Ретро-футуризм и техника в эпоху Розу Мира

В 1970-е и 80-е годы светлое будущее представлялось в первую очередь в виде огромных белых зданий и космических кораблей.
Изменилась эпоха. Изменились и направления поиска.
Мы научились ценить маленькие дома, старые трамваи и узкие улицы.
Мы стали обращать больше внимания на внутреннее, а не на внешнее. Но в тех старых поисках осталась устремленность ввысь, вдаль, которая для меня по прежнему ценна.

Сейчас это направление можно обозначить как ретро-футуризм. )
Последние годы оно становится модным в России, так как модно все советское.

Но не только в СССР, во всем мире в 70-е и 80-е годы жила какая-то вера в светлое совершенное будущее, которая потом исчезла.

Я хочу поразмышлять здесь, имеет ли все это отношение к РМ, и какое.

Часто розамиристы высказывают негативное мнение о космических перелетах, научной фантастике, развитии космических технологий.
Мол, отрасль эта связана с игвами, с изнанкой, светлого в ней нет или совсем мало.
Я с этой позицией не согласен.
Хотя Роза Мира направляет приоритет поиска на внутреннее, это не отменяет развития техники как таковое.
А главное, если мы не можем полностью заменить технику внутренними способностями души (не можем научиться летать в физическом теле), то эту технику мы должны максимально одухотворить.

Если же брать более узко — эта тема о живописи.
Есть несколько художников, которых мне хотелось сначала разместить в «интересные художники о светлых мирах» (а кое-что уже там размещено), но я понимаю, что начнется дискуссия, а данная тематика отлична от той, что там.
Ее можно было бы назвать «интересные художники о будущем».

Вот, показать мир, каким он будет, показать светло, вдохновляюще, наверное и главная задача этой ветки.
 
Первый художник, о котором хочется рассказать — Роберт Маккол (Robert McCall)
(1919 — 2010)

»«4946»»

Я живу в будущем, о котором мечтал в детстве. Для меня оно такое же яркое и прекрасное, как мои мальчишеские мечты. Большая часть того, что я рисую — визуализация моих мыслей о мире завтрашнего дня. — писал художник

Большая часть его картин написана в 1960-е — 1980-е годы.
Это известный американский иллюстратор, сотрудничал с НАСА.
Есть его картина Союз-Аполлон, которая называется «Рукопожатие в космосе»

»«4947»»

Оффтоп
Кстати, когда Союз и Аполлон летал в 1975 году, я появился на свет в Энрофе.


Но пожалуй самое значительное полотно Маккола, где он изображает путь Человечества, метакультуры, от Египетских пирамид, до освоения космоса, это:

»«4948»»
Пролог и Обещание, 1983 (кликабельно)

Обратите внимание, люди держатся за руки и картина, таким образом, показывает весь путь человечества.
Вдали видны метакультуры — Египетская, Греческая, Западно-Европейская (с Парижем и Римом), и вот справа — единая общечеловеческая цивилизация.
Для меня это, пожалуй, лучшая иллюстрация на слова «светлое будущее» из тех, что есть.

Кто-нибудь скажет — лучше бы здесь вместо космических кораблей был храм.
Может и лучше. Какой-нибудь аримойский храм.
Но хотя храма и нет, влияние Аримойи тут все равно чувствуется, во всяком случае, если вы ощущаете его так же, как ощущаю я, вы его уловите.

А теперь другие картины художника:

»«4950»»
я не нашел названий, по виду это космическая база, с которой осваивают новую планету

»«4951»»
на орбите Земли.

Справа очень похоже на МКС.

А это город возле реки, текущей каскадом мжду гор:

»«4952»»

Еще город будущего:

»«4953»»
Метрополис 2050

а таким художнику виделся мирный труд по выращиванию растений на Луне:

»«4954»»
Хочется к ним туда, на базу!

В общем, во всех этих картинах чувствуется свет.

И хотя это не отменяет той информации, что развитие техники поддерживается сниже, но одухотворение техники однозначно направляется свыше.
А на этих картинах мы видим именно это — одухотворение.

Светлые города Маккола полны веры в то, что люди сумеют преодолеть разногласия, войны, взаимное непонимание, и вместе мирным трудом будут облагораживать природу нашей планеты и других.

»«4956»»
Художник на фоне своей картины за рабочим столом
 
Редактирование:
— Алиса, как понять, что робот одухотворён?
— Всё просто, Коля: он захочет тебя убить!

(с) из фильма «ЭкскАВАТАР».

***

Если выбирать между летающими тарелками над капищами игв и картинками, которые привёл Иван, я выберу последнее, конечно.

Если выбирать, где жить: чуть Севернее Кореи или на Солярисе Тарковского*, я тоже выберу последнее. В той консервной банке были хотя бы библиотека, Бах, Брейгель, коньяк и возможность материализовать своих женщин.

(* В отличие от Соляриса Станислава Лема, хотя я не читал.)

Но что такое одухотворённая техника? По-моему, это невозможно. Она всегда будет скрежетать, громыхать, пылить, отравлять, требовать возни, диктовать утилитарные цели.

Твоё романтическое отношение, Иван, связано, скорее всего, с самой тоской о светлом будущем, с духовной жаждой как таковой.

А ещё с тем, что ты не просто не технарь, но никогда не работал с техникой и с технарями и никогда не будешь делать этого. Даже если сможешь починить по инструкции пылесос, это не доставит тебе удовольствия. Ты любишь технику на расстоянии, а космос — из уютного кресла в тёплом доме, листая старую тетрадь...

Как только звездолёты на романтических картинах включат двигатели или потребуют ремонта, вся идилия разрушится навсегда.
 
Редактирование:
Можно я тоже покажу немного красивых картинок на тему ретрофутуризма, на свой вкус? 😃

«4963»

«4964»

«4965»

Будущее глазами 1960-х:

«4966»

В Википедии пишут интересное:

Ретрофутуризм отражает потерю веры в прогресс, неудовольствие настоящим и потому выражает ностальгическое желание, эстетический взгляд назад, представляет современность в таком аспекте, который, по понятным причинам, не имеет места.
И у ещё ретрофутуризма есть разные направления — стимпанк (steam — пар), когда будущее представлялось наполненным паровыми машинами, дизельпанк (в будущем — дизельные моторы), романтика газовых фонарей и т. д.

Мне нравится направление ретрофутуризма, в котором мир будущего представляется в виде изделий из винтиков, зубчатых колёс, и даже самолёты и воздушные шары сделаны из стали и латуни, например:

«4960»

В 1960-е оч. модной была тема космических полётов, скруглённых форм, и даже автомобили делались с обтекаемыми корпусами, внешне напоминающими космические ракеты. Это было красиво:

6d35ce009da254cc0de4e91dc563e539.jpg

«4958»

Но непрактично. Сколько ненужных элементов кузова автомобиля диктовала мода (обращаем внимание на задние фонари и верхнюю часть крыльев)!

«4959»

«4961»

«4962»

Красные конусы символизировали собой пламя ракеты, а выступающие рёбра над крыльями — стабилизаторы ракет. По сути (с точки зрения функциональности) всё это — ненужные элементы, но таковы были представления 1960-х годов о Будущем :)
 
Но в тех старых поисках осталась устремленность ввысь, вдаль, которая для меня по прежнему ценна.
Знай,
время придёт​
и мечты​
Мир
новый построят​
и ты​
В нём
встретишь всё то,​
что искал,​
Но
может не так,​
как ты ждал.​
(«Комплексные числа» (с))
🌺
.
 
мир будущего представляется в виде изделий из винтиков, зубчатых колёс, и даже самолёты и воздушные шары сделаны из стали и латуни
Ещё немного красоты в этом же стиле:

«4967»

«4968»

«4969»

«4970»

«4971»

Жюль Верн стимпанк:

«4972»
 
Сверху Снизу