Плюсы советского воспитания, идеологии и эстетики по Даниилу Андрееву

Ольга,

Я думаю, то что вы описали выше, это не специфически советское явление, а скорее дух времени того периода. На Западе ничуть не лучше приходилось. А в Союзе был, например, «зелёный патруль». Детишек в школе к этому приобщали тоже.

«3628»

Здесь в Америке я с удивлением, узнал, что большинство домашних собак и кошек у людей кастрированы. В итоге у кого из них диабет, у кого рак, и почти у всех избыточный вес. Они постоянно лечатся, точно так же, как, впрочем, и сами хозяева. А в Союзе, опять же, подобное являлось большой редкостью. Никто этого никогда не делал за какими-то совсем уж необычными исключениями.

Конечно, наше общество в целом далеко ещё от идеала, но советский вариант обращения с животными, по моему, был отнюдь не худшим и выигрывал по сравнению со многими другими вариантами.

.
 
Здесь в Америке я с удивлением, узнал, что большинство домашних собак и кошек у людей кастрированы. В итоге у кого из них диабет, у кого рак, и почти у всех избыточный вес. Они постоянно лечатся, точно так же, как, впрочем, и сами хозяева. А в Союзе, опять же, подобное являлось большой редкостью. Никто этого никогда не делал за какими-то совсем уж необычными исключениями.

Конечно, наше общество в целом далеко ещё от идеала, но советский вариант обращения с животными, по моему, был отнюдь не худшим и выигрывал по сравнению со многими другими вариантами.
Моя тетя не стерилизовала кошку и давала ей контрасекс, в результате чего она умерла в мучениях. Кошки не стерильные- мучение для животных и хозяев. Они безумно орут каждую течку, в это время хозяева не знают что делать. Они дают им вредные препараты типа контрасекс, которые 100% приводят к раку, лучше бы просто гуманно животин умертвить еще в котячестве, так как это просто издевательство. Да и денег на лечение рака просто прорва, гораздо больше чем лечение людей.
У меня 3 кошки стерильные кроме одной им больше 12 лет, здоровенькие. Которая не стерилизованная вовремя, стала страдать увеличением живота, который раздувается будто она беременна, и потом живот сдувается.
Ветеринары советуют её стерилизовать, потому что у нее скорее всего пиометра. Пиометра бывает когда в открытую матку кошки во время течки набивается грязь, и возникает воспаление придатков. Эти придатки надо удалять, это та же стерилизация, только более тяжелое заболевание. Воспаленные придатки в кошке раздуваются до гигантских размеров и весят несколько кг, фото не буду выкладывать, но это как связка сосисок.
К сожалению, в возрасте 12 лет уже не советуют проводить стерилизацию, потому что животное может не пережить наркоз. Особенно после того, как в России запретили лучшие препараты для наркоза, те что остались имеют побочки. Так что, чем быстрее стерилизовать, тем лучше
Поэтому, стерилизовать животных надо обязательно.
Я делала листовку для зоозащитников о стерилизации
1.jpg
2.jpg
 
Редактирование:
Не увидела тему «Минусы советского воспитания, идеологии и эстетики», напишу тут же.
Ну, ок. Тему про плюсы я сделал чтобы найти, обсудить и понять именно плюсы. Мне кажется для этого хороша тема, где минусы не обсуждаются. А для минусов может быть хороша другая ветка. Сейчас кнопки редактора у меня нет, так что пост и дальнейший спор про минусы так и останутся в этой ветке пока что, что поделаешь. :rolleyes:
 
Редактирование:
Большое спасибо Павлу! Процитирую тут пост Павла с коллекцией и комментариями в тему этой ветки:

Вот, например, подборка:
https://blog.okko.tv/selections/golos-iz-prekrasnogo-daleka-luchshie-sovetskie-filmy-dlya-detej-i-podrostkov

Но там не всё. Были, например, ещё такие фильмы, как «Выше радуги», «Сказка о звёздном мальчике» и ещё что-то (если найду — кину).


Мультфильмы:
https://www.film.ru/compilation/sovetskie-multfilmy

Ну, честно, всё это выглядит сейчас для меня, словно голос из грекоримской инкарнации. Я уже сам не верю в то, что вижу! :)
Недавно «Буратино» смотрел — реально раздвоение сознания какое-то происходит. Вроде бы знаешь, что это было когда-то частью твоей самой настоящей и желанной реальности, но вместе с тем, всё же настолько изменилось вокруг! Очень странное и даже прикольное в чём-то ощущение!

Но эти вещи позволяют тоже ощутить дух эпохи. Определённый её срез безусловно. Даже, я бы сказал, в чём-то «компенсационный срез», но тем не менее, вполне настоящий и оказывающий огромное влияние на тогдашнее молодое поколение (да и не только молодое).
 
Я бы проголосовал за тему «Плюсы и минусы», ибо всё должно находиться рядом: тезис + антитезис = синтезис. А иначе не получится именно сбалансированного и целостного взгляда на предмет. В одном месте будут только хвалить, в другом — только ругать. Как им встретиться и «пожать друг другу руки»?

Михаил, Я рад, что ссылки понравились! Да много было замечательного, которое просто вот так навскидку не приходит на ум. Вот ещё, «Капитан Соври-голова» :) Тоже детский и очень поучительный и светлый фильм.
Но, ведь, подобные произведения (а это не только кинопродукция), они же проводят в общество и определённые энергии. И эти энергии потом там живут и действуют. Это не просто развлечение или «фабрика грёз».

Н а с ч ё т ж и в о т н ы х

Ольга, я слышал все эти доводы и раньше. Но тут же воспрос какой? С какой целью человек приводит в дом животное? Он его ради себя и собственного самоублажения приводит? Тогда — да — все средства хороши. И собачка-кошечка рядом и развлекаться не мешает — красота! Но это, ведь, положа руку на сердце, что есть? Это же голимый эгоизм, извиняюсь! Я не конкретно о вас говорю — я говорю о кластере людей, оправдывающих подобные практики. Не можешь содержать животное в подобающем и здоровом для него облике — не бери! Кто заставляет брать? А если взял, имей ответственность. Не ты им жизнь дал и такой порядок физиологии и поведения — не тебе его и менять. Ты кто? Господь Бог? Великая стихиаль Заранда? Личным опытом тогда и примером покажи. Пойди сам себя сперва кастрируй и прикинь, лучше тебе стало жить или чего-то не хватает? :)

Не знаю, не люблю я эти манипуляции с тем, куда человеку лезть не положено. А то это так и эвтаназию оправдывать придётся и много чего иного. Тоже, мол, зачем тебе, бабка, жить и мучиться? У тебя же и артрит, и сердце, и головные боли, и гипертония — ну что это за жизнь? — одно мучение! А тут мы тебе сладкую пилюльку под язычок — уснёшь сном ангельским, ничего даже не почувствуешь. А там уж анунаки с вилами встретят!.. И. опять же, почему имено бабка? Молодой паренёк. Взгрустнулось? Девушка бросила? Друзей нет? Врагов тоже? Ну, чего ж тебе так, милок, тянуться-то так да пыхтеть тускло? Прими и ты таблеточку на сон грядущий и будет тебе мир, счастье и радость незабвенная! )) А мы тебя, дорогой, потом на органы Джорджу Соросу. Ему-то ой, как нужнее! Он — голова!

Нет, ну гуманно же? А что, собственно? Помогаем людям. Заботимся! Отбираем ценных, удаляем бесполезных. А иначе, типа, кислорода на всех не хватит. Логично рассуждаю? :))

.
 
Ольга
, я слышал все эти доводы и раньше. Но тут же воспрос какой? С какой целью человек приводит в дом животное? Он его ради себя и собственного самоублажения приводит? Тогда — да — все средства хороши. И собачка-кошечка рядом и развлекаться не мешает — красота! Но это, ведь, положа руку на сердце, что есть? Это же голимый эгоизм, извиняюсь!
Зоозащитники и говорят, что мотивы почему люди берут животных эгоистичны — хотят развлечься, детей занять. Приручили животных с утилитарным интересом, в основном.
Собаки должны сидеть на цепи, хотя это жестокое обращение, и ряд стан запретили это. Подпишите петицию против цепного содержания https://www.change.org/p/вся-страна-сидит-на-цепи-против-цепного-содержания-собак?utm_source=share_petition&utm_medium=custom_url&recruited_by_id=371917d0-eb4d-11e7-8040-cd607f1d23cd
Люди считают что собаке не холодно на улице, не больно, что ей комфортно на короткой цепи. Даже те кто думает что они любят собак часто держат их на цепи.
Чтобы собаки лучше справлялись с функцией охранников, их натаскивают и делают злыми — натаскивают на злобу. Вместо того чтобы работать над улучшением их интеллекта и совершенствованием.

Слайд6.JPG
Слайд7.JPG
Зоозащитники берут животных чтобы спасти их с улицы, помочь. Они за то чтобы животных вернуть в дикую природу, за дедоместикацию. Потому что по факту, часто домашние животные для людей игрушки, которых люди хотят под свой комфорт переделать — отрубить фаланги пальцев с когтями (операция «мягкие лапки») чтобы не драли мебель. Животные должны жить для себя и выполнять свои планы на жизнь, а не быть рабами людей. К сожалению, одомашненные животные настолько поставлены историей в зависимость от людей, что вернуть их в природу затруднительно. Но, все равно, есть стаи диких коров в Чернобыле, хотя считается что корову надо постоянно доить, и она зависит от людей. Нужно приложить усилия чтобы животные вернулись в природу.
По поводу стерилизации — она не только для удобства людей, но и ряду причин которые перечислены выше в листовке — избыток животных на улицах, болезни от того что не стерилизовано.
Д Андреев пишет, что человечество столкнется с проблемой избытка животных, и надо будет как-то регулировать их численность. Он думал что люди найдут решение. К сожалению, наиболее гуманный путь регулирования численности — стерилизация, люди ничего лучшего не придумали. Люди не занимаются тем, чтобы сделать для животных какие-то хорошие методы контроля популяции, в этом выражается равнодушное отношение к животным. Людям пофиг, и поэтому люди до сих пор не могут ничего лучше придумать, чем удалять детородные органы питомцам, во избежании приплода. Зато тратятся огромные средства на войны, они могли бы пойти на разработки гуманных методов контрацепции животных.
Контрасекс как я уже писала выше — настоящий яд который приводит к раку, животные умирают в мучениях.

Так будет возрастать этот творческий труд совершенствования зверей – труд бескорыстный, вдохновляемый не нашими узкими материальными интересами, а чувством вины и чувством любви. Возрастающей любви, слишком широкой, чтобы замкнуться в рамках человечества. Любви, которая сумеет разрешить проблемы, кажущиеся неразрешимыми теперь; например: где же разместятся все эти животные, если человек прекратит их массовое убийство? Не повторится ли во всемирном масштабе то, что случилось с кроликами в Австралии, где они, размножаясь в непомерных количествах, превратились в бич сельского хозяйства? Но эти опасения похожи на мальтузианство, перенесённое в мир животных. Сейчас нельзя, конечно, предугадать тех мер, какие найдут и осуществят в этом направлении наши потомки. Наихудшим представляется установление определённой квоты: превышение её будет вынуждать общество конца XXI столетия прибегать к искусственному ограничению рождаемости животных. Однако не лишено вероятия, что этот вопрос будет разрешён иначе – путём, который на современном уровне естественных наук, техники, экономики и этики предвосхитить невозможно. Но даже в случае установления квоты, всё же это будет неизмеримо меньшим злом, чем совершающееся поныне. Сумма страданий, приносимых человеком, уменьшится колоссально, а ведь именно в этом и состоит задача.
 
Редактирование:
Сама против эвтаназии, и всегда пишу властям, когда кто-то из властей начитает протаскивать законы которые разрешают эвтаназию животных. Раньше в СССР бездомных собак убивали, они шли на мыло. С принятием 498 фз эвтаназия бездомных животных запрещена, и государство выделяет немалые деньги на строительство приютов и программу ОСВВ. Но, местные власти хотят и деньги на приюты взять, и животных убивать как раньше. То есть, по факту хотят воровать, часто можно наблюдать пустые новенькие приюты, когда их построили, а животных, по сути, уничтожают не законно.
Часто власти регионов выдвигают законопроекты, чтобы в 498 фз прописать эвтаназию, что вообще, предел наглости. Подобное было бы узаконенное воровство денег на ОСВВ и приюты, потому что зачем их строить если животных уничтожают? Чтобы деньги тырить?
Не знаю, не люблю я эти манипуляции с тем, куда человеку лезть не положено. А то это так и эвтаназию оправдывать придётся и много чего иного. Тоже, мол, зачем тебе, бабка, жить и мучиться? У тебя же и артрит, и сердце, и головные боли, и гипертония — ну что это за жизнь? — одно мучение! А тут мы тебе сладкую пилюльку под язычок — уснёшь сном ангельским, ничего даже не почувствуешь. А там уж анунаки с вилами встретят!.. И. опять же, почему имено бабка? Молодой паренёк. Взгрустнулось? Девушка бросила? Друзей нет? Врагов тоже? Ну, чего ж тебе так, милок, тянуться-то так да пыхтеть тускло? Прими и ты таблеточку на сон грядущий и будет тебе мир, счастье и радость незабвенная! )) А мы тебя, дорогой, потом на органы Джорджу Соросу. Ему-то ой, как нужнее! Он — голова!
498 фз запрещает эвтаназию животных, её проводят только если животное имеет травмы не совместимых с жизнью. За жестокое обращение ответственность 2-5 лет лишения свободы.
Я пошутила насчет эвтаназии, просто мучения животных от контрасекса ужасны, надеюсь его применение запретят.
Зачем люди берут животные в дом? Чтобы оно не кричало ужасным голосом во время течек дают яды от которых оно мучительно умирает. СТЕРИЛИЗАЦИЯ ГОРАЗДО ГУМАННЕЕ, она полезна для здоровья — пример моей не стерильной кошки на лицо. И любой зоозащитник будет в меня плевать за то что я не простерилизовала вовремя кошку.
Вчера например, в зоозащитном чате
Снимок.JPG
Но, я не давала ей контрасекс, и терпела ее поведение — крики и метки во время течек.
А сколько случаев, когда животных берут в дом и начинают издеваться — подвешивают к люстре, стирают в стиральной машине, не кормят, выкидывают с окон. https://www.ntv.ru/novosti/2742367/
С вещами лучше обращаются, купив вещь ее не начинают сразу ломать и портить, берегут.
Я думаю, есть люди которым надо законом запретить брать животных, такие люди как раз наоборот, берут новых и новых... Нужен конечно экзамен, для того чтобы иметь возможность взять животных.
Стерилизация и эвтаназия людей на Западе реальность, недавно Ален Делон ушел из жизни таким образом, мне жаль, он любил животных, дома держал собак и кошек, спасал их. Он ничем не болел, просто наверное была депрессия, печально.
 
Редактирование:
Самое главное в СССР это мощная наука, военная промышленность и армия, что позволяло держать демонизированного Стэбинга в рамках.
Западным странам до сих пор не удалось и не удастся никогда и близко приблизиться:
— к качеству технического образования в школах и ВУЗах СССР;
— к армии такого масштаба;
— к такого качества и такого количества военной техники. Чудо-оружие из «мультиков» по сути это доработка проектов родом из 70-ых годов. Многие проекты не имели аналогов. Да какие многие — подавляющая часть. Сейчас через тридцать лет буржуям едва едва удалось создать жалкие аналоги с намного худшими характеристиками.
Техническая мощь Советского Союза поражает.



Есть ещё много плюсов меньшего масштаба. Всех и не перечислить. Например, тема секса и проституции. Про бытовую проституцию, когда 20-летние встречаются с богатыми 50-летними мужчинами ради очень солидных и регулярных подарков в у. е., в те времена никто и не слышал. Маша могла встречаться с учителем Петей, живущим от зарплаты до зарплаты, и её всё устраивало. Сколько сейчас таких Маш? 3%? :D И с кем встречаются, если вообще встречаются, эти Пети? Сейчас же институт семьи разрушен, две женщины из трёх уже через несколько лет подают на развод. И чем дальше, тем хуже будет.
 
Редактирование:
Хочу поделится неприятными знаниями из области школьного образования в СССР. Я училась в педагогическом вузе, на отделении «ИЗО и НР», на специальность учителя изо и народных ремесел.
Кроме моей специализации учителя ИЗО, мы изучали базу, которую должен знать учитель в средней школе, и проходили педпрактику в школе (про педпрактику не буду писать, это отдельная песня).
Так вот, есть система заполнения школьного журнала, и категорий учеников, которую должен учитывать школьный учитель.
Все учащиеся делятся на 3 категории: лидеры, середнячки, и изолированные.
Лидеры: ученики которые везде успевают, получают оценки 4, 5, участвуют в массовых школьных мероприятиях, ведут общественную работу.
Середнячки: те кто имеют средние оценки, не выбиваются из коллектива.
Изолированные: которые плохо учится, асоциальные, выбиваются из коллектива и не участвуют в общественной работе. Каждый педагог, ставя оценки, смотрит в какой категории находится ученик, это написано в школьном журнале. И не напрягаясь, учитель спрашивает более успевающих из группы лидеров, середнячков, а остальным ставят автоматически 2, 3.
Все ученики делятся на эти группы еще в 1 классе, и категория в которую определили ученика не меняется никогда до последнего класса. То есть, если в 1 классе мымра учительница не любила определенного ученика, и причислила его в группу «изолированные».
Наверное, многие чувствовали, что-то странное учась в школе, когда вроде бы активно уча уроки и готовясь, при всем желании не получается повысить успеваемость больше 3.
Именно по причинам категорий учеников в школе, люди начинают в институте гораздо лучше учиться. Именно по этой причине у многих есть чувство тянущиеся безнадеги от учебы в школе.
Я это особенно почувствовала, когда в институте стала получать 4, 5, по тем предметам в которых в школе были 2, 3, и которые категорически не удавались. Я с трудом закончила школу, и если бы не списала на пересдаче выпускного экзамене алгебры который я как и несколько учеников, провалила.
В институте я лучше понимала в высшей математике и точных науках, чем в школе.
Институт я закончила в 2005 году, и данная деструктивная система категорий характеристик учеников, которая была придумана в СССР, действует и в современной России. Я сильно сомневаюсь что систему категорий отменили сейчас, так как это узкая область мало кому известная, кроме школьных педагогов.
Поэтому, дети продолжают учится 11 лет (или сколько сейчас), по этой системе, когда им в 1 классе вешают ярлык, выше которого они не прыгнут, при всем своем желании.

Про свои взаимоотношения со школьными учителями не буду много писать — это песня конечно.
У многих одноклассников, и учеников других классов, от этого настоящие психотравмы.
Однажды в 1 классе я учила домашнее задание, но не заладилось оно, мне помогал родственник. Он сам не очень понимал задачку, поэтому результат был сомнительный. Я пришла в школу, и учительница увидела что я написала по математике. пришла в полное бешенство. Она орала на мена, обзывала тупой дурой, стала ставить колы мне в дневник на по каждому предмету, на каждой строчке — это начальная школа, и она вела все предметы.
Я заплакала, и стала спрашивать зачем она ставит мне колы по всем предметам, ведь я ответила только на одном предмете.
Тогда она взяла меня за руку и стала водить по этажу, и заходить в каждый класс показывать меня, всю в слезах.
Она открывала дверь, там сидели ученики, шли уроки, она говорила «Посмотрите на эту дуру плаксу, заберите ее от меня». В итоге, были в шоке не только я, но и многие учащиеся, и педагоги.
История не закончилась — я была в шоке от происшедшего, не знала как мне вернутся домой. Приехала моя бабушка Тоня, и мне не хотелось ей показывать ужасные оценки, не знала что мне делать. Выйдя из школы и плача, я решила что не буду возвращаться домой, куда-нибудь пойду далеко-далеко, и заблужусь. Я долго долго шла, пока не стемнело, и все-таки я стала понимать, что надо идти домой. В итоге, я поздно вернулась домой, где была сердитая мама. Бабушка сказала что хочет посмотреть дневник, она очень расстроилась когда увидела оценки. Мама достала ремень и сильно меня била им, у меня остались синяки от пряжки.
Еще была история, когда я пришла в школу с крестиком, и стала показывать его всем — я не видела в этом ничего плохого, в том числе учительнице. Учительница всем ученикам стала говорить, что я пример отсталых религиозных пережитков прошлого, раз ношу крестик. Призывала всех не быть такими как я.
В итоге, вызвали в школу родителей и отругали за то, что они неправильно воспитывают ребенка, внушая религиозные пережитки.
Можно себе представить, что у меня была категория учеников с 1-го класса не более чем «изолированный», и ставили мне всегда 2-3, до самого последнего класса.
Я еще помню, как в школе с 1-го класса начинают промывать мозги атеизмом, Лениным, партией, коммунизмом, нетерпимостью к религии. Когда я пришла в первый раз в первый класс, наша преподавательница, после того как представилась, показала на портрет Ленина, который висел над доской, и сказала что Ильич смотрит на каждого ученика, в любом углу класса. Портрет действительно, был нарисован так, что где бы не стоял зритель он смотрел прямо на него — есть такая композиция рисунка человека.
Такое жесткое навязывание людям с детство коммунистической идеологии и атеизма я ощущала очень болезненно, и всеми фибрами души.
Д Андреев в «Розе Мира» дает определение догматам материализма как системе массового духовного калечения. Данная система направлена на то, чтобы вся масса населения имела выхолощенную неокрыленную душу, и в посмертии оказалась в низших мирах.

В 5 классе у меня сменилась классная руководительница. Валентина Ивановна — новая классная средней школы очень активная, гармонично воспринимала мир, имела чутье как надо воспитать в людях чувство прекрасного, добилась того, что школа наша стала «школой эстетического развития». Мы с классом посещали музеи, выставки, спектакли, ходили на природу, за грибами.
Валентина Ивановна вела еще внеклассные занятия актерского театрального искусства, но я их не посещала к сожалению. Нельзя успеть всего — я в свободное время ходила на художку. Возможно, ей хотелось сделать нашу действительность лучше, чем обычное наше совковое сознание и восприятие, всячески взращивала в нас понимание и любовь к искусствам, гармоничное, доброе, вечное.
Это было время перемен, после того как при Горбачеве началась перестройка. Догматический пресс атеизма спал, и появилась свобода восприятия, люди стали стремится по иному жить и думать.
У нас были предметы в школе после 5 класса: этика, эстетика, этикет, танцы, закон божий, ораторское искусство, философия, секспросвет. Внедрение новых предметов в школьную программу, было заслугой Валентины Ивановны — она вела многие из них. Надо сказать, что этикет должен быть обязательно в школьной программе, как и секспросвет. Потому что в современном мире, кругом мат, и отношение к женщинам часто бывает далеко не джентельменским. По правилам этикета, мужчина должен всегда уступать женщине место независимо от того, какого она возраста, и беременна ли.
Наш класс был разделен на дворянские гнезда — небольшие группы. Мальчики учились уважительному отношению к девочкам, для этого нас сажали только мальчики с девочками. В нашем классе никто не матерился, в отличии от параллельных классов, где классная руководитель была не Валентина Ивановна.
Очень красиво и оформили школу изнутри. Помню, на 1 этаже стояла банка, на которой было написано — на оформление школы, и стих «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, несите ваши денежки скорее в школу к нам». Пропали портреты компартии и Ленина отовсюду, исчезли серые стены и коридоры. Оформили каждый этаж сказочно, в стиле русского терема — на окнах появились цветные витражи, резные наличники. Резные деревянные лавочки, на которых можно посидеть на переменах, цветники и фонтанчики.
После 8 касса я перевелась в специализированный лицей с уклоном «анимация», где преподавались основы профессии мультипликатора.
После 5 класса воспитание нельзя уже было назвать советским, так как пришло время перемен.
Мой пост о советском воспитании как я его застала, скорее со знаком минус.
 
Редактирование:
О материализме и атеизме, которые были краеугольным камнем воспитания советского человека 20 века, в СССР из «Розы Мира»:

Как известно, в середине XIX столетия в Западной Европе сформировалось универсальное учение, которое за следующую сотню лет поднялось к господству над одной третью земного шара. Его первая победа, имевшая воистину мировое значение, совершилась в России, и этим самым Россия была выдвинута на такую позицию, пребывание на которой делало эту страну водительницей чуть ли не половины человечества и активнейшей участницей самых страшных военных схваток, какие потрясали когда-либо поверхность нашей планеты. Здесь не место вдаваться в метаисторически-философский анализ этого учения: такой анализ мог бы послужить темой отдельного капитального труда. Но совершенно необходимо обратить внимание на внутреннюю противоречивость этого учения, на разрыв между его идеалами и его методами. Экономическая сторона его, глубоко обоснованная теоретически и оправданная морально, вследствие именно этого разрыва претерпела серьёзнейшие искажения, как только явилась возможность к её практическому осуществлению. Философская же доктрина, надстроенная над этою экономическою программой, была порождена умами, страдавшими всей ограниченностью XIX века. Выразители воинствующе-рассудочного умонастроения, унаследованного от энциклопедистов и усилившегося в связи со стремительными успехами естественных наук, умы эти возвели некоторые положения современного им материализма в завет, в краеугольный догмат, ни разу не высказав догадки о том, что те же самые естественные науки через сотню лет начнут подрывать основы этого самого догмата. Один из передаточных механизмов между народоводительствующими иерархиями и исторической действительностью – экономику – провозгласили верховным вершителем исторических судеб...

Ясно, что положительные идеалы этого учения, во многом совпадающие с мечтаниями самых высоких человеческих сердец, не были и не могли быть инспирированы силами Гагтунгра. Корнями своими они уходят в противоположный планетарному демону ряд общечеловеческих идей, в тот ряд, который включает в себя и многие проявления христианской духовности. Но, попав между валиками энергичного, неутомимого, охваченного гордыней, узкого и ограниченного ума, они сплющились, спрессовались, стиснулись, и, в конце концов, идеалы утратили свою духовность, а провозглашаемые методы оказались в резком противоречии с требованиями элементарной гуманности. Быть может, ущерб духовности ни в чём не сказался так ярко, как именно в утверждении, будто бы единственный путь к претворению этих идеалов в жизнь лежит через вооружённую борьбу, насильственный захват власти, беспощадное уничтожение врагов и диктатуру одного класса – вернее, его организованной части – над всеми остальными группами населения. Таким образом, борьба между демоническим и провиденциальным развернулась и внутри этого учения, между его идеалами и его методами, даже в уме и душе самого основателя, а позднее – между различными его истолкователями и последователями.
Ту многообъемлющую социально-политическую и философскую доктрину, которая была выработана в середине прошлого века на Западе и постепенно сделалась гегемоном в области передового, революционного мышления, станем для краткости обозначать здесь словом Доктрина. Нетрудно представить себе, что эта Доктрина, тесно связанная генетически с предыдущими звеньями западной философской и научной мысли, даже с христианством, разрабатывалась, однако, при активной помощи тех сил, которые озабочены созданием мощного учения, долженствующего сделаться ведущим в человечестве, но ведущим по лестнице идейно-социальных подмен к такому состоянию общественному, культурному, психологическому и техническому, откуда остаётся лишь один короткий скачок до абсолютной единоличной тирании. Если допустить такую посылку, то луч прожектора, при котором мы привыкли созерцать явления культуры и истории, внезапно резко сдвинется; погрузятся в тень явления, до сих пор казавшиеся нам такими отчётливыми, и, напротив, выступят из тьмы феномены, о которых мы раньше не подозревали либо не обращали на них внимания. Железно-упрямый, не желающий уступить ни пяди, буквально с пеной у рта отстаиваемый материализм; жгучая, до неистовства доходящая ненависть ко всему, что можно заподозрить в религиозности, в мистике или в идеализме; полное исключение духовных ценностей, приравнивание их к пережиткам древности и утверждение лишь материального и интеллектуального рядов ценностей; поставление во главу угла идеи о материальном изобилии большинства; благословение любых средств, если они способствуют достижению этой цели; провозглашение диктатуры пролетариата, затем подмена пролетариата одной единственной партией, а ещё позднее – подмена партии фигурой единовластного вождя; возвещение суровой необходимости подчинения всех остальных классов общества, а потом физическое уничтожение мешающих классов; строгий контроль государства, то есть единовластной партии, над всей идейной и культурной продукцией общества; колоссальная роль, отводимая технике, машине, индустрии, автоматизации – автоматизации и производственных процессов, и социальных отношений, и самой психики, – всё это и многое другое приобретает под новым углом зрения новый и достаточно зловещий смысл.

В высшей степени симптоматично, что та самая Доктрина, которая пробивала себе путь на общественную поверхность при помощи освободительных лозунгов и тирад о свободе, начала эру своего господства с разгона всенародного собрания представителей, в выборе которых сама же участвовала, тщетно надеясь получить большинство. За этим немедленно последовало наложение запрета на деятельность всех других партий и политических организаций и уничтожение всех органов печати, кроме своих собственных.
Насколько я помню воспитание в СССР, это действительно, с пеной у рта доказывание и вбивание с малых лет идеалы диктатуры пролетариата, атеизма, превосходства материальных благ над духовными.
 
Редактирование:
Сверху Снизу