Древний Египет. Культурные события, выставки, лекции
Александр,
Я слышал эту версию об «инвентарной стеле». По идее, «Храм Исиды», который там упоминается, это не намёк на пирамиду, это именно сам храм, который, как будто, и по сей день стоит на этом же самом месте подле пирамиды.
Можно действительно предположить, что какие-то жрецы в какой-то момент истории решили «приподнять» статус собственной «организации» и смастерили стелу, говорящую нам, что, дескать, сам Хуфу (не абы кто!) восстанавливал и очищал этот храм! Типа, несите же дары скорее!
И дары тотчас понесли! )))
Звучит вполне логично. Но, тут есть и ряд заковык. Во-первых, создавая такую теорию, мы проецируем наше современное западное сознание на ход мыслей человека, жившего две с половиной тысячи лет назад в совсем другой культуре. Правомочно ли это? Рассуждали ли древние египтяне подобным образом? Я не знаю.
А во-вторых, в той статье выше, которая никому не понравилась , упоминается факт, что египетский археолог Селим Хасан в 60-х годах прошлого века, расчищая от песка Сфинкс, действительно обнаружил на нём и рядом с ним следы того, что описано в тексте «инвентарной стелы» — то есть, удар молнии и повреждение части скульптуры, следы древнего ремонта, и остатки платановой рощи.
Иными словами, мы видим здесь свидетельства правдивости текста стелы.
Правдивость, однако, не исключает её изготовления жрецами в 7-м веке д.н.э. ради своих корыстных целей. Но правдивость указывает на другое! Текст стелы не был, вероятно, просто выдуман. Он основывался на каком-то реальном более древнем свидетельстве. Что это было за свидетельство, мы не можем сказать. Иная, не дошедшая до нас, стела? Некий папирус? Просто устная традиция, мало ли? Но факт тот, что «инвентарная стела» — это не фейк в прямом смысле слова. Это «новодел» — да, но это новодел, созданный на основе чего-то более старого и, скорее всего, подлинного.
Впрочем, для уверенности нужны конечно дополнительные свидетельства и находки. «Инвентарная стела» — всего лишь один артефакт.
.
Я слышал эту версию об «инвентарной стеле». По идее, «Храм Исиды», который там упоминается, это не намёк на пирамиду, это именно сам храм, который, как будто, и по сей день стоит на этом же самом месте подле пирамиды.
Можно действительно предположить, что какие-то жрецы в какой-то момент истории решили «приподнять» статус собственной «организации» и смастерили стелу, говорящую нам, что, дескать, сам Хуфу (не абы кто!) восстанавливал и очищал этот храм! Типа, несите же дары скорее!
И дары тотчас понесли! )))
Звучит вполне логично. Но, тут есть и ряд заковык. Во-первых, создавая такую теорию, мы проецируем наше современное западное сознание на ход мыслей человека, жившего две с половиной тысячи лет назад в совсем другой культуре. Правомочно ли это? Рассуждали ли древние египтяне подобным образом? Я не знаю.
А во-вторых, в той статье выше, которая никому не понравилась , упоминается факт, что египетский археолог Селим Хасан в 60-х годах прошлого века, расчищая от песка Сфинкс, действительно обнаружил на нём и рядом с ним следы того, что описано в тексте «инвентарной стелы» — то есть, удар молнии и повреждение части скульптуры, следы древнего ремонта, и остатки платановой рощи.
Иными словами, мы видим здесь свидетельства правдивости текста стелы.
Правдивость, однако, не исключает её изготовления жрецами в 7-м веке д.н.э. ради своих корыстных целей. Но правдивость указывает на другое! Текст стелы не был, вероятно, просто выдуман. Он основывался на каком-то реальном более древнем свидетельстве. Что это было за свидетельство, мы не можем сказать. Иная, не дошедшая до нас, стела? Некий папирус? Просто устная традиция, мало ли? Но факт тот, что «инвентарная стела» — это не фейк в прямом смысле слова. Это «новодел» — да, но это новодел, созданный на основе чего-то более старого и, скорее всего, подлинного.
Впрочем, для уверенности нужны конечно дополнительные свидетельства и находки. «Инвентарная стела» — всего лишь один артефакт.
.