Раз уж постят всякое. Музончик маршевый, в наушниках хорошо меня бодрит чтобы ходить пешком и худеть, бодрости двигаться мне как раз не хватает обычно со сдвинутым из-за лишнего веса в эстрогены гормональным балансом.

 
Когда музыканты говорят о восприятии музыки, а логопеды о восприятии речи, они что имеют в виду? Я знаю, что они имеют в виду. Сидящего в кабинете и внимающего ребёнка, который, глядя на картинки или видео-звуко-ряд, запоминает слова стихотворения или музыкльные мелодии + движения танца... Но по определению, восприятие это синхронизированная работа всех анализаторов, включая контактные. Услышьте — ВСЕХ анализаторов. Только в ходе полноценной самостоятельной предметной деятельности это достигается — нигде более! Самостоятельной в том смысле, что за ребёнка никто ничего не делает, хотя не оставляет его без поддержки, совета и внимания. Для того, чтобы воспринимаемый язык музыки или речи не привёл ребёнка к эхолалии, эхопраксии, резонёрству, заиканию, гастриту, колиту, астме, косоглазию и прочим психосоматическим расстройствам, речь или музыка должны точно комментировать ощущения в момент восприятия мира, точно обозначать словом или интонацией воспринимаемые объекты, со-бытие.

Воспринимает ребёнок НЕ отдельно музыку и НЕ речь отдельно, а действительность, в которую погружён, которая как бы и помечается речью или музыкой, как звуковыми особыми метками-символами. Метки эти впоследствии начнут вызывать целостные образы вполне конкретных со-бытий из жизни...

Но это очень хлопотно — показать ребёнку мир, предоставляя ему возможность в нём действовать, и обозначить при этом музыкой или речью его переживания, да ещё и синхронно его действиям. Представляете, сколько сегодня нужно потратить сил, времени и средств, чтобы организовать хотя бы одну экскурсию в зоопарк?.. Или экскурсию в порт, где дети будут иметь возможность забраться в работающий тральщик или хотя бы на работающую баржу, посмотреть внутри каюты, побывать на камбузе... Мало того, ехать в порт или в зоопарк нужно и можно только тогда, когда дети готовы, и им интересно узнать, например, как медведица ухаживает за медвежатами (и не слоняться от клетки к клетке с мороженым во рту). Дети наблюдают за действиями медвежат, воспитатель обращает их внимание на особенности зверей, а потом они подражают зверятам, и в это время музыкант играет мелодию на дудочке или на скрипке, по характеру полностью совпадающую с движениями медвежат и подражающих им детям. И тогда они приедут в детский сад, сядут и нарисуют эту медведицу, расскажут о характере каждого медвежонка, о том, что в жизни медвежат происходило... А музыка, которую они слышали в зоопарке в момент восприятия медвежат, начнёт вызывать у них живые образы — так родится танец...

А если такие экскурсии нужны каждую неделю?.. Это же веником убиться... Никто этим в детсаду и школе и не занимается уже. В лучшем случае, предлагают родителям свозить ребёнка в зоопарк и показать там ему медведей. Только, вы поймите, никакого подлинного танца-пантомимы медвежат вы в итоге не сможете поставить — у каждого в представлении будут (если их по зоопарку опять-таки не водили, наподобие куклы, мимо всех клеток, а в это время ребёнок просто ел мороженое) совершенно разные медведи и абсолютно конкретные образы (точнее, вы сможете такой танец забабахать, оперируя детьми как куклами, но кому этот цирк нужен-то, положа руку на сердце?..) Никто из детей не поймёт никого другого, включая музыкального руководителя. Не поймут они того, что просит сделать музыкальный руководитель.

Но они в детский сад, а потом и в школу приходят с единственной целью — научиться видеть и понимать сначала друг друга, а потом и любого человека собственной культуры хотя бы... Вот для чего в садах и школах нужны со-бытия — совместное бытие, а не тренировка попы, которая должна сидеть спокойно, а головы при этом ориентироваться в затылок друг к другу, и слушать-воспроизводить задаваемые учителем готовые образцы описания мира и действий, образцы решения учебных задач.


 
Запрос в яндекс-поиск: «музыкант играет детям на прогулке».
Тысяча видео-роликов. Ещё больше фотографий —
Ни одного музыканта, играющего детям!..
Я без души лето целое всё пела,
И я обнимаю вас музыкой... мысленно!

Обнимите, заходите в дом, мы заждались!
Спойте от души для нас, Христа ради.
Словес довольно — музыкой обнимите!
Не обнимайте мысленно, обнимите явно.
Живой музыкой обнимите, пожалуйста!
Не думайте, что «Мурку» хотим слышать.
Сыграйте на скрипке «Джульетту-девочку»
во время прогулки детей в детском саду.
Сыграйте им же ещё его тему Охотников,
когда дети впервые выходят летом в лес.
Когда они, зажав ореховые гостинчики в кулачках,
изо всех силёнок пытаясь не спугнуть Белочку,
крадутся на цыпочках, чтобы разглядеть это Чудо Природы...
А когда всё-таки терпения не хватает — бегут за ней
(здесь звучат хаотические выстрелы Охотников).
И, пожалуйста, я Вас умоляю, постарайтесь в этот момент
синхронизовать музыкальный ритм с детскими шажочками!..
Вы же — Музыканты! Что Вам стоит?!.. Для Вас это Легко!..
А дети в это время, в этом месте внутри настоящей Мистерии,
и практически «под шофе» — почти как те же Охотнички...
Сыграйте им «Ноябрь» из «Времён года» Чайковского,
когда они, одевшись и выйдя на улицу, видят
Первый снег, ступая маленькими валеночками...
Можно обнимать и не всех разом, оптом, можно сделать
Подарок кому-либо Одному, только... опять-таки... —
Адресно! ...Ну что, договорились?.. По рукам?..

...И когда дети вернутся в детский сад, и эта музыка будет вызывать у них мистическую* картину реального Леса (на минуточку — это же часть Творения), и пространственно будет она выходить даже за рамки музыкального зала, будет объёмной, лучами Солнца пронизанная, как в тот самый конкретный день, поначалу импрессионисткая по характеру, но воспроизводящая самое важное — желаемое психическое-душевное состояние, с теми событиями связанное (это воля!), картина, которая даже аналоги запахов будет содержать и тепло от солнечных лучей дети будут ощущать, и в деталях воспроизведут со-бытие (пантомима-танец родится самопроизвольно)... — вот тогда можно сказать, что кто-то Обнял их музыкой. И что именно из классики исполнять в лесу или ещё где-то... — выбор за музыкантом. Задача — в данном месте, в данное время, обращаясь к конкретным детям, обозначить музыкой важнейшие в их жизни переживания. И музыкальные фразы станут для детей тем орудием, с помощью которого они смогут впоследствии вытащить из сознания и удержать то, что желаемо и необходимо для полноценной жизни и решения любых задач, ею выдвигаемых.

Я понимаю — кому надо, пусть идут и обнимают. Может быть, когда-нибудь придут?.. Но откуда Музыканты будут знать, что им это надо, если их никто даже не зовёт?.. А кто позовёт, если сегодня мало кому понятно чего вообще хотеть...

____________________________________________
* Мистик, по определению Н.Бердяева, я с ним согласен — человек, у которого за каждым словом, каждой музыкальной фразой, линией в рисунке... есть живой целостный образ. Всего лишь. А образ это комплекс сенсорных ассоциаций + связанная с ним речь, либо музыкальная фраза, линия рисунка, жесты танца... И воображение это следующий этап в развитии образного мышления.

 
Редактирование:
Музыка — это гармония высших сфер, когда она звучит, замрите и внимайте, перестаньте двигаться, сядьте и послушайте. Для меня такая фраза звучит бессмысленным советом или требованием к себе и к детям. Это я сегодня, имея некоторое музыкальное образование и жизненный опыт, могу воспринимать язык музыки, усевшись в кресло и двигаясь так, что вообще никто этого не заметит вовне. Но кто сказал, что двигаться в момент, когда мы слушаем музыку — это нечто неприличное, выдающее в нас людей неразвитых, некультурных?..

Когда-то, даже будучи уже студентом музыкального отделения педучилища, чтобы вообще начать хоть что-нибудь понимать в этом искусстве, мне приходилось запираться в комнате, включать фонограмму и начинать двигаться, пытаясь делать это так, чтобы мои движения не противоречили музыке. Только через моторику удавалось найти и удерживать в сознании тот адекватный образ, который начинал жить вместе с музыкой и в её особой логике, а вместе с образом удерживать и то психическое состояние, которое с ним связано. А когда я начал изучать детскую психологию и психофизиологию, то понял, что именно двигательная ассоциация первая запускает образное мышление. Если же мы хотим оставить детей на предметном уровне восприятия на всю оставшуюся жизнь, мы не дадим им двигаться в момент восприятия музыки. И всё, что им останется — это не её язык научиться понимать, а пытаться наслаждаться звуками, что так справедливо не нравится Михаилу Семёновичу, поскольку это чисто потребительское отношение к искусству.

Но если так, если образное мышление кому-то в принципе не нужно, оно не нужно в детсадах, не нужно в школах, тогда нужны те, кто будут специально пытаться настраивать на восприятие музыки, те, кто будут интриговать и манить нас прийти на концерты. И они тогда всё расскажут, чтобы подарить праздник. Но будут стыдить кухарок, готовящих блюда и слушающих «Болеро» Равеля, садоводов, вскапывающих грядки в момент, когда звучит 2-й фортепианный концерт Прокофьева, купающихся в речке под музыку и даже тех, кто мечтает ходить внутри играющего оркестра и слушать музыку ещё и оттуда, стремясь побывать рядом с каждым из музыкантов.

Если моете посуду, не ставьте Баха, не слушайте Моцарта. Не стирайте бельё, наконец, когда звучит Чайковский. Не надо унижать бытом великую музыку. Слушайте, я до сих пор вспоминаю, какое счастье для меня было слышать концерты классической музыки по радио во время приборки на крейсере «Адмирал Сенявин». Я в это время вообще-то «танцевал», часто, согнувшись в три погибели, двигаясь назад, удерживая перед собою двумя руками ветошь. И о приборке в это время по сути вообще не думал. Это было время настоящих путешествий и размышлений. После такой приборки я возвращался в кубрик как из отпуска! Ничуть не преувеличиваю. И это было всего лишь радио... Слава Богу, хотя бы радио...

Но и умение встраиваться в резонанс с музыкой это всё становится возможным только после того, как музыкант живым исполнением комментирует жизнь ребёнка, насыщенную переживаниями и ритмом важных действий, событий. Только тогда, когда ребёнок, благодаря этому, чувствует гармонию резонанса музыки со своими внутренними переживаниями в момент жизненных событий, когда попадёт в этот резонанс несколько раз и будет после этого по-настоящему потрясён — он стремится повторить это многократно и уже сам пытается встроиться в музыку. Можно о музыкальном воспитании написать целые тома, но слушателей на концертах это не добавит, если музыканты не сойдут с концертных площадок и не придут к детям, к людям, в народ, в жизнь. И речь не о том, что вот великий музыкант играл на сцене, а теперь будет играть, стоя в метро, где люди спешат по своим делам. Стоять в метро и играть, обращаясь к абстрактному слушателю — это всё та же сцена... Так слушателя не воспитаешь. А музыкальные руководители детских садов и школ, увы, зачастую не того уровня музыканты, чтобы подарить музыку вот так, запросто кому либо, АДРЕСНО... ИМХО.

На мой взгляд, мало кто жаждет от музыкантов дидактических указаний или риторики по поводу музыки, методик восприятия музыки и даже, не поверите, эмоциональных мыслей по поводу музыки. Любой из нас хотел бы быть именно обнят живой музыкой, но только подаренной ему адресно. Это начало начал. Чтобы подарить её большому числу людей, можно даже простой мелодией комментировать со-бытие (совместное бытие), когда люди друг с другом взаимодействуют по поводу значимой для них деятельности. Сама же эта деятельность вовсе не обязательно должна быть связана с музыкой и с музыкальным искусством. Только живая музыка, привнесённая в жизнь, приведёт на концертные площадки новых благодарных и понимающих музыку слушателей.

Да, даже людей хорошо понимающих родную речь не так уж и много, как хотелось бы, не смотря на то что она звучит вроде бы повсюду. Но потому и понимают её люди недостаточно, что в своё время некому было к ним обратить её адресно. Обращённая речь — почти столь же большая роскошь, как и обращённая к кому-либо музыка.

С уважением, Дмитрий Зорин.
«4213»
 
Сверху Снизу