Показалась интересной статья:
Отношения между богатыми и бедными радикально изменились
Праздность и роскошь во все меньшей мере выглядят привилегией состоятельных классов
В ней идут рассуждения о состояниях общества в современных развитых странах и о том что его ждёт в дальнейшем. Как я понимаю, предполагается что развивающиеся страны идут по пути приближения к развитым и для них эти проблемы также станут актуальны.
Если коротко, то я вижу что автор повторяет то, что писал Даниил Андреев более 60 лет назад, когда автоматизация производства была не воплощающейся в жизнь реальностью, а в основном фантастикой. Как я это вижу, Андреев написал на эту тему больше и лучше чем любые современные аналитики которых читал.
Например, в этой цитате даётся такой прогноз и даётся положительное решение для него:
Пройдёт несколько десятилетий. Прогрессирующий рост производительных сил достигнет того уровня, который мы будем вправе назвать всеобщим достатком. Условия жизни, какими пользуются теперь граждане передовых стран, водворятся в самых диких уголках земного шара. Обращение на мирные цели тех неимоверных сумм, которые сейчас тратятся на вооружение, сообщит экономическому прогрессу почти непредставимые темпы. Период всеобщего начального обучения будет во всех странах преодолён, вероятно, ещё раньше; в дальнейшем и среднее всеобщее образование начнёт представляться уже недостаточным. Очертания интеллигенции совпадут с очертаниями человечества. Развитие новых и новых средств связи, их общедоступность, их комфорт фактически уничтожат проблему международного и межкультурного пространства. Рабочий день, сокращаясь всё более, высвободит новые резервы времени. Физиология разработает аппаратуру, помогающую человеческому мозгу быстро и прочно запоминать воспринимаемые им сведения. Досуг станет возрастать. И те вопросы, которые волнуют сейчас большинство, — интересы хозяйства, организации производства, улучшения продукции, промышленной техники, дальнейшего совершенствования жизненных удобств, — потеряют свою остроту. Весьма правдоподобно даже, что тем поколениям будет непонятно и странно, как могли их предшественники увлекаться и кипятиться при решении столь скучных и плоских проблем. Запасы сил обратятся на создание ценностей высшего порядка, ибо материальная основа жизни не будет подвержена никаким колебаниям, всеобъемлюща и совершенно прочна.
Как я это понимаю, один из вариантов конструктивного действия в условиях мирового тренда возрастания досуга — это общекультурное и духовное самообразование, индивидуальное и коллективное. И ещё, конечно, творчество, но сейчас сосредоточусь именно на образовании как на том что мне более понятно. Думаю что Даниил Андреев в своих книгах оставил для нас наводки на целый ряд произведений, в том числе религиозных, которые могу быть основой или одной из основ такого самообразования.
Думаю что из текстов Андреева можно вывести целую библиотеку с таким рядом произведений. Как я это вижу, список таких произведений обнаруживается в текстах Андреева довольно просто, может быть даже можно сказать что механистично. Творческий подход при этом в том, чтобы в случае книг, написанных на других языках чем русский — исследовать и выбирать лучшие переводы. А в случае вообще всех книг, в том числе написанных на русском — исследовать и выбирать лучшие работы по воплощению текстов в виде аудиокниг, спектаклей, картин, музыки. Таким образом, считаю что :
1) по упоминаемым Андреевым текстам можно собрать интерактивную библиотеку
2) это творческая работа
3) её лучше проводить коллективу людей
4) люди которые много лет читают Андреева имеют для такой работы компетенцию — для первоначального этапа в виде составления списка и не только — и могут иметь мотивацию
5) это предложение форумчанам
Как я это вижу, в какой-то степени эту работу уже проделал Иван, вот тут, в случае одной из книг, которую Андреев упоминает как важную:
http://rozamira.org/threads/850/page-2
Разумеется, как я это вижу, читатели Андреева также в некоторой степени выполнили ещё более творческую задачу — найти, собрать и показать тексты, картины и др. для такого общекультурного и духовного самообразования — не из текстов Андреева, а по собственному разумению. Результаты вижу тут, например:
http://forum.rozamira.org/site/lib/
http://denouts.narod.ru/books/index.html
http://interreligia.ru/bibl.html
http://ostrov-ivana.narod.ru/mif/mif4.htm
https://yadi.sk/i/XIoGSiel5R60Tw
Такая работа, конечно, является более сложной и творческой задачей чем то что я предлагаю. Но думаю что и более простая задача это тоже актуально. В виде поиска и составления интерактивной библиотеки по упоминаемым Андреевым текстам.
Этапы вижу следующие что можно сделать:
1) найти из текстов Андреева список авторов, текстов и произведений, с цитатами где Андреев их упоминает
2) найти тексты на русском и на английском — оригинальные тексты и переводы — выбирать лучшие переводы
3) найти по этим текстам и переводам аудиокниги, спектакли, музыку и прочее — и выбирать лучшее, опять же
4) в случае когда нет достойных аудиокниг, спектаклей и прочего — подумать как сделать так чтобы они появились, попробовать что-то сделать с этим
Такую работу провести, например, по упомянутому в этой цитате:
Например, по вот этим текстам:
Репертуар мистериалов сформируется постепенно, когда жанр мистерии нового типа, получив широкое распространение, вызовет появление монументальных драматических эпопей этого рода. Но из ресурсов мировой поэзии и музыкальной драмы уже и теперь могли бы быть привлечены к постановке в мистериалах немало первоклассных произведений. Трагедии Эсхила, «Фауст», «Орфей», драмы Калидасы и Тагора, «Пер Гюнт», «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Сказание о граде Китеже» — все эти шедевры могут и должны быть, наконец, философски и сценически трактованы как мистерии.