Глубочайшая тайна
Глубочайшая тайна – попущенье Господне
Мировому страданью и могуществу зла
Иван Карамазов... имел идею отказаться от Бытия и от Царствия Небесного, так как на пути к нему существует страдание — «слезинка ребёнка». Я думаю что это тема весьма серьёзная и по ней ещё предстоит найти комплексное решение. У Достоевского было только то что в ответ на эти речи Ивана его поцеловал брат — Алёша Карамазов.
Я думаю, милость Божья в том, что большинство людей этот вопрос даже не ставит. Потому что если его ставить обычным образом, как мы ставим тысячи других вопросов, то можно впасть в уныние или сойти с ума, как Иван Карамазов. Я думаю даже, что сумасшествие уберегло Ивана от уныния или убийства себя или всего человечества, то есть стало для него меньшим злом.
Я себе этот вопрос тоже не ставлю, потому что невозможно будет нормально жить и работать. Я лишь начинаю догадываться, что ответ на этот вопрос вряд ли можно сформулировать рассудком. Поэтому гений Достоевского не нашёл никакого иного выхода, кроме как ответить на рассудок сердцем (братский поцелуй Алёши).
Кстати, в «Поэме о великом инквизиторе» ответ тот же, хотя глубинные причины, видимо, разные. В случае с Иваном ответа просто НЕТ на земном языке, поэтому поцелуй. В случае лукавства инквизитора ЛЮБОЙ ответ станет поводом для дальнейшего лукавства, поэтому лишь поцелуй.
Я не знаю ответа на вопрос о том, зачем Господь попускает страданья, но я знаю как минимум два источника, которые показывают направление поиска и говорят, что ответ в принципе существует.
- «Роза Мира» — речь о состоянии, в котором «снимаются мучительные вопросы о страдании, борьбе и зле».
- Житие преподобного Серафима Саровского — его постоянное пребывание, после 40 лет тяжёлого труда, в возвышенном, радостном, вечно-пасхальном настроении: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос всё победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил!»
И если уж ставить этот вопрос, то нет морального права отлынивать от пути, на котором ответ. Уже нельзя хвататься рассудком за первое, что приходит в голову, и предъявлять претензии Провидению. Надо сначала пройти эти десятилетия пути, хотя Даниил Андреев намекает, что через погружение в Природу и молитву можно и быстрее соприкоснуться с вселенской гармонией.
Сам факт того, что эта гармония где-тот есть, говорит о том, что вечный вопрос решён, глубочайшая тайна разгадана!
Вот я ещё добавлю мыслишку такую что может быть всё это моё и Ивана Карамазова жгучее недовольство несовершенством Бытия из-за наличия демонических сил — это продукт «работы» эйцехоре.
А вот, оказывается, можно и умом нащупать направление выхода.
Но не сам выход.
Вообще вся глава видится весьма и весьма актуальной, я пока далеко не всё начал применять, так сказать, в быту.
В быту пока не знаю, но в политике можно применять так...
ОффтопВот сейчас власть разыгрывает очередной циничный сценарий укрепления своих позиций под соусом заботы о народе. Эти отставки правительства с одних стульев на другие, эти прибавки за новорожденных при 25 миллионах нищих и 50 миллионах бедных и т.д. Сколько крика поднялось! Одни называют чуть ли не «леворюцией сверху», другие ещё сильнее извергают проклятья. Что делать в этой ситуации бедному российскому сатьяграху? Налево пойдёшь, коня потеряешь, направо пойдёшь — сам пропадёшь...
Мне кажется, ответ в стиле Достоевского — он же Ганди. Пожать президенту руку охрана не подпустит, но можно поклониться издали (через интернет-манифест) всем нашим правителям, поклониться той же божественной их природе, какая и у нас, поклониться их будущему страданию за грехи личные и государственные, а потом... Потом спокойно идти и запускать русскую сатьяграху.
Или хотя бы усиленно готовиться к ней.