Мою;
Сев на корчу,
Дом свик,
Прощебечу:
— Жив, жив!
Пою, свищу:
— Чив, чив,
Чи-ю.

25. Ямбо-спондеическая секстина
~+~+~+~+~~++~~
~+~+~+~+~~++~~

Тебя невестим, одеваем
Парчой
Злачною, —
Сияй, дитя, над диким краем
Свечёй
Брачною!

26. Анапесто-спондеическая октава
~~+~~++~
~~+~~++
~~+~~++~
~~+~~++

Не умолкнут кругом
битвы
И ясней засквозит
нам
Храм, что стоит теперь
Витберг —
В запредельном Кремле
храм.

27. Хореямбо-спондеическая октава
+~~++~~+~~
+~~++
+~~++~~+~~
+~~++

И не вместят
Сны человеческие
Грез, что блестят
Мне, —
Этот псалом
Ангелов вечности
На мировом
Дне.

наверх
 
4. Группа спондеических обнимающих

1. Хореямб простой
+~~++~~+
+~~++~~+

— Враг у ворот!
— Сколько? — Тьма тем!
— Водоворот
Тысяч — у стен...

2. Обоюдо-спондеическая октава первая
++~~+~~++
++~~+~~++

   Срок
Бьет.
Пронесем через мост
Труп.
Жизнь
Ждет,
И торопит на пост
Труд!

3. Обоюдо-спондеическая октава вторая
++~~+~~+~~+++
++~~+~~+~~+++

         В свод
Голого зала, в простой — вместо свеч
Круг
Ламп,
Бил
Голос оратора, ухала речь,
Как
Штамп...

4. Обоюдо-спондеическая октава третья
~~++~~
~~++~~

— Нас, узников, жрет
Труд.
— Нас, смертников, жмет
Страх:
— Час, кланяясь, бить
Бут;
Два — ползая — рыть
Прах.
Тут, в сумраке, нет
Смен,
Вглубь поприща сход
Крут...
Весь медленный век —
Плен,
Весь горестный век —
Труд.

5. Спондеическая многоярусная первая
~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++
~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++

...Оттуда — на мгновение, внизу
вся
в пламенных сияньях неосчитанных — Москва
наш
рок,
В дни горя, в ураганах и в грозу —
страж
каменный, в годину же хмельного торжества —
наш
бог.

6. Спондеический дактиле-ямб
+~~~++~~~++~
+~~~++~~~++
+~~~++~~~++~
+~~~++~~~++

В узел сатаны нити городов Свиты,
Кармою страны скован по рукам Дух...
Где ты в этот час, ближний из сынов Света,
Бодрствующий в нас огненной борьбой Двух?

7. Ямбо-спондеическая секстина
++~~+~~+~~++
++~~+~~+~~++

Здесь —
Пышные лестницы, каждый их марш —
Прям,
Здесь
Вдоль коридоров шелка секретарш
Дам...

наверх
 
5. Группа новых силлабо-тонических октав

1. Русская октава ямбическая
А   ~+~+~+~+~~
Б   ~+~+~+~+~
Б   ~+~+~+~+~
В   ~+~+~+~
А   ~+~+~+~+~~
Г   ~+~+~+~+~
Г   ~+~+~+~+~
В   ~+~+~+~

Я слышал, как цветут поверия
Под сводом теремов дремучих,
И как поет в крылатых тучах
Серебролитный звон церквей,
Как из-под грузных глыб империи
Дух воли свищет пламенами
И развевает их над нами
Злой азиатский суховей.

2. Русская октава хореическая
А   +~+~+~+~~
Б   +~+~+~+~
А   +~+~+~+~
В   +~+~+~
Г   +~+~+~+~~
Б   +~+~+~+~
Г   +~+~+~+~
В   +~+~+~

И, как отсвет вечно-юного
Золотого утра мира,
Видишь крылья Гамаюновы,
Наклоненные к ручью,
Слышишь пенье Алконостово
И смеющиеся клиры
В чащах праведного острова
У Отца светил, в раю.

3. Русская октава амфибрахическая первая
А   ~+~~+~~+~
Б   ~+~~+~~+~~
А   ~+~~+~~+~
Б   ~+~~+~~+~~
В   ~+~~+~~+~~
Г   ~+~~+~~+~
В   ~+~~+~~+~~
Г   ~+~~+~~+~

И, мерно сходясь над народом,
Как тени от волн набегающих,
Скрывают бесплотные воды
Молящих, скорбящих, рыдающих.
И к полчищам вражьим доносится
Лишь звон погруженного Града,
Хранимого как дароносица,
Негаснущего как лампада.

4. Русская амфибрахическая октава вторая
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+

Ты с башни лиловой сходила
В плаще векового преданья,
А в улицах, в ночи свиданья,
Как оттепель стлалась от ног,
Сулила, звала и грозила
И стужей, и вечной изменой,
С бездонных окраин вселенной
Мерцая, как звездный клинок.

5. Русская анапестическая октава первая
А   ~~+~~+~
Б   ~~+~~+~
А   ~~+~~+~
В   ~~+~~+
Г   ~~+~~+~
Б   ~~+~~+~
Г   ~~+~~+~
В   ~~+~~+

         ...И в сиреневых далях
Цепь двойных канделябров
По ночным магистралям
Устремилась к тебе, —
Страсть горячих и юных,
Доблесть гордых и храбрых
Чарам жертвуя лунным
И твоей ворожбе.

6. Хореическая октава 4-x-стопная усеченная
А   +~+~+~+~
Б   +~+~+~+~
А   +~+~+~+~
В   +~+
Г   +~+~+~+~
Б   +~+~+~+~
Г   +~+~+~+~
В   +~+

Над столицей мировою
Слышишь гул страстей народных?
Так звучал «эван-эвоэ»
В древний век!
Хмель и кровь потоком алым
Бьют из капищ темносводных,
Льют по руслам небывалым
Новых рек.

7. Анапестическая октава усеченная
А   ~~+~~+~+
Б   ~~+~~+~+
В   ~~+~~+~+
Г   +~+~~
А   ~~+~~+~+
Б   ~~+~~+~+
В   ~~+~~+~+
Г   +~+~~

Отпускаю тебя, мой сын,
Мой глашатай! мой луч! мой свет!
Спит невеста твоя в бору,
В диком тереме:
Слышат дебрь да сосновый тын,
Как смеется она в листве,
В росах, блещущих поутру,
В каждом дереве;
Как томится в глубинах сна
Под дрожащим огнем Стожар,
Как сникает по злым ночам
В вихрь и смерчь она, —
Вся текучая, как волна,
Как струящийся фимиам,
Ни народом, ни гранью царств
Не очернена.

8. Русская анапестическая октава вторая
А   ~~+~~+
Б   ~~+~~+~~+~
А   ~~+~~+
В   ~~+~~+~~+
Г   ~~+~~+
Б   ~~+~~+~~+~
Г   ~~+~~+
В   ~~+~~+~~+

С непроглядных окрайн
Преступленье ползло, и доныне
Нерассказанных тайн
Не посмею доверить стиху;
Но уже скорлупа
Зашуршала под ветром пустыни,
Зазмеилась тропа
К непрощающемуся греху.

9. Русская хореическая пятистопная октава
А   +~+~+~+~+~~
Б   +~+~+~+~+
А   +~+~+~+~+~~
Б   +~+~+~+~+
В   +~+~+~+~+
Г   +~+~+~+~+
В   +~+~+~+~+
Г   +~+~+~+~+

Не хоронят. Некогда. и Некому.
На восток — за Волгу, за Урал!
Там Россию за родными реками
Шесть столетий враг не попирал!...
Клячи. Люди. Танк. Грузовики.
Стоголосый гомон на шоссе.
Волочить ребят, узлы, мешки,
Спать на вытоптанной полосе.

10. Усеченная дольниковая октава
~+~~+~~+~+
~+~~+~+
+~~+~~+~~+
+~~+~~+

Народная память хранит едва
Деяния и слова
Тех, кто ни почестей, ни торжества
Не пожинал искони;
Громом их подвигов не стотрясен
Вздыбленный строй времен;
Дальним потомкам своих имен
Не завещали они.

наверх
 
6. Пэоны и гиперпэоны

1. Пэон первый
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+~~~+
+~~~+~~~+~~~+~
+~~~+~~~+~~~+

Там уже проносятся скользящие байдарки,
Яхты накреняются, — как ласточки легки...
Ластятся прохладою ласкающие парки,
Яркими настурциями рдеют цветники.

2. Пэон второй
~+~~~+~~~+~~~+~~
~+~~~+~~~+~~~+
~+~~~+~~~+~~~+~~
~+~~~+~~~+~~~+

Невидимо прикованы бесплотными магнитами,
Вкруг центра отдаленного, покорно ворожбе
Размеренно вращаются гигантскими орбитами
Тажелые троллейбусы мелькающего Б.

3. Пэон третий
~~+~~~+~~~+~~
~~+~~~+~~~+
~~+~~~+~~~+~~
~~+~~~+~~~+

Над рекою, в невидимом предвечерии,
уж потрескивал задумчивый костер,
И туманы, голубые как поверия,
Поднимались с зарастающих озер...

4. Гипер-гипер-пэон первый
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+

Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются,
Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников
объединя,
И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, —
Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.

5. Гипер-пэон
~~+~~~~+~~~~+~
~~+~~~~+~~~~+
~~+~~~~+~~~~+~
~~+~~~~+~~~~+

А прожекторы — тускло-розовый и багровый —
То выхватывают, то комкают облака,
Будто плещутся пламенеющие покровы
Сатурналии — вакханалии — гопака.

6. Гипер-пэон второй
~~~+~~~~~+~~~~~+
~~~+~~~~~+~~~~~+~

Стеной чудовищною наступающая предо мной,
Пучина зыблется — но не свинцовою и не железной, —
Нездешней тяжестью и невычерчиваемой длиной,
То выгибающейся, то проваливающейся бездной.

наверх
 
7. Группа новых силлабо-тонических секстин, декад, дэцим и др.

1. Амфибрахическая секстина
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+
~+~~+~~+~
~+~~+~~+~
~+~~+~~+

Он блещет светло и сурово,
И труб его стройные знаки
Подобны воздетым мечам
Для рыцарской клятвы у Гроба —
Подобны горящим во мраке
Высоким алтарным свечам.

2. Усеченная секстина-дольник
+~~+~~+~~+~~
+~~+~ +~~+~
+~+~~+
+~~+~~+~~+~~
+~~+~ +~~+~
+~+~~+

В эту столикую, тысячетропную,
Бурную юность, в муть подземелий
Горный спуск разреши
С верным оружием — рудокопною
Лампой стиха — в подвалы и щели,
В штольню былой души.

3. Хореическая повторно-усеченная секстина
+~+~+~+~
      +~~
      +~~
+~+~+~+~
      +~~
      +~~

Тучи! Трубные сувои
В золоте!
В золоте!
Гостя песней круговою
Жалуйте!
Жалуйте!

4. Дактиле-ямбическая секстина
+~~+~+~+
+~~+~+~+

Прочь, кто боится!
Плачь,
холоп!
Конница мчится
Вскачь,
В галоп.

5. Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
+~~~+~+~~~+~
+~~~+~+~+
+~~~+~+~~~+~
+~~~+~+++

Мамонтов огромней
Сказочные крабы,
Выше диплодоков
Башни
Туш...
Ромбами, кубами —
Ромовые бабы:
Каждая — как тумба:
На
сто
душ.

6. Плясовая хореическая терцина
+~+~+
+~+~+
+~+~+~ ~+~+~+

       Булки в восемь тонн
Плотны как бетон:
— Прыгайте, ребятки, с батона на батон!

7. Октава со слитною рифмою
А   +~~~+~~~+~
А          +~
Б   +~~~+~~~+~
В          ~+
Г   +~~~+~~~+~
Г          +~
Б   +~~~+~~~+~
В          ~+

Только бы отделаться от дум бы!..
Румбы
Плотная мелодия бубнит
В мозгу,
Зудом растекается по тяжким
Ляжкам,
Мысли разомлевшие кривит
В дугу.

8. Анапестическая квинта
~~+~~+
~~+~~+
~~+~~+~~+
~~+~~+~~+~~+
~~+~~+~~+

        Только стонут во сне,
Задыхаясь в броне —
В ее пальцах, в ее тишине,
И не властен никто ее мощь побороть
Ни в трудах, ни в любви, ни в вине.

наверх
 
8. Группа метро-строф с гипер-актилическими рифмами и консонансами

1. Гипер-дактилические стансы
~+~+~+~+~~~~
~+~+~+~+
~+~+~+~+~~~~
~+~+~+~+

Но горизонт манил засасывающий
И дух застав был хмур и тал;
И каждый раз — ступенью сбрасывающей
Диаметр ночи возрастал.

Вариант
~+~+~+~+~~~
~+~+~+~+

И каждый раз, маршруты скашивая,
Дождем затянутые сплошь,
Предметы ждали нас, расспрашивая
про святотатство, бунт и ложь.

Вариант второй
~+~+~+~+~~~~
~+~+~+~+~

Возов, медлительно поскрипывающих
Развалистая поступь в поле...
Крик чибисов, уныло всхлипывающих
И прядающих ввысь на воле...

2. Спондейно-усеченнная гипер-дактилическая октава
~+~~+~~~~
~+~~+~~~
~+~~++
~+~~+~~~~
~+~~+~~~
~+~~++

Их стаей аукаемая,
Их пеньем встречаемая,
Над мирной рекой
Сплю,
Ветрами баюкаемая,
Лесами качаемая,
Исконный покой
Длю.

3. Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
~+~~+~~+
~+~~+~~+~~~
~+~~+~~+
~+~~+~~+~~~

Неясно доносится дрожь
из глуби столетий
немотствующей,
Когда с Немезидою схож
Блик его гнева
безумствующий.

4. Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
~+~+~~~
~+~+~
~+~+~~~
~+~+~

А копны сложенные —
Все реже, реже...
Леса нехоженные —
Ни сел, ни мрежей...

5. Гипер-дактилическая квинта
  +~~+~~
  +~~+~~
  +~~+~~~~
  +~~+~~~~
~~+~~+~~+~~

    Цугом бряцающим,
Шагом торцующим,
Цоколи сдавливающим,
Кровли расплющивающим —
Продвигаемся, князь, продвигаемся.

6. Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
~+~~+~~~~
~+~~+~~~~
~+~~+~~~~
~+~~+~~~~

— Спешим — поторапливаемся!
— Бежим — перевертываемся!
— Летим! перекручиваемся!
— На ходу отпочковываемся!..

7. Удлиненная ямбо-гипердактилическая октава
~+~+~~ ~+~+~~~
~+~+~~ ~+~+
~+~+~~ ~+~+~~~
~+~+~~ ~+~+

Листвы мерцающей
шелка трепещущие
Струясь колеблятся,
шуршат вокруг нас,
Всегда певучие,
всегда щебечущие,
Не умолкающие
ни на час!

наверх
 
Смотрите также Некоторые заметки по стиховедению.

Примечания

Эта работа Д. Андреева. не датирована и, видимо, не вполне завершена, но судя по присутствию в заголовке цикла «Бродяга» (о нем см. п. 53-пр.*) и обилию строф, представляющих варианты, не вошедшие в окончательные тексты, она написана не позднее 1955 г.

________________
* В письме А.А.Андреевой от 2 марта 1956 года (т.3-2, п.53) Д.Андреев писал следующее:
«Бродяга» же был дополнен несколькими десятками стихотворений и распался на 3 цикла, из которых – «Сквозь природу» и «Босиком» – вошли в состав «Русских богов» в качестве глав XIV и XV** (всего – 18), «Миры просветления» – XVI, «Навна» – IX, «Грозный» – X, а третий – просто сборище стихов о природе, никуда не попавших. Он даже не собран как следует.

** Порядок глав в окончательном варианте иной. См. РБ.
________________

Включая в себя большое количество ранних вариантов стихотворений, «Новые метро-строфы» дают представление и об особенностях поэтического творчества Д.Андреева, и его условиях, когда поэт после изъятия и уничтожения своих рукописей уже во время тюремных «шмонов», был вынужден их вновь и вновь восстанавливать. Есть основания считать, что не все цитируемое в этой работе восстановлено.

В примечаниях общепринятые стиховедческие термины, как правило, не объясняются, кроме тех случаев, когда это необходимо для характеристики особенностей стиха Д.Андреева.

Метро-строфы. Примечание Д.Андреева из «Некоторых заметок по стиховедению»:

Под метрострофой я разумею любую, непрерывно и единообразно в данном стихотворении повторяемую группу строк, в которой сочетается твердое следование одному заданному метру со столь же единообразно проводимой рифмовкой. Например, в русской поэзии XIX века самой распространенной метрострофой было четырехстопное ямбической четверостишие с рифмовкой АВАВ, где А – рифма женская, В – мужская. Силлаботоническая поэтика знает несколько десятков метростроф, чистые же дольники и интонационный стих Маяковского не знает метростроф вовсе. Тем не менее, после кратковременного восстания футуристов, метрострофа утвердилась в русской поэзии как основная структурная единица. По-видимому, потребность в ней вытекает не столько из свойств русского языка, сколько из некоторых психологических особенностей тех эпох, которые стремятся к созданию твердых и долговечных эстетических форм больше, чем к разрушению старых канонов.

1. Группы спондеических восходящих

Спондей в русском стихе представляет ритмический ход, обычно в ямбе, когда рядом ставятся два и более ударных слогов. В нашей поэзии применение спондеев – сверхсъемных ударений – встречается уже в XVIII в., но такого обилия сознательного и систематизированного употребления спондеев, как у Д.А. в ней никогда не было. Кроме того, у Д.Андреева. применение спондеев связано и с определенной системой строфических построений. Поэтому, несмотря на то, что некоторым метрическим особенностям и «ходам» Д.Андреева. можно отыскать соответствия в богатейшей истории русского стиха, его спондеические «метро-строфы» действительно являются оригинальным вкладом в отечественную поэзию. (прим. Б.Романова).

Класс спондеических восходящих – класс метрических систем, в которых спондеический элемент сконцентрирован в начале строфы или в начале каждой из составляющих ее и единообразно повторяющихся групп стоп. (Д.А. «Некоторые заметки по стиховедению»)

1. Спондей
В рукописи первоначально было: Чистый спондей.

«Уж//в темь...» – Вариант строфы из «Симфонии городского дня» (Ср.: 1,64)

«Вон –//в славе...» – Там же (1,68).

2. Спондео-ямб
«– Свет!//Светлый свет!..» – «Утренняя оратория» (3,1,563). Присутствие здесь строф из «Утренней оратории» говорит о том, что она входила в первый вариант РБ.

3. Спондей удвоенный дактилический
«Страж!/Взять...» – Строфа из ЖМ (3,1,96), которая предполагалась в составе РБ.

4. Спондей удвоенный гипердактилический
«Груз//Дум...» – ЖМ (3,1,87). В рукописи вместо Скидывается первоначально было – Свертывается.

«Вой,//вой...» – ЖМ, с разночтением (ср.: 3,1,115-116).

5. Восходяще-нисходящая кваттурдэцима
Кваттурдэцима – (от лат. quartus-decimus и аналогичного фр.) – четырнадцатистрочная строфа; правда, как мы видим на схеме, кваттурдецима сводится метрически к четверостишию (что, впрочем, Д. Андреев делает и в метрических схемах других строф), но характерное для Д. Андреева использование спондеев делает графическую организацию строфы вполне обоснованной.

«Вот,//Сплошь...» – «Шабаш» («Афродита всенародная»; 3,1,581).

6. Спондей облегченный акомпанементарный
В тексте аккомпанементный, в примечании аккомпанементарный — так в бумажном издании

«Нам//Сам...»
– Источник цитаты установить не удалось; возможно строфа восходит к ранней редакции ЖМ.

7.
Название строфы в рукописи отсутствует.

«Уж ночь. Выйду из хаты...» – Строфа, видимо, из одной из редакций цикла «Лесная кровь» (ср.: 3,1,402-403).

8. Восходящая дактилическая дэцима.
Неясно, почему нижеследующие двенадцать строк названы дэцимой.

«Тих//Волн...» – Источник цитаты установить не удалось.

2. Группа спондеических срединных

Класс спондеических срединных – класс метрических систем, в которых спондеический элемент сконцентрирован в середине строфы или составляющих ее групп стоп. (Д.А. «Некоторые заметки по стиховедению»)

1. Ямбо-хорей
«Смешав правду с нагой ложью...» – «Симфония городского дня», вариант (Ср.: 1,57). Здесь и далее в рукописи две дефектных страницы; восстановленный текст заключен в квадратные скобки.

2. Вальс
«Жаркий пульс танца...» – Там же, вариант (Ср.: 1,67).

3. Дохмий
«Гудит// Шаг гагантя...» – «Столица ликует» (1,76).

4. Хвалебная
«[...] юного мощь...» – В рукописи начала строк отсутствуют. «Ирудрана»; вариант (ср.: !,396 /так в бумажном варианте/).

5. Анапесто-хорей
В связи с дефектом рукописи начало схемы отсутствует.

«[...] ама – точно луч солнца...» – Источник цитаты установить не удалось, возможно строфа восходит к неизвестному нам стих. цикла «Древняя память» (см.: 3,1,320-335).

6. Средний удвоенный гипердактилический спондей
«Поспетай//Встать...» – ЖМ, вариант (Ср.: 3,1,42).

7. Срединная восклицательная
«– Хоть дожевать вафельку!...» – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,114–115).

8. Срединно-спондеическая секстана
«– В шкуры! – в шубы! – в шелк!...» – ЖМ (3,1,41).

3. Группа спондеических нисходящих

Класс спондеических нисходящих – класс метрических систем, где спондеический элемент сконцентрирован в конце строфы или составляющих ее групп стоп. (Д.А. «Некоторые заметки по стиховедению»)

1. Хореямбо-спондей
«Я//за стеной...» – Строфа предположительно из ранней редакции ЖМ.

2. Хорео-анапестная усеченная
«Рати! Цитадель...» – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,33).

3. Четырехстопно-ямбнческая спондейная дэцима
«— На плаху, дыбу, на костер...» – Строфа предположительно из ранней редакции ЖМ.

4. Ямбо-пиррихическая спондейная декада
Декада – здесь: десятистишие (от лат. decada – десяток).

«Железо стягивая, плотним...» – Строфа предположительно из ранней редакции ЖМ.

5. Дактиле-ямбо-спондеическая секстина
«— Труженик! Усвой...» – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,85-86).

6. Дактиле-спондевчески дэцнма первая
«А фейерверк — то! до туч...» – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,86).

7. Пятистопно-ямбическнй спондей
«Как горестно взмывает на простор...» – «Измена» /«Материалы к поэме «Дуггур» (З,1,470).

8. Спондеизированный анапест первый
«Мчатся гимны, звенят...» – «Мчатся гимны, звенят...» (Там же; 3,1,472).

9. Пэоно-спондеическая плясовая
«Слышатся набеги, ранул...» – По предположению А.А., строфа входила в несохранившуюся поэму «Солнцеворот».

10. Спондеизированный анапест второй
«На траву я упал...» – «На траву я упал...» («Лесная кровь»; 3,1,414).

11. Спондензировнный четырехстопные ямб
«Тишь//Хвои» – Строфа, предположительно, из ранней редакции цикла «Лесная кровь».

12. Спондеизированный дактиле-ямб
«Запахи с лугов...» – «Сумрак засинел...» («Лесная кровь», с разночтением, 3,1,397).

13. Дактиле-спондеическая дэцима вторая
«Ночь, нисходя, у окраин...» – По предположению АА. строфа входила в несохранившуюся поэму «Солнцеворот».

14. Амфибрахио-спондеическая дэцима вторая
«И в самодержавных сердцах...» – «Дом Пресвятой Богородицы» («Голубая свеча»; 1,241-242).

15. Амфибрахио-спондеическая октава
«Когда не разделишь в клокочущи шторме...» – Там же, с разночтениями ср.: 1,244).

16. Пэоно-спондеическая октава первая
«Броситься колдобинами гор американских...» – «Симфония городского дня , вариант (ср.: 1,61).

17. Пэоно-спондеическая октава вторая
«Вспыхнут ожерелья фонарей...» – Там же (1,64).

18. Пэоно-спондеическая секстина
«Встанет попурри, как балерина, на носок...» – Там же (1,65).

19. Ямбо-спондеическая кваттурдэцима первая
«Звенит хрусталь...» – Там же, вариант (ср.: 1,65).

20. Дактиле-спондеическая секстина
«Но, как и прежде, венцом Мономаха...» – По предположению АА., эта строфа, возможно, из стих. неосуществленного цикла о Москве.

21. Пэоно-спондеичсская декада
«Ветром овеваемы, теплом...» – «На балконе», с разночтением («Материалы к поэме «Дуггур»; 3,457).

22. Спондеизированный анапест третий
«Оттого, что Господь...» – «Сквозь перезвон рифм...» («Материалы к поэме «Дзтгур»; 3,1,462).

23. Анапесто-спондеическая дэцима («карнавальная»)
«А снаружи — в огни...» – «Столица ликует», вариант (ср.:1,80).

24. Ямбо-спондеическое четырнадцатистишие второе
«Я в тростниках...» – «Птички» («Босиком»; 1,410).

25. Ямбо-спондеическая секстина
«Тебя невестим, одеваем...» – По предположению АА, эта строфа из «Утренней оратории», рукопись которой сохранилась не полностью (см.: 3,1,555-572).

26. Анапесто-спондеическая октава
«Не умолкнут кругом...» – «Гении» («Старорусские боги»; 1,253).

27. Хореямбо-спондеическая октава
«И не вместят...» – По предположению АА., строфа входила в «Утреннюю ораторию»; но в переработанном виде она вошла в ЖМ (ср.: 3,1,81).

4. Группа спондеических обнимающих

Класс спондеических обнимающих – класс метрических систем, где спондеические стопы расположены и в начале, и в конце. (Д.А. «Некоторые заметки по стиховедению»)

1. Хореямб простой
«— Враг у ворот...» – По предположению АА., строфа входила в несохранившуюся поэму «Солнцеворот».

2. Обоюдо-споидеическая октава первая
«Срок//Бьет...» – «Красный реквием» (1,89).

3. Обоюдо-спондеическая октава вторая
«В свод...» – Там же, с разночтениями (ср.: 1,90).

4. Обоюдо-спондеическая октава третья
«-Нас, узников, жрет...» – Предположительно, строфа входила в раннюю редакцию ЖМ.

5. Спондеическая многоярусная первая
«... Оттуда — на мгновение, внизу...» – «Симфония городского дня» (1,63).

6. Спондеический дактиле-ямб
«В узел сатаны нити годов свиты...» – «Яросвету – демиургу России» («Темное видение»; 1,99).

7. Ямбо-спондеическая секстина
«Здесь...» – «О тех, кто обманывал доверие народа» (Там же; 1,85).

5. Группа новых силлабо-тонических октав

1. Русская октава ямбическая
«Я слышал, как цветут поверия...» – «У стен Кремля», с разночтением («Святые камни»; 1,34).

2. Русская октава хореическая
«И как отсвет вечно-юного...» – «Василий Блаженный», с разночтением (Там же; 1,37).

3. Русская октава амфибрахическая первая
«И, мерно сходясь над народом...» – «Большой театр. Сказание о невидимом граде Китеже», вариант (Там же, ср.: 1,48-49).

4. Русская амфибрахическая октава вторая
«... Ты с башни лиловой сходила...» – «Темные грезы оковывать метром» («Материалы к поэме «Дуггур»; 3,1,475).

5. Русская анапестическая октава первая
«... И в сиреневых далях...» – «Госпоже города. (Второе)», с разночтением («Материалы к поэме «Дуггур»; ср.: 3,1,464).

б. Хореическая октава 4-х стопная усеченная
«Над столицей мировою...» – («Aphrodite pandemonium») «Афродита всенародная»; 3,1,587).

7. Анапестическая октава усеченная
«Отпускаю тебя, мой сын...» – «Утренняя оратория», с разночтением (3,1,578).

8. Русская анапестическая октава вторая
«С непроглядных окраин...» – Строфа, видимо, относится к «Материалам к поэме «Дуггур»; сравни последние две строки с окончанием стих. «Дух мой выкорчеван. Все мало...» (3,1,476).

9. Русская хореическая пятистопная октава
«Не хоронят. Некогда. И некому...» – «Беженцы» («Из маленькой комнаты»; 1,134).

10. Усеченная дольниковая октава
«Народная память хранит едва...» – «О полузабытых», с разночтением («Святорусские духи»; 1,249).

6. Пэоны и гипер-пэоны

1. Пэон первый
«Там уже проносятся скользящие байдарки...» – «Симфония городского дня», с разночтениями (1,60).

2. Пэон второй
«Невидимо прикованы бесплотными магнитами...» – Там же, с разночтениями (Ср.: 1,52).

3. Пэон третий
«Над рекою, в нелюдимом предвечерии...» – «Древнее», с разночтениями («Сквозь природу»; ср.: 1,383).

4. Гипер-гипер-пэон первый
«Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются...» – «Симфония городского дня», с разночтениями (Ср.: 1, 56-57).

5. Гипер-пэон
«А прожекторы — тускло-розовый и багровый...» – «Танцы вверху» («Афродита всенародная», 3,1,578-579).

б. Гипер-пэон второй
«Стеной чудовищною наступающая предо мной...» – Источник цитаты неизвестен; возможно, это строки одной из редакций поэмы «У демонов возмездия».

7. Группа новых силлабо-тонических секстин, декад, дэцим и др.

1. Амфибрахическая секстина
«Он блещет светло и сурово...» – «Концертный зал» («Святые камни»; 1,43).

2. Усеченная секстина-дольник
«В эту столикую, тысячетропную...» – Источник цитаты неизвестен; тематически строфа связана с «Материалами к поэме «Дуггур».

3. Хореическая повторно-усеченная секстина
«Тучи! Трубные сувои...» – «Утренняя оратория» (3,1,565).

4. Дактиле-ямбическая секстина
«Прочь, кто боится!..» – По свидетельству АА., строфа из утраченной поэмы «Солнцеворот».

5. Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
«Мамонтов огромней...» – «Симфония городского дня», с разночтениями (ср.: 1,78-79).

6. Плясовая хореическая терцина
«Булки в восемь тонн...» – Там же (1,78).

7. Октава со слитною рифмой
«Только бы отделаться от дум бы!...» – «Танцы внизу», с разночтениями («Афродита всенародная»; 3,1,580).

8. Анапестическая квинта
«Только стонут во сне...» – Источник цитаты неизвестен, но тематически строфа может восходить к «Материалам к поэме «Дуггур» или к «Афродите всенародной».

8. Группа метро-строф с гипер-дактилическимн рифмами и консонансами

Консонансы; более употребителен в современном стиховедении термин диссонансы.

1. Гипер-дактилические стансы
«Но горизонт манил засасывающий…» – «Другу юности, которого нет в живых. (Второе)» («Материалы к поэме «Дуггур»; 3,1,453).

«И каждый раз, маршруты скашивая…» – Там же, с разночтениями.

«Возов, медлительно поскрипывающих…» – «Исчезли стены разбегающиеся…», с разночтениями («Зеленою поймой»; 3,1,465). Далее, судя по рукописи, предполагался «Вариант третий».

2. Спондейно-усеченная гипер-дактилическая октава
«Их стаей аукаемая…» – «Утренняя оратория» (3,1,567).

3. Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
«Неясно доносится дрожь…» – Источник цитаты неизвестен, но тематически строфа может восходить к «Материалам к поэме «Дуггур» или к «Афродите

4. Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
«А копны сложенные…» – Источник цитаты неизвестен.

5. Гипер-дактилическая квинта
«Цугом бряцающим…» – Цитата, возможно, восходит к ранней редакции ЖМ.

6. Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
«– Спешим – поторапливаемся…» – ЖМ, вариант (ср.:3,1,40)

7. Удлиненная ямбо-гипердактилическая октава
«Листвы мерцающей…» – «Утренняя оратория», с разночтением (ср.:3,1,562).

наверх
 
Сверху Снизу