Этический дуализм, этический монизм

Александр, я вам предложу своё для начала.

http://rozamira.pw/viewtopic.php?f=202&t=5052

ЛИТЕРАТУРА

М. Бойс. Ззроастрийцы. Верования и обычаи.

Р.Ч.Зенер «УЧЕНИЕ МАГОВ»

Ю. Терапиано «МАЗДЕИЗМ»

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5482/

http://kurdistan.com.ua/religiya/zorostrizm

http://www.bibliotekar.ru/zor.htm

http://rudocs.exdat.com/docs/index-195406.html

http://grani.roerich.com/academy/zoroastr.htm

http://avesta.tripod.com/zoroastr/Boyce0002.htm

http://www.zoroastrian.ru/node/408
 
Павел, нашел подходящий отрывок из бесед со Шри Ауробиндо. Почему я так часто его цитирую? Просто для меня очевидно, что Шри Ауробиндо и Даниил Андреев работали над одной и той же всемирной задачей — созданием общечеловеческого братства, приближением золотого века РМ. В их идеях есть параллели и диалог разных подходов. Правда, в традиции ашрама Шри Ауробиндо сохранились и преемственность и духовная сила, действующая в современном мире, а у нас пока, в основом, только идеи. Вот эта цитата:

«Ш. А.: Издревле существует идея о том, что дэвы и асуры — боги и титаны — борются за контроль над человеческой эволюцией. Асуры привели мир к чрезвычайно сложному устроению; но на мой взгляд, само существование их не вызывается никакой необходимостью. Асуры проявляют себя через мятеж, страдание, борьбу и тяготы. Но мир мог бы развиваться и иначе, подобно цветку, который расцветает изнутри. Асурические же силы вмешались в игру мировых Сил и исказили их. Эта истина известна практически всем религиям: змей (зло) совратил Пракрити (Еву), Пракрити обманула Пурушу (Адама). Пуруша, уступив, пал; вот что следует понимать, когда христиане говорят о падении Адама, космического человека.
Борьба за контроль над эволюцией человечества, идущая между дэвами и асурами, — индийское выражение той же истины.

У.: Как же в таком случае следует понимать идею «Пуран» о почитании Бога через вайра-бхаву — чувство «враждебности» или противопоставленности?
Ш. А.: В случаях Раваны и Хираньи Кашипу человеческие существа становились асурами и избирали путь противопоставленности Божественному. Это — воистину падение; отсюда ясно видно то, что асур не является целью эволюции человека. То есть эволюция человека не состоит в движении от животного к витальному и, наконец, к асуру. Для человека асурическая жизнь считается падением. Если асурическая природа овладеет вами, вы утратите возможность эволюции.
У.: Как защитить себя от атак и влияния асуров?
Ш. А.: Чистота и искренность защищают человека от асуров. Они могут наносить вам удары, они могут смущать и затуманивать разум, они могут сдерживать вас и вести вас к ошибкам, но если вы владеете светом, белым светом чистоты и искренности, они не смогут причинить вам вреда. Настоящего падения не произойдет, вы пройдете.»
 
Просто для меня очевидно, что Шри Ауробиндо и Даниил Андреев работали над одной и той же всемирной задачей — созданием общечеловеческого братства, приближением золотого века РМ. В их идеях есть параллели и диалог разных подходов.
Совершенно согласен.
 
Олег,

Извиняюсь, не видел до сегодняшнего дня этого сообщения.
Слова Шри Ауробиндо несомненно весьма интересны. На сегодняшний момент не знаю, как их прокомментировать — автор вероятно прав! ;) Но он в частности ведёт там речь о «познании Бога через противопоставление себя Ему». Это, я думаю, безусловно неразумный и, скорее всего, гибельный путь для человека.
Но, как бы там ни было, асуры это теперь уже реальность нашего мира, нам с этим жить.
Насчёт их происхождения я слышал занятную гипотезу, будто асуры это боги предыдущей манвантары. Там как-то всё было иначе. Наверное и они сами тогда вели себя по другому. Впрочем, мы ничего не знаем о той жизни. Попав же в этот цикл бытия вселенной, они не вписались в новое мироустройство и сделались в итоге тем, чем сделались. Одно из характерных их свойств — обида на некую давнюю несправедливость, «поражение в правах», которое, они считают, было над ними учинено и за которое они жаждут поквитаться.
Справедливости ради надо всё же подчеркнуть здесь, что индийский термин «асур» это не есть прямой синоним нашего понятия «демон». Асуры в их традиции это весьма разнообразные существа, целый ряд которых проявил себя в истории весьма праведно (Бали, Прахлада, из женских персоналий Вринда, Мандодари, итд). А есть, конечно, многие среди них, которые действительно сущие бесы.
 
Павел, нашел подходящий отрывок из бесед со Шри Ауробиндо. Почему я так часто его цитирую? Просто для меня очевидно, что Шри Ауробиндо и Даниил Андреев работали над одной и той же всемирной задачей — созданием общечеловеческого братства, приближением золотого века РМ. В их идеях есть параллели и диалог разных подходов. Правда, в традиции ашрама Шри Ауробиндо сохранились и преемственность и духовная сила, действующая в современном мире, а у нас пока, в основом, только идеи. Вот эта цитата:

«Ш. А.: Издревле существует идея о том, что дэвы и асуры — боги и титаны — борются за контроль над человеческой эволюцией. Асуры привели мир к чрезвычайно сложному устроению; но на мой взгляд, само существование их не вызывается никакой необходимостью. Асуры проявляют себя через мятеж, страдание, борьбу и тяготы. Но мир мог бы развиваться и иначе, подобно цветку, который расцветает изнутри. Асурические же силы вмешались в игру мировых Сил и исказили их. Эта истина известна практически всем религиям: змей (зло) совратил Пракрити (Еву), Пракрити обманула Пурушу (Адама). Пуруша, уступив, пал; вот что следует понимать, когда христиане говорят о падении Адама, космического человека.
Борьба за контроль над эволюцией человечества, идущая между дэвами и асурами, — индийское выражение той же истины.

У.: Как же в таком случае следует понимать идею «Пуран» о почитании Бога через вайра-бхаву — чувство «враждебности» или противопоставленности?
Ш. А.: В случаях Раваны и Хираньи Кашипу человеческие существа становились асурами и избирали путь противопоставленности Божественному. Это — воистину падение; отсюда ясно видно то, что асур не является целью эволюции человека. То есть эволюция человека не состоит в движении от животного к витальному и, наконец, к асуру. Для человека асурическая жизнь считается падением. Если асурическая природа овладеет вами, вы утратите возможность эволюции.
У.: Как защитить себя от атак и влияния асуров?
Ш. А.: Чистота и искренность защищают человека от асуров. Они могут наносить вам удары, они могут смущать и затуманивать разум, они могут сдерживать вас и вести вас к ошибкам, но если вы владеете светом, белым светом чистоты и искренности, они не смогут причинить вам вреда. Настоящего падения не произойдет, вы пройдете.»
Извиняюсь за оффтоп в ветке, посвящённой Александру Сергеевичу. Максим, полагаюсь здесь на тебя в выборе более подходящего места для этой беседы.

Ауробиндо Гхош не совместим с Даниилом Андреевым. Вот выдержка из книги Сатпрема, пожалуй, его самого известного ученика, которая полностью согласуется со взглядами Ауробиндо:

На протяжении всей духовной истории мира какие только демонические и «ругательные» названия не давались этим враждебным силам, как будто единственная их задача – осудить, провалить ищущего и доставлять хлопоты порядочным людям. В действительности же дело обстоит несколько иначе – ибо где же дьявол, как не в Боге? Если он не в Боге, то от Бога немного остается, потому что в этом мире предостаточно зла (как и в некоторых других мирах) и немного остается того, что является чистым и незапятнанным – разве только безразмерная и бесплотная математическая точка. На самом деле, как показывает опыт, эти причиняющие хлопоты и беспокойство силы имеют свое место во вселенной; они являются таковыми лишь для нашего маленького мгновенного сознания. Более того, они имеют свое особое назначение. Во-первых, они всегда захватывают нас врасплох, когда мы не готовы; если бы мы были не рассеянны, но однонаправленны, то они не смогли бы поколебать нас ни на секунду. Кроме того, если мы посмотрим внутрь себя вместо того, чтобы хныкать и порицать дьявола или порочность мира, то мы увидим, что каждая из этих атак разоблачает один из множества наших добродетельных обманов, или, как говорит Мать, снимает жалкие покровы, которые мы набрасываем на вещи, чтобы не видеть их.
Возможно, кому-то будет интересен этот отрывок из беседы Ауробиндо с одним его учеником. Там всё на английском, если что — Яндекс переводчик в помощь:

Disciple: Why did you choose Pondicherry as the place for your Sadhana?

Sri Aurobindo: Because it was by an Adesh – command from Above – I was asked to come here. When I was leaving Bombay for Calcutta I asked Lele [Vishnu Bhaskar Lele, Aurobindo's guru at the time] what I should do regarding my Sadhana. He kept silent for some time [probably waiting to hear a voice from the heart] and replied, “Meditate at a fixed time and hear the voice in the heart.”

I did not hear the voice from the heart, but a different voice and I dropped meditation at fixed time because meditation was going on all the time. When Lele came to Calcutta and heard about it, he said that the devil had caught hold of me. I said, “If it is the devil, I will follow him.”
https://beezone.com/adi-da/evening_talks_with_aurobindo_1_26-1.html

Ну и где-то на форуме я уже говорил, что Ауробиндо Гхоша считали инкарнацией Наполеона и он этого не отрицал.
 
Вот выдержка из книги Сатпрема, пожалуй, его самого известного ученика, которая полностью согласуется со взглядами Ауробиндо
Цитаты довольно разные, на мой взгляд и, возможно, противоречащие друг другу:

Издревле существует идея о том, что дэвы и асуры — боги и титаны — борются за контроль над человеческой эволюцией. Асуры привели мир к чрезвычайно сложному устроению; но на мой взгляд, само существование их не вызывается никакой необходимостью. Асуры проявляют себя через мятеж, страдание, борьбу и тяготы. Но мир мог бы развиваться и иначе, подобно цветку, который расцветает изнутри. Асурические же силы вмешались в игру мировых Сил и исказили их
На протяжении всей духовной истории мира какие только демонические и «ругательные» названия не давались этим враждебным силам, как будто единственная их задача – осудить, провалить ищущего и доставлять хлопоты порядочным людям. В действительности же дело обстоит несколько иначе – ибо где же дьявол, как не в Боге? Если он не в Боге, то от Бога немного остается, потому что в этом мире предостаточно зла (как и в некоторых других мирах) и немного остается того, что является чистым и незапятнанным – разве только безразмерная и бесплотная математическая точка. На самом деле, как показывает опыт, эти причиняющие хлопоты и беспокойство силы имеют свое место во вселенной; они являются таковыми лишь для нашего маленького мгновенного сознания. Более того, они имеют свое особое назначение.
 
Ауробиндо прав. То же самое примерно говорит и Лазарев. В этом суть монистического отношения к жизни и к миру. Нет разделения. Есть различные функции и есть наши собственные слабости, которые таким образом действительно выставляются напоказ. Прежде всего для нас самих.

Но Андреев тоже прав в контексте своего наратива. Несомненен факт наличия во Вселенной сущностей, питающихся гаввахом и эйфосом (и, вероятно, другими видами энергии из того же ряда). Здесь тоже нет вопросов. Описания Андреева на этот счёт совершенно законны и, я уверен, истинны. Существуют там и иерархии свои и разные миры — всё вполне вероятно и не вызывает проблем с принятием.

Они оба правы. Только каждый по своему.

Я считаю, говоря о демонах, мы очень часто невольно играем словами. Скажем, древнегреческое слово «даймон», столь знакомое всем нам по «Розе мира» — это на самом деле и есть «демон», ибо сочетание альфы с йоттой в греческом языке произносится, как «эй», а не как «ай». И само это слово не несло в старые времена абсолютно никакого негативного оттенка. Оно по сути означало просто всякий нетелесный разумный дух. И всё. То есть, строго говоря, того, кто разговаривал с Сократом, следует называть именно «деймоном» или демоном, а не «даймоном». Но что от этого меняется? Разве Сократ не светел? «Демон» его разве не просвещал?

В Индии же все выражения и слова подобного рода обладают уже совершенно иными смыслами. Начать, хотя бы, с того, что в индийских языках (хинди, санскрит) отсутствует понятие демона или дьявола, аналогичное христианскому, в принципе. А английский для них чужой по натуре язык. Они могут достаточно вольно использовать те или иные заимствования оттуда и эти заимствования не будут нести для них той же смысловой нагрузки, которую несут для нас. Идус скажет «дьявол» и подумает о чём-то совсем ином, чем подумаете, например, вы или я.

Поэтому не надо спешить возмущаться Шри Ауробиндо. Он — весьма крупная личность и выдающийся духовидец. Кстати, его тело так и не показало никаких признаков тления за все те несколько дней, предшествовашии кремации. Тоже знак. Не абсолютный, но на что-то указывающий.

.
 
Вот еще важный и показательный отрывок из беседы Шри Ауробиндо с А.Б. Пурани, в котором высказываются мысли как раз очень близкие Даниилу Андрееву, —

«Ш. А.: Издревле существует идея о том, что дэвы и асуры — боги и титаны — борются за контроль над человеческой эволюцией. Асуры привели мир к чрезвычайно сложному устроению; но на мой взгляд, само существование их не вызывается никакой необходимостью. Асуры проявляют себя через мятеж, страдание, борьбу и тяготы. Но мир мог бы развиваться и иначе, подобно цветку, который расцветает изнутри. Асурические же силы вмешались в игру мировых Сил и исказили их. Эта истина известна практически всем религиям: змей (зло) совратил Пракрити (Еву), Пракрити обманула Пурушу (Адама). Пуруша, уступив, пал; вот что следует понимать, когда христиане говорят о падении Адама, космического человека.

Борьба за контроль над эволюцией человечества, идущая между дэвами и асурами, — индийское выражение той же истины.

У.: Как же в таком случае следует понимать идею «Пуран» о почитании Бога через вайра-бхаву — чувство «враждебности» или противопоставленности?

Ш. А.: В случаях Раваны и Хираньи Кашину человеческие существа становились асурами и избирали путь противопоставленности Божественному. Это — воистину падение; отсюда ясно видно то, что асур не является целью эволюции человека. То есть эволюция человека не состоит в движении от животного к витальному и, наконец, к асуру. Для человека асурическая жизнь считается падением. Если асурическая природа овладеет вами, вы утратите возможность эволюции.

У.: Как защитить себя от атак и влияния асуров?

Ш. А.: Чистота и искренность защищают человека от асуров. Они могут наносить вам удары, они могут смущать и затуманивать разум, они могут сдерживать вас и вести вас к ошибкам, но если вы владеете светом, белым светом чистоты и искренности, они не смогут причинить вам вреда. Настоящего падения не произойдет, вы пройдете.»
http://integral-yoga.narod.ru/devotees/Purani/Purani.Evening_Talks_with_Sri_Aurobindo.vol-2.rus.htm
 
Сверху Снизу