Поиск стихотворений

Перечисленные ниже стихотворения не вошли в ПСС. Ищу эти стихи в том виде, как они были позже изданы на бумаге (сохранение авторской «лесенки», где была). У кого есть — подцепите к сообщение файл Word, чтобы я добавил в тот файл, который выложен для скачивания. Либо опубликуйте здесь с использованием тега [PRE][/PRE].

Рылееву (из цикла «Крест поэта»)
Поэма «Гулянка»
«Близятся осени дни, по ночам холодеют туманы…»
«Я неизбежен, как рок…»
«– Обманул меня!.. Вышвырнул!..»
«Лечь в тебя, горячей плоти родина….»
«Ни кровью, ни грубостью праздников…»
«Ржанье конское…»
«В кармане бушлата…»
<Ответ Пушкину>


Стихотворения, не вошедшие в окончательную редакцию «Русских богов»:
«Оттого ль...»
Уснорм
«Бравый солдат…»
«Пронизан духовною славой...»
Трансмифы


*************

Пронизан духовною славой,
Каким не бывал на земле,
Как лилия, храм пятиглавый
Блистает в Небесном Кремле.

Но стены московского храма
Бесславною смертью мертвы;
Лишь гости народного срама
Любуются «сердцем Москвы».

Как гномы, от гордости пучась,
Пройдет пионерский отряд...
Про их неизбежную участь
Огни пяти звезд говорят.

Не слышится поступи гулкой
Того, кто бичом был стране,
Кто сброшенный глубже Пропулка,
Молчит на космическом дне.

Но странная давит истома
На разум приявший бразды,
И страхом подспудным гнетома
Столица серпа и звезды.
1950—1955

ТРАНСМИФЫ
Укрывшись от блеска и шума
Священным плащом — созерцаньем,
Над метакультурным мерцаньем
В идее подняться дерзни:
Пусть эта высокая дума
Сумеет коснуться порога
Тех фирнов, где близостью Бога
Полны совершенные дни!

— Пять склонов вершины алмазной,
Пять радуг блистающей сферы,
Пять врат Мировой Сальватэрры,
Пять лестниц в ее синеву.
Нирвана, Нирудха... о, разны
Ее голубые отроги;
Лишь дух, просиявший как боги,
Вступает туда наяву.

Для этого счастья вериги
И в сердце звенящие песни.
Для тайн этих — иероглифы
И символы вечной весны.
Зеркальной поверхностью мифов
Пяти высочайших религий
Все пять этих блещущих лестниц
Грядущего отражены.

Трепещут, качаясь, мерцая,
Ломаемые отраженья,
И каждое — илистой мглою
И серою замутнено;
А в храмах, дымясь и бряцая,
Колеблются богослуженья,
И в каждом — от каждого слоя
И душно и полутемно.

Но слышишь и чуешь, ликуя,—
Пока только в огненном лике,
Чтоб утлое сердце вмещало, —
Но чище, опять и опять,—
Как в небе гремит аллилуйя:
Трансмиф наивысших религий.
Они абсолютны. Их мало.
Их было и будет лишь пять.
<1955 ?>

ПРИМЕЧАНИЯ

«Пронизан духовною славой...». 8-е стих, первой редакции цикла «Дом Пресвятой Богородицы». А.А. Андреева вспоминает в заметке к этому стих., что «оно не включено в цикл по следующей причине: за недолгую жизнь Даниила между освобождением и смертью, мы были в Кремле и в Успенском соборе. Когда вышли, он сказал: — Я написал неправду. Собор жив. Он жив другой, трагической жизнью, но совершенно жив, — и убрал стихотворение из цикла. Это важно, потому что говорит об его серьезном, требовательном, очень честном и все время контролирующем себя отношении ко всему мистическому смыслу своего творчества». ( РАЛ). И все же, добавим, что в стих, есть и иная правда — правда времени и тогдашнего мироощущения поэта. Пропулк — «одно из самых ужасающих страдалищ»(2,172), «мир искупительных страданий массовых палачей, виновников кровопролитных войн и мучителей народных множеств»(2,174). См. также стих. «Пропулк» (1,93-94).

Трансмифы. В рукописи над названием цифра IV. Стих., видимо, предназначалось для цикла «Миры просветления» книги «Русские боги». Трансмиф у Д. Андреева «общий миф сверхнарода», который «есть осознание сверхнародом в лице его наиболее творческих представителей некоей второй реальности, над ним надстоящей» (см.: 2,105-117). Метакультура — см.: 2,592. Пять склонов Вершины алмазной — ср. в «Розе мира» — 2,110-111. Мировая Сальватэрра — см.: 2,592-593. В рукописи этого стихотворения присутствуют также две строфы, представляющие собой вариант последних строф стих. «Метакультуры»(1,111-112), что позволяет предположить, что оно заменило стих. «Трансмифы», развивающее ту же тему. Датируется исходя из авторской датировки стих. «Метакультуры».

Источник. Сборник «Даниил Андреев в культуре XX века». — М.:2000, с.231—235.

******

Лечь в тебя, горячей плоти родина,
В чернозём, в рассыпчатый песок…
Над глазами расцветёт смородина –
Терпких ягод кисловатый сок.

Тихий корень, прикоснись к груди моей,
Выпей кровь из охладевших жил,
Мчи её наверх, в поля родимые,
Где когда-то я дышал и жил.

Осенью лиловые и красные
Зёрна ягод птицы поклюют…
Где конец твоим высоким странствиям,
Плоть моя, где для тебя приют?

1935

******

Оттого ль, что в буднях постылых
Не сверкнет степной ятаган,
Оттого ль, что течет в моих жилах
Беспокойная кровь цыган –
Оттого щемящей тоскою
Отравив мне краткий приют,
Гонит страстный дух непокоя
В мир и в марево жизнь мою.
И когда в скрежещущий город
Донесется юная весть,
Что нагреты солнцем просторы,
Что в лугах цветы уже есть –
Рвутся дни мои щедрым маем
Вдаль – в дремучее колдовство...
Голос сердца непререкаем,
Невозвратны пути его.
1936

********

Ржанье конское!
Степь задонская
От Волыни до Урала
В дни раздольные
Надо мною простирала
Тучи вольные.
Мчала, пела, укачала
Перепутала начала,
Не собой ли обручала
На ночлегах и в бою?
Венчан я навек с тобою
В поле – синью грозовою.
Скрой же чистою травою
Смерть мою!
Утро сонное –
Ширь бездонная...
Тополя пирамидальные
Прячут белый тихий дом.
Степь в росе и тучи дальние
Оторочены дождем.
Вновь запахнет конской гривою,
Снова звякнут стремена,
И пойдет нетерпеливая
По лицу плясать весна.
<1950 ?>

********

В кармане бушлата
Нож с пятнами крови,
Град крепкого мата
Всегда наготове,
Тяжелые ноги
Да с водкою фляга
Мерещатся многим
При слове «бродяга».
Злодейства и кражи.
Но есть ведь другие.
И званье бродяжее
Моя панагия.
Я легок и весел,
И нет во мне злобы,
И гению песен
Я верен до гроба
1950-е

*****

[Ответ Пушкину]

... И равнодушная природа
Красою вечною сиять...
Как: равнодушная?! И воды,
И травы, мягкие, как мать,
И пляжа бархатное ложе,
И добродушный дуб-простак,
Все – равнодушно? – Боже, Боже,
Несчастны те, кто мыслит так.
По воробьям стрелять из пушки
<…>
Но здесь – авторитет! Здесь – Пушкин!
«Поэт – а резвость какова»...
Пускай, кто жаждет споров бурных,
Доискивается причин
Сего явленья – в мгле культурных
И прочих смутных величин.
Чтоб не теряться в многострочьях,
Я путь другой ищу: он прост,
И потому взываю: прочь их!
Хватайте истину за хвост.
А хвост ее – не в том, что прав-де,
Гигант во всем – от А до Я,
А в том, что он не снидил к правде
Стихий, их душ, их бытия.
Естественно! Откуда б мог он
Понять, чем истинно светла
Природа? Из дворянских окон?
Иль в осень – с конского седла?
Ходил ли Пушкин без перчаток?
И в золотой пыли дорог
Хоть раз мелькнул ли отпечаток
Его разутых, шустрых ног?
Босыми пятками отстукав
Верст двадцать в лунном серебре,
Он не ловил дремучих звуков
И треска хвойных игл в костре.
Брезгливо помня о заразе,
Мальчишкой, черный как жуки,
Он не лепил из жирной грязи
Ладошкой бойкой пирожки.
Не черпал он у солнца пламя
Всем телом жадным, как ковшом,
Валяясь чудными часами
В песке у речки, нагишом.
Над зарослями иван-чая,
Сквозь птичий гам, фью-фью, ку-ку,
Листву колебля и качая,
Не распевал он на суку!
Он не давал в пустынных нивах
К своей груди, к своим плечам
Устам туманов молчаливых
С лобзаньем никнуть по ночам.
Но если б воздух, землю, воду
Он осязал, как в наши дни –
Про равнодушный лик природы
Не заикнулся б он. Ни-ни.
1955

*******

Уснорм

В суете и в кружении
Ум снует наш... а в истине,
Выше образов, контуров, форм,
Длит за всех нас служение
И творит евхаристию
Слой всемирного храма, Уснорм.
Плоти грузной потворствуя,
В сон ли мы замурованы
Иль в житейское погружены –
Ткут в Уснорме нам,
В сменах праздничных бодрствуя,
Соучастники вечной весны.
Если, веруя таинствам,
Укрепимся в прозрении –
Дух к безмерному станет готов:
Будем чаять парение
Славословящих даймонов
И лучи их воздетых жезлов.
Их вое крылья расправятся
И над райскими кущами,
И над тусклым огнем пропастей;
Меж созведьями явятся –
Как тиары плывущие
Серафимов, Начал и Властей.
Все сравнения евангельские
Превзойдя своим обликом,
К Богу жар наш стремясь вознести,
Из кадильницы ангельской
Поднимается облако
До святилищ во Млечном пути.
Лишь в Уснорме откроется
Связь с другими просторами,
Их тончайший, неранящий жар:
Здесь воистину Троице
Миллиоными хорами
Приобщается Шаданакар.
Точно сфинкс расколдованный
Там и лики звериные
Служат небу, светясь изнутри,
Ибо в день обетованный
Мудрой верой старинною,
И они будут там, как цари.
И священными танцами
Стихиалей просвеченных
Полыхает и полнится храм,
Плещет протуберанцами
Душ, победою венчанных,
Возносящихся, как фимиам.
Что нам призрачной смерти сон?
Что все числа и грани нам
Бедных слов и рассудочных норм,
Если вступит из Нэртиса
Каждый радостным праздником,
Как участник служенья, в Уснорм.
1955

*******

– Бравый солдат, решив: «так надо!»,
Остервенившись бранной игрой,
С руганью бросил под танк гранату.
Это – несчастный, а не герой.
– Залпом зениток свод ночи распорот...
Если герой ты – спасай и укрой.
Бомбу швырнет по заданью в город
Только чудовище, а не герой.
– Ранит себя, кто убьет иль разрушит.
Чин ли спасет его? орден? ранг?
Брошенное возвращается в душу,
Грозно, непрошенно, как бумеранг.
– Лютые наши народоустройства
За злодеянье венчают нас.
Граждане! Подлинное геройство
Еле приметно для наших глаз.
– В самоотдаче оно – и только.
Все равно, где: дома ль, в бою...
Каждый Ванюшка, Никита и Колька
Это постигнет в пору свою.
– А величайшее – медленно строить
Общую радость тихим трудом.
Этим подвижникам, этим героям
Станет Синклит, как отчий дом.
– Неосуществимо?
И слишком круто?
Может быть – надоело, старо?
– Вечно, а не старо.
Потому-то
Пишет об этом
это перо.
1955
 
Огромное спасибо за стихи! Про трансмифы мировых религий очень интересно и кажется что что-то новое в сравнении с текстом РМ! По крайней мере для меня.

за недолгую жизнь Даниила между освобождением и смертью, мы были в Кремле и в Успенском соборе. Когда вышли, он сказал: — Я написал неправду. Собор жив.
Я предположу что если тогда собор жив, то и сейчас. Там даже богослужения проводятся (по пригласительным билетам):

http://www.patriarchia.ru/db/text/136651.html

Получается неплохое мероприятие для встречи (по)читателей текстов и идей Андреева.

Даже есть наработка по идее виртуального храма (пока музей скорее):
https://assumption-cathedral.kreml.ru/virtual-tour/
 
Там даже богослужения проводятся (по пригласительным билетам):
Я был в этом соборе, когда в 1982 году мы втроем, мать, я и её друг ездили в Москву на неделю. Заходили помню в этот собор, где находятся гробницы русских царей и где проходила многочасовая церемония коронования последнего императора.. Он был как ни странно открыт для посетителей в то время. Там совершенно особая атмосфера..
 
Сверху Снизу