При том что Пярт экспериментировал в различных техниках и стилевых моделях, среди которых
изоритмия («Modus»)
[7],
минимализм («Fratres»),
серийность («Trivium»),
неоклассицизм и
коллаж («Коллаж на тему BACH»),
сонорика («Если бы Бах разводил пчёл») и т. д., он не примкнул ни к одной из авангардных школ и в целом не поддержал радикализм, характерный для эстетики музыкального авангарда XX в.
Собственный стиль композитор определяет (начиная с 1976 г.)
метафорически — как
tintinnabuli (букв. «колокольчики»; подразумеваются небольшие церковные колокола с характерными «призвуками»)
[8]. О музыке в этом стиле сам Пярт говорил:
Каждая фраза дышит самостоятельно. Её внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание <…> [В паузах нужно] научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в другой звук, весомость этого шага <…> Нельзя торопиться. Надо взвешивать каждый шаг от одной точки до другой на нотной бумаге. Надо, чтобы шаг был совершен только после того, как ты пропустил все возможные ноты через своё «чистилище». Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным.
[9]
Музыку Пярта иногда относят к стилевому направлению
«новой простоты» (
нем. neue Einfachheit,
англ. New Simplicity), а также (в англоязычной прессе) называют
«духовным минимализмом» и «новой благозвучной музыкой». «Простой» в зрелой музыке Пярта считается гармония (расширенная
тональность с ясно ощущаемой опорой на трезвучие, скупо украшенное мягкими «призвуками», то есть дополнительными конструктивными элементами вертикали), ритм (неоднократно повторяемые
ритмоформулы, так называемые «паттерны»),
силлабический распев текста, прозрачная
гомофонная фактура (нередко — контурное двухголосие) и т. д.