Таис Ефремова не читала, думаю как всегда в художественной литературе, автор решил недостаток знаний по истории решить простыми приемами, заменив вавилонских богов на индийские
Вроде у Ефремова основательный подход.
Историю Греции и Индии он явно изучал, изучал глубоко. Почему так поступил с Вавилоном — не понятно.
Скорее всего, ему нужно было просто место за городом куда вывести главных героев для диалога с индийскими мудрецами.
А развалины Эриду выступили просто как фон!
Вавилонская метакультура никак вроде бы не связана с Индийской, и нет одинаковых терминов, божеств.
может быть, Ефремов этого не понимал, хотя как-то мало вероятно)
Ну, а в «Водах Ефрата» больше уже внешнего Вавилона. Там и храм Иштар и храм Мардука (кажется), и некоторые описания внутреннего обустройства города.
Хорошо, гляну попозже.
Конечно, не факт, что там будет исторично, но освежить в памяти интересно.
Насколько я понимаю, исторических данных по этому периоду о вавилонской религии, или ее остатках, почти нет.
Знаем только, что солдаты Александра македонского начали расчищать развалины зиккурата Этеменанки. Следовательно, к его приходу зиккурат уже был глубоко в запустении, службы не отправлялись, возможно, использовали как строительный мусор... (
Что касается Эриду, о нем нет упоминаний после 6 в до н.э. и считается что в 6 веке город запустел из-за опустынивания (он оказался уже совсем далеко от моря).
А вот про соседний город УР пишут, что до 4 в до н.э. он оставался небольшим торговым, ремесленным (и да, возможно, религиозным) центром.