Вступление
Лет пять назад, по настоянию своих ближайших товарищей по работе, я согласился напи-
сать автобиографию. Но не успел закончить я первую страницу, как в Бомбее вспыхнули вол-
нения, и я вынужден был работу приостановить. Затем последовали события, которые для меня
завершились заключением в тюрьму Йервади. Находившийся со мной в тюрьме адвокат Дже-
рамдас советовал мне отложить все прочие дела и закончить автобиографию. Но я ответил,
что уже составил себе программу занятий и не могу думать о чем-либо другом, пока она не
будет выполнена. Я бы закончил автобиографию, если бы отбыл свой срок полностью, но меня
освободили на год раньше. Теперь Свами Ананд повторил это предложение, а так как я закон-
чил историю сатьяграхи в Южной Африке, то решил приняться за автобиографию для «Нава-
дживана». Свами хотелось, чтобы я выпустил автобиографию отдельной книгой, но у меня не
было для этого свободного времени: я мог писать лишь по главе в неделю. Для «Навадживана»
мне все равно необходимо было что-нибудь писать еженедельно. Почему бы в таком случае не
заняться автобиографией? Свами согласился с этим, и я усердно принялся за работу.
Между тем у одного из моих богобоязненных друзей возникли сомнения, которыми он
поделился со мной в мой «день молчания».
– Что толкнуло вас на эту авантюру? – спросил он меня. Писание автобиографий – обы-
чай, присущий Западу. Я не знаю ни одного человека на Востоке, который занимался бы этим,
за исключением лиц, подпавших под влияние Запада. А о чем вы будете писать? Допустим,
завтра вы откажетесь от положений, которые сегодня считаете своими принципами, или в буду-
щем пересмотрите сегодняшние планы. Не окажется ли тогда, что люди, руководствующиеся
в своих поступках вашим авторитетным словом, будут введены в заблуждение? Не лучше ли
совсем отказаться от этого или хотя бы несколько повременить?
Доводы эти произвели на меня некоторое впечатление. Но я и не собираюсь писать насто-
ящую автобиографию. Просто мне хотелось бы рассказать историю своих поисков истины. А
поскольку такие искания составляют содержание всей моей жизни, то рассказ о них действи-
тельно будет чем-то вроде автобиографии. Но я не против того, чтобы на каждой странице
автобиографии говорилось только о моих исканиях. Я верю или по крайней мере стараюсь
верить, что связный рассказ об этом принесет пользу читателю. Мои искания в сфере политики
известны теперь не только Индии, но и в какой-то степени всему «цивилизованному» миру.
Для меня они не представляют большой ценности. Еще меньшую ценность имеет для меня
звание «махатмы», которое я получил благодаря этим исканиям. Это звание часто сильно меня
огорчало, и я не помню ни одного случая, когда бы оно порадовало меня. Но мне, разумеется,
хотелось бы рассказать об известных лишь мне одному духовных исканиях, в которых я чер-
пал силы для своей деятельности в сфере политики. Если мои искания действительно носят
духовный характер, тогда здесь нет места для самовосхваления, и мой рассказ может лишь
увеличить мое смирение. Чем больше я размышляю и оглядываюсь на прошлое, тем яснее
ощущаю свою ограниченность.
В течение тридцати лет я стремился только к одному – самопознанию. Я хочу видеть
бога лицом к лицу, достигнуть состояния мокша. Я живу, двигаюсь и существую только для
достижения этой цели. Все, что я говорю и пишу, вся моя политическая деятельность – все
направлено к этой цели. Но будучи убежден, что возможное для одного – возможно для всех,
я не держу в тайне свои искания. Не думаю, что это снижает их духовную ценность. Есть вещи,
которые известны только тебе и твоему творцу. Их, конечно, нельзя разглашать. Искания, о
которых я хочу рассказать, другого рода. Они духовного или скорее морального плана, ибо
сущностью религии является мораль.
В своем жизнеописании я буду касаться только тех вопросов религии, которые одинаково
понятны и взрослым и детям. Если мне удастся рассказать о них смиренно и бесстрастно, то
многие, ищущие истину, почерпнут здесь силы для дальнейшего движения вперед. Я смотрю
на свои искания как ученый, который хотя и проводит их весьма точно, тщательно и обду-
манно, однако никогда не претендует на окончательность своих выводов и дает большие воз-
можности для размышлений. Я прошел через глубочайший самоанализ, тщательно проверял
себя, исследовал и анализировал все психологические моменты. И все же я далек от мысли
претендовать на окончательность или непогрешимость своих выводов. Единственное, на что я
претендую, сводится к следующему: мне они представляются абсолютно правильными и для
данного момента окончательными. Если бы это было не так, я не положил бы их в основу своей
деятельности. Но на каждом шагу я либо принимал, либо отвергал их и поступал соответству-
ющим образом. И пока мои действия удовлетворяют мой ум и мое сердце, я должен твердо
придерживаться своих первоначальных выводов.
Если бы все сводилось для меня к обсуждению академических принципов, я, разумеется,
не стал бы писать автобиографию. Но я ставил себе целью показать практическое применение
этих принципов в различных случаях и потому назвал эти главы, к написанию которых я при-
ступаю, «Историей моих поисков истины». Сюда должны войти искания в области примене-
ния ненасилия, безбрачия и прочих принципов поведения, которые обычно рассматриваются
как нечто отличное от истины. Но для меня истина – главенствующий принцип, включающий
множество других принципов. Эта истина есть правдивость не только в словах, но и в мыслях,
не только относительная истина наших понятий, но и абсолютная истина, вечный принцип,
т. е. бог. Имеется бесконечно много определений бога, ибо проявления его бесчисленны. Они
наполняют меня удивлением и благоговейным трепетом и на какое-то мгновенье ошеломляют.
Но я поклоняюсь богу только как истине. Я еще не нашел его, но ищу. Я готов в своих иска-
ниях – пожертвовать всем самым дорогим для меня. Если понадобится жертва, я отдам даже
жизнь, думаю, что я готов к этому. Все же до тех пор, пока я не познал эту абсолютную истину,
я должен придерживаться относительной истины в своем понимании ее. Эта относительная
истина должна быть моим маяком и щитом. Хотя путь этот прям и узок, как острие бритвы,
для меня он был самым быстрым и легким. Даже мои колоссальные промахи показались мне
ничтожными благодаря тому, что я строго держался этого пути.
Этот путь спас меня от печали, и я продвигался вперед, руководствуясь внутренним све-
том. Часто на этом пути я видел слабые проблески абсолютной истины, бога, и с каждым днем
во мне росло убеждение, что только он один реален, а все остальное нереально. Пусть те, кто
захочет, узнают, как во мне росло это убеждение; пусть они, если смогут, разделят со мной мои
искания, а также мое убеждение. Во мне зрело все большее убеждение, что все, доступное мне,
доступно даже ребенку; я говорю это с полным основанием. Практика этих исканий столь же
проста, сколь и трудна. Они могут показаться совершенно недоступными человеку самонаде-
янному и вполне доступными невинному младенцу. Ищущий истину должен быть смиреннее
праха. Мир попирает прах, но ищущий истину должен настолько смириться, чтобы даже прах
мог попрать его. И только тогда, а не прежде, он увидит проблески истины. Это становится
абсолютно ясно из диалога между Васиштой и Вишвамитрой. Христианство и ислам также
полностью подтверждают это.
Если читателю покажется, что в моих словах сквозит гордыня, значит, что-то неверно
в моих исканиях и я видел не проблески истины, а всего лишь мираж. Пусть погибнут сотни
таких, как я, но восторжествует истина. Даже на волосок не следует отступать от истины, когда
судят о таких заблуждающихся смертных, как я.
Я прошу, чтобы никто не считал советы, разбросанные по страницам последующих глав,
непререкаемыми. Описываемые мной искания следует рассматривать лишь как иллюстрации.
Каждый, ознакомившись с ними, может проводить свои собственные искания в соответствии
со своими наклонностями и способностями. Полагаю, что с такой оговоркой предлагаемые
мной иллюстрации будут действительно полезны, так как я не собираюсь скрывать или замазы-
вать неприятные вещи, о которых следует говорить. Я надеюсь познакомить читателя со всеми
своими ошибками и заблуждениями. Моя задача – описать свои искания в области сатьяграхи,
а вовсе не рассказывать о том, какой я хороший. Оценивая самого себя, я постараюсь быть
строгим, как истина, и хочу, чтобы другие были такими же. Применяя к себе такое мерило, я
подобно Сурдасу могу воскликнуть:
Есть ли на свете негодяй,
Столь порочный и омерзительный, как я?
Я отказался от своего творца,
Настолько я вероломен.
Ибо для меня вечная мука, что я все еще далек от него, который, как я доподлинно знаю,
управляет каждым моим вздохом и от которого я веду свое начало. Я знаю, что мои дурные
страсти отдаляют меня от него, но я еще не в силах избавиться от них.
Но пора кончать. В следующей главе я приступлю уже к рассказу о своей жизни.
М. К Ганди.
Ашрам, Сабармати, 26 ноября 1925 года.