Даниил Андреев. Стихотворения и поэмы

Афродита Всенародная 1. Aphrodite Pandemion

В этот черновой вариант цикла, первоначально предназначавшегося для ансамбля «Русские боги», входили также «Праздничный марш. Дохмий» (2), «Изобилие» (3) и «Карнавал» (4), составившие позднее триптих «Столица ликует» в главе «Тёмное видение» в «Русских богах».

    APHRODITE PANDEMION [1]

Для народов первозданных
Слит был в радостном согласье
Со стихиями – туманный
Мир идей.
Выходила к ним из пены
Матерь радости и страсти,
Дева Анадиомена [2],
Свет людей.

Но на Кипре крутогорном
Раздвоилось это имя [3],
И Урания над миром
Вознеслась,
Небом звёздным величанна,
Олимпийцами хвалима,
Духу бодрому – охрана,
Щит и связь.

С этих пор, рука Прекрасной –
Тем героям, кто в исканьях,
В муках битв изнемогая
Духом креп...
Но в угрюмых мутно-красных
Развевающихся тканях,
В свите гроз сошла другая
В свой Эреб[4].

Всякий – раб или свободный –
В жертву дух за наслажденье
Афродите Всенародной
Приготовь!
И запенились амфоры,
Задымились всесожженья,
И спешили славить хоры
Хмель и кровь.

Над столицей мировою
Слышишь гул страстей народных?
Так звучал «эван-эвое»
В древний век.
Хмель и кровь потоком алым
Бьют из капищ темносводных,
Льют по руслам небывалым
Новых рек.

И, деяньем сверхразумным
Волю кормчих исполняя,
Благоденственна, кровава
И тепла,
Есть над каждым многошумным
Ульем наций, каждым краем
И над каждою державой
Эта мгла.

Пряди похоти и страсти
Из эфирной плоти нашей –
Это ты! Твоё участье
Каждый пил,
О, блюстительница рода!
О, зиждительница чаши –
Бурной плоти сверхнарода,
Полной сил!

Пред тобой – в своём бессмертье
Града стольного богиня
Только первая из первых
Дочерей...
И на каменных твердынях
Не твоё ли имя чертят
Переливчатые перлы
Фонарей?

1950

[1] «Роза Мира» (V.2) так разъясняет двойственную природу Всенародной Афродиты (настоящее её имя – Лилит), одной из семи великих стихиалей Шаданакара:

«Значение Лилит в нашем существовании необозримо велико.»
«Она формирует цепь рода как в человечестве Энрофа, так и у даймонов, и в мирах демонических.»
«Вот почему она заслуживает вполне наименование ваятельницы нашей – и не только нашей – плоти. Потому же с её бытиём и воздействием неразрывно связана у человека сфера половых чувств.»
«Некогда, в глубочайшей древности, эта стихиаль стала супругою Первоангела – того величайшего Духа, что сделался Логосом Шаданакара. Это было во времена творения ангельских слоев, и Лилит стала праматерью этого первого человечества. Но Гагтунгр сумел проникнуть в мир Лилит, и её тончайшее материальное тело восприняло в себя некий демонический элемент. Это была катастрофа. С тех пор все цепи рода, формируемые ею, будь то в мирах титанов, даймонов или людей, воспринимают в себя нечто от этого
элемента.»
«Известно, что в античной древности, на Кипре, культ богини любви распался в своё время на две противоположности: возвышенный культ Афродиты Урании, духовной, творческой, поэтизируемой и поэтизирующей любви, и культ Афродиты Пандемиос, что можно приблизительно перевести выражением «Афродита Всенародная». Он широко разлился в народных низах, проявляясь в оргиастических празднествах и благословляя разврат как священную дань богине. Аналогичный процесс раздвоения и поляризации
когда-то слитных начал знают и некоторые другие культуры.»

[2] Анадиомена – одно из прозвищ Афродиты.

[3] На Кипре Платон написал диалог «Пир», в котором, в частности, обсуждается различие между Афродитой Небесной (возникшей от Урана) и Афродитой «пошлой» (рождённой от Зевса и океаниды Дионы).

[4] Эреб – в греческой мифологии олицетворение мрака, сын Хаоса и брат Ночи.

Вперед: 2. Танцы вверху
Назад: 4. Могила М. Волошина («Прибрежный холм – его надгробный храм...»)
Начало: Стихотворения и поэмы. Оглавление
 
Сверху Снизу