Учение Оригена
Но я думаю, что объективная критика необходима (тот же http://ahilla.ru/).
Нельзя с амвона проповедовать любовь к ближнему, нестяжание и т.д., а потом отправлять неугодных священников на нищие приходы, выбивать из них огромные епвзносы и др.
Интересные мысли.Потому что чем больше мы их критикуем, обличаем, тем больше создаем образ церкви-монстра. Но если в церкви найдется хотя бы один праведник, то Бог помилует её. А я думаю, что такие праведники в ней есть, остались.. И вот этим оголтелым выпячиванием всем напоказ проблем в церковной среде мы бросаем тень и на них, на вот этих скромных и незаметных людей..
Мне кажется что тут возможны другие варианты кроме двух самых простых — 1) в РПЦ всё идеально 2) в РПЦ всё плохо и она не нужна.
Думаю что полезной будет критика тех явлений которые Эдуард описал — при благожелательной позиции к институту церкви вообще и к здоровой части РПЦ. Например, такая критика которая будет защищать здоровую часть РПЦ от каких-то негативных явлений в РПЦ... Заступничество за «неугодных» священников, например — в том случае когда они обижены руководством РПЦ неправильно.
То есть это могут быть совсем разные вещи когда какие-то негативные явления в РПЦ критикует пропагандист атеизма Невзоров (извиняюсь, но по мне он неприятный и даже очень скучный, унылый человек в целом, пусть и смешной если его раз в год послушать пару часов).
И совсем другая история когда те же негативные явления в РПЦ критикует конструктивно какой-то подвижник православный... Или, допустим, какой-нибудь Осипов или Кураев или Смирнов. Или, например, (по)читатель Даниила Андреева.