Шумеро-Вавилонская цивилизация в свете «Розы Мира» (видео и статья)

Да, может нам стоит всем попробовать?
Взять любое полюбившееся стихотворение (недлинное) и записаться. Или небольшой фрагментик какой-нибудь. И прикрепить к постингу.
Я эти идеи всячески одобряю!

Чтение стихов Даниила вслух имеет ценность само по себе, это своего рода маленькое ритуальное действо )
Если же результатом будет качественная запись, то на ее основе получится сделать ролик, а значит, стихи эти будут слушать и другие люди.
 
Возвращаясь к нашим шумерам. :)

Прочитал пару глав у Мариана Бейлицкого, не могу не поделиться тем, что там встретилось:

Итак, многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путем.
Во-первых, они прежде всего появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших
верованиях главную роль играл Энки – мудрый, добрый бог, чей «дом» – Абзу – находился
на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись
организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и
каналам.

Как же все это было?
Весла с силой ударяются о воду. Море кроткое, тихое, ласковое. Вдали вырисовывается
затянутая мглой линия берега. Не там ли, в этой дымке, совсем уже близко земля, которую
они искали столько мучительных дней? Вода меняется – теперь она уже не такая прозрачная,
но и не такая соленая. Гребцам становится труднее работать веслами: они гребут против
течения. Вода несет с собой ил и делает менее соленой морскую воду. Огромные лодки с
людьми и их добром тянутся длинной вереницей. Измучены гребцы, устали их жены и дети.
Много дней прошло с тех пор, как они покинули гостеприимный остров, который в
воображении их потомков превратится в райский остров Дильмун. Может быть, напрасно
они уехали оттуда? Может быть, надо было там построить свои жилища и остаться навсегда?
В лодках немало людей, которые ропщут, жалуются на злую судьбу, на трудности
путешествия, на своих вождей. Но если они хотят достигнуть цели, они должны подчиняться
приказам, держаться вместе и терпеливо сносить невзгоды, голод, жажду, усталость.
Впрочем, кто знает, что их там ждет: каких людей, каких животных они встретят, какие
трудности им предстоит преодолеть. Пресная вода живым потоком вливается в морскую
гладь – это надежда. Сильнее налечь на весла? Дно лодки врезается в речной ил. Первым на
берег сходит жрец. Он приносит жертву доброму богу, который привел их сюда, и во имя
этого бога принимает во владение неведомую землю, чтобы усталые путешественники могли
жить на ней и трудиться во славу бога и к его радости…

(Мариан Бейлицкий. Шумеры, затерянный мир)

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели голодом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет шумеры двинулись в глубь
Месопотамской равнины, возводя или завоевывая новые города. Этот пришлый народ
подчинил себе страну, не вытеснив – этого шумеры просто не могли – местного населения.
Напротив, они восприняли многие достижения местной культуры, и то, что мы сегодня
называем шумерской культурой и цивилизацией, безусловно, является общим достоянием
многих народов, обогащенным и развитым пришельцами


* * *

Далее, Бейлицкий пишет, что несмотря на преобладание этой точки зрения, нельзя исключать, что шумеры имеют и местное происхождение.

тут наиболее важно следующее:


Ж. Оатс в своем опубликованном в 1960 г. труде по доистории Эреду и Ура
решительно отстаивает мысль о «преемственности керамики доисторических эпох». Изучив
большое количество гончарных изделий, исследовательница установила общность ряда
декоративных мотивов и т. п., тем самым доказав преемственность культур начиная от эпохи
Телль-эль-Обейда.

Не менее убедительным доказательством следует считать общие для отдельных культур, начиная с культуры Эль-Обейда, особенности культовых сооружений (центральный двор святилища, окруженный вспомогательными помещениями; стоящий свободно жертвенный стол; предметы культа, закопанные поблизости от алтаря; украшения на фасадах храмов). Храм, раскопанный в VI слое Эреду, мало отличается от храма эпохи Урука, построенного несколькими столетиями позднее. Культура Эль-Обейда имеет и другие общие черты с культурами, которые принято считать доисторическими, шумерскими. Это ритуальные сосуды, принесение рыбы в жертву богам, терракотовые кадильницы, использование символа змеи.

Проблема храмового зодчества заслуживает особого внимания. Ж. Оатс утверждает,
что обнаруженный в VI слое Эреду храм стоял на платформе, под которой видно не менее
пяти прямоугольных сооружений, образующих ступени той же платформы. Воздвигая новый
храм, жители Эреду не только использовали развалины старого, но и поднимали уровень
платформы так, чтобы стены старого храма оказались в пределах нового сооружения. Это
заставляет думать о существовании устойчивых религиозных верований и о том, что
последующие поколения стремились уберечь от разрушения и сохранить более ранние
культовые здания. «Трудно предположить, – пишет Оатс, – что традиция сохранила бы
местоположение храма, его культовое назначение и архитектурную форму начиная с эпохи
Эль-Обейда вплоть до шумерских времен, если бы в течение этого периода произошли
сколько-нибудь существенные изменения в структуре народа». Возвращаясь к анализу
керамики, исследовательница с особой настойчивостью подчеркивает отсутствие каких-либо
следов «иноземного вторжения» или изменений, которые нельзя было бы объяснить
нормальным и естественным развитием культуры.
 
Насколько я понимаю, когда Александр Великий захватил Вавилон, там уже была не Вавилоно-шумерская метакультура, а Персидская зороастрийская.
Это да, но там реально ещё очень большой вопрос, сколько в стране было собственно зороастризма, а сколько более древних верований. Скажем, Иштар продолжала почитаться очень высоко. Мардук, как будто, тоже. Вполне вероятно двоеверие или даже многоверие.
А в книге И. Ефремова есть, например, такие интересные главы, как «Воды Ефрата» и «Мудрость Эриду».
Там стоит почитать. Погружаешься в мир их времени и тех мест.
Затягивает.
Вот книга «Таис Афинская» в хреновом интерфейсе, но зато бесплатно и полностью. А текст и впечатления — вечность наших душ: они увлекают всегда не взирая на «оболочку».

.
 
А в книге И. Ефремова есть, например, такие интересные главы, как «Воды Ефрата» и «Мудрость Эриду».
Там стоит почитать. Погружаешься в мир их времени и тех мест.
Павел, я прочитал главу «мудрость Эриду» частично, а частично просмотрел.
Кроме названия главы шумерские боги почти нигде не обнаруживаются 🙂
то есть в начале выглядит многообещающе — Таис с друзьями едут в древний город, подробно описывается местность, развалины храма.
И вдруг на тебе — жрецы неожиданно оказываются индийскими! ) и дальше рассказывают уже про индийскую мудрость, закон кармы и все такое прочее. (и конечно, Ефремов не мог не вставить туда по то что древние мол знали, про то что Земля вертится вокруг Солнца)

А где шумерские боги??
Я вспомнил что еще при первом прочтении испытал от этой главы разочарование — откуда там Индия взялась? и ладно бы еще где-то в Вавилоне в городе пообщались, но почему-то индийские жрецы в Эриду, в древней святыни.
Предположу, что Ефремов Индию знал куда лучше древнего Вавилона, и поэтому решил там о ней рассказать, но это как-то неправильно все равно.
 
И вдруг на тебе — жрецы неожиданно оказываются индийскими! ) и дальше рассказывают уже про индийскую мудрость, закон кармы и все такое прочее. (и конечно, Ефремов не мог не вставить туда по то что древние мол знали, про то что Земля вертится вокруг Солнца)
Таис Ефремова не читала, думаю как всегда в художественной литературе, автор решил недостаток знаний по истории решить простыми приемами, заменив вавилонских богов на индийские :ROFLMAO: Вавилонская мистика еще пойми какая была, пока будешь в этом разбираться и книжку не напишешь, а индийская вот она, повсеместно!
 
А вы прочтите вначале «Воды Ефрата». Там самый настоящий Вавилон уже присутствует.
Да, я сам перечитал вчера эти главы. Сделал это с удовольствием, но в «Мудрости Эриду» действительно только само путешествие выглядит шумеро-вавилонским, а жрецы и премудрости — всё из Индии. Хотя, текст весьма насыщенный и содержательный.
Ну, а в «Водах Ефрата» больше уже внешнего Вавилона. Там и храм Иштар и храм Мардука (кажется), и некоторые описания внутреннего обустройства города. Но повествование книги в целом, конечно же, не об этом, поэтому я и предупреждал выше, что Ефремов тут мало, что прибавит к теме, но, однако, достаточно интересно. Во всяком случае, древняя религия Месопотамии, судя по всему, была вполне себе ещё живой даже в 3-м столетии до нашей эры, несмотря на официальный зороастризм Дария и прочей персидской знати.
Да и вообще чтение Ефремова возвышает человека и делает его более психически здоровым и уравновешенным! :)

.
 
но в «Мудрости Эриду» действительно только само путешествие выглядит шумеро-вавилонским, а жрецы и премудрости — всё из Индии.
Вавилонская метакультура никак вроде бы не связана с Индийской, и нет одинаковых терминов, божеств. Хотя они существовали параллельно
 
Таис Ефремова не читала, думаю как всегда в художественной литературе, автор решил недостаток знаний по истории решить простыми приемами, заменив вавилонских богов на индийские
Вроде у Ефремова основательный подход.
Историю Греции и Индии он явно изучал, изучал глубоко. Почему так поступил с Вавилоном — не понятно. :)

Скорее всего, ему нужно было просто место за городом куда вывести главных героев для диалога с индийскими мудрецами.
А развалины Эриду выступили просто как фон!

Вавилонская метакультура никак вроде бы не связана с Индийской, и нет одинаковых терминов, божеств.
может быть, Ефремов этого не понимал, хотя как-то мало вероятно)

Ну, а в «Водах Ефрата» больше уже внешнего Вавилона. Там и храм Иштар и храм Мардука (кажется), и некоторые описания внутреннего обустройства города.
Хорошо, гляну попозже.
Конечно, не факт, что там будет исторично, но освежить в памяти интересно.

Насколько я понимаю, исторических данных по этому периоду о вавилонской религии, или ее остатках, почти нет.
Знаем только, что солдаты Александра македонского начали расчищать развалины зиккурата Этеменанки. Следовательно, к его приходу зиккурат уже был глубоко в запустении, службы не отправлялись, возможно, использовали как строительный мусор... (
Что касается Эриду, о нем нет упоминаний после 6 в до н.э. и считается что в 6 веке город запустел из-за опустынивания (он оказался уже совсем далеко от моря).
А вот про соседний город УР пишут, что до 4 в до н.э. он оставался небольшим торговым, ремесленным (и да, возможно, религиозным) центром.
 
Просто Ефремов — это, скорее всего, бывший индус! :)
Как и Андреев.
Он всюду стремился ввести индийских мудрецов и показать их знания. Что в Вавилонии, может, и не слишком к месту, но для читателей (тем более, того времени 70-х годов прошлого века) крайне ценно и полезно. Плюс, там имеются интересные сведения о еврейской Каббале.
Ефремов — да — исследователь очень основательный, ерунды он не сочинял.
Башня Этеменанки, как будто, стояла себе в Вавилоне во время прибытия туда Александра. Как, собственно, сам Ефремов и указывает в своей книге. Войска Александра начали не восстановление башни, а скорее её демонтаж, который был позднее завершён его преемниками (селевкидами).Так, по крайней мере, сообщает Вика .
Но, снова скажу, что книга «Таис Афинская» в сущности не об этом — просто её приятно и полезно почитать и в ней содержатся некоторые достаточно живые описания Вавилона времён 4-го века до нашей эры. Вот, собственно, и всё.

.
 
Друзья, я отделил все то что по моему субъективному мнению не относилось к конструктивному офф-топу сюда:
https://rozamira.org/t/1267/ . ИМХО.
Гипотезы и разные неподвержденные научным сообществом теории о Шумере и Вавилоне просьба постить в той теме.
Текущая тема касается популяризации проверенных, подтвержденных наукой теорий и установления их корреляции с «Розой мира» Даниила Андреева.
Приветствуются обсуждения в русле концепции РМ, в первую очередь, метаистории, трансфизики и т.п. Так как данная тема относится к разделу «концепция».
 
Сверху Снизу