Шумеро-Вавилонская цивилизация в свете «Розы Мира» (видео и статья)

Связанные темы:
Аудиокнига «Роза Мира» с картинками. Затомисы (видео)
Монсальват (видеоролик)
Затомисы с картинками в Word

Добрый день!

Хочу представить результат достаточно долгого труда, связанный с историей Вавилона и Шумера.


https://youtu.be/tDIPMggAluI


Видео получилось большим, 37 мин.
Когда я показывал Олегу первый вариант в конце апреля, было 28 минут, мне казалось, что это много.
Тогда я думал, что бы такое сократить, а сейчас я понимаю, что мало и 37 минут! :)
В отличие от предыдущих роликов, где я в основном озвучивал готовую аудиокнигу «Роза Мира» в чтении Евгения Терновского, тут новый жанр, большая часть текста моя, и читать ее пришлось самому.
Конечно, хотелось добиться какой-то новизны, а не просто сделать очередной исторический фильм из серии «4 тысячи лет за 40 минут». Таковых в интернете и без меня много.
В тоже время нельзя было поверхностно относиться к материалу, и создание фильма потребовало серьезного погружения в историю Шумера и Вавилона. Довольно много нового узнал по мере того, как материал собирался и обрабатывался.

Я старался, чтобы все картинки буквально соответствовали тому, о чем идет речь. То есть если говорится о городе Урук, привести именно его, а не Ур или Вавилон. А если не был уверен, то не приводить ничего.
Это одна из причин, почему в ролике так много исторических карт :)

Хочется поблагодарить Олега за помощь с подбором музыки, которая тоже вся так или иначе связана с этой цивилизацией.
Собственно, когда в феврале 2020 мы с Михаилом только начали выкладывать первый ролик о затомисах, Олег прислал на форум несколько композиций Питера Прингла, который с удивительным музыкальным талантом поет на шумерском языке.
Еще тогда я решил, что это добро не должно пропасть. ) но от задумки до воплощения идеи — долгий путь!

Хочу поблагодарить также Максима и Михаила за просмотр и обсуждение черновиков, за советы, моральную и материальную поддержку в создании этого видео!


Вавилон сады и ворота.jpg
 
Буду рад советам и замечаниям по описанию видео.
На данный момент оно такое:

Вавилонская метакультура – одна из самых древних. В нашем мире она существовала на протяжении более 4 тысяч лет. К ней относились шумерские города-государства, Аккадское царство, Вавилон, Ассирийская империя, Финикия и Карфаген. Шумеры, а затем вавилоняне строили священные башни – зиккураты. Согласно Даниилу Андрееву, они были прообразом их небесной страны – Эанны.
Этим роликом я начинаю серию фильмов, посвященных отдельным метакультурам и их религиям. Эанна – затомис, или Небесная страна Шумеро-Вавилонской культуры. Это имя берет начало от названия площади в древнем Уруке, где когда-то находился белый храм богини Инаны.
Много драматических событий связано с этой метакультурой. Согласно Даниилу Андрееву, здесь появился первый демон великодержавия, уицраор, отражением его стала первая крупная империя — Ассирийская. Весь ход мировой истории мог бы сложиться иначе, если бы этого не произошло. И в то же время эта цивилизация оставила колоссальное культурное и научное наследие — здесь зародились математика, астрономия, появился первый лунно-солнечный календарь. Финикийский алфавит повлиял на греческий, латинский, а через них на все современные европейские языки.
Мы попробуем выделить самое главное в 4-тысячелетней истории этой цивилизации в свете «Розы мира».


Возможно, надо еще упомянуть, что в ролике имеются неоднократные отсылки к Библии, ведь большая часть истории Ветхого Завета проходила в лоне этой метакультуры. И о многих событиях теперь известно благодаря их упоминаниям в Ветхом Завете.

ЗЫ. Смотреть советую на компьютере, в полноэкранном режиме, в высоком качестве. Тут много мелких деталей, которые иначе можно упустить.

ЗЗЫ. Текстовая версия этого видео в виде статьи с иллюстрациями будет выложена через некоторое время.
 
Когда 18 лет назад я сочинял краткий текст «О форуме», уже тогда был уверен, что форум нужен не только для дискуссий, но и для авторской работы. Я очень рад, что Иван продолжает быть автором собственных материалов, осваивает новые темы и новые жанры.

Не проходите мимо, люди! Берите пример, укрепляйтесь в творческой работе! Роза Мира — это про творчество во всех сферах. А кто не созрел — становитесь со-творцами. Сегодня даже лайк, репост и помощь копейкой — тоже сотворчество.
 
Со своей стороны мог бы порекомендовать всем желающим прекрасные религиоведческие лекции профессора Зубова по Месопотамии (их там много):
https://abzubov.com/new_course/mesopotamia

Дисклеймер:

По политическим взглядам Зубов несомненно предатель (как я это вижу) и тут у меня нет вопросов, но как религиовед он очень качественный и выдающийся. Сожалею, что приходится делать вот такое разделение. Но, извините, Мирча Элиаде — великий румынский религиовед XX века, классик жанра и можно сказать «отец» этой дисциплины — увы, в своей жизни тоже далеко не безгрешен и плотно сотрудничал с румынской «гарда де фиер» — фашистской организацией. Так что, с глубоким прискорбием: личность в одну сторону, а научные интересы и достижения этой личности — в другую.

Вновь повторю: лекции очень качественные, развёрнутые, интересные и увлекательно поданные.

.
 
Когда 18 лет назад я сочинял краткий текст «О форуме», уже тогда был уверен, что форум нужен не только для дискуссий, но и для авторской работы. Я очень рад, что Иван продолжает быть автором собственных материалов, осваивает новые темы и новые жанры.
Спасибо, Максим!
Твое мнение по этой моей работе было особенно важно. Жанр новый, тут был соблазн увлечься какими-то своими построениями, отдать предпочтение любимым темам.
Наверное, совсем без этого не получилось) но в целом я старался брать за основу РМ — по крайней мере, в качестве опорного каркаса, или скелета, на котором уже выстраивать фактологический материал.

Со своей стороны мог бы порекомендовать всем желающим прекрасные религиоведческие лекции профессора Зубова по Месопотамии (их там много):
Гляну как-нибудь, но не прямо в ближайшее время, так как сейчас после нескольких месяцев погружения в тему уже хочется от нее отдохнуть :)
Видео как источник для сбора информации, кстати, не самый удобный — тут все-таки лучше яндекс и вики. Сейчас я на фильмы смотрю скорее с точки зрения «как сделано». Эффекты, подача материала, озвучка и т.п. )

Так что, с глубоким прискорбием: личность в одну сторону, а научные интересы и достижения этой личности — в другую.
Да, есть такое, и в научно-популярных статьях часто идеология и просто вера автора очень здорово отличается от того, что хотелось бы. Чаще всего пишут их полуатеисты, антропологи, все сводят к чему-то субъективному, и уж о попытках увидеть за мифом, религией, верованиями сквожение иных миров говорить не приходится.
 
Начинаю потихоньку выкладывать текстовую версию.
И все же советую в начале, кто еще не видел, посмотреть !
Понимаю, что фильм продолжительностью 37 минут выглядит слегка устрашающе :)
Но его можно смотреть и по частям. В комментах к видео на ютубе указан тайминг каждой части.

Итак...

(зеленым цветом то, что не вошло в текст видеоролика)

***

Эта статья – текстовая версия видеофильма о Вавилоно-шумерской метакультуре.

Мы будем рассматривать зарождение цивилизаций, их развитие, их взаимодействие с окружением. И анализировать все это с позиций «Розы мира» Даниила Андреева. Напомню, что согласно «Розе мира» у каждой такой цивилизации или метакультуры есть своя небесная страна, средоточие ее светлых сил. Даниил Андреев называет эти небесные страны затомисами.

Э а н н а — затомис древней Вавилоно-ассиро-ханаанской метакультуры, возникшей, по-видимому, в четвёртом тысячелетии до Р.Х.
Семиступенчатые храмы-обсерватории, сделавшиеся вершинами и средоточиями великих городов Двуречья, повторяли в Энрофе, как отражения, грандиозный небесный город, сооружаемый синклитом этого затомиса.
...

(РМ, гл.3.2 Затомисы)

«3278»

Обратим внимание на название, которое дает Даниил Андреев : Вавилоно-Ассиро-Ханаанской.
Речь о территории, обширной как во времени, так и в пространстве.
Ханаан – это Западная часть плодородного полумесяца, территория современной Сирии.
Ассирия – ее центральная часть. И наконец, Междуречье, или Месопотамия, как говорили греки, юго-восточная часть Плодородного полумесяца.

«3279»

Именно на этих землях впервые — около 10 тыс. лет назад — развилось сельское хозяйство.
Можно добавить, что на этих же землях произошло и первое одомашнивание большинства животных – козы, свиньи, овцы, немного позже коровы и кошки.
Собака стала спутником человека еще раньше.


Климат, достаточно теплый и влажный в те времена, прекрасно подходил для земледелия.
Здесь росло большое число видов съедобных растений.

Реки служили путями сообщения.

«3280»
Долина реки Тигр

Еще была фраза, которую я не включил в ролик: «И позже около 6-4 тыс. до н.э. здесь стали возникать первые города». (Не включил, так как не уверен, что наличие городов вообще является признаком цивилизованности или культуры, скорее это признак наличия внешних врагов или иной угрозы, от которой нужно обороняться за стенами)

Так что возникновение метакультуры именно на этой территории можно считать логичным.

Самой древней цивилизацией была шумерская, и поскольку Даниил Андреев упоминает 4 тыс. до н.э., (а Вавилон и Ассирия появились намного позже), очевидно, она тоже относится к этой метакультуре.

Название можно еще больше удлинить : Шумеро-Вавилоно-Ассиро-Ханаанская.

Тут нужно уточнить, что Шумер и Вавилон – это историчекие понятия, соотносящиеся с разными временами, но примерно с одной территорией.
Шумер чуть южнее, Вавилон чуть севернее, но в целом это одна географическая область – Месопотамия (Междуречье, или Двуречье)


1. Шумер

«3281»

Цивилизация возникает на юге Междуречья, у впадения Евфрата в Персидский залив, который тогда подходил гораздо ближе к городам, чем в наши дни. За счет наносов дельты за 6 тыс. лет география этого района сильно изменилась, и реки, впадавшие по отдельности в залив, теперь сливаются в общее русло в 150 км от него.

«3282»


Темно-голубым обозначена территория, которая была заливом, а в наши дни стала сушей.
В круглых скобках положения сегодняшних городов.
Ярко-голубым цветом – древние русла рек, синим современные.
Как видим, география местности изменилась кардинально. Территория стала более засушливой в связи с удалением от моря и общей тенденцией к опустыниванию.


Культура шумеров и их религия, большинство их богов, были позже переняты вавилонянами. В частности, бог Эа или Энки, которого Андреев отождествляет с верховной стихиалью вод, то есть с Нептуном или Посейдоном, был главным божеством города Эриду – древнейшего из шумерских городов.

«3287»
боги шумеров. Энки второй справа, его как бы опоясывает река с рыбами

Впрочем, у этого Бога был еще один важный аспект – Творца, Создателя.

Вода играла в жизни города огромную роль, Эриду находился на берегу моря, близ впадения Евфрата.

«3284»
город Эриду

По одной из легенд Энки сотворил город Эриду, подняв его со дна океана.

Его храм в Эриду шумеры считали прообразом настоящего дома бога, находившегося среди морей:

На море дом основал, святилище светлое, чье сердце сотворено искусно!
(из шумерских Гимнов Энки)

«3285»

Построенный еще в 5 тыс. до н.э. храм многократно перестраивался, и позже на его месте был воздвигнут первый зиккурат.

«3286»

Интересно, что в шумерской легенде о потопе именно Энки предупредил Зиусудру (который соответствует библейскому Ною) о приближающейся опасности и повелел ему строить ковчег.

«3288»
Шумерский великий потоп. Справа – Зиусудра, или Утнапиштим (на аккадском языке), царь города Шурупак, спасшийся после потопа.

Шумерская легенда, найденная археологами в 19 веке на клинописных табличках в Ниневии, в знаменитой библиотеке Ашурбанипала, очень похожа на библейскую.
Подробнее см. здесь: https://diletant.media/articles/45253448/


Другие важнейшие боги шумеров – Ан, бог неба и Энлиль – господин воздуха. В них тоже угадываются духи природы, которых Даниил Андреев называет верховными стихиалями. Религия ранних шумеров оставалась близкой к природе.

К 2900 г до н.э. первенство переходит к городу Урук*

* Город упоминается так же в Библии как Эрех.

«3289»

Урук. Реконструкция

Именно с ним связан знаменитый шумерский эпос, в котором воспевается герой Гильгамеш. Легендарный Гильгамеш жил примерно в 27 в до н.э. и был царем Урука.

«3291»
Гильгамеш


Один из ключевых моментов эпоса:
Гильгамеш, пораженный смертью своего друга Энкиду, отправляется искать бессмертия в страну богов.


«3293»
Гильгамеш и перевозчик через реку в Небесное царство (похож на Харона у древних греков)

Там он встречает Зиусудру*, которому за праведность боги подарили вечную жизнь. И по его совету ныряет за цветком бессмертия на дно моря. Цветок найден, герой возвращается домой. Но на обратном пути его случайно съедает змея, и бессмертие достается ей.


* — того самого, который после потопа спасся. Он взят живым на небо.

«3290»
Более подробно — возвращаясь с цветком из небесного царства, герой устал и заснул.
И пока он спал, старая змея выползла из кустов, съела цветок и омолодилась, сбросила шкурку.
На барельефе это событие изображено в виде двух змей — съедающей цветок и сбрасывающей старую кожу.

Такая философская концовка заставляет слушателей задуматься о вечном…


«3294»
Гильгамеш
 
Священная площадь в центре Урука называлась Э-Ана, здесь мы видим явное созвучие с названием затомиса Эанна. На шумерском языке это обозначало святое место.

»«3295»»
Урук. Белый храм

Место было посвящено богу Неба Ану и богине Инане, позже известной в Вавилоне как Иштар.

Отметим, что белый храм существовал раньше зиккурата на том же самом месте. Храм относится к 4 тыс. до н.э., зиккурат к 3.

»«3296»»
это центральная часть реконструкции Урука, приведенной выше. Отчетливо виден трехступенчатый зиккурат и священная церемония, направляющаяся вокруг него.


* * *

Население города составляло 40 – 50 тыс. жителей. В период расцвета его опоясывали 9-километровые каменные стены. Он был крупнейшим городом тогдашнего человечества и оставался таковым на протяжении тысячи лет.

»«3297»»
кирпичная кладка из Урука, 3 тыс. до н.э. Строили не как сейчас, стоит до сих пор )

Шумеры строили здания из кирпича-сырца, реже из обожженных кирпичей. Они широко использовали оросительные и осушительные каналы.

»«3300»»

Сельское хозяйство было весьма развито. Шумеры первыми научились молоть муку и выпекать хлеб. Лепешки, разнообразная выпечка, пирожки занимали в рационе большое место.

При этом мясо ели исключительно редко, но часто ели рыбу. Выращивали также горох, фасоль, чечевицу, виноград. Делали пиво и вино.

»«3299»»

Живопись была в южном шумере неизвестна, как считается, из-за влажного климата. Но зато скульптура и барельефы были широко распространены.

»«3305»»
Скульптура шумеров

»«3306»»
Деталь фасада с храма Инанны в Уруке


Позже, примерно к 24 веку здесь возникает первое крупное государство – Аккадское царство. В отличие от шумеров, происхождение языка которых неизвестно, аккадский принадлежал к семитской группе.

Впоследствии аккадский язык станет основным в этой культуре на целую тысячу лет – и большинство клинописных табличек, сохранившихся до нашего времени, сделаны именно на нем.

»«3298»»

Аккадское царство – одно из первых крупных государств в мире,
просуществовало с 24 по 22 век до н.э.

Нет достоверных изображений древнего Аккада, память о нем осталась в основном виде языка.

Само царство, державшееся на сильной власти Саргона древнего, распалось менее чем через 200 лет после его образования.

»«3301»»
Саргон Древний (правил в 2316 – 2261 гг до н.э.)

В конце этого тысячелетия на первый план выходит город Ур, который упоминается в Библии как Ур Халдейский.

»«3304»»
Ур. Реконструкция

Авраам, праотец Израиля выходит из Ура как раз в те времена*.

И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арамова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую
(книга Бытия)

*— тут я писал скорее интуитивно, но посмотрев датировки, принятые православными и иудаистами, понял, что мог ошибиться.
Год рождения Авраама принят 1813 до н.э., а выход из Ура происходит, когда ему было около 75 лет. Это уже Вавилония после царствования Хаммурапи (см. ниже).
Впрочем, все эти датировки не слишком надежны.


»«3302»»

Возможно, провиденциальные силы, повелевшие выйти Аврааму из Ура, предвидели скорый упадок города и всей цивилизации…

Его процветание действительно длилось недолго.
В начале 2 тыс. до н.э. происходит нашествие аморейских и эламитских племен и цивилизация Шумера приходит в упадок.

Другая возможная причина упадка Шумера связана с изменениями климата. По-видимому, к этому моменту море уже отступило достаточно далеко, и главные центры этой культуры – Эриду, Ур, Ларса – оказались не на побережье. Климат становился все более засушливым и менее подходящим для земледелия.

»«3303»»
Урук. Развалины храма
 
Редактирование:
2. Вавилон

Возрождение цивилизации начинается к северу от главных шумерских городов, в среднем течении реки Евфрат, где небольшое аморейское племя захватило город Вавилон.

«3308»

В 1894 он становится столицей небольшого царства. Еще через 100 лет происходит возвышение Вавилона и объединение всех земель Междуречья в правление Хаммурапи.

«3309»

Царство Хаммурапи оставило заметный след в мировой истории, хотя и просуществовало недолго. Именно здесь впервые появились записанные законы.

«3310»
Хаммурапи. Царь Вавилона в 1793 – 1750 гг.

Хаммурапи и бог Шамаш (справа). Бог вручает Хаммурапи закон:

«3320»

Подобный мотив – вручения закона от Бога к правителю – отображен и в Ветхом Завете.

Вавилоняне как нация становятся результатом смешения древних шумеров и аккадцев с пришедшими на эти земли с севера аморреями.

В правление потомков Хаммурапи его царство приходит в упадок. Первыми обретают свободу так называемые народы моря – шумерские города на берегу персидского залива. Береговая линия залива отодвигается все дальше на юг.

«3311»
Карта 1600 г до н.э.

На севере образуется независимое Ассирийское царство.

Наконец, вторжение касситов и хеттов в 17-16 веках до н.э. кладет конец аморейской династии.

С этого момента начинается правление касситской династии, о которой известно довольно мало.

«3312»
Межевой камень и голова касситского царя — почти единственные памятники, оставшиеся от той эпохи

новые завоеватели снова ассимилируются – интересно, что это происходило в истории Шумеро-Вавилонской цивилизации не меньше трех раз.

Но мы не станем останавливаться на всех исторических перипетиях 2 тыс. до н.э.*

* — дело в том, что и сведений об этих эпохах почти нет. Можно удивиться, но после Хаммураппи, о котором известно так много, наступает почти целое тысячелетие белых пятен и темных эпох.
Большинство памятников датируется уже 7-6 веками до н.э. когда Вавилон стал столицей империи. С точки зрения археологии, думаю, не очень удивительно, что более мощный новый пласт закрыл собой предыдущие. Тем более что тогда исторические памятники не сохраняли, а перестраивали.


Важно, что несмотря на присутствие в этой метакультуре нескольких царств, которые порой активно враждовали, у всех них была схожая религия. На ней мы и остановимся подробнее.

«3313»

Затомисы же, обиталища синклитов метакультур, можно встретить в мифах решительно всех сверхнародов, и притом в мифах и религиозных, и общих. Такова Эанна вавилонян: Зиккурат в городе Эрехе (Уруке) был, по воззрениям сумеро-аккадийцев, подобием горы богов, Эанны Небесной, а позднее аналогичный смысл усматривался вавилонянами в главном культовом сооружении их великого города – в семиступенчатом храме Эсагиле.*

(Роза Мира, гл. 2.3.6)

* — Тут нужно уточнить, что в настоящее время Эсагилой называют весь храмовый комплекс, посвященный богу Мардуку. Туда входил и зиккурат Этеменанки, и большой внутренний двор, и священный бассейн бога вод Энки.

В ранней версии у меня говорилось, что Даниил Андреев видимо ошибся, назвав зиккурат Эсагилой. В итоге я написал более сдержанно, с учетом того, что историческая терминология меняется со временем, а у Даниила все-таки не было возможности посидеть в библиотеках, когда он писал «Розу», и многие вещи он писал по памяти.

Эсагила:

«3315»

Зиккурат Этеменанки по современным представлениям выглядел так:

«3316»
Этеменанки — в переводе с шумерского: Дом Основания Неба и Земли

К сожалению, эта грандиозная постройка не сохранилась. Во времена Александра Македонского она еще была цела, и царь задумывал ее реконструкцию, но не успел осуществить. Позже Антиох Селевкид приказал разрушить знаменитый зиккурат, так как споткнулся, поднимаясь на него, и счел это дурным знаком.

Остатки кирпичей использовали для своих построек арабы в новое время.

«3314»
Развалины Вавилона (частично восстановленные) в наши дни

Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — богов Энлиля, Энки и Ана, которых мы упоминали выше.

Но встречается и другая трактовка трех ступеней шумерских зиккуратов: нижний ярус был связан с подземным миром, средний – с землей, а верхний, голубой, олицетворял небеса, где живут боги.

«3317»
Зиккурат в Уре схема

У вавилонян зиккураты были уже семиступенчатыми, и в этих ступенях можно увидеть семь уровней известного им мироздания. Таковы были первые представления о многослойной Вселенной.

Тут надо сказать, что встречаются и 5-ступенчатые зиккураты. Которые не очень хорошо вписываются ни в ту, ни в другую концепцию )

Таков, например, наиболее хорошо сохранившийся в наше время зиккурат в Чога-Занбиле (около 12 в до н.э.)


«3318»
Зиккурат в Чога-Занбиле (реконструкция)

«3319»
Чога-Занбиль, современный вид

Правда, в Вавилоне набирает силу и другая традиция. Каждый ярус увязывается с определенной планетой.

Ярусы окрашивали в символические цвета планет, хотя и не в том порядке, в котором они находятся в небе.

Здесь приведена одна из возможных реконструкций окрашенного зиккурата Этеменанки.

«3321»

Чёрный цвет соответствует Сатурну, Красный Марсу, пурпурный Венере, золотой Солнцу, синий Юпитеру, а белый Меркурию.

Более вероятно, что самый верхний ярус был сине-голубым, ведь Юпитер связан с верховным богом Мардуком, а он должен находиться вверху.

Каждой планете соответствовал один из богов.
Эта астрологическая тенденция впервые проявляется в Вавилоне.
Позже она сохранилась в Персии, Греции и Риме.

«3322»
 
Редактирование:
Например, Астарта, или Иштар была четко связана с Венерой, не зря эта богиня так похожа на греческую Афродиту. Набу – бог мудрости, покровитель писцов и каллиграфов — напоминает греческого Гермеса, а у римлян становится Меркурием, богом торговли.

«3330»
Набу, Гермес и Меркурий (слева направо)

Верховный бог – Мардук в Вавилоне, Зевс в Греции и Юпитер в Риме – во всех случаях связан с планетой Юпитер.

«3323»
Мардук поражает Тиамат

Не случайно именно в Вавилонии 2 тыс. до н.э. сильно развилась астрономия – и связанная с ней астрология. Вавилонские астрономы умели предсказывать движения планет и затмения. Большинство созвездий имели названия, идентичные современным или близкие.

Так, Козерог, назывался Коза-рыба, Орион – Пастырь, Телец Быком. Названия Близнецов, Скорпиона и Весов совпадали.

«3329»

Даниил Андреев называет зиккураты мистическими обсерваториями.

Но зиккураты в городах Вавилонии и корпорация высокопосвящённого жречества, принимая на этих мистических обсерваториях излучения светлых космических сил, не убереглись от принятия также чрезвычайно деятельного излучения галактического анти-Космоса, центр которого в Энрофе совпадает с системою звезды Антарес. Это всё более замутняло и без того двойственную религию, вливало тонкий яд в существо воспринимающих, оплотняло и утяжеляло их душевный состав грузом сомнения и отрицания.
(«Роза мира», гл.3.2)

О двойственности религии, упоминаемой здесь, нужно сказать отдельно.
Она была характерна не только для Вавилонии, но и для других политеистических культур.
Одни и те же боги проявляли мужественность, силу, мудрость, и в то же время жестокость, мстительность.

«3325»
Этот коллаж я сделал сам, выбрав наиболее контрастные древние изображения Иштар и Мардука.

Богини наряду с женственностью, мягкостью и соборностью проявляли низший эротизм, капризность, олицетворяли плотскую любовь.

Можно сказать, что они несли черты Соборной души народа и его кароссы. В Греции эту роль играла Афродита, заключававшая Афродиту Уранию и Афродиту Всенародную.

«3324»
Афродита Урания (слева) и Афродита Пандемос

В Вавилонии ей соответствовала Иштар, или по гречески Астарта. Неудивительно, что в Библии во многих местах поклонение Астарте осуждается и упоминается среди прочего, что оно сопровождалось массовыми оргиями.

«3327»
Астарта (Иштар), богиня небесной и земной любви

В высшем своем аспекте Иштар несла черты Соборной души.

В «Розе мира» упоминается миф о том, как она сходила в ад и побеждала свою старшую сестру Эрешгикаль, владычицу подземного царства.

Но с ней связано и много других мифов. Так, Гильгамеш отвергает любовь Иштар, говоря, что она предала своих предыдущих любовников и превратила их в шакалов и других неприятных животных.

«3326»
Иштар и Гильгамеш

Она непостоянна и герой сравнивает ее с «жаровней, гаснущей в холод» и «дворцом, обрушивающимся на голову хозяина дома».

Греческие историки описывают обычай, согласно которому любая девушка должна была до замужества пройти ритуальную дефлорацию при храме Иштар. Овладеть ей имел право любой мужчина, бросивший монетку. Считалось, что таким образом девушка получает благословение богини и ее защиту.

Таким образом представления о двойственности богини имелось уже в легендах Шумера.

«3328» «3331»

* * *

Вавилонская метакультура была первой, в которой Гагтунгру удалось добиться в подземном четырёхмерном слое воплощения могучего демонического существа, уицраора, потомки которого играли и играют в метаистории человечества огромнейшую и крайне губительную роль.

«3333»
Миф о Вавилонской башне, надо полагать, в той или иной мере отражает это метаисторическое событие

Уицраоры, или демоны великодержавия, стоят за всеми крупными историческими империями и являются важнейшей причиной большинства войн и тираний. Однако в силу двойственности исторических процессов создание такого демона часто бывает нужно, чтобы метакультура физически выжила.

Даниил Андреев упоминает, что Ассиро-Вавилонии угрожали мидийские племена на востоке и египетское государство на юго-западе*.

Трудно сказать, насколько эта опасность была реальной. Египет претендовал лишь на территорию Палестины, и то не всегда, Мидия сформировалась лишь к 8-7 веку до н.э.

«3332»

Но мы видим, что метакультура находилась в состоянии раздробленности на протяжении целой тысячи лет. Вавилонское царство конкурировало с Ассирийским, западнее лежало царство Митани, а на побережье Средиземного моря — независимые финикийские города. Все они враждовали между собой.

Эта длительная вражда истощала цивилизацию, не давая ей развиваться…

Так или иначе, около 10 в до н.э. в этой метакультуре появляется первый демон великодержавия, и насколько мы можем судить, он был, связан, с Ассирийской империей.

3. Ассирия

«3334»

Ее первой столицей был город Ашшур, названный по имени божества, а возможно и прародителя ассирийцев.

«3335»

Бог Ашшур.

Согласно книге Бытия, Ашшур был одним из сыновей Сима, и от него произошли ассирийцы, сыновья Ашшура.

Кстати, название Ассирия на аккадском, арамейском и арабском языках совпадает со словом «Ашшур».


«3336»
город Ашшур. Реконструкция
 
Редактирование:
Но в эпоху империи столицей стала Ниневия, расположенная в среднем течении реки Тигр (север современного Ирака).

«3354»
Ниневия. Дворец Ашшурбанипала, 7 век до н.э

К восьмому века территория империи значительно расширяется, и если мы сравним эту карту с картой плодородного полумесяца, приведенной в самом начале ролика, то убедимся, что они примерно совпадают.


«3347»

То есть одной из задач империи было создание государства, совпадавшего с границами метакультуры. Задача эта была выполнена.

Правда, при этом использовались невиданные доселе методы.

Огромная регулярная армия ассирийцев содержалась за счет царя. Ассирийцы первыми начали массово использовать стальное оружие, что давало им преимущество перед соседними народами. Использовали они и конницу, что было новшеством в ту эпоху. Впервые стали применять такие осадные технологии, как насыпные валы, стенобитные орудия и осадные башни.

«3350»

Против такого войска небольшие царства Финикии и Палестины устоять не могли.

Побежденные народы целиком угонялись в плен, переселялись на новые места, вдали от своей родины. Благодаря этому по всей империи распространился один язык — язык победителей, арамейский язык. Повсюду устанавливали статуи ассирийских царей и символические изображения имперских львов.

К 8 веку империя выходит к Средиземному морю. Финикия, уже давно существовавшая на этих землях, становится вассалом Ассирии. И что интересно, именно на эту пору приходится начало активной колонизации Средиземного моря. То есть знаменитая финикийская колонизация связана либо с самим Ассирийским уицраором, либо с его отпочкованием.

«3355»

Как это часто было и впоследствии, влияние империи на культуру проявлялось в создании монументальных сооружений, статуй и барельефов.

«3356»
Ниневия, врата бога

* — судьба исторических построек Ниневии весьма печальна. Они были разрушены в 7 в до н.э. вавилонянами, находились на протяжении более двух тысяч лет в виде руин, и в 20 веке восстановлены археологами. И снова были разрушены уже недавно исламским государством

Характерным мотивом, который появляется в то время, становится крылатый лев с головой человека.

«3351»


Другая разновидность этого животного – крылатый бык. Керубы или шеду стали появляться на многих барельефах того времени, заполняя дворцы от Вавилона до Средиземного моря.
«3352»

В мифологии отражение существа грозного, стоящего на защите порядка, — нетрудно увидеть здесь проявление демона великодержавия.

Этот мотив имперской царской власти будет сохраняться и позже, при следующих империях.

Еще один интересный эпизод связан с религиозной историей этого периода. Библейский пророк Иона, тот самый, что согласно легенде бежал от Бога и оказался во чреве кита, был послан с проповедью в Ниневию.

«3349»
Иона пророк

Время жизни Ионы приходится на 9 век до н.э. и мы знаем, что это был ученик знаменитого пророка Елисея. Иона отправляется с проповедью не куда-нибудь, а в имперскую столицу, и как следует из Библии, проповедь его имела успех, жители города покаялись и обратились к Единому Богу.

И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: ещё сорок дней — и Ниневия будет разрушена!

5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7. и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8. и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл.

(книга Ионы, гл.3)


«3353»
Иона проповедует в Ниневии

Правда, на тот момент Ассирийская империя еще не достигла зенита и не претендовала на территорию Палестины.

* * *

Если мы посмотрим на приведенную выше карту, то увидим, что Вавилония была присоединена к империи на самом позднем этапе.

До этого целую тысячу лет, вплоть до 8-9 вв до н.э. Ассирия и Вавилония существовали как два независимые государства.

Но ассирийские цари всегда понимали значение Вавилона. Империя крепла.
И как только в Вавилонии наступил период анархии и междоусобиц, ассирийцы не преминули этим воспользоваться:

«3348»
Тиглатпаласар III (примерно 790 — 727 до н.э.)

Тиглатпаласар явился в Вавипонию как восстановитель порядка и спокойствия. Халдейские племена подверглись жестокому разгрому.

Но Тиглатпаласар предпочел короноваться в качестве вавилонского царя, объединив таким образом всю Месопотамию личной унией.

Таким образом Вавилон становится столицей, и начинается его новый – величайший расцвет.

«3357»

Благодаря демону великодержавия в Вавилоне возникла сильная концентрация ресурсов. С 7 в до н.э. и до самого конца Вавилон был крупнейшим торговым, культурным и научным центром.
 
Редактирование:
Сверху Снизу