Роза Мира и православие

Хотел спросить у форумчан про такое понятие в христианской религиозной теории и практике, как страх Божий. Каково должно быть отношение к этому понятию с точки зрения текстов Даниила Андреева. Хотел начать новую тему, потом подумал, что можно в существующей. Если получится большое обсуждение, можно и в отдельную тему выделить.

Как я понимаю, отношение можно сформулировать так: понятие должно быть переосмыслено в связи с тем, что по Андрееву Бог не гневается и никого не карает. При этом понятие всё же может быть полезным, так как страх подвести Бога может быть связан не со страхом наказания от Бога. А быть страхом подвести Бога и весь божий мир неправильным выбором. Не укоротить «сроки мук бытия», например, или даже удлинить их. А в остальном, как я понимаю, по Андрееву остаются актуальными существующие христианские тексты и практики в связи со страхом Божьим!

Буду рад обсуждению про то, что следует по этой теме из текстов Андреева, особенно с цитатами.

Если созрел в тебе дух высокий,
Если не дремлет совесть твоя,
Сдвинь своим праведным выбором сроки
Мук бытия.
 
Редактирование:
по Андрееву Бог не гневается и никого не карает
Мне отмщение аз воздам.
Считаю эту фразу из Писания колоссально сильной. Вся глубина её наверное в этих двух аспектах —
1) Если Бог хочет кого то наказать, то лишает его ума.
2) Самое страшное наказание оставить человека наедине с собой.
Как тут уже все выше и писали, самое страшное наказание, если человек отвернётся от бога, или бог от человека.
P/s И ещё хочу дописать. Толком не помню в каком учении прочитал такую фразу — Ты призываешь Бога наказать твоего обидчика. А что ты будешь делать, если один из обижаемых тобой позовёт меня, и я прийду мстить тебе?
 
Мне отмщение аз воздам.
Считаю эту фразу из Писания колоссально сильной. Вся глубина её наверное в этих двух аспектах —
1) Если Бог хочет кого то наказать, то лишает его ума.
2) Самое страшное наказание оставить человека наедине с собой.
Как тут уже все выше и писали, самое страшное наказание, если человек отвернётся от бога, или бог от человека.
Не Бог наказывает, а наша удаленность от Него! Бог готов нас принять всегда, но не пойдет за нами насильно, если мы уходим, не развеет тьму, которую мы сами вокруг себя творим, если мы только Его об этом не попросим.
Одна мудрая знакомая однажды сказала такую фразу «наше счастье определяется только расстоянием от Источника». От Бога.
 
Бог готов нас принять всегда, но не пойдет за нами насильно
Наверное это сложный вопрос. Может ли Бог убивать, принуждать, насиловать по факту. В силу своего всемогущества может, наверное. По писанию — Великий Потоп, хотя бы. Или даже такой подход. Книга Иова. Насколько я помню Сатана так обратился к Богу — «Позволь я прикоснусь к праведнику твоему Иову, и посмотрим, восславит ли он тебя?»
То есть получается Бог может разрешить прикасаться Сатане даже к праведнику.
Но мне лично нравится это —
Притчи Соломона 6:16-19
Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
Я думаю ненависть всё таки должна порождать противодействие.
Но естественно, проще конечно подождать пока заблудший человек сам себе сломает ноги. Но мы тут наверное говорим об активной защите, а не пассивной.
 
Редактирование:
Не знаю, как Вы относитесь к «Розе мира», но Даниил Андреев все-таки пишет, что

От Бога только спасение. От Него только радость. От Него только благодать.

и что

Он абсолютно благ.
«Он всемогущ», — добавляло старое богословие.
Но если Он всемогущ — Он ответственен за зло и страдание мира, следовательно. Он не благ.
Казалось бы, выйти из круга этого противоречия невозможно.

Но Господь творит из Себя. Всем истекающим из Его глубины монадам неотъемлемо присущи свойства этой глубины, в том числе абсолютная свобода. Таким образом, божественное творчество само ограничивает Творца, оно определяет Его могущество той чертой, за которой лежат свободы и могущества Его творений.

(глава 3.2)

а в одном из стихотворений высказался еще резче:

Бог абсолютно благ! светоносен!
А не всемогущ.
Верь!
Верь — и забудь «царя на престоле
В грозных высотах».
Он — святей;
Сам очертил Свою власть и волю
Волей свободных
Божьих
детей.


Поэтому такие вещи в писании, которые явно этому противоречат, надо понимать либо как упрощение, необходимое для человеческого понимания... То есть если говорится, что Бог что-то ненавидит, это перенос наших человеческих чувств на Бога, у которого ненависти в принципе не может быть. Перенос необходимый, чтобы суть сказанного лучше дошла до читателя...
Либо — как искажение самого писания человеческими и эгрегориальными привнесениями.
 
Он абсолютно благ.
Я абсолютно согласен. Но попустительство разве может быть благом?🤔
Да и не думаю что совсем лишать его атрибутов сурового защитника это совсем уж правильно.
»«2956»»
 
Редактирование:
Высокая позиция Даниила Андреева все равно не дает исчерпывающего ответа, полностью снимающего причины существования зла, трагических провалов судеб, мировых катастроф. Если обратиться к Шри Ауробиндо, наш мир избирают души, которые как раз желают испытать всю полноту риска, испытаний, вызовов, крушений и взлетов. И за «гневом Божьим» так же стоит Его всеохватывающая любовь, как и за Его милостью.

«И не рабам,
не холопам Славы
Мир, как могучее поприще, дан:
От эмпирея до яростной лавы
Горд и свободен его океан.» ДА

У Шри Ауробиндо:

БОГОЯВЛЕНИЕ


Как вечный пик, недвижен, одинок,(1)
Царит в безмолвье милосердный Бог:
Господь любви ко всем, невыразимой,
Глубокой, всех приемлющий едино
И равно — праведных и нечестивых, —
Явился мне в величье мирном Шива:
Голубкой на гнезде, Он, царствен, тих,
Сложив крыла, лелеял чад своих.
Изгои, грешники, всю скорбь гоня,
Стеклись вкруг нежного того Огня,
И демоны, и яростные боги,
Кого отторгли светлые чертоги,
Собрались к Утешителю заблудших,
Что привечал с улыбкой падших души.
Презренных, неприкаянных, несчастных,
Благих и злых толпился сонм ужасный —
И все текли к Целителю печалей
И рай у стоп Господних обретали…
Виденья Образ вдруг иной сменил:
Кровавый Ужас молнией разил;
Он потрясал копьем с свирепой силой,
И с ним землетрясенья пляска била
Все полушарье, бедствий и крушений
Пал дождь с небес, болезней, разрушений
Гремела всюду рать, напастей вал.
Неистовый, Он горы попирал,
И видя, как глаза Его пылали,
Сердца догадкой жуткой замирали
Про грех и про возмездье. Всяк взывал:
«О, бурь Господь, умерь Свой грозный шквал!
Помилуй, Рудра, лик яви другой —
Не бури гневной, а любви благой!»
Но Силы Бог(2) и Бог Любви — одно,
Когда разит — Он любит все равно.
И только тот, кто поднялся над страхом
И стал играть со смертью, скорбью, крахом,
От слепоты вполне избавлен, зрит
Единство Форм, в которых Бог царит,(3) —
Любовь под жуткой Ужаса личиной,
Покой, несущий бурю, с ней единый…
Наш Друг Всевышний дарит в помощь нам
И жизнь, и смерть, чтоб, истину познав,
Освободились мы от доли смертной
И жили в радости игры бессмертной,
Скорбь, ужас, ярость, боль забыв навек.
Тогда, познавший Цельность, человек
Сам — Рудра, грозный лютый сокрушитель,
Сам — Шива, милостивый благ даритель:
Единство он постиг и курс извечный,
Безмолвья полн и силы бесконечной,
Да, Рудра он — и ураган, и Пламя,
Он Шива — белый Свет над тьмы тенями, —
И Мощь, что на крылах времен парит,
И Тишь, что в сердце вечностей царит.



1) Бессмертен, чист, недвижен, одинок,
2) Гнева Бог
3) Единой Формы совершенный вид
 
Я абсолютно согласен. Но попустительство разве может быть благом?
Попустительство чему (кому)?
Если Бог начнет вмешиваться в свободный выбор существ, в том числе демонов, то он станет тираном.

и как следствие этого утратит Благость.

Да и не думаю что совсем лишать его атрибутов сурового защитника это совсем уж правильно.
У Бога достаточно помощников, которые могут выступать в этой роли, от ангела хранителя до демиурга.
К тому же для защиты как раз создан закон, который нам известен как закон кармы.

Высокая позиция Даниила Андреева все равно не дает исчерпывающего ответа, полностью снимающего причины существования зла, трагических провалов судеб, мировых катастроф. вызовов, крушений и взлетов. И за «гневом Божьим» так же стоит Его всеохватывающая любовь, как и за Его милостью.
И равно — праведных и нечестивых, —
Явился мне в величье мирном Шива:
Тримурти индуизма это, конечно, не Высший Бог.

И Брама, и Вишну, и Шиву — три проявления Божества, и хотя сложно тут соотнести напрямую с РМ, думается, что в образах этих богов, как и в случае Бога Израилева из Ветхого Завета, сошлись, наложились разные инвольтации.

Что касается причин существования зла и мировых катастроф, то хороший ответ дает русская религиозная философия, особенно Николай Лосский.
«Бог и мировое зло»
Не знаю книги, где этот вопрос не был бы разобран лучше. Единственное слабое место в цепи его рассуждений — это отсутствие закона кармы. Но если его добавить, все прекрасно встает на место.

Если обратиться к Шри Ауробиндо, наш мир избирают души, которые как раз желают испытать всю полноту риска, испытаний
Одни избирают... Других, причем их большинство, оказываются вследствие кармы )) и просто уже не могут выбраться.
Но тут важно понимать, что Бог не вмешивается постоянно в происходящее. Он просто дает всем жизнь, как Солнце дает всем свет.
 
Планетарный Логос – Великая Богорожденная монада, выразительница Бога-Сына, божественный разум нашей брамфатуры, древнейшая, самая первая из всех ее монад, выразившая себя в человечестве Иисусом Христом и возглавляющая подготовку нашего мира к смене эонов. Планетарный Логос – вождь всех сил Света в Шаданакаре.

Планетарный Логос это точно Иисус Христос?
 
Правка модератора:
Сверху Снизу