Александр Блок и христианство

Я привела текст, где А Блок пишет о том, что он хочет исповедаться, но религия то уже под запретом, в 30-е все храмы будут закрыты. Во времена Блока религия была не такая как сейчас — формальная, а вполне обязательная, которая прививалась с детства в семье.

У меня полно знакомых атеистов, и никто из них не желает исповедываться, и тем более причащаться. Потому что атеисты понятия не имеют для чего это и зачем, а поэт знад отлично, котому что был прихожанином.
Оля, Блок умер в 21 году! Было еще полно открытых храмов и при желании можно было пойти и на службу, и исповедываться, и вообще регулярно участвовать в церковной жизни.
Даниил Андреев пишет о многочисленных посещениях храмов в конце 1920-х годов, и даже в 33 году он ходил на акафист Серафиму Саровскому.

То есть Блок или боялся осуждения своих новых друзей — атеистов, коммунистов, — ведь он даже в ЧК входил, не поняли бы товарищи. Или уже настолько к этому моменту оторвался от Бога, что не мог перебороть себя и вернуться.
Да в революционные годы все было неспокойно, расстреливали священников, но при желании можно было найти тихий храм пусть даже где-то за городом.

Кстати, я вот не атеист, но исповедываться не хожу, писал уже не раз почему.

И у Блока было много возможностей вернуться к Богу, помимо церковного обряда.
Но свидетельств о внутренней духовной жизни Блока я пока не вижу. А стихи говорят, что он отрывался от него все более и более.

Даже если он в детстве ходил на службу (видимо вместе с родителями, как тогда делали все дети в России) это его не делает еще христианином.

Во времена Блока религия была не такая как сейчас — формальная, а вполне обязательная,
О, да религия была тогда еще более формальная чем сейчас!
Царь батюшка стоял со свечкой на службе так же, как сейчас сами знаете кто. ;)
И городские начальники ходили на службы.
И в семьях это прививалось далеко не всегда из любви к Богу, а просто чтобы избежать осуждения общества и начальства, так как в царские времена продвижения по карьере атеистам почти не светило.
 
Вот Александр ответил лучше меня
не знаю, пару слов ни о чем, при чем тут культ которого нет по факту?

Оля, Блок умер в 21 году! Было еще полно открытых храмов и при желании можно было пойти и на службу, и исповедываться, и вообще регулярно участвовать в церковной жизни.
Даниил Андреев пишет о многочисленных посещениях храмов в конце 1920-х годов, и даже в 33 году он ходил на акафист Серафиму Саровскому.
Я когда в школе всем показала крестик наверное во 2 классе, родители вызвали в школу, а меня как только ни называли, в основном отставшей от научного прогресса религиозной идиоткой. Оценки еле дотягивали до троек. При том что в 80-е уже церкви были открыты, но по факту, общественное мнение не давало религии никаких свобод, верующих зачумляли, и до конца жизни они несли клеймо отстоев общества. Конечно, известный поэт не мог свою репутацию так ронять, за Иисуса Христа и так поплатился, его потом считали реакционером.
Но здесь.
Мы видим серые, безрадостные тона. явно не райские, слева внизу изображен унылый город, видимо Петербург, и вдобавок обнаженная богиня возвышается над православным храмом явно затеняя и умаляя его.
Она как бы отодвигает храм в сторону.
Да и лик ее холоден и строг не как у доброй богини.
Здесь мы видим быстрый набросок Глазунова, нарисованный видимо за 1 день, недоработанный, серый и унылый потому что холст просвечивает, краска плохо легла. Это просто набросок, эскиз, может у Глазунова было дел полно и он не дорисовал, просто ощущение от него серое и унылое
Да и лик ее холоден и строг не как у доброй богини.
Богородицы в храмах хихикают разве, у них лица строгие, ноу коммент.
Перо павлина торчащее вроде бы из плеча или из за спины девушки — вроде остатки общипанного хвоста, на фоне небес действительно вызывает тревогу, хотя небо просвечивает сквозь тучи голубое и яркое. Большие мистические цветы характерны для Готимны, и переливы цветов там совсем не полуденные.
В целом цветы похожи еще на Демона Врубеля, их возможно копирует Глазунов. У Вребелевских демонов тоже были павлиньи перья, они символизируют самолюбование, нарциссизм — павлин самая красивая птица!
А Врубель в сидящем Демоне подразумевал не абсолютное зло, а высокую личность, не вписывающуюся в условности Энрофа, и сказочные цвета в его горнем пейзаже явно прозрение а Готимну. О многозначности демонов Врубеля писал Д Андреев, что лучше даже если бы его работы погибли в Энрофе. К сожалению, высокое творческое или какое угодно дарование не всегда служит Свету.

Вот – Готимна благоухающая,
Не Земля
и не Небеса.
Исполинских цветов вздыхающих
Наклоняющиеся
леса;

Речью сладостной,
чуть щебечущей;
Каждый – братом нам стать готов,
А меж ними
зияет блещущая
Даль сквозь даль –
девяти цветов:

Не семи –
девяти ликующих,
Из которых мы знаем семь,
Семь прекрасных,
едва проструивающихся
В нашу плотную, злую темь.

Садом Судеб Высоких кличется
Слой Готимны,
взойдя куда,
Больше дух наш не обезличится
Маловерием
Никогда.
К эротике я всегда относился и отношусь спокойно, даже положительно.
Более того, меня за нее нередко ругают) попадало постоянно от Михаила Рыбакова, когда я картинке с эротическим подтекстом ставил на ролики о стихиалях.
Ругали за эротические сцены в книге моей.
В восприятии стихиалей эротика и правда ни к чему, в них мало от человеческого облика — это явления природы.
В отличии от стихиали Человечества Лилит, которая как раз имеет человеческий образ. А Блок и не давал никому обещаний в своем творчестве не возвеличивать Афродиту или Венеру, он и в Стихах о Прекрасной Даме ее упоминает совершенно открыто, безо всякого там предательства.
Царь батюшка стоял со свечкой на службе так же, как сейчас сами знаете кто. ;)
Вот это прям аргумент :ROFLMAO::ROFLMAO::ROFLMAO:
 
Редактирование:
Здесь мы видим быстрый набросок Глазунова, нарисованный видимо за 1 день, недоработанный, серый и унылый потому что холст просвечивает, краска плохо легла. Это просто набросок, эскиз, может у Глазунова было дел полно и он не дорисовал, просто ощущение от него серое и унылое
думаю, он специально так сделал.

Он мог прорисовывать четко, когда было нужно.
Но в таком стиле вообще Блока рисовал. Вот например:

»«4396»»

Чтобы подчеркнуть безысходную тоску всей этой ситуации.
Как в стихотворении «ночь улица фонарь аптека» )

Но дело не в этом.

Мне кажется, Ольга, ты не очень хорошо понимаешь, почему Блок попал в Дуггур, и как это связано с подменами женственности в его восприятии.

Блок и не давал никому обещаний в своем творчестве не возвеличивать Афродиту или Венеру, он и в Стихах о Прекрасной Даме ее упоминает совершенно открыто, безо всякого там предательства.
Он ее не просто возвеличивал, он ее искажал!

советую перечитать всю главу «Падение вестника», так как там подробно описывается вся цепь подмен у Блока, но попробую выделить несколько главных моментов:

Сперва пел о Навне, принимая её в слепоте за Вечную Женственность. Теперь поёт о Велге, принимая её за Навну в своей возросшей слепоте.

Но это ещё только начало. Страстная, не утолимая никакими встречами с женщинами, никаким разгулом, никакими растворениями в народе любовь к России, любовь к полярно-враждебным её началам, мистическое сладострастие к ней, то есть сладострастие к тому, что по самой своей иноприродной сути не может быть объектом физического обладания, — всё это лишь одно из русел его душевной жизни в эти годы. А параллельно с ним возникает и другое.

Сперва — двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению;


Смутными воспоминаниями о Дуггуре насыщена вся «Снежная маска». Едва начинается почти любое из стихотворений, и вдруг уже реальный план сдвинулся, мгновенное колебание всех тканей стиха — и вот уже пейзаж другого, смежного мира, другой Невы, других вьюг, других громад по берегам — каких-то ледяных громад с пещерами и гротами, каких-то полётов на «пасмурных конях» по воздушным пучинам другого слоя: инфра-Петербурга.

Не знаю, читал ли Глазунов Андреева, но на его картине видно как раз похожее — как сдвигается реальный план, появляются ледяные громады и незнакомка в короне.

В глубоких сумерках собора
Прочитан мною свиток твой;
Твой голос — только стон из хора,
Стон протяжённый и глухой.

Таким обращением некоей женственной сущности к поэту начинается одно из стихотворений, которое Блок даже не решился напечатать. Начало, перекликающееся со стихами его юности, когда входил он «в тёмные храмы», совершая «бедный обряд»: там ждал он «Прекрасной Дамы в сияньи красных лампад». Не Прекрасная ли Дама и сейчас мерцает своему погибающему певцу? Что говорит она? Чем утешит, чем обнадёжит? — Но голос звучит холодно и сурово, едва доносясь из других, далёких, инозначных слоёв:

Твои стенанья и мученья,
Твоя тоска — что мне до них?
Ты — только смутное виденье
Миров далёких и глухих.


Третий том — это, в сущности, уже пепелище. Душевное состояние поэта ужасно.

Ты изменил давно,
Бесповоротно.

Непробудная ночь плотно обняла всё — и землю, и то, что под ней, и то, что свыше. Одна беспросветная страница сменяется другой, ещё кромешнее. Клочья, уцелевшие в памяти от трансфизических странствий, переплетаются с повседневностью в единый непрерывный кошмар.


Блок угодил в дуггур не за то что ходил по борделям и не за то что изменял жене!
если бы за такие вещи попадали в дуггур то туда попадал бы каждый третий мужчина, если не больше.
Блок попал туда за то что исказил (отчасти сознавая это) весть о Женственности, подмешивая в образы Соборной души и других светлых сущности образы велги и демониц Дуггура.
И весь этот тонкий яд остался в его стихах.

Жаль что мне приходится здесь выступать своего рода обвинителем, но все это описано в «Розе мира» довольно четко.
 
о более светлом немножко)

В восприятии стихиалей эротика и правда ни к чему, в них мало от человеческого облика — это явления природы.
Вот и Михаил так говорил :D

Но человек воспринимает стихиали через призму своего восприятия мира. И традиционно со времен античности наяд и дриад изображали в виде красивых женщин.
Я лично нахожу эту традицию оправданной.

Мало кто может видеть стихиали в их собственных мирах, но большинство людей ощущает их как светлых дружественных существ, часто женственных — неудивительно же, что в виде прекрасных женщин рисуют.

«4397»
Герберт Драйпер. Водяная нимфа

красиво же!
 
Вот и Михаил так говорил :D
В данном случае согласен с Михаилом. Всё-таки стихиали — не люди, не имеют человеческого облика; их изображение в человеческом облике является самым грубым приближением, снижает глубину и может увести понимание в сторону. Если очень хочется добавить чего-то человеческого, то стоит подумать об изображении человеческих глаз во всю картину на фоне неба или свойственной данной стихиали среды.

красиво же!
Красиво & чисто! 🥰 И никакой мути, никаких подмен.
 
Александр,
@Ольга, что смешивать божественное, возвышенное, чистое, непорочное и физическое, низкое, стихийное, сексуальное есть «величайшая мерзость» — с этим согласны?
Все мы появились в этот мир одним путем, я не согласна считать этот путь мерзостью. Вы можете думать по другому. Соловьев мог думать так как ему угодно было.
Что значит смешивать и кто смешивает? Приведите примеры с цитатами, доказательствами.
И для начала напишите что значит смешивать « божественное, возвышенное, чистое, непорочное и физическое, низкое, стихийное, сексуальное» а то не понятен предмет разговора.
Может Вы имеете ввиду нечто такое?
art-devushka-fentezi-ogonek-magiya-ruka-plate-derevo-krivoe-ukrasheniya-kristally.jpg
ЛИЛОВОЕ. Хочу спросить — Вы думаете художники и мультипликаторы анимэ попадают в Дуггур?
Сейлор Мун — «Я несу возмездие во имя Луны!», а может быть это Светлая Таннит Лунная Богиня?
 
Редактирование:
Иоанн,
Что-то А Блок явно искажал, судя только по его не здоровой личной жизни.
Я о том, что его некоторые стихи и правда не о Вечной Женственности. Он так прямо и писал о Российской Венере. Вынуждена еще раз привести стих А Блока, из цикла «Стихи а Прекрасной Даме», где нет еще никаких «подмен». Пишу еще раз этот стих потому что мои слова выдергивают из контекста, я писала их о этом стихе — если там Венера, то не Вечная Женственность, это не одно и то же.
***
Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.

И мнилась мне Российская Венера,
Тяжёлою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица — спокойная мечта.

Она сошла на землю не впервые,
Но вкруг неё толпятся в первый раз
Богатыри не те, и витязи иные…
И странен блеск её глубоких глаз…

29 мая 1901, с. Шахматово
Подмены нет, А Блок так и пишет что стих о Всенародной Афродите.
А подмены начались у Блока, начиная со сборника «Снежная Маска», «Кармен» и т д.
Об этом и написано в Главе Падение Вестника, первоначально А Блок был чист в служении, но он воспевал карросу Дингру и Всенародную Афродиту вместе с Навной. Это потом он стал подпадать под действие Дуггура, и это по мнению Д Андреева отразилось на его стихах в сборниках «Снежная Маска», например
 
Редактирование:
Он так прямо и писал о Российской Венере. Вынуждена еще раз привести стих А Блока, из цикла «Стихи а Прекрасной Даме», где нет еще никаких «подмен». Пишу еще раз этот стих потому что мои слова выдергивают из контекста, я писала их о этом стихе — если там Венера, то не Вечная Женственность, это не одно и то же.
Я согласен что этот стих достаточно четко указывает на Афродиту Всенародную, и она прямо названа Венерой.
Говорится и об ее двойственности.
Датировка — 1901 год, и Блок был достаточно юным, и события, о которых идет речь, произошли в основном позже.

Правда, и в этом стихотворении первый абзац находится в контрасте с двумя другими.

Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.
Тут вроде о светлых мирах говорится, а дальше об Афродите Всенародной, двойственной сущности.
Но это мы, розамиристы, с учетом всего написанного РМ, можем легко это различить.
А другие читатели?
А сам Блок вполне это различал и разграничивал?...
 
Сверху Снизу