МИРОСОТВОРЕНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Размещаю здесь прежде всего, чтобы самому не забыть
Итак, с чего всё начиналось? У проф. Зубова тексты чрезвычайно обширны, а я нашел покороче и попрямолинейнее:
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/media/files-2/egipetskie-mify/Egypetskie_Mify_1_2021_mail_stamped.pdf
(Между прочим, перевод вышеупомянутого товарища Солкина).
* * *
Египетская религия — генотеизм — предполагала сосуществование еди ного Предвечного божества и множества богов, которые являются ипостасями творца. Религиозные центры никогда не конкурировали между собой, а их теологические системы дополняли друг друга. Часто выделялось учение того города, который становился столицей, но и оно не было доминирующим.
Нун — безбрежный хаос
До начала творения Вселенная представляла собой бескрайний океан — темный, безжизненный и недвижный; бороздить его было бы удобнее на подводной лодке, чем на космическом корабле. Не существовало отдельных стихий, неба и земли, жизни и смерти — лишь безымянный хаос.
В таком виде — в молчании и неподвижности — Вселенная пребывала целую вечность. Считалось, что человеческий разум не в силах до конца постичь ее состояние; однако древние египтяне пытались это сделать, представляя взаи- мосвязанные элементы безбрежного океана в виде четырех неразрывных пар — мужчин- лягушек и женщин- змей. Нун и Наунет символизировали безграничные воды хаоса, Хух
и Хаухет — бесконечное пространство, Кук и Каукет — мрак, Амун и Амаунет — сокровенное. Эти четыре пары нередко называют восемью изначальными богами Гермополя, или Огдоадой (от греческого слова, означающего восьмерку).
По мнению теологов Гермополя, чтивших силы изначального хаоса, восемь богов и богинь сообща создали первый холм (или остров), а после него — яйцо, из которого родился бог солнца. В отдельных версиях мифа солнце появляется из яйца, снесенного гусем по имени Великий Гоготун или же богом Тотом (см. с. 51) в обличье ибиса. В других вариан- тах рассказа о творении восемь богов еще в Нуне создали водяную лилию, из которой родилось солнце. Сначала оно приняло форму жука- скарабея Хепри, а затем — божествен- ного младенца Нефертума, из чьих открытых глаз струились лучи света.
До начала творения самым важным элементом Вселенной был Нун, безбрежный водный простор. Иногда его, как и богов восьмерки, изображали с головой лягушки. Однако чаще он
представал в виде человекоподобного божества мужского пола в трехчастном парике или символической фигуры, обозначав- шей изобилие и плодородие. Нун — недвижный, инертный, темный и беспредельный — обладал, несмотря ни на что, животворящей силой. На первый взгляд это кажется стран- ным и нелогичным: как могут хаос и тьма порождать жизнь? Однако мировоззрение древних египтян было скорее пози- тивным. По их представлениям, свет рождается из тьмы; вода отступает, обнажая плодородную почву; цветы вырастают
их сухих, безжизненных семян. Хаос несет в себе зачатки мироздания.
Творение началось в глубинах Нуна.
Амон, «претворивший себя в миллионы»
Восьмерица богов была первым проявлением Твоим,
Пока не завершил ты ее, ты, бывший единым.
Тайно было тело твое среди старейших,
И ты хранил себя сокрытым, в имени своем сокровенным —
Амон,
Во главе богов.
Великий гимн Амону*
Амон, или Амун, один из восьми изначальных богов, к 1200 году до н. э. играл столь важную роль в официальной религии Египта, что вся гермопольская Огдоада рассматривалась как
первое воплощение его сокровенной божественной силы. Амон представал в виде человека с синей кожей и в высокой короне из двух перьев. Одно из его имен — Великий Гоготун — говорит об ассоциации с гусем, птицей, которая на заре времен нарушила первозданную тишину своим гоготом. Иногда Амон принимал облик овна — символа плодородия. Его божествен- ной супругой считалась Мут (см. ниже); однако в восьмерке изначальных божеств Нуна у него есть еще и женская ипостась Амаунет (иногда она изображалась в короне Нижнего Египта и с посохом в форме папируса).
В период Среднего царства (2066–1780 до н. э.) в египетских Фивах культ Амона окреп; при фараонах Нового царства (1549–1069 до н. э.) он почитался как верховное божество Египта, Царь Богов. Амон символизировал все тайное и непо- стижимое, пребывал внутри Нуна и вне его — незримый, сопричастный всему сущему, возникший прежде богов творе- ния и порожденный самим собой. Он «тот, кто создал сам яйцо собственное… Наибожественнейший бог, в одиночестве вос- существовавший…»*. Даже богам неведома была его истинная природа.
Амон, Мут и Хонсу: фиванская Триада
Согласно учению фиванских жрецов, супругой Амона была богиня Мут. Чаще всего ее представляли женщиной, но иногда и львицей. Мут считалась небесной повелительницей и богиней- матерью, поэтому ее нередко изображали в двой ной короне Верхнего и Нижнего Египта
и в головном уборе в виде грифа — атрибуте богинь и цариц. Единство Амона и Мут воплощено в их сыне Хонсу, который изображался как отрок с лунным серпом и диском на голове (см. также с. 132).
* * *
Ну, остальное можно прочесть по ссылке выше. Основное представление текст даёт. Тут и Первозданные воды, тут и Фиванская триада, тут и Восьмерица и Девятирица (которую я уже упоминал в другой теме).
В общем, интересно там! ))
.